Экономики в западноевропейских экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономики в западноевропейских экономики



Странах

традиционного общества. Их разрушению, безусловно, способство­вала бы глубокая аграрная реформа Однако трагедия заключается в том, что сознание крестьянства в освободившихся странах ока­зывается явно неподготовленным для такой реформы. Поэтому Г. Мюрдаль выступает в поддержку любых социальных сил, которые уже сейчас способны обеспечить реальный рост трудового вклада незанятой или слабоиспользуемои рабочей силы. При этом он особенно пропагандирует такие методы, применение которых не приводит к росту дефицита других факторов производства. В част­ности, он выдвигает целую профамму развития местных промыслов. Подход Г. Мюрдаля имел важное гуманистическое значение. По существу он углублял пропасть между теориями роста и теориями развития. Рост, который не сопровождается улучшением положе­ния большинства населения, не рассматривлется им как развитие с большой буквы, потому что он оставляет в стороне подавля ющую часть населения и осушест-вляется за счет нее.

Процент населения

Предположим, что у нас име­ется два варианта кривой Лоренца: I и 2 (рис. 3.4), которые имеют один и тот же коэффициент Джини. Г. Мюрдаль ратует за такое развитие, которое не увели-

Рис. 3.4. Разные варианты коэффициента Джини
 

чивает богатство богатых (1-я кривая), а повышает благососто­яние бедных (2-я кривая).


Фактически теория Г. Мюрдаля стала теоретическим обоснова­нием деятельности наиболее радикальной части мелкой буржуа­зии Под влиянием книги Мюрдаля была подготовлена стратегия удовлетворения основных потребностей, рекомендованная экспер­тами ООН освободившимся странам, а ее автор (вместе с Фридрихом фон Хаиеком) был в 1974 г. удостоен Нобелевской премии за анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений.

Развитие, с точки зрения Г Мюрдаля понимается как повышение степени удовлетворения основных потребностей всех членов общества.

3.1.3. Влияние концепции Г. Мюрдаля

 

 

Послевоенное развитие происходило в соответствии с рекомен­дациями Г. Мюрдаля, хотя и далеко не последовательно. Если за последние 50 лет кривая Лоренца для населения мира и изменя­лась в сторону повышения доли доходов беднейших групп населения (рис. 3.5), то это происходило не столько за счет развивающихся

40 60

Процент населения

 

Рис. 3.5. Изменение кривой Лоренца для населения мира в 1950-1996 гг. Источник: Вопросы экономики. I997. № 10. С. 130


стран (в Латинской Америке, например, пропасть между бедными и богатыми по-прежнему чрезвычайно высока), сколько за счет Китам.

Таблица 3.2 Доля бедняков в мировом населении
1987 г
1993 г.
В%
 
 
Млрд человек
1,2
1,3

Между тем бедность по-прежнему является одной из глобаль­
ных проблем современности. Международная черта бедности
оценивается в современном мире как реальный доход I долл. в
день на человека, по паритету
покупательной способности
(ППС) в ценах 1985 г. С этой
точки зрения доля бедняков в
современном мире составляет
1,3 млрд человек, или 29%
(табл. 3.2).--------------------------------------------------------------------------------------- ■

В ряде развивающихся стран в таких условиях живет в настоящее время более половины населения (рис. 3.6). Большинство из них приходится на страны Южной Азии и Африки южнее Сахары, где за чертой бедности живет каждый третий. В странах Восточной Азии, а также Южной и Центральной Америки за чертой бедности живет каждый четвертый (рис. 3.7).

Рис. 3.6. Страны, в которых более '/г населения живут за международной чертой бедности (1981-1995 гг., в %)


Южная Азия

Африка южнее Сахары

Восточная Азия

Южная и Центральная Америка

Ближний Восток и Северная Африка

Восточная Европа и Средняя Азия

Россия

 
 
 
 

Рис. 3.7. Доля населения, живущего за международной чертой бедности

(1993 г., в %)

Источник. Мир и Россия. Материалы для размышлений и дискуссий. СПб., I999. Гл. 5. С. 27.

Однако международная черта бедности не применима к раз­витым странам, где стоимость жизни значительно выше. Пара­доксально, но по

этому критерию Таблица 3.3

доля бедных в Черта бедности

России достигает (классификация Всемирного банка)

Группа стран Черта бедности в ППС, долл. США в день В ценах какого года
Для развивающихся стран    
Для стран Восточной Европы и СНГ    
Для развитых стран 14.4  

лишь \% (см. рис. 3.7). Дело в том, что на I долл. в день в развитых странах прожить невоз­можно, поэтому черта бедности определяется в

14,4 долл. для развитых и 4 долл. для восточноевропейских стран (табл. 3.3).

Концепция базовых нужд остро поставила проблему удов­летворения основных потребностей. К сожалению, существу­ющая система показателей не отражает всего богатства признаков, характеризующих развитие личности (табл. 3.4). Тем не менее


 




Таблица 3.4 Основные потребности и их количественные показатели

 

Основные потребности Количественные показатели
Здоровье Ожидаемая продолжительность жизни
Образование Грамотность Доля обучающихся в начальных школах, в % от населения в возрасте 5-14 лет
Пища Количество калорий надушу населения, в % от необходимых
Водоснабжение Доля населения, имеющая доступ к питьевой воде
Санитарные условия Детская смертность (на 1000 рожденных) Доля населения в домах с водопроводом и канализацией
Жилье Нет

Источник: Hicks N., Strfvnten P. Indicators of Development: the Search for a Basic Needs Yardstick//World Development. 1979. № 7. P. 578.

такой многомерный подход позволяет оценить развитие той или иной страны более глубоко и всесторонне и, главное, поставить проблему развития личности как основную долгосрочную цель -главную меру развития человеческого общества.

Под влиянием институционалистов был разработан ищекс развития человека ООН (Human Development Index). Он основан на трех показателях:

ожидаемая продолжительность жизни, измеряемая средней
продолжительностью жизни дли населения в возрасте от 25 до 85 лет;

интегральный показатель уровня образования, включающий:

 

— долю неграмотного населения (этот индекс берется
в рамках интегрального показателя уровня образования
с удельным весом в 2/з)>

— объединенный показатель доступности начального,
среднего и высшего образования — доля учащихся в со­
ответствующей возрастной группе (этот индекс берется
с удельным весом в '/3)>

уровень жизни, измеряемый реальным ВВП на душу населения
(от 100 до 40 000 долл. по ППС). Данный показатель исчисляется
по формуле Аткиисона для полезности дохода:

для 0 < у < у*, ДЛЯ у* < у < 2у\ для 2у* < у < Ъу*,

W{y) = у*

= У* + 2[(у -= у* + 2(у*»/2)


где у* — средний мировой доход (долл., ППС), принятый в ка­честве порогового уровня; в 1997 г. он составлял 5,711 долл. С 1990 г. ООН ежегодно публикует расчеты по этому индексу.

Поэтому неудивительно, что п настоящее время проблема ин­вестиций в производственные фонды уступает проблеме инвестиций в человеческий капитал.

3.1.4. Роль человеческого капитала

Одним из первых применительно к развивающимся странам проблему инвестиций в человеческий капитал поставил американ­ским жономист, профессор Чикагского университета Теодор Шульц. Теодор Шульц родился в 1902 г. в США. После окончания обуче­ния в Висконсинском университете он в 1928 г. получил степень магистра, а в 1930 г. — доктора наук по специальности «экономика сельского хозяйства». С 1930 г. он начал преподавать в колледже штата Айова (ныне университет этого штата), а с 1943 г. стал про­фессором Чикагского университета, в котором проработал до 1972 г.

Первоочередность институциональных изменении Шульц обо­сновывает в монографиях «Преобразуя традиционное сельское хозяйство» (1964), «Инвестиции в человеческий капитал: роль образования и научных исследований» (1971) и «Инвестиции в людей: экономика качества населения» (1981). Под институтами Т. Шульц понимает правила поведения, которые определяются довольно широко. Они включают и кредитно-денежные отно­шения, и организационные структуры, основанные на контрактах, кооперации и т.д., и права собственности, включая трудовое зако­нодательство и формы человеческого капитала, а также матери­ально-техническую инфраструктуру16.

Уже в работе «Преобразуя традиционное сельское хозяйство» показана важная роль аграрной технологии, уровень которой, по мнению Т. Шульца, зависит прежде всего or информации, находя­щейся в руках фермера. Ее недостаточность выступает как фактор, сдерживающий рост урожайности и повышение эффективности хозяйства. В дальнейшем эта идея получает развитие в понятии «человеческий капитал». Шульц понимает и эту категорию довольно широко. Он относит к инвестициям в человеческий капитал не только прямые затраты на образование в средних и высших учеб­ных заведениях, но и самообразование дома, повышение опыта на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, обра­зования и науки. Именно вложения в человеческий капитал, рост

™Schult T.W. Investment in Human Capital. N.Y, 1971. P. 249. g-2618


       
   
 
 


ценности человеческого труда становятся важнейшими факторами преобразования экономики, модернизации экономических и юри­дических институтоп. За работы по экономике развивающихся стран Теодор Шульц (вместе с Уильямом Артуром Льюисом) был удостоен в 1979 г. Нобелевской премии.


Инвестиции | в образование здравоохранение

При таком подходе развитие рассматривается не просто как по­вышение темпов экономического роста, а как инвестиции в челове­ческий капитал и ликвидация бедности (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Сокращение бедности и развитие человеческих ресурсов Источник: World Bank, World Development Report 1993. P. 37.

Работы институционалистои сыграли большую роль в переос­мыслении не только внутренних, но и внешних факторов развития освободившихся стран. Дело в том, что институционалисты обычно рассматривают общество как открытую систему. Поэтому эконо­мический процесс трактуется не как автоматически наступающее устойчивое равновесие (достигаемое посредством рынка), а как возникновение и усиление асимметричной взаимозависимости между различными (в том числе и внешними) факторами раз­вития.

Эта идея об усилении асимметричной взаимозависимости была подхвачена и своеобразно истолкована радикалами, тем более что работа в этом направлении (например, концепции «периферийной экономики») была начата ими задолго до пика популярности институциональных концепций в «третьем мире»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.018 с.)