Исследование и определение понятия способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование и определение понятия способностей.



Классификация способностей.

Концепции наследования способностей.

Задатки.

Виды способностей.

Одаренность.

Структура педагогических способностей.

Характеристика способностей.

Способы измерения способностей.

Характеристика способностей по уровню или масштабу.

Патология способностей.

Способность и выбор профессии.

Характеристика развития способностей.

Патология способностей.

Вопрос 1. Исследование и определение понятия способностей.

- А.В.Петровский: способности - это возможность определенного освоения знаний, умений и навыков. Способности проявляются в динамике приобретения знаний, умений и навыков.

 

- Б.М.Теплов: выделил 3 основных понятия способностей:

 

а) способности - психологические особенности, отличающие одного человека

от другого;

 

б) способности - особенности, относящиеся к успешному выполнению какой-

либо деятельности;

 

в) способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, уже выработанным

у данного человека.

 

- Н.Коупленд: объясняет способности, как более широкое понятие, чем выполняемая деятельность. Он отметил, что “обычный” человек использует лишь 10% своих способностей.

 

Вопрос 2. Классификация способностей.

 

а) Потенциальные - способности к актуализации при изменении социальных условий.

б) Актуальные - необходимые в данный момент и реализующиеся в настоящем конкретном виде деятельности.

 

Вопрос 3. Концепции наследования способностей.

 

- Платон: отменил биологическую обусловленность способностей и их зависимость

от наследственности; обучение и воспитание лишь корректируют проявление способностей.

 

- Франц Галль: создал френологию - учение об уме. Определил зависимость психических способностей от наружной формы черепа; но далее эта теория оказалась несостоятельной.

 

- Ф.Гальтон: пришел к выводу о необходимости выведения особо одаренной расы для совершенствования человечества, основываясь на законах наследственности Ч.Дарвина.

 

- ХХ в.Котс: определил уровень одаренности известных людей в зависимости от объема информации, содержащегося об этом человеке в энциклопедии.

 

- ХVII в.К.А.Гельвецкий: считал, что особенности психики зависят от качества воспитания и обучения.

 

- У.Ушби: считал, что особенности психики зависят от программы интеллектуального развития, сформированной в детстве.

 

Вопрос 4. Задатки.

 

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга,

органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

 

Проявление задатков.

 

Задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной деятельности мозга (возбудимости, подвижности нервных центров).

 

И.П.Павлов выдели 2 типа людей:

 

Первый - в зависимости от типа высшей нервной деятельности,

Второй - в зависимости от соотношения первой и второй сигнальной системы.

Вопрос 5. Виды способностей.

 

а) Музыкальные - это свойства, необходимые для музыкальной деятельности.

 

б) Литературные - включают развитые эстетические чувства, образную память,

чувства языка, фантазию.

 

в) Математические - для их проявления необходимо:

 

- активное, положительное отношение к математике;

- трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость;

- наличие благоприятного психологического состояния;

- определенный объем знаний, умений и навыков;

- определенные индивидуально-психологические особенности сенсорной и умственной сферы.

 

г) Изобразительные - включают развитую чувствительность зрения, чувство

пропорции, формы, ритма, образную память.

 

 

Вопрос 6. Одаренность.

 

Одаренность - способности, приводящие к легкости в обладании знаниями.

 

Одаренность проявляется в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в общении и психомоторике. Отличительные черты одаренности - внимательность, собранность, деятельность, настойчивость, трудолюбие, интеллект выше среднего уровня.

 

Вопрос 7. Структура педагогических способностей.

 

По Н.Д.Левитову:

 

а) обучение детей в интересной форме;

б) способность понимания учеников;

в) творческое мышление;

г) находчивость, способность к быстрой ориентации;

д) организаторские способности.

 

По Ф.Н.Гоноболину:

 

а) умение доступно изложить учебный материал;

б) способность понять ученика;

в) творчество в работе;

г) волевое влияние на детей;

д) организаторские способности;

е) интерес к детям;

ж) ясность и яркость речи;

з) чувство такта;

и) способность связать учебный материал с жизнью;

к) наблюдательность.

 

 

Вопрос 8. Характеристика способностей.

 

а) Качественная - предусматривает выявление различий между людьми в разных областях деятельности. Выявлено, что в пределах одного вида деятельности, способности у разных людей различны.

 

б) Количественная - предполагает в каждой способности различную количествен ную характеристику (выраженность, силу, уровень).

Вопрос 9. Способы измерения способностей.

Тесты позволяют установить показатель умственной одаренности, называемый коэффициентом интеллектуальности. Суть тестирования - выявление у испытуемого следующих качеств:

 

- общие способности к обучению;

- вербальные способности;

- числовые способности;

- восприятие формы;

- мысленное восприятие;

- двигательная координация;

- пальцевая моторика;

- ручная моторика.

 

 

Вопрос 10. Характеристика способностей по уровню или масштабу.

 

а) Мастерство - достижение наивысших результатов в конкретном виде деятельности, требующие упорного труда.

 

б) Талант - высокий уровень развития специальных способностей, проявляющихся в деятельности.

 

в) Гениальность - высший уровень развития способностей и ума.

 

г) Вдохновение - состояние напряжения и подъема духовных сил, приводящее к возникновению и реализации идеи.

Вопрос 11. Патологии способностей.

 

Олигофрения - процесс патологического снижения способностей.

 

Различают: легкую ступень (дебильность),

среднюю (имбецильность),

глубокую (идиотия).

 

 

Вопрос 12. Способности и выбор профессии.

 

А.Леон сформулировал 2 концепции профориентации:

 

а) диагностическая определяет профессиональную пригодность индивида; способности понимаются как стабильные малоизменяющиеся образования;

 

б) воспитательная предполагает подготовку индивида к профессиональной деятельности в соответствии с определенными методами воспитания.

 

Е.А.Климов определил 4 степени профессиональной пригодности:

 

а) профнепригодность: определяется как временная или практически непреодолимая;

 

б) профпригодность: человеку не противопоказан тот или иной вид труда;

 

в) степень соответствия данной области деятельности: противопоказаний нет, но имеются некоторые личные качества, препятствующие требованиям этого вида труда;

 

г) призвание к профессии: все личные качества соответствуют требованиям данного вида деятельности.

 

Вопрос 13. Характеристика развития способностей.

С.Л.Рубинштейн сформировал правило развития способностей человека, согласно которому развитие способностей происходит по спирали: реализация способностей более низкого уровня дает возможность для развития высших способностей.

 

а) Условия развития способностей:

 

- раннее физическое развитие;

- развитие творчества;

- формирование настойчивости;

- свобода выбора деятельности.

 

б) Неблагоприятные условия для развития способностей:

 

- нехватка впечатлений;

- психические травмы;

- принуждение к работе.

 

 

Вопрос 14. 14. Патология способностей.

 

Интеллектом в психологии называется система всех познавательных способностей: способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности.

 

I. Выделяют три формы интеллектуального поведения:

1) Вербальный интеллект, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное;

2) Способность решать проблемы;

3) Практический интеллект, составными частями которого являются умение адаптироваться к окружающей обстановке.

 

II. Выделяют три формы организации интеллекта:

 

1) Здравый смысл – подразумевают процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующейся на анализе мотивов поведения окружающих людей и использующей рациональный способ мышления. Здравый смысл позволяет человеку избегать логических ошибок при оценке и интерпретации внешних ситуаций и выбирать наиболее адекватный способ взаимодействий с окружающими.

2) Рассудок – процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.

3) Разум – это высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности. Разумом обозначается наивысшая ступень логичности, проявление «чистой» рациональности, отграниченной от каких бы то ни было моментов спонтанности, произвола, фантазии, интуитивных прозрений.

 

VI. Нарушение интеллекта: деменция, умственная отсталость.

 

1) Деменция – психопаталогический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся нарушениями ориентировки, способности к обучению.

2) Умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которая характеризуется нарушениями способностей обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).

 

 

Лекция 17

Тема:

Эмоции

План

 

Понятие об эмоциях.

Основные функции эмоций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.035 с.)