Тема 3. Безопасность общества как социальной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Безопасность общества как социальной системы.



Ключевые понятия: «система», «социальная система», «внешняя среда», «макросреда», «микросреда», «внутренняя среда», «структура», организационная культура».

Изучение темы слушателями должно начинаться с изучения исходных философско-методологические положений теории безопасности социальных систем. Социальная безопасность как структурообразующий элемент социальной системы. Базисные процессы в социальных системах. Открытость социальных систем.

Социальная система рассматривается как целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальная система является сложной, если она включает в себя другие социальные системы и имеет выделенную управляющую систему. Примерами таких систем являются: семья, организованная социальная группа, организация (учреждение), партия, ведомство, государство, страна, содружество государств, международная организация, международное сообщество, цивилизация, человечество. Особенностями сложных социальных систем выступают:

1) множество различных элементов (частей) и связей между ними;

2) множество возможных вариантов поведения и развития;

3) сложный характер процессов функционирования и взаимодействия с другими социальными системами.
Последняя особенность социальных систем обусловлена:

4) противоречивыми интересами индивидов и социальных групп;

5) ограниченными общими ресурсами;

6) противоречивыми интересами систем в борьбе за выживание;

7) наличием у ряда систем взаимных договорных отношений. Проведем краткий анализ социальных систем с позиций различных наук: социологии, психологии и военной науки.
С точки зрения социологии всякая социальная система решает не только собственные задачи, но также и задачи, возлагаемые на нее другими социальными системами. Так, решение задач социальной группой обеспечивает возможность выживания другим людям, но может быть связано с высоким риском для жизни отдельного человека. Например, экипаж военного самолета или подводной лодки должен обладать высокими морально-психологическими качествами для того, чтобы, несмотря на высокую опасность, продолжать выполнение поставленной боевой задачи. Но это не значит, что экипаж должен решать задачу, не задумываясь об опасности. Наоборот, он должен решать ее так, чтобы опасность была минимально возможной для данной ситуации.
Наибольшая опасность для любых социальных систем возникает, когда они оказываются в условиях вооруженных конфликтов и войн. Следует отметить, что конфликты и войны являются следствием стремления социальных систем к собственному выживанию (оборонительные войны) или к повышению выживаемости одних социальных систем в ущерб другим (агрессия).

В современном определении война – это конфронтация между двумя и более автономными группами людей… с целью улучшить свое материальное, социальное, политическое или психологическое состояние, либо в целом шансы на выживаемость. Вооруженные конфликты и войны являются страшным социальным бедствием и резко снижают потенциал социальных систем, поскольку в них гибнут, в основном, ее лучшие представители.
Объединение людей в социальные группы приводит к повышению их выживаемости, поскольку увеличивает возможности по противостоянию воздействиям различных опасностей на каждого человека. Так, продолжительность жизни первобытных людей составляла всего 25–30 лет. В настоящее время средняя продолжительность жизни жителей развивающихся стран составляет 55–60 лет, а в развитых странах – 75–80 лет. Это говорит также и о том, что на выживаемость отдельного человека и общества сильное влияние оказывает их индивидуальное и общественное поведение (организация совместной жизнедеятельности).
С позиций социологии важно отметить, что органы (субъекты) управления социальной системой выполняют функции интеллектуальной обработки информации с целью выработки наилучших решений. Выживание социальной системы в реальных условиях сильно зависит от людей, входящих в орган управления, их мотивации, психофизиологической устойчивости, подверженности страху. Это обусловлено особенностями психики человека, сформировавшейся в процессе эволюции живого мира. Стремление к выживанию заложено в психику человека природой [
В условиях кризиса, конфликта или войны возникает реальная опасность гибели человека, а вместе с ней и страх. Страх является одним из сильнейших чувств, порождающих у многих людей устойчивое желание избежать конфликта или уклониться от него, что приводит к потере способности адекватно противодействовать опасности. Так, по данным американских ученых, около 75% военнослужащих, участвовавших в тяжелых боях во Вьетнаме, являлись пассивными участниками боевых действий и не могли эффективно использовать оружие по психологическим причинам.

Результаты исследований механизмов формирования страха показывают, что они имеют объективную и субъективную стороны. С объективной стороны страху подвержены все люди, а с субъективной – человек не может точно оценивать реальную возможность собственной гибели или наступления других тяжелых последствий. При оценке опасности ситуации важную роль играет эмоциональная окраска происходящих событий.
Результаты ряда исследований показывают, что опасность редких событий с тяжелыми эмоциональными последствиями завышается, а частых, но с привычными последствиями, – занижается. Тем самым воздействие страха приводит к ошибочной оценке ситуации и повышает вероятность принятия неадекватных решений.
Одним из основных путей обеспечения безопасности социальных систем является придание им внутренне присущих свойств, обеспечивающих возможность оценивать опасность и реагировать на нее таким образом, чтобы для существования системы она была минимальной. При этом вся система должна быть защищена от неправильных решений и ошибочных действий человека (персонала), находящегося в контуре управления социальной системой. Ошибочные действия человека (персонала) полностью исключить невозможно, но они не должны приводить к гибели социальной системы.
Социальная система за счет своих внутренних (защитных) свойств должна обеспечивать парирование этих ошибок, пусть и ценой снижения качества (эффективности) функционирования в процессе достижения поставленной цели. Цель можно поставить и достичь повторно, потерянные человеческие жизни вернуть невозможно. Кроме того, уверенность людей в том, что их жизнь находится под всесторонней защитой, дает каждому человеку значительное морально-психологическое преимущество в процессе работы и обеспечивает прирост эффективности функционирования социальной системы.
Максимальная эффективность выполнения социальной системой конкретных задач по достижению поставленных целей обеспечивается при оптимальных уровнях и соотношениях уровней реализации этих двух взаимосвязанных свойств.

Слушателям необходимо рассмотреть содержание таких вопросов, как:
Воспроизводство и развитие социальных систем. Управление в социальных системах. Сущность возникновения опасности в социальных системах. Источники и носители опасности для социальных систем. Опасность функционирования социальной системы. Физический смысл и математическое описание понятий «опасность ситуации» и «опасность достижения цели».

Взаимосвязь опасности и безопасности ситуации. Классификация защитных свойств социальной системы. Возможные пути повышения выживаемости и безопасности социальных систем. Безопасность социальной системы в нормальных условиях и в условиях конфликта (кризиса). Защитные механизмы в структуре управления социальными системами.

Защитные механизмы в структуре управления социальными системами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.005 с.)