Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж



Самсебе

— СЕРИЯ


Илья Шеголев


Типов личности

Типов почерка


Из записной книжки графолога

Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск

Киев - Харьков - Минск


Илья Щеголев 16 типов личности —16 типов почерка

Серия «Сам себе психолог»

Е. Строганова С. Шевякова В. Малышкцна С. Федорова К. Радзевич С. Федорова, Р. Ахметова И. Проворов

Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Литературный редактор Художник обложки Корректоры Верстка

ББК 88.372.6

УДК 159.925.6

ЩфголмИ.

Щ&4 10 ТИПО1 личности —10 типов почерка. — СПб.: Питер, 2005. — 144 с: VW,(С#рия «Сам себе психолог»).

IHN 6-460-00047-8

Илья Щеголев — специалист в области графологии и психологии менеджмен­та, получил образование на факультете психологии СПбГУ, автор бестселлера «Тайны почерка». Он вместе со своей командой ведет работу по популяризации и распространению прикладных методов графологии в России и странах СНГ,

Людям свойственно предвзятое отношение — к себе и окружающим. Нам трудно быть объективными — не пройдет и трех минут после знакомства с челове­ком, как уже готов ярлык: симпатяга, бабник, простофиля... А далее эта экспресс-характеристика становится фундаментом взаимоотношений. Неудивительно, что такая поспешность подчас приводит к непониманию, конфликтам, разочарованиям.

Как же избежать всего этого? Самый простой совет: не торопиться с вывода­ми, собрать побольше информации о человеке, проанализировать ее и только после этого формировать мнение.

Проблему определения типа личности успешно решают психологи, в числе прочих методов используя анализ почерка. Автор книги утверждает: этот метод доступен абсолютно каждому. Попробуйте себя в графологии, уточните представ­ление о себе и окружающих. Благодаря этому вы научитесь ладить с людьми и до­биваться от них всего, чего захотите.

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-469-00047*8

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.2001. Подписано к печати 28.10.2004. Формат 84х108732- Усл. п. л. 7,56. Тираж 5000 экз.

Заказ № 1007.

ООО «Питер Принт», 194044, Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, д. 29а.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ИПК «Лениздат»
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям,

Ч: Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.*» 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.


Оглавление

Глава 1. Введение в типологию.....................,............... 5

Краткая история типологии.................................... 7

Восемь предпочтений................................................... 9

Экстраверт или интроверт................................... 9

Сенсорный или интуитивный тип........................... 10

Мыслительный или чувствующий тип..................... И

Решающий или воспринимающий тип..................... 12

К какому типу вы относитесь................................... 13

Глава 2. Руководство по графологии............................... 23

Особенности почерка и черты характера......................... 30

Признаки формы и характер.............................. 30

Признаки размера.................................................... 34

Признаки положения букв................................. 35

Угол наклона почерка......................................... 38

Промежутки между словами и буквами.................... 39

Дополнительные признаки почерка.................. 41

Глава 3. Шестнадцать историй из жизни.......................... 44

История первая. Спланированная жизнь............. 44

История вторая. Все для других............................ 55

История третья. Варварское чувство............................ 63

История четвертая. Мрачные предчувствия................. 70

История пятая. Стоит ли изменять мужа............. 78

История шестая. Интеллектуальная мономания. 87

История седьмая. Странный вкус......................... 93


История восьмая. Скверные МЫСЛИ......................... 99

История девятая. Как выбрать заместителя.......... 105

Истории десятая и одиннадцатая.

Красноречивая буква «М»..................................... НО

История двенадцатая. Обращение к Богу............. 118

История тринадцатая. Вечный ученик.................. 122

История четырнадцатая. Убеждать других.......... 127

История пятнадцатая. Теоретик............................ 131

История шестнадцатая. Бегство от конфликтов... 135

Заключение.................................................................. 140


§

Жизнь показывает, что каждому из нас присущи свой стиль, свои предпочтения, свой способ следования судьбе. Спокойствие кого-то из нас кажется вполне естественным состоянием, а вот пассивность некоторых удивляет. Кто-то любит рассуждать вслух, а кого-то это раздражает. Одни из нас покорно плывут по течению, другие пытаются бо­роться.

Подобная разница в отношении к жизни, к себе и окру­жающим может вызывать непонимание, обиды, скандалы, противостояние. В результате страдаем мы, страдают ок­ружающие, жизнь омрачается тягостными переживания­ми. Если мы пытаемся не обращать на это внимания или, еще того хуже, заглушить переживания алкоголем и нар­котиками, нарушается семейная жизнь, ухудшается рабо­тоспособность, пропадает интерес к жизни.

А речь идет всего лишь о том, что каждый из нас должен учитывать свои индивидуальные особенности и относить­ся с пониманием и уважением к особенностям других лю­дей. Мы говорим о том, что каждому из нас необходимо хотя бы немного разбираться в типологии индивидуальных че­ловеческих особенностей и строить свою жизнь с учетом этих знаний.

Хотим мы того или не хотим, мы все равно пытаемся классифицировать людей, окружающих нас. Мы исполь­зуем для этого оценочное поле, выхватываем из него яр-


Гло/§о/1. 'BStgmt* I


 


 


лыки и приклеиваем к людям. Одного мы считаем дура­ком, другого лжецом, третьего умницей и т. д. Ярлыки за­крепляются за человеком и определяют отношение к нему. Хорошо, если нам каким-то образом удалось угадать суть человека. А если нет? Что тогда?

Уж если в нас заложен механизм приклеивания ярлы­ков, то не лучше ли это делать по возможности объектив­но, конструктивно, задействуя удивительные способнос­ти, полученные от Бога каждым. Именно для этого и служит типоведение, включающее в себя упорядочивание различных людей по их предпочтениям в жизни.

Типоведением люди весьма эффективно пользуются уже более пятидесяти лет, применяя его для повышения эффективности на производстве, для коррекции отноше­ний на службе, дома. Очень эффективно оно срабатывает при комплектовании коллективов, спортивных команд, экипажей. Типоведение позволило существенно изменить традиционное обучение, придав ему характер индивиду­альный и хорошо сфокусированный на возможностях че­ловека. Люди, не имеющие специального образования, су­мели вникнуть в суть типоведения, внести положительные изменения в свою жизнь и жизнь окружающих. Для этого потребовалось только желание и время.


Краткая история типологии

Человеческий опыт или отдельное переживание, осуществ­ляемое специфическим, отличным от других образом, дав­но уже стали предпосылкой для самых различных систем типологии. С очень ранних времен делались попытки вы­делить в человеческих установках и образцах поведения нечто типичное, позволяющее их различать между собой.

Одна из первых попыток была предпринята восточны­ми астрологами, С этой типологией соседствует разделе­ние людей на типы в греческой медицине (флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики). Типология осно­вывалась на определенных секрециях тела (флегма, кровь, желтая желчь и черная желчь). Эта типология до сих пор еще находится в нащем языковом обиходе..

Следующим мощным всплеском в типологии была юн-говская модель. Можно сказать, что типоведение берет начало именно в работах К. Г. Юнга, швейцарского психи­атра, умершего в 1961 году, ц двух его учениц — К. Бриггс и ее дочери И. Бриггс-Майерс. Результатом их трудов стал хорошо известный в настоящее время индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), научно обоснованный опросник, широко применяющийся в различных странах. Основная цель опросника — дать возможность каждому человеку лучше понять себя в бизнесе, учебе, общественных связях, в личностных отношениях.

По мнению создателей теории типов, каждый человек рождается с определенными личностными предпочтения­ми. Авторы полагают, что судить о тех или иных предпоч­тениях можно в рамках четырех шкал или альтернатив:

1. Экстраверт (Е) или интроверт (I).

2. Сенсорный (S) или интуитивный (N).

3. Мыслительный (Т) или чувствующий(Р).

4. Решающий (Y) или воспринимающий (Р).


Тло/liQ/1.

Достаточно сделать выбор по каждой из четырех шкал, и получатся четыре личностные характеристики. Анализ большого практического материала показал, что существу­ет всего шестнадцать различных сочетаний предпочтений, т. е. можно говорить о шестнадцати типах личности.

Нельзя забывать, что речь идет всего лишь о предпоч­тениях. Одна из характеристик обычно человеку ближе, и он выбирает ее. Когда мы перейдем к обсуждению и изучению предпочтений, то некоторые из вас, уважае­мые читатели, обнаружат, что частично отождествляют себя, например, с мыслительным типом, а частично с чув­ствующим. Это не должно вас удивлять, но один из по­люсов окажется вам все-таки ближе, что и позволит сде­лать выбор.

Наши предпочтения формируются всамые ранние годы и остаются с нами навсегда. Они закрепляются в нас, мы начинаем их осознавать и с большей уверенностью пола­гаемся на них. Это вовсе не означает, что нам совсем не свойственны проявления, отвечающие другому полюсу. Будучи экстравертом, в отдельных ситуациях, иногда не­ожиданно для самих себя, мы проявляем себя как интро­верты. С возрастом такие явления могут происходить все чаще и чаще, но ярче все же будут проявляться наши ха­рактерные черты. Длительное наблюдение за людьми по­казывает, что с течением времени сама личность мало из­меняется, зато большие изменения претерпевает наше поведение.

Теперь перейдем^срассматреиию восьми предпочтений иойеудим их ос©6е*1ншййя^


Восемь предпочтений

Из всех восьми предпочтений деление на экстравертов и ин­тровертов представляется самым важным. Оно характери­зует способ получения энергии человеком и основные на­правления фокусирования его внимания по жизни.

Ниже приведены вопросы. Ответив на них, вы сможете определить свой тип.

Экстраверт или интроверт

А. Не приводите ли вы большую часть своего времени, сфокусировавшись на внешнем мире и общении с други­ми людьми? Не замечали ли вы за собой склонность начи­нать говорить, не успев еще все продумать? Не придает ли вам силы общество других людей и оживленная беседа с ними? Если вам пришлось долгое время работать в одино­честве, находиться в покое или пребывать в долгих раз­мышлениях, не начинаете ли вы чувствовать себя утом­ленным? Не хочется ли вам поделиться своими мыслями с другими людьми? Нет ли у вас склонности в компаниях больше говорить, чем слушать? Не приходится ли вам жа­леть о своей болтливости? Не замечали ли вы, что какие-то события внешнего мира дают вам толчок в решении важ­ных вопросов? Не замечали ли вы, что предпочитаете вечером пригласить к себе друзей, чем размышлять о.чем-то в одиночестве? Если вы утвердительно ответили на большую часть вопросов, то, вероятнее всего, вас стоит отнести к экстравертам. Вам больше по сердцу вести ак­тивную жизнь с многочисленными контактами, чем наблю­дать события со сторонм и вести замкнутый образ жизни. Б. Предпочитаете ли вы держать при себе свои сооб­ражения и наблюдения? Любите ли вы больше слушать, чем говорить? Вас устраивает лишь иногда делиться сво­ими мыслями? Вам придают силы размышления? Вы.ус-таете от оживленных дискуссий? Вам приходится иног-


да сожалеть о том, что вы могли сказать, но не сказали? Если все это так, то вы, видимо, интроверт, которому нуж­но иногда оставаться наедине со своими мыслями, что позволяет восполнить внутреннюю энергию, растрачен­ную в компании. В современном обществе интроверты уступают экстра­вертам в численности; соотношение примерно 1:3. Понят­но, что, отличаясь от экстравертов, интровертам приходит­ся учиться адаптироваться в обществе с ранних лет. Почти с самого рождения интроверты испытывают на себе опре­деленное давление со стороны общества. Экстраверты по численности, по своему характеру спо­собны заполнить все имеющееся в мире пространство, ком­ментируя происходящие события, размышляя вслух» и весь­ма громко. Молчаливые интроверты сидят в своих «норах», от них иногда даже сложно получить краткий ответ. Экст­раверты нуждаются в поощрении, это добавляет им энер­гии. Интроверты очень настороженно относятся к похвале, она заставляет их задуматься. Очень важно понять, что оба типа абсолютно нормаль­ны и естественны. Просто в аналогичных ситуациях они ведут себя по-разному. Экстравертов вдохновляет взаимо­действие с внешним миром, интроверты заряжаются, по­гружаясь в себя и размышляя. Сенсорный иди интуитивный тип Различие определяется едособом сбора информации. А. Вам нравится, когда вся информация представлена точно и ясно? Вы полагаетесь на свои органы нувств? Вы доверяете тому, что можно видеть, слышать^ тротать, про­ бовать, нюхать? Вам проще сосредоточиваться на фактах и деталях, чем на их осмыслении? Вам нравится жить те­ кущим моментом? У вас есть потребность проверять ин­ формацию опытным путем?? Если все это так-то вас мож­ но отнести к сенсорнрму типу. о с>;и

. *&§&§№(*& 6

10


Б. Предпочитаете ли вы не столько собирать информа­цию, сколько преобразовывать и интерпретировать ее? Вам удобно мыслить образами? Вам легко устанавливать свя­зи между отдельными явлениями или фактами? Вам нра­вятся масштабные схемы, большие картины, вы любите рассматривать перспективу? Вам удается увязывать от­дельные события и факты в одну теорию? Если все это так, то вы интуитивист.

Различие между этими типами существенно. Внимание сенсорных людей сфокусировано на деталях, они живут в настоящем времени; где бы они ни находились, их органы чувств четко фиксируют множество различных деталей. Интуитивные люди живут в мире образов, они легко пре­образуют время, мысленно переносясь в будущее или про­шлое. Они часто пропускают детали, а заметив их, тут же придадут этому смысл и увяжут с другими явлениями. Внутреннее представление сенсорных людей четкое и яс­ное, у интуитивных людей внутренние картины размыты, в них есть намек и многозначность расшифровки.

К какому типу вы относитесь

В настоящей книге предлагается удобный и доступный для каждого способ определить ваши предпочтения, а значит, описать ваше поведение в терминах типов личности. Со­считав в каждом разделе утверждения, с которыми вы в целом согласны, вы сможете определиться в ваших пред­почтениях и тем самым выявить свой тип.

Если вы экстраверт, то:

1. Часто успеваете сначала сказать, а затем уже поду­мать, часто не знаете, что хотите сказать, вам приходится иногда упрекать себя за поспешность своих высказываний.


 




1.


VWL


 

2. У вас широкий круг знакомых, многих из них вы от­
носите к своим близким друзьям, вам нравится принимать
участие в совместных делах и развлечениях.

3. Вас не надо долго упрашивать принять участие в со­
вместных делах, даже если не все люди вам знакомы.

4. Вы любите разговаривать; если друзей рядом нет, вы
охотно поделитесь с ними новостями по телефону.

5. Вы с радостью ходите в гости, вам нравятся большие
компании, вам легко общаться с незнакомыми людьми.

6. Вы предпочитаете разрабатывать новые идеи и пла­
ны совместно с близкими людьми или друзьями, вы уста­
ете, если долго размышляете о чем-нибудь в одиночестве.

 

7. В компании вам проще говорить, чем слушать, вам
нравится, когда на вас обращают внимание.

8. Если вам приходится что-либо искать, вы начинае­
те комментировать это вслух, вам недостаточно искать
только глазами.

9. Вам просто необходимо видеть себя со стороны, это
касается ваших дел, внешнего облика, ваших способно­
стей и результатов.

Если вы интроверт, то:

1. Сначала обдумываете, что хотите сказать, а затем
уже говорите. На вопрос собеседника вы часто отвечаете:
«Я подумаю над этим».

2. Любите находиться в одиночестве и размышлять.

3. Умеете слушать, но ваши собеседники часто злоупо­
требляют этим.

4. Выглядите задумчивым и несколько замкнутым че­
ловеком.

5. Любите проводить свое время с одним или несколь­
кими своими друзьями.

6. Не любите, когда вы высказываете свои мысли или
говорите о чувствах, а вас прерывают.


 

7. Вам необходимо побыть в одиночестве после того,
как вы провели врШя на собрании или в компании.

8. Часто остаетесь дома, хотя друзья приглашали вас
11 ровести вместе время в большой компании.

9. Вы не любите пустой болтовни и с недоверием от­
носитесь к людям, которые слишком щедры на компли­
менты.

Хочу еще раз подчеркнуть, что нет правильного или неправильного выбора. Если вы согласитесь с большин­ством положений, относящихся к экстравертам, то вы, по всей видимости, экстраверт. Если вам ближе поло­жения, относящиеся к интроверту, то, возможно, вы ин­троверт. Если же вам подошло одинаковое количество Положений, относящихся к экстравертам и интровертам, то еще раз просмотрите положения и все-таки сделайте выбор.

Признаки формы и характер

Говоря о форме почерка, прежде всего имеют в виду его степень гармоничности, геометрической выдержанности и каллиграфичности.

Степень гармоничности письма определяется особенностями сочетания отдельных элементов письма. В написании букв могут встречаться неправильности, непривычные изломы, дуги, промежутки и т. д. Однако если всмотреться, то письмо представляет собой одно целое. Есть даже специальный прием, позволяющий человеку увидеть и ощутить целостность письма и его гармонию. Надо отодвинуть от себя образец почерка на расстояние вытянутой руки, затем задержать дыхание и всмотреться. Необходимо следить за тем, чтобы в это время никакие мысли не отвлекали. После нескольких таких попыток удается ощутить целостную гармонию письма и не зафиксировать свое сознание на отдельных деталях. Гармоничность письма очень тесно связана с общей одаренностью личности, с развитием умственных способностей, с присутствием вкуса. Сразу же вспоминается удивительная гармония линий почерка А. С. Пушкина или гармония простых и ясных букв Л. Н. Толстого, в которых каждый элемент старательно исполнен.

Геометрическая выдержанность письма определяется ровностью полей со всех сторон, ровностью строк, одинаковостью промежутков между словами и строками, равномерностью нажима. По многим параметрам геометрической выдержанностью отличался почерк А. Суворова.

Геометрическая выдержанность письма обычно связывается с волевым развитием человека, с его работоспособностью, с запасом внутренней энергии, умением доводить

дело до конца, обдуманностью действий, устойчивостью чувствования, определенностью отношений к различным сторонам жизни.

Не менее важным является и показатель, характеризующий степень отклонения почерка от каллиграфического образца. Безукоризненный почерк совершенно обезличен, отклонение же от каллиграфического почерка характеризует самобытность личности, ее инициативу, умение быть оригинальным.

Степень гармоничности письма и отклонение его от каллиграфического почерка в значительной мере зависят от субъективного восприятия, степень же геометрической выдержанности имеет количественное измерение, что дает право рассматривать ее как более объективный признак почерка.

Восприятие формы письма очень тесно связано с нажимом пишущего, с тем давлением, которое он через ручку или перо оказывает на бумагу. Уже давно подмечено, что письмо с легким нажимом отвечает интроверту, человеку, направляющему свой ум внутрь. Почерк с относительно сильным нажимом присущ экстраверту, направляющему свои интересы в окружающий мир. Конечно же, встречается и много интровертов, занимающих промежуточное положение между первыми двумя. Напомним, что судить о нажиме, о постоянстве его проявления можно лишь после тщательного и количественного анализа написания букв и их элементов в образце почерка.

Равномерный, умеренный по силе нажим отвечает уравновешенным людям, с хорошим самообладанием, способностью к глубокой привязанности. Очень часто такими качествами обладают интроверты, но случается, что такой почерк можно обнаружить и у экстравертов.

Неровность нажима свидетельствует о преобладании импульсивных волевых актов, порывистости, впечатлительности, неспособности к систематическому труду. Де-

ятельность у таких людей не отличается равномерностью. Такие люди лучше приспосабливаются к неожиданным изменениям, их работоспособность может достигать максимума, а затем падать почти до нуля. Конечно же, неровность нажима может свидетельствовать и о вспыльчивости, склонности к хаотичным действиям, внутренних конфликтах. Сильный нажим очень часто свидетельствует о материальных и чувственных влечениях. С сильным нажимом часто пишут спортсмены.

Встречаются случаи, когда элементы букв написаны с сильным нажимом, затем они сменяются тонкими волосяными штрихами, к этому может добавиться некоторая сплющенность букв. Все вместе это скорее всего свидетельствует о воображении с сексуальным уклоном или о бурно проведенной молодости.

Бывает почерк с очень слабым нажимом, тогда можно предположить, что у человека низкая самооценка, он очень неуверен в себе. Если местами к тому же обнаруживается неровный нажим, то такой человек, по всей видимости, с трудом принимает решения, склонен мучить себя приступами страха и сомнений.

Форма почерка во многом еще определяется способом соединения букв в словах и формой элементов, составляющих их. Начнем с первого.

В почерке некоторых людей встречается буква «ш», написанная как «т». В таком почерке дуги, соединяющие вертикальные элементы, обращены к верхнему краю страницы. В этом случае говорят, что почерк носит название аркадического. У других же людей очень похоже начертание букв «и» и «п». В обоих случаях соединяющие дуги направлены выпуклостью вниз, к нижнему краю страницы. Это пример гирляндического почерка.

Сплошная аркадичность в письме чаще всего присуща людям, обращающим слишком большое внимание на внешние формы и внешние эффекты в ущерб содержанию.

Представители гирляндического почерка, наоборот, слишком много внимания уделяют содержанию и часто забывают о соблюдении соответствующей формы.

Людям с аркадической манерой письма приписывают неискренность, льстивость, недоверчивость. Такие люди внешне очень милы, но трудно догадаться, что у них на душе.

Аркадический почерк встречается нс так уж и часто, но замечено, что люди с такой манерой письма склонны к нарушению закона, им присуща образность представлений, они тяготеют к различного рода сравнениям и аналогиям, ну и, конечно же, к самолюбованию и внешним эффектам.

Теперь о форме самих букв или об использовании углов и дуг в почерке. Такие буквы, как «и», «п», «т», «щ», и другие можно писать угловато, а можно писать и кругло. Если вертикальные штрихи соединяются между собой кривыми линиями, то почерк называют круглым.

Напротив, когда штрихи при пересечении образуют угол, то такой почерк называется угловатым.

Если человек пишет округлым почерком, то его перо движется непрерывно, оно практически не останавливается, при изменении направления движения описывается дуга. Человек, пишущий угловатым почерком, делает небольшую паузу и лишь затем изменяет направление.

Люди, избегающие конфликтов, смягчающие противоречия, идущие на взаимные уступки, не делают внезапных движений рукой. Для них нехарактерны резкие жесты, жесткость тона, наступательные движения. В их почерке отсутствует преимущественно угловатость, что отражает миролюбивость их натуры.

Угловатый почерк предполагает в писавшем упрямство, резкость, требовательность, конфликтность, желание управлять и указывать. Такие люди тверды в своих действиях, они отличаются упорством, сопротивляемостью, самообладанием. Эти качества придают им авторитет среди

"- Зак. № 1007 14

окружающих. Таких людей отличает выносливость по отношению к физическим нагрузкам и моральным страданиям.

Признаки размера

Основными признаками размера являются высота и ширина букв. Нормальными считаются буквы, написанные так, что у них ширина и высота составляют примерно 3 мм. Соответственно высоким считается почерк, когда высота букв больше 3 мм, а широким — когда ширина превышает 3 мм.

Почерк называют крупным, когда соблюдается пропорциональность между высотой и шириной, и она больше 3 мм. Если при сохранении пропорциональности ширины и высоты она меньше 3 мм, то говорят о мелком почерке.

Почерк называется вытянутым, если ширина больше высоты, в противном случае говорят о сжатом почерке.

Крупный вытянутый почерк характерен для людей, склонных к проявлению своей личности. Они стремятся занять на листе бумаги как можно больше места. Очень похоже они ведут себя и в жизни. Их не устраивает обыденность жизни, и они стремятся обратить на себя внимание, раздвинуть рамки дозволенного.

В любом случае крупное письмо свидетельствует о развитом чувстве собственного достоинства, о желании жить с размахом, указывает на развитость чувственных влечений. Крупный почерк характерен для людей обязательных, самонадеянных, непринужденных, желающих выдвинуться из общей массы.

Мелкое письмо наводит на мысль о сдержанности поведения человека, самообладании, расчетливости. Иногда это свидетельствует о наблюдательности и выдержке.

Человек бережливый, скупой, расчетливый скорее всего обладает сжатым почерком. Он привык к экономии, бе-

режливости, проявит он эти качества и в письме. Такие люди стремятся максимально использовать пространство для письма, уменьшая промежутки между словами и строками, оставляя очень маленькие поля. Именно у них последние буквы в строке будут сильно уменьшены в размерах.

У некоторых людей встречаются размашистый (вытянутый) и беглый (не очень тщательный) почерки. Онисви-детельствуют о хорошей восприимчивости, способности быстро ориентироваться в новой обстановке, деятельности, адаптивности. Такой тип людей психологи называют воспринимающими, отличая их от тех, кто живет очень планомерно, вовремя все делает и принимает обдуманные решения.

Неодинаковые по размеру буквы прямо указывают на неровность поведения, чрезмерную возбудимость, неспособность систематически что-либо делать, склонность (в отдельных случаях) к нервным заболеваниям.

Одинаковые по размеру буквы указывают на ровность поведения, общую уравновешенность, постоянство вкусов и привязанностей.

Признаки положения букв

Положение букв по вертикали чаще всего определяется относительно основной черты, поэтому прежде всего необходимо найти форму этой черты. Обычно в книгах по графологии пишут о расположении строк, хотя на самом деле речь идет о форме основной черты. Какие же формы принимает основная черта в различного вида почерках?

Если она близка к прямой горизонтальной линии, то писавший — человек сдержанный, уравновешенный, с хорошим самообладанием, возможно, последовательный.

Волнистость основной черты характерна для людей дипломатичных, с гибким мышлением, частой сменой настроений, умеющих обходить препятствия на своем пути.

Иногда встречается основная черта, принимающая форму параболы, средняя часть строки ниже ее концов. Это свидетельство импульсивности человека, его горячности, завышенной самооценки. Параболичность основной черты в почерке обычно приписывается людям, которые горячо берутся за дело, но быстро теряют терпение и не доводят дело до конца. Люди такого типа стремятся к быстрому удовлетворению своих потребностей.

Есть определенный тип людей, которые оставляют с правой стороны своего письма много места. Создается ощущение, что они боятся сделать перенос слова. Такие люди обычно очень осторожны, иногда это даже граничит с трусостью. Нежелание приближаться к правой стороне листа может говорить и о другом. Люди подобного типа часто живут настоящим или воспоминаниями о прошлом. В разговоре с другими людьми они привычно поворачивают голову чуть-чуть налево, они даже умудряются садиться за стол и смотреть на все, повернув голову влево. Они не любят думать о будущем, и если у них и бывают подобные мысли, то их скорее можно назвать мрачными предчувствиями. В силу этих причин люди данного типа подсознательно избегают приближаться к правому краю листа.

Встречаются формы письма, когда строки поднимаются; это так называемые центробежные строки. Они указывают на энергичность, деятельное письмо, определенную самонадеянность. У таких людей почерк хорошо коррелирует с их походкой: они ходят с высоко поднятой головой, точнее, подбородком и совершают при этом энергичные движения руками.

Хорошо известен факт, что под влиянием подавленного настроения строки пишущего устремлены вниз. Если же у человека приподнятое настроение, то строки идут кверху. Подобные состояния не только обусловливают направление строк, но и проявляются в автографах людей. Особенно запоминается длинный росчерк А. Чехова, в то

время когда он находился в болезненном состоянии: он стремительно падает вниз, словно обессилевшая птица.

Относительно направленности основной черты стоит рассматривать расположение букв. К этому еще надо добавить изучение распределения букв по горизонтали.

Различают беглый почерк, когда буквы в словах соединяются за счет очень рациональных и удобных для быстрого письма связок. Такой почерк характерен для весьма предприимчивых людей, умеющих находить простое и рациональное решение; их отличает инициатива и сообразительность, что позволяет работать очень эффективно.

Встречаются люди, которые используют сплошную связанность букв. Здесь тоже может идти речь о предприимчивости, но более явственно проступает способность логически мыслить, практически подойти к решению проблемы. Такое характерно для людей мыслительного типа.

В почерке некоторых людей проявляется приблизительно одинаковое количество связок и перерывов. Таким людям свойственны уравновешенность, умение согласовать реальность и свои желания, способность выбирать оптимальный для работы ритм.

Бывают случаи несвязности букв. Здесь можно сказать со всей определенностью, что писавший человек склонен много мечтать, живет в будущем времени, очень трудно вписывается в материальную область жизни. У него много идей, но они слабо воплощаются, интуиция и образное мышление преобладают над абстрактным. Чаще всего подобные люди очень несуразно устраивают свою жизнь.

Еще в почерке могут встретиться имматериальные линии, т. е. линии, которые должны были бы соединять отдельные элементы. Однако только часть из них заметна для глаза, а другая часть остается в воображении. Такой почерк ^ожет принадлежать очень одаренному человеку с хорошо развитой интуицией.

Угол наклона почерка

У большинства людей вертикальные оси букв составляют с основной чертой приблизительно 45°. Некоторые пишут почти вертикально, у некоторых даже встречается опрокинутый почерк. По наблюдениям психологов, в последнее время около 30 °о взрослого населения имеют вертикальный почерк. Таким людям приписывают большую сдержанность, замкнутость, выносливость и хорошее самообладание. Часто такой почерк встречается у интровер-тов.

Опрокинутый почерк свидетельствует о своенравности, требовательности к другим, упрямстве, желании занять особое место, желании идти вопреки общему мнению. Иногда это может означать неискренность и скрытность.

Часто встречается разнотипность наклона в почерке. Даже в одном слове буквы имеют разный наклон. Интенсивность проявления такого признака лучше определять количественно. Однако даже если без дополнительных построений видна разнотипность наклона, то автор письма почти наверняка обладает конфликтным характером, капризностью, несдержанностью чувствования, отсутствием целеустремленности. Взрослые люди с таким почерком очень любят играть роль маленького ребенка с большими капризами. Это качество проявляется уже в возрасте 10-12 лет, когда ребенок начинает добиваться желаемого от родителей, играя роль маленького и слабого.

К сказанному выше хочется добавить следующее. Если наклон почерка меньше 45°, то здесь начинают проявляться крайние черты. Речь идет о большой привязанности к другим людям и желании выставлять свои чувства напоказ. У такого человека очень горячи романтические импульсы, они влюбляются по уши, могут проявлять собственнические начала в любви и мучиться от ревности.

Если наклон почерка составляет примерно 125°, то у такого человека заметен контроль ума над сердцем. В случае

еще большей опрокинутости почерка люди очень скупо проявляют свои чувства, у них явно проступает тенденция к скрытности, холодности и большой сдержанности.

Особенности почерка

Мелкий почерк

Черты характера Замкнутость

Клинообразное окончание слов

Отсутствие штрихов, маленькие петли

Замедленное выражение чувств Реалистичность

Черты характера Особенности почерка
Внимательность к деталям Ясность написания букв
Беспристрастность Выдержанность линий
Твердость, решительность Наличие угловатых элементов в буквах
Определенность Законченность букв

 

Образец почерка Дмитрия

Самсебе

— СЕРИЯ


Илья Шеголев


Типов личности

Типов почерка


Из записной книжки графолога

Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск

Киев - Харьков - Минск


Илья Щеголев 16 типов личности —16 типов почерка

Серия «Сам себе психолог»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.121 с.)