Предмет и задачи общей психологии, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи общей психологии,



ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

 

План

Соотношение объекта и предмета в науке.

Задачи общей психологии.

Место психологии в системе наук и ее особенности.

Соотношение научной и житейской психологии.

Психические явления и психические факты.

Основные отрасли психологии

Вопрос 1. СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА

В НАУКЕ

а) Объект психологии: во всех науках объект познания – это то, на что направлена деятельность исследователя. Объект психологии – это человек. Еще древние философы говорили, что нет для человека более интересного объекта, чем сам человек.

б) Предмет психологии: одному объекту может соответствовать несколько предметов исследования. Т.е. понятие «объект» шире понятия «предмет» и может включать в себя несколько предметов.

Например, такой объект исследования, как человек, - это сложная функциональная живая биосистема. Именно поэтому человек является предметом многих наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем. Стало быть, и у психологии в объекте под название человек есть своя предметная база исследования. Этим предметом является душа или психика. В 1940 г. В книге «Основы общей психологии» С.Л.Рубинштейн писал: «Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п. – т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…»

На протяжении всей истории становления психологической мысли постепенно выделился круг явлений, составивших предметную базу науки психологии. См. следующую таблицу.


 

№ п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
1.   2.     3.     4.   5.   6.     7.     8.     9.   10.     11.     12. Процессы: индивидуальные, внутренние (психические)   Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)     Свойства: индивидуальные, внутренние (психические)     Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)   Состояния:индивидуальные, внешние (поведенческие)   Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)     Процессы: групповые, внутренние   Состояния: групповые, внутренние   Свойства: групповые, внутренние     Процессы: групповые, внешние   Состояния: групповые, внешние   Свойства: групповые, внешние   Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.   Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.   Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.   Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.   Готовность, интерес, установка   Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер честолюбие, эгоизм.   Идентификация, коммуникация, комфортность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.   Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.   Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность, деятельность группы.   Межгрупповые отношения.     Паника, открытость группы, закрытость группы.   Организованность.

 

Вывод: таким образом, мы рассмотрели объект и предмет психологии. Объектом является человек, предметом – психика. Объект и предмет совпадают тогда, когда его надо рассматривать со всех сторон. Мы уже рассматриваем человека только с одной стороны – его психики (т.е. нашего предмета).

 

Вопрос 2. ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

а) Основная задача психологии – это изучение законов психической деятельности в ее развитии. Конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений.

NB: однако это возможно только на четко отработанной методической основе.

б) Определение общеметодологических основ психологических понятий.

- Четкость в определении методологических позиций необходима для того, чтобы не произошло подмены теоретического знания эмпирическим.

- При определении сущности психических явлений надо исходить из категорий диалектического материализма (теории философии). Именно философия разрабатывает структуру понятий, их объект и содержание. Философскими разработками понятий пользуются все науки.

Пример: базовыми понятиями философии являются: система, структура, функция, взаимосвязь, всеобщность, непротиворешимость, отражение, деятельность, личность, мировоззрение, праксис (практика), социум и т.д.

Для сравнения в работе «Методологические и теоретические проблемы психологии» Б.Ф.Ломов выделил базовые категории психологии, исходя из их философских аналогов. Это: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория социального и биологического в психологии и др.

в) Если раньше психология была более теоретической (мировоззренческой) наукой, то в настоящее время ее задача – стать областью практической жизни людей. Ни одну сферу общественной жизни невозможно представить без психологии: образование, промышленность, государственное управление, медицина, культура, спорт, семья, межличностные отношения и т.д.

Осознание обществом прикладных задач, решаемых психологией, развивает предметную базу психологии и, в конечном счете, ее объект – теорию психологии.

 

Вопрос 3. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

 

а) Место психологии в системе наук:

- общая характеристика вопроса: в истории научного знания ни одна его отрасль не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью.

- суть классификации: предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Психология и эти науки близки по своему предмету и методу исследования. Различия определяются разными задачами, диктуемыми той или иной вершиной треугольника.

- взаимосвязь психологии и других наук:

= психология как интегратор научных дисциплин: психология синтезирует достижения других наук, объектом которых тоже является человек. Отечественный психолог Б.Г.Ананьев показал, что призвание психологии – интегрировать данные о человеке на уровне конкретно научного знания.

= связь психологии с физиологией: устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрывать и физиологические механизмы отражения высшей нервной деятельности.

= связь психологии и естествознания: автор руководства по общей психологии Е.И.Рогов, отмечает, что превращение психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Сюда же относится внедрение в психологию экспериментального метода (Г.Фехнер), естественнонаучная теория психологических знаний, представленная рефлекторной теорией И.М.Сеченова, И.П.Павлова, работами советских физиологов Л.А.Орбели, П.К.Анохина, К.М.Быкова, М.И.Красногорского, А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна, И.С.Бериташвили и др. Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи Ч.Дарвина. В частности, они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющейся среде, понять происхождение высших форм психической деятельности их низших.

= связь психологии и биологии: психолог должен достаточно точно представлять различия в существовании растительного и животного мира, насекомых и высших позвоночных. Без знания высших биологических принципов приспособления невозможно понять поведение животных.

= связь психологии и общественных наук: проблемы психологического порядка входят процессы и явления, изучаемые историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юристпруденцией, политологией и другими науками. Многие социальные явления – групповое и индивидуальное поведение людей, социальные установки и ориентации личности, межличностные отношения, темперамент и характер, способности и мотивации и многое другое – не могут быть поняты без психологии.

= связь психологии и педагогики: еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Все области педагогики (общая теории, диалектика, частные методики, теории воспитания) требуют психологического знания и исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.233.222 (0.015 с.)