Тема 9. Этнокультурные и конфессиональные особенности народов России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Этнокультурные и конфессиональные особенности народов России



Этнокультурное и национально-психологическое своеобразие народов России

Многообразие религий и культур. Классификация составляющих этнической культуры (артефакты, социофакты, ментафакты). Роль обычаев, обрядов, традиций, привычек, религии, искусства в этнической среде. Этнокультурная специфика средств коммуникации, стереотипов, ассоциаций, фонда имен и наименований, общественного сознания этнической общности. Этнические стереотипы поведения. Психологические детерминанты межэтнических отношений.

Особенности и отличия в ценностных приоритетах, жизненных пристрастиях, социокультурных преференциях и языковых особенностях на разных территориях в моноэтнической и монокультурной среде, обусловленных спецификой мест проживания, лингвокультурологическими традициями. Понятие национального самосознания. Соотношение этнического сознания и самосознания с национальным сознанием и самосознанием. Проблема этнической, социокультурной и политической идентификации в России. Соотношение русской и российской самоидентификации в современном российском обществе.

Кризис коммунистической культуры и Советского государства. Распад СССР и его культурные последствия. Современная духовная ситуация в России.

Используемая литература: [1], [2], [13], [17], [27], [34], [35], [36], [42], [44], [50], [55], [56], [60], [61], [70], [75].

 

6. Рекомендуемые образовательные технологии

Образовательный процесс при освоении учебного курса культурологии может осуществляться на принципах модульно-рейтинговой системы обучения. При этом содержание дисциплины разделено на 2 модуля (раздела). Модуль 1 содержит темы 1 – 3; Модуль 2 включает темы 4 – 9.

В образовательном процессе используются как классические формы (лекции, семинарские занятия, проводимые в вопросно-ответной форме или форме «сократического» диалога), так и современные образовательные технологии: проблемные лекции, тематические визуализации, ролевые игры, дискуссии, компьютерное тестирование и др.

 

 


Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Номер темы Вид занятия Используемая активная и интерактивная образовательная технология Кол-во часов
  Локальные культуры Древнего Востока (С) Дискуссия  
  Греко-римский тип культуры (С) Дискуссия  
  Византийская (восточно-христианская) и и исламская культуры (С) Дискуссия  
8.1 Западный (фаустовский) тип культуры: выражение духа рационалистической культуры в идеях Просвещения (С) Дискуссия  
8.2 Западный (фаустовский) тип культуры: наука и современная культура (С) «Круглый стол».  
Итого:  

 

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Освоение курса культурологии предполагает самостоятельную работу обучающихся, которая включает в себя следующие формы: ведение конспектов по темам учебного курса, составление терминологического словаря, подготовка сообщений и докладов по отдельным вопросам семинаров, подготовка видеопрезентаций, составление аннотаций и обзоров по текстовым памятникам культуры, выполнение контрольно-проверочной работы (при заочной форме обучения) и др.

 

Образцы заданий для самостоятельной работы:

1. На основании текстов (Дао дэ цзин, Лунь юй, Упанишады) сравните этические учения Лао-Цзы, Конфуция, Упанишад. Какое из них более соответствует образу жизни человека современной культуры?

2. На основании изученных фрагментов текста книги «Исход» и Евангелия от Матфея сравнить этические учения Иисуса Христа и пророка Моисея. К акое из рассмотренных этических учений более соответствует образу жизни человека современной культуры?

 

Образец контрольного теста по теме 7

1. Время создания текстов Нового Завета охватывает период:

1) конец II тыс. до н. э. – начало I тыс. н. э.;

2) I – II вв. н. э.;

3) II тыс. до н. э. – I тыс. до н. э.;

4) I в. до н. э. – I в. н. э.

2. Создателями книг Ветхого Завета были:

1) древнеиндийские брахманы;

2) пророки зороастризма;

3) Авраам, Моисей, апостол Павел;

4) иудейские пророки.

 

3. Первый славянский перевод Библии был осуществлен:

1) Владимиром Мономахом;

2) Кириллом и Мефодием;

3) Мининым и Пожарским;

4) Радищевым.

 

4. Количество книг Нового Завета равно:

1) 70; 2) 11; 3) 39; 4) 27.

 

5. Автором Торы считается:

1) апостол Матфей;

2) Екклесиаст;

3) пророк Моисей;

4) Зороастр.

 

6. Никео-Царьградский Символ Веры был составлен и утвержден:

1) во II тыс. до н. э. Моисеем на горе Синай;

2) в IV в. на первых вселенских соборах;

3) в I в. христианскими апостолами;

4) в X в. в Киеве при принятии христианства.

Задания 7–8: назовите часть Библии, соответствующую данной в задании характеристике.

7. Группа книг, авторство, которых приписывается пророку Моисею.

8.Принятый в христианстве канонический сборник священных текстов, созданных апостолами Иисуса Христа.

 

Задания 9 – 10: назовите пропущенное определяемое понятие.

9. … – книги Библии, описывающие жизнь и религиозную деятельность Иисуса Христа.

10.… – согласно религиозному представлению, избранные Богом люди, с которыми он вступает в общение, открывая им определенное знание.

Примерные вопросы к зачету

1. Охарактеризуйте понятие «культура». Перечислите черты и функции культуры.

2. Охарактеризуйте искусство как форму культуры.

3. Охарактеризуйте религию как форму культуры.

4. Охарактеризуйте науку как форму культуры

5. Объясните эволюцию культуры как мировой исторический процесс.

6. Раскройте содержания учения Л. Н. Гумилева об этносах.

7. Охарактеризуйте природный тип культуры (архаика).

8. Перечислите и охарактеризуйте формы первобытного духовного творчества.

9. Дайте общую характеристику автохтонных (локальных) типов культуры.

10. Проанализируйте древнешумерский эпос о Гильгамеше.

11. Разъясните представления древних египтян о смысле жизни и смерти.

12. Раскройте проблему дуализма добра и зла в зороастризме.

13. Проанализируйте Упанишады: общая характеристика текста, его основные понятия и идеи.

14. Изложите сюжет древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Раскройте его значение.

15. Изложите учение о Дао по книге Лао Цзы «Дао дэ цзин».

16. Изложите учение Конфуция об основах морали по книге «Лунь юй».

17. Изложите учение Конфуция о благородном человеке по книге «Лунь юй».

18. Изложите учение Конфуция о государстве по книге «Лунь юй».

19. Охарактеризуйте трактат «Искусство войны»: изложите его основные понятия и идеи.

20. Дайте общую характеристику культуры древних евреев.

21. Изложите библейское сказание о сотворении мира и человека.

22. Изложите библейское сказание о начале человеческой истории и всемирном потопе.

23. Изложите библейское сказание об избрании Авраама и появлении еврейского народа.

24. Изложите жизнеописание пророка Моисея и его учение.

25. Охарактеризуйте греко-римский тип культуры.

26. Дайте общую характеристику искусства Древней Греции.

27. Изложите древнегреческие мифы о происхождении мира, борьбе между богами и смене поколений богов.

28. Дайте характеристику олимпийских богов в древнегреческой мифологии.

29. Изложите сюжеты мифов о древнегреческих героях: Геракле, Орфее.

30. Изложите сюжеты мифов о древнегреческих героях: Дедале, Эдипе.

31. Изложите сюжеты мифов о древнегреческих героях: Прометее, Сизифе.

32. Проанализируйте сюжет трагедии Софокла «Антигона».

33. Охарактеризуйте науку Древней Греции.

34. Проанализируйте культуру Древнего Рима.

35. Проанализируйте взгляды античных атомистов на примере поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей».

36. Объясните, в чем состоит специфика византийского типа культуры.

37. Дайте общую характеристику священных текстов христианства.

38. Изложите жизнеописание Иисуса Христа.

39. Проанализируйте основные идеи Нагорной проповеди Иисуса Христа.

40. Изложите основные догматы христианского вероучения по Никео-Цареградскому Символу Веры.

41. Раскройте значения монашества. Объясните причины его возникновения.

42. Сравните характер взаимоотношений христианской церкви с императорской властью (в Риме и Византии).

43. Охарактеризуйте Византийское искусство

44. Охарактеризуйте византийскую науку.

45. Оцените роль науки в исламской культуре.

46. Оцените роль искусства в мире ислама.

47. Дайте характеристику средневекового этапа в развитии западного типа культуры (Готика).

48. Проанализируйте сюжет пьесы Шекспира «Король Лир».

49. Проанализируйте сюжет пьесы Шекспира «Макбет».

50. Проанализируйте сюжет пьесы Шекспира «Гамлет».

51. Проанализируйте сюжет пьесы Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

52. Проанализируйте «Речь о достоинстве человека».

53. Раскройте понятие просвещения в трактовке И. Канта в работе «Ответ на вопрос: что такое просвещение?».

54. Дайте общую характеристику западноевропейского Модерна (Новое время).

55. Охарактеризуйте феномен рыцарства в средневековой Европе.

56. Охарактеризуйте положение науки в западноевропейской культуре (Модерн).

57. Оцените положение религии в западноевропейской культуре (Модерн).

58. Оцените положение искусства в западноевропейской культуре (Модерн).

59. Проанализируйте взгляды К. Ясперса об этапах становления и основных признаках науки в книге «Истоки истории и ее цель».

60. Проанализируйте взгляды К. Ясперса об исторических предпосылках и особенностях современной науки в книге «Истоки истории и ее цель».

61. Проанализируйте взгляды К. Ясперса о сущности труда и влиянии на характер труда современной техники в книге «Истоки истории и ее цель».

62. Проанализируйте взгляды К. Ясперса о понятии техники и этапах ее становления в книге «Истоки истории и ее цель».

63. Выделите культурные черты постмодерна.

64. Раскройте этническое и конфессиональное многообразие России.

65. Изложите сущность концепции «Москва – третий Рим».

66. Проанализируйте взгляды Н. А. Бердяева о сущности и историческом значении «русского коммунизма» в книге «Истоки и смысл русского коммунизма».

67. Дайте общую характеристику советской культуры.

68. Объясните евразийскую интерпретацию Русской культуры.

 

 


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1 Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Культурология: учебник / Под ред. Г. В. Драча. – М.: Кнорус, 2014. – 352 с.

 

Дополнительная литература

2. Авксентьевский, И. И. Классические учения и тексты в курсе культурологии: учебное пособие / Вологодский ин-т права и экономики ФСИН России. – 2-е изд., перераб. и доп. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.

3. Батурин, В. К. Философия науки: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 303 с.

4. Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Alma mater. – 2009. – № 1. – С. 57-63.

5. Гете, И. В. Фауст. Лирика. – М.: Художественная литература, 1986. – 767 с.

6. Гомер. Илиада. Одиссея: пер. с древнегреч. – М.: Художественная литература, 1967. – 767 с.

7. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции: книга: пер. с англ. / Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Прогресс, 1992. – 624 с.

8. Данте, А. Божественная комедия: пер. с ит. – М.: Просвещение, 1988. – 287 с.

9. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т.1.– М.: Мысль, 1989. – 654 с.

10. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М.: ЭКСМО; Харьков: ФОЛИО, 2003. – 958 с. Древние цивилизации / Под ред. Бонгард-Левина Г.– М.: Мысль, 1989.

11. Культурология: учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Юрайт, 2012. – 566 с.

12. Культурология: хрестоматия. Ч. 1 / Вологодский ин-т права и экономики М-ва юстиции РФ; сост., общ. ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2011. – 220 с.

13. Культурология: хрестоматия. Ч. 2 / Вологодский ин-т права и экономики М-ва юстиции РФ; сост., общ. ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2011. – 252 с.

14. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13.

15. Мифы народов мира. В 2-х частях: хрестоматия/ сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. – М.: РОСТ, 1996.

16. Нижников, С. А. История философии: учебник. – М.: ИНФРА, 2012. – 336 с.

17. Никольский, Н. М. История русской церкви. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1988. – 448 с.

18. Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации / сост. В. Д. Лихтар [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 411 с.

19. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры.– М.: Искусство, 1991.

20. Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры.– М.: Искусство, 1991.

21. Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. – 6-е изд., испр. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. – 496 с.

22. Религиоведение: учебник для бакалавров / Под ред. И. Н. Яблокова. – СПб.: Юрайт, 2012. – 479 с.

23. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо, Ж. -Ж. Трактаты / подгот. В. С. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман, Н. А. Полторацкий и др. – М.: Наука, 1969. – 703 с.

24. Соловьев Вл. Красота в природе // Соловьев, В. С. Сочинения: в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М.: Мысль, 1990. – 822 с.

25. Соловьев Вл. Общий смысл искусства // Соловьев, В. С. Сочинения: в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М.: Мысль, 1990. – 822 с.

26. Соловьев Вл. Философские начала цельного знания // Соловьев, В. С. Сочинения: в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М.: Мысль, 1990. – 822 с.

27. Соловьев Вл. Русская идея // Соловьев, В. С. Сочинения: в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М.: Мысль, 1990. – 822 с.

28. Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас.– М.: Политиздат, 1991.

29. Соловьев Э. Ю. «Гамлет» Шекспира в контексте эпохи // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас.– М.: Политиздат, 1991.

30. Соловьев Э. Ю. Феномен Локка // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас.– М.: Политиздат, 1991.

31. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: пер. с нидерландского / общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – 464 с.

32. Шекспир, У. Гамлет. – Ижевск: Удмуртия, 1981. – 176 с.

Периодические издания:

33. Аверьянова, Е. Ю. Русская идея в общественном сознании России XIX века // Философия права. – 2011. – № 6. – С. 126-130.

34. Антипьев, А. Г. Современное российское общество и проблемы развития культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 1. – С. 39-49.

35. Багреева, Е. Г. Об этнокультурных причинах преступности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2013. – № 2. – С. 4-7.

36. Богданова, И. Н. [и др.]. Социокультурные особенности современного российского студенчества: противоречия и парадоксы // Философия права. – 2013. – № 2. – С. 58-62.

37. Емельянов, В. В. Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса) / В. В. Емельянов // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 46-57.

38. Ермичев, А. А. Саsus Владимира Ильина, или о том, как трудно любить Россию // Вопросы философии. – 2012. – № 4. – С. 111-120.

39. Запесоцкий, А. С. Д. С. Лихачев: у истоков культурологической парадигмы // Общественные науки и современность. – 2010. – № 5. – С. 163-176.

40. Запесоцкий, А. С. Современная культурология как научная парадигма / А. С. Запесоцкий, А. П. Марков // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 76-87.

41. Запесоцкий, А. С. Трансформации культуры: производство смыслов и управление информационными потоками / А. С. Запесоцкий // Вопросы философии. – 2011. – № 5. – С. 166-171.

42. Зарубина, Н. Н. Взаимное уважение в повседневной жизни россиян // Социс. – 2014. – № 3. – С. 10-18.

43. Куда идет российская культура? (материалы «круглого стола») / участвовали: Г. А. Гаджиев, А. С. Запесоцкий, А. Б. Куделин, В. Л. Макаров, М. Б. Пиотровский, Г. М. Резник, В. С. Степин, Т. С. Юрьева // Вопросы философии. – 2010. – № 9. – С. 3-59.

44. Малахов, В. С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет / В. С. Малахов // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 87-94.

45. Пауль, Г. Логика и культура. Об универсально верных законах логической формы и определяемых культурой различиях логики / Г. Пауль, Х. Ленк; перевод Д. Г. Латухи // Вопросы философии. – 2011. – № 7. – С. 30-48.

46. Рубцов, А. В. Архитектоника постмодерна: время / А. В. Рубцов // Вопросы философии. – 2011. – № 10. – С. 37-47.

47. Соловьев Вл. Исторические дела философии // Вопросы философии.– 1988. – № 8.

48. Философское наследие Китая: Конфуций и Шан Ян // Вопросы философии. – 2013. – № 10. – С. 67-76.

49. Шохин, В. К. Античное понятие культуры и протокультурфилософия: специфика и компаративные параллели / В. К. Шохин // Вопросы философии. – 2011. – № 3. – С. 51-61.

 

Интернет-ресурсы:

50. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма.– URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn015.htm (дата обращения: 10.10.2014).

51. Библия на церковнославянском, русском, греческом, еврейском и латинском языках URL: http://azbyka.ru/biblia/ (дата обращения: 10.10.2014).

52. Бэкон Ф. Новый Органон. URL: http://lib.ru/FILOSOF/BEKON/ (дата обращения: 10.10.2014).

53. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр.произв. – М.: Прогресс, 1990. URL: http://filosof.historic.ru/books/
item/f00/s00/z0000297/ (дата обращения: 10.10.2014).

54. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. URL: http://гумилёв.рф/ (дата обращения: 10.10.2014).

55. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1895. – 667 с. Электронный ресурс: URL: http://www.runivers.ru/lib/book3155/10067/ (дата обращения: 10.10.2014).

56. Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т.– URL: http://krotov.info/libr_min/08_z/enk/ovsky_09.html (дата обращения: 10.10.2014).

57. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение URL: http://new.philos.
msu.ru/uploads/media/2.Kant_OTVET_NA_VOPROS_CHTO_TAKOE_PROSVESHCHENIE.pdf (дата обращения: 10.10.2014).

58. Катон М.П. Земледелие. (De agri cultura liber) Перевод и комментарии М.Е.Сергеенко. Ответственный редактор И.И.Толстой. (Москва – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/
K/KATON_Mark_Porciy/_Katon_M.P..html (дата обращения: 10.10.2014).

59. Лютер М. 95 тезисов.– URL: http://krotov.info/library/12_l/ut/er_03.html (дата обращения: 10.10.2014).

60. Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
History/milov/ (дата обращения: 10.10.2014).

61. Андрей Паршев. Почему Россия не Америка URL: http://lib.ru/POLITOLOG/PARSHEW/parshew.txt (дата обращения: 10.10.2014).

62. Пико дела Мирандолла. Речь о достоинстве человека URL: http://www.platonizm.ru/content/piko-della-mirandola-rech-o-dostoinstve-cheloveka (дата обращения: 10.10.2014).

63. Пуанкаре А. Последние мысли. гл. 9. Мораль и наука // Пуанкаре А. О науке.– М.: Наука,1990. URL: http://scilib.narod.ru/Math/Poincare/Science.htm (дата обращения: 10.10.2014).

64. Рагозина З. А. История Мидии, второго Вавилонского царства и возникновения Персидской державы. – СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1903. – 537 с. Электронный ресурс URL: http://www.runivers.ru/lib/book3077/9692/ (дата обращения: 10.10.2014).

65. Софокл. Антигона. URL: http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_3.txt (дата обращения: 10.10.2014).

66. Софокл. Царь Эдип. URL: http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_1.txt (дата обращения: 10.10.2014).

67. Сунь Цзы. «Искусство войны» URL: http://lib.ru/POECHIN/suntzur.txt (дата обращения: 10.10.2014).

68. Тайлор Э. Б. Первобытная культура.– URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tail/ (дата обращения: 10.10.2014).

69. Тит Лукреций Кар. О природе вещей (перевод с латинского Ф. Петровского) URL: http://www.nsu.ru/classics/bibliotheca/lucretius.htm (дата обращения: 10.10.2014).

70. Чаадаев П. Я. Первое философическое письмо // Чаадаев П. Я. Философические письма. — Казань: Тип. Д.М. Гран, 1906.— 99 с. Электронный ресурс URL: http://www.runivers.ru/lib/book4759/59280/ (дата обращения: 10.10.2014).

71. Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью // Альберт Швейцер. Культура и этика (Перевод с немецкого Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского, общая редакция и предисловие проф. В. А. Карпушина). – М.: Прогресс, 1973. URL: http://lib.ru/CULTURE/SHWEJCER/kultura.txt (дата обращения: 10.10.2014).

72. Шпенглер О. Закат Европы. URL: http://modernlib.ru/books/osvald_
shpengler/zakat_evropi_obraz_i_deystvitelnost/read/ (дата обращения: 10.10.2014).

73. Эсхил. Прикованный Прометей. URL: http://lib.ru/POEEAST/
ESHIL/prometej.txt (дата обращения: 10.10.2014).

74. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.– М.: Политиздат, 1991.-527 с. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000655/ (дата обращения: 10.10.2014).

 

Список ресурсов из ЭБС «Знаниум»:

75. Золотой век "русской идеи". Историко-типологические очерки: Монография / В.А. Мартынов. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. Электронный ресурс, URL:http://znanium.com/bookread2.php?book=456040 (дата обращения: 14.09.2015).

76. Зубко, Г. В. Миф: взгляд на Мироздание / Г. В. Зубко. - М.: Логос, 2014. - 360 с. Электронный ресурс, URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=468760 (дата обращения: 14.09.2015).

77. Креленко Н С. История культуры: от Возрождения до модерна: Учебное пособие / Н.С. Креленко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 320 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат). http://znanium.com/bookread.php?
book=398642

78. Культура Древней Индии: учебное пособие / Д.Л. Обидин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 96 с. Электронный ресурс, URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=517464 (дата обращения: 14.09.2015).

79. Культурология: Учебное пособие / Т.В. Попова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с. Электронный ресурс, URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=468693 (дата обращения: 14.09.2015)

80. Культурология: Учебное пособие / Д.А. Силичев. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 393 с. http://znanium.com/
bookread.php?book=437205

 

8.2 Нормативно-правовые акты:

81. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/

82. Декларация прав и свобод человека и гражданина.– М.: РИОР, 2009.

83. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р).

 

8.3 Программное обеспечение:

Программа АСТ-тест; банк тестовых заданий, электронный УМК.

 

8.4 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Поисковые системы «Яндекс», «Спутник»; Справочно-информационный портал грамота.ру (http://www.gramota.ru/) – русский язык для всех; Электронная библиотека Руниверс (http://www.runivers.ru/) – книги по философии и отечественной истории; Библиотека Гумер (http://www.gumer.info); Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru); Википедия – свободная энциклопедия (https://ru.wikipedia.org/).

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Использование видеотехники (видеопрезентации), компьютерного класса (компьютерные презентации, тестирование), наглядных пособий (электронные карты, иллюстрации, репродукции), видеоматериалов.


Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины..................................................... 2

2. Место дисциплины в структуре ОП........................................................ 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины...................................................................................................................... 3

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.......................................... 4

5. Содержание дисциплины........................................................................ 5

6. Рекомендуемые образовательные технологии....................................... 9

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины............................................ 10

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 14

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины........................... 19

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.11 с.)