Научная теория и эмпирический факт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная теория и эмпирический факт



  Но почему философы противопоставляют эмпирическое знание теории или гипотезе? Если подходить к теории как к знанию об эмпирическом мире, то оно ничем не отличается по своей природе от так называемого эмпирического знания. Их отличие может быть только в уровне общности.
Теория отражает только систему связи между фактами И тем не менее на философском языке эти знания существенно различаются и вполне справедливо. Если человек попробовал морскую воду и ощутил, что она соленая, то это считается эмпирическим знанием об эмпирическом факте. Это знание получено в результате простого чувственного восприятия факта. И с этим мы сталкиваемся постоянно. Основа противоречия и логических несуразиц заключается в том, что данный факт (морская вода соленая) воспринимается как конкретный, единичный, частный, отдельный, не связанный ни с каким другим знанием. Но это не верно, потому что в принципе невозможно. Как мы уже говорили, любое наше знание об эмпирическом факте основывается на более общем прошлом знании в рамках системы знаний, или концепции. Иного способа восприятия факта нет, в противном случае он для нас просто не существует.
Теоретическое осмысление мира основано на вторичном анализе чувственных данных и определения связи между ними Согласно философам, отличие теории или гипотезы от эмпирического факта (и эмпирического знания) заключается в том, что человек строит более сложные логические взаимосвязи между фактами. Как только человек задумался, почему морская вода соленая, и нашел ответ, то это уже считается более глубоким знанием, которое еще, правда, может не тянуть на уровень теории, но уже не является эмпирическим знанием. Этого знания на уровне реакции наших рецепторов получить уже нельзя. Здесь требуется сложное умственное моделирование, выстраивание логических связей, гипотез, проверка их и т.д. Это глубокая теоретическая работа. Образуемое обобщенное знание не является эмпирическим, поскольку оно основано на дедуктивном (или интуитивном) знании и достигается посредством специальных форм мышления, данных человеку априорно (по Канту).
Многообразие мира это возможность его многообразного отражения в сознании, что позволяет человеку с успехом решать свои многообразные задачи Теория-гипотеза никогда не называется фактом, и не может быть таковым только потому, что не содержит сам по себе факт в его непосредственной чувственной данности. Теория отражает нечто такое, что нельзя пощупать, осязать, увидеть. Это продукт чисто отвлеченного, или абстрактного мышления. Теория отражает только систему связи между фактами. Безусловно, у этих двух форм познания мира имеется не только специфика, но и общее. В принципе механизм образования нового знания одинаков и у так называемого эмпирического знания, и у теоретического знания. Это форма концептуального отражения и построение отношения с ним. Но человек может получить теоретическое знание только на основе отражения фактов объективного мира. Он их обрабатывает и получает адекватное представление об интересующем его мире. Разница заключается в том, что эмпирическое знание получено в результате непосредственных действий наших рецепторов. Оно основано на восприятии, на простом физиологическом уровне и выражается как реакция, например, на опасность или еду. Это физиологическое знание, если так можно сказать, и является первичной информацией об объективном мире, что и позволило философам говорить о чувственном начале мира знания и знания о мире и даже его основе. Чувственное оперирование миром и эмпирическим знанием означает по сути простое приспособление человека к предметам внешнего мира.
Осознание человеком мира фактов означает осознанием им себя как факта этого мира Теоретическое осмысление мира основано на вторичном анализе чувственных данных, на материале, полученном в результате обработки эмпирических фактов и определения связи между ними. Оно означает установление между фактами объективный связей и на этой основе овладение новым миром фактов. Теоретическое мышление свидетельствует о сложном движении человека в мире фактов. Теоретическое осмысление эмпирического факта, например, то, что морская вода соленая, характеризует поиск исследователем опосредованных связей между внутренними элементами данного явления. И фактически речь уже не идет о морской воде и ее солености и даже не об элементах, которые обусловили данную соленость, а о законах взаимодействия элементов или фактов, которые и определили такую специфическую взаимосвязь и свойство явления. Строго говоря, и такое знание можно назвать фактом. исходя из понимания его как устойчивого образования, поскольку оно отражает объективные связи между фактами и объективно существующие законы. И тем не менее оно отлично от того состояния мира и его восприятия сознанием, которое описывает понятие факт.   * * * Мир многообразен в своем проявлении. Каждое состояние мира человек описывает в определенных категориях и тем самым помогает ему самоопределиться и определить состояние и положение любого другого объекта, попавшего в поле его деятельности. Многообразие мира это и возможность его многообразного отражения в сознании человека, это позволяет ему с успехом решать свои разнообразные задачи. И те, которые он осознал, ставшие достоянием его прошлого опыта, и те, которые он только осознает, и те, которые он имеет только в возможности. Факт как специфическая форма состояния мира и его отражения в сознании тем и интересен. что он позволяет строго определенно описать состояние этого мира и место человека в данном мире, отличить его от любого другого состояния мира и установить между ними какое-то соответствие. Но понятно, что это знание необходимо человеку только для решения своих задач, за пределами которых мир для человека существует только как нереализованная возможность и потенциальное поле для его деятельности. Осознание человеком мира фактов означает осознание им себя как факта этого мира.

Сегодня человеком изобретено многое такое, чего в природе не было, что позволяет говорить о том, что он творит свой мир. Причем многообразие связей, которыми все больше и больше оперирует человек, становится таковым, что приводит к мысли об их бесконечности. Более того, тенденция такова, что человек как бы все дальше и дальше уходит от непосредственного чувственного познания мира и переходит в мир творимых им фактов. Эмпирическим знанием становятся элементы теоретического (экспериментального) знания. Насколько этот процесс объективен и предопределен трудно сказать, но изменение самого понятия факта становится необходимым.


Литература

1. Арутюнян М.П. Единство диалектики, логики и теории познания в постановке и решении научного факта //Философские и методологические проблемы диалектики как теории развития. - Хабаровск, 1989. - С. 97-107.

2. Бережная Г.А. Факт и заблуждение //Вопросы философии и общественной психологии. - М., 1971.

3. Звездов Н.С. Проблема научного факта в методологии научного познания //Липецкий гос. пед. ин-т.- Липецк, 1992. - 73 с.

4. Копаев В.Н. Факты в мифологическом сознании традиционных культур //Факты в системе познания: Межвузовский сб. научных трудов. Вологодский гос. пед. институт. - Вологда, 1988. - С. 94 - 102.

5. Лига М.Б. Факты в философском знании //Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания. Ч. 1. Философия. Герменевтика. Культурология. - Чита, 1996.

6. Ляпин С.Х. Понятие факта: две программы в исследовании факта //Принципы, понятия, категории. - Л.: ЛГПИ, 1975.

7. Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация //Философско-методологический аспект. - Саратов: СГУ, 1983. - 181 с.

8. Мерзон Л.С. Роль фактов в философском знании //Философские науки. 1982. № 3.

9. Нельсон Э. Как возможно социальное конструирование фактов? //Отд. Философии Калифорнийского ун-та, США /Социальные и гуманитарные науки: отечественный и зарубежный опыт. Сер. 3. Философия. - М., 1996. № 2.

10. Никифоров А.Л. Научный факт и научная теория //Творческая природа научного познания. - М., 1984.

11. Рыбаков Н.С. Факт. Бытие. Познание //РАН, Екатеринбург: Наука. Урал. Изд. Фирма. 1994. - 321 с.



 

 

 

 

 


Закон превыше

Всего

Это не совсем верно.

Дело в том, что закон (как формализованное знание), не может быть надстроечным образованием. Он является равным субъектом в процессе взаимодействия, но в статусе константы, почему и получил соответствующее наименование. Но если константой становится другой субъект, то закон принимает форму переменной величиной.

Это означает, что закон, (как впрочем и любой другой субъект), получает иную интерпретацию.

 

 

 

Свобода

И детерминация

 

Процесс выбора субъектом детерминанты как необходимости получило название свобода.

Вне детерминант нет субъекта и сам субъект есть детерминант. Выбор есть субъективный процесс определения общей относительно субъекта детерминанты действия.

Таким образом, свобода и детерминация есть выражение различных действий различных субъектов – сознания и явления. И то, что называется свободой есть механизм взаимодействия субъектов как детерминант.

 

Случайность явления не может быть случайным явлением.

 

 

Причиной всего есть все

 

При поиске причины нередко пытаются установить непосредственную и линейную причинно-следственную зависимость с каким-то другим явлением.

Но вряд ли это правомерно. Причиной всего есть все. Но мир ограничивает и предостерегает явления от такой тотальности. На практике в качестве причины выступает некоторая совокупность близких факторов, где один является доминирующим, но не определяющим. Его-то чаще всего и принимают за причину.

 

 

Книга как священное писание

Данная смысловая инверсия произошла в переходный период к письменной форме передачи информации. Процесс этот, в силу неразвитости общественного сознания, был видимо настолько сложным, что те люди, которые понимали важность его, обратились к подсознанию людей и сделали содержание написанного (книгу, свиток и пр.) священным, и тем самым поставили его под защиту бога. Но святым на самом деле стала не книга, свиток и пр., а сам факт писания. Сделав священным содержание письма, (написанное богом, пророком и пр.), тем самым ставился под охрану новый принцип фиксации и передачи информации, сохранению ее в неизменном виде. Это способствовало ускорению передачи информации, актуализации и формализации знания.

 

 

Виртуальный секс как объективная реальность

То что называется красивым именем виртуальная реальность, т.е. как не существующая, на самом деле есть разновидность таких же виртуальных реальностей, которые всегда существовали и существуют, например, кино, художественная литература, автотренажеры и пр. и пр.

И все это реальность и все это существует на самом деле. Разница заключается только в следующем. То, что можно делать в одной реальности, совершенно или почти нельзя в другой. У каждой такой реальности имеются свои задачи и цели и путать их нельзя. Например реальный секс и секс в кино, в литературе или в Интернете это различные формы отношений людей в области секса. Подменять их друг другом и тем более называть одну из них виртуальным т.е. не реальным сексом, только потому, что от него не рождаются дети, нельзя, хотя бы потому, что удовольствие тем не менее можно получить вполне реальное. У них просто разные задачи.

 

 

Деньги всему

Голова

Деньги это эквивалент степени равенства обмена. Но не только в экономической сфере, а всех видов человеческих отношений: социальной, нравственной, духовной, религиозной, культурной, сексуальной и пр. (Но не самих форм деятельности, а только степени равенства обмена в этих сферах). И если деньги отсутствуют, то человек не может вступать во взаимоотношения, (или весьма существенно ограничивает их), с другими людьми практически во всех сферах жизнедеятельности. Соответственно снижается социальная активность и темпы развития. Так если у большинства людей зарплата или доход не большие, то замирает вся жизнь общества, за исключением той ее части, которые имеют для этого достаточно денег.

 

 

Чьи интересы

Важней?

История человечества это история реализации интересов и потребностей ее субъектов. Сначала на этапе не развитого сознания, плохо социализированного общества реализуются личные интересы субъектов и посредством их и интересы всего общества.

На втором этапе развития, общество уже в большей степени социализированного, в первую очередь реализуются интересы общества, а посредством них и интересы каждого субъекта.

И на третьем этапе реализуются прежде всего программные задачи общества и всего человечества, а посредством них и интересы и потребности каждого субъекта в отдельности, в том числе и самого общества.

 

 

В каждой глупости имеется своя логика и в каждой логике есть своя глупость.

 

 

 
 


 

 


Порог социализации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.034 с.)