Формирование нужного качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование нужного качества



 

Обычно это упражнение используется для формирования спокойствия, однако может применяться и для развития других качеств, потребностей, манеры поведения.

Для формирования спокойствия рекомендуется сесть комфортно, максимально расслабиться.

Это упражнение быстрее и эффективнее получается у тех, кто овладел аутотренингом и другими процедурами психомышечной саморегуляции. Здесь включается и процедура успокоительного дыхания, и элементы имаготерапии, то есть представление своего максимально спокойного образа в приятной и спокойной обстановке.

Когда вы научитесь достаточно быстро и четко вызывать в своем воображении образ «спокойного и уверенного себя самого», постарайтесь вспомнить человека или обстоятельства, выводящие вас из спокойного состояния, но на этот раз попытайтесь остаться максимально спокойным. Вызывайте в своей памяти эти и другие беспокоящие вас объекты, тренируя свою «непробиваемость», постепенное снижение тревожности и других мешающих вам эмоций. Это близко к бихевиористскому приему систематической десенсибилизации - притупления чувствительности (см. бихевиористская терапия).

Задание:

Придумайте по аналогии сами несколько упражнений на формирование других нужных качеств.

Все свои успехи и трудности постоянно анализируйте в рабочей тетради и периодически обсуждайте с психотерапевтом.

 

 

Формирование идеальной личности

 

Повторяйте уже освоенное разотождествление с различными элементами до возникновения состояния чистого Я.

Постарайтесь как можно четче ощутить это состояние и как можно дольше удержать его.

Создайте в своем воображении образ того идеального Я, каким вы мечтали бы себя видеть. Однако помните, что этот образ не должен слишком отрываться от вашего реального внешнего и внутреннего (хотя и лучшего) облика. То есть вы должны представить не просто образ идеального человека, а именно образ своего лучшего Я, того, как вы бы хотели выглядеть и вести себя; чувствовать и мыслить.

Как можно глубже прочувствуйте «себя лучшего».

Опишите в рабочей тетради этот образ как литературного героя, от одежды и внешности до внутренних мыслей и чувств. Постарайтесь нарисовать его.

На этом этапе важно почувствовать, что представленная вами модель одновременно совершенна и реалистична (то есть в пределах ваших же лучших возможностей).

После этого начинайте путем многократных сеансов (которые вы можете проводить самостоятельно с закрытыми глазами) вживаться в образ своего идеального Я, сливаться с ним, становиться одним целым. Ассаджиоли рекомендует повторять это упражнение ежедневно, прямо в постели, сразу после того, как вы проснулись и еще не «заразились» суетой повседневных тревог и забот. Завершать каждое такое упражнение надо решительным самовнушением, что вы будете действовать, мыслить и чувствовать в соответствии с образом вашего лучшего Я независимо от складывающихся обстоятельств.

Очень важно быть заранее готовым к тому, что не все сразу будет получаться гладко, поэтому полезно вести рабочую тетрадь, в которой накапливать положительный опыт, и анализировать причины временных неудач и срывов с «высоты своего лучшего Я».

Как мы уже говорили, это упражнение и его модификации в настоящее время широко используются как самостоятельный психотерапевтический метод имаготерапия (от англ. image – «образ»).

Аналогичные подходы по вживанию актера в образ применял К.С.Станиславский, с той разницей, что актер вел поиск не в сторону своего лучшего Я, а в сторону наиболее органичного воплощения своего Я в роль своего героя (который мог оказаться не только положительным, но и отрицательным) Однако психофизический механизм такого воплощения здесь тот же, что и у Ассаджиоли.

 

Синтез

 

Некоторые специалисты считают это упражнение самостоятельным, другие видят в нем завершающую часть предыдущего упражнения по формированию идеальной личности.

В основе этого упражнения лежит подчеркнутое еще Адлером стремление каждого человека к обретению внутренней гармонии.

Для этого Ассаджиоли предлагает сначала обнаружить в себе противоречивые чувства и качества личности, а затем начать работу по их примирению.

Мы нередко можем обнаружить в себе и в других (особенно в период юности и молодости) чередование черт грубости и сентиментальности, цинизма и возвышенных чувств, любви и ненависти, уважения к себе и самоуничижения, застенчивости и наглости. Ассаджиоли считает, что гармония личности может быть обретена только примирением этих полярностей, а не предпочтением одной из них за счет вытеснения другой.

Ведь Ассаджиоли был последовательным учеником Фрейда и считал, что именно вытесненные из сознания нежелательные для нас чувства, мысли и образы самих себя и являются главными причинами формирования и углубления неврозов.

 

Для примирения наших «полярностей», противоположностей в психосинтезе применяется много упражнений.

Одно из начальных, наиболее простых и популярных упражнений - рисование образов своих собственных противоположностей.

Для этого вы берёте чистый лист бумаги, делите его на две половины.

На одной половине символически изображаете одно из противоположных ваших чувств, настроений, восприятии себя, а за чертой - их «полярности».

Затем, внимательно вглядываясь (и психологически вживаясь) то в одну полярность, то в ее противоположность, начните искать в них что-то общее или хотя бы «примиряемое».

Теперь ниже нарисуйте символическое взаимодействие этих противоположных образов: дерутся, ругаются, угрюмо молчат, жмут друг другу руки, играют в мяч друг с другом или в одной команде, помогают друг другу и т. п.

Неоднократно применяйте это упражнение, стараясь находить с каждым разом все больше вариантов взаимодействия и все меньше раздоров.

Старайтесь с позиции одной стороны понять другую, ее точку зрения, переубедить или хотя бы убедить в необходимости поиска мирных решений - ведь поле их битвы вы сами, а результаты- ваши страдания и проблемы в общении как с собой, так и с другими.

На обороте этих рисунков (в вашей рабочей тетради) ведите записи всего того, что вы чувствуете и думаете в процессе этой работы.

Такой анализ позволит быстрее выявить типичные повторяющиеся ошибки и провоцирующие их ситуации, продумать решения по предотвращению таких ситуаций, поиску разумных компромиссов.

 

Заключение

 

Во введении к работе «Методы и практика психосинтеза» Роберто Ассаджиоли пишет: «Основной целью психосинтеза является высвобождение или, скорее, оказание помощи в высвобождении энергии Высшего «Я». Однако её достижение невозможно без объединения отдельных свойств человека и их слияния воедино в личном «Я». Только после этого можно начинать осуществлять синтез личного Эго и Высшего «Я». Таким образом, все методы и практики должны быть подчинены этой главной задаче. Следует помнить, что они не являются каким-то неизменным набором вспомогательных средств. Специалисты могут видоизменять их по желанию при условии, что они всегда будут полностью и отчётливо сознавать, в чём заключается основная цель лечения».

 

В этих словах заключено предостережение от использования метода ради метода и, что более важно, напоминание о том, что цель всего предприятия - творческий конструктивный контакт и высвобождение энергии Высшего «Я», нашей подлинной и глубоко скрытой сущности. Любая методика, которая способствует этому в тот или иной момент работы, имеет право на существование. Если этого не происходит, то самая тонкая и тщательная работа оказывается бесполезной, а методика - ненужной.

 

Знающие люди могут сказать, что в психосинтетической концепции саморазвития человека нет ничего нового, и в некотором смысле это действительно так, поскольку психосинтез, в отличие от множества мертворождённых систем самовоспитания, создавался не на голом месте. Испокон веков вплоть до начала нынешнего столетия вопросы саморазвития человека находились исключительно в ведении эзотерической психологии, – различных более или менее тайных школ саморазвития, существовавших параллельно наличной культуре. Культурным официозом такого рода субкультурная самодеятельность воспринималась как нечто если не вредное, то, во всяком случае, недостойное «просвещённого» человека. Ассаджиоли не афишировал истоки своих идей, поскольку хотел включить хранимый эзотерической психологией родовой опыт саморазвития в ткань наличной культуры, а для этого нужно было обойти цензуру господствующего менталитета академической психологии. Принципы и методы психосинтеза вполне традиционны в лучшем смысле слова; а то незаметное в своей очевидности новое, что дал нам Ассаджоли, – это сам язык психосинтеза, просто, спокойно, без необходимо присущего эзотеризму эпатажа, экзальтации и иносказаний излагающий принципы вечной философии саморазвития.

 

Следует отметить, что в стремлении к подобной экзотеризации Ассаджиоли был отнюдь не одинок. Это было велением времени, призывом эпохи, на который откликнулись, каждый по своему, в том числе Шри Ауробиндо, Джидду Кришнамурти, Ошо Раджниш, Георгий Гурджиев, Карл Юнг. Ассаджиоли – самый скромный представитель этой славной плеяды, и поэтому мы узнаем о нём так поздно. Но Ассаджиоли в своей скромности и способности следовать законам игры оказался едва ли не самым успешным из них в деле осуществления этой фундаментальной задачи ХХ века – экзотеризации эзотерической психологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.009 с.)