Лабораторная работа № 7. «Полный синтаксический анализ текста» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторная работа № 7. «Полный синтаксический анализ текста»



Найдите небольшой (желательно цельный) текст и сделайте его полный анализ, т. е. всех трех аспектов, по принципу «сверху вниз»: от текста к словоформе. Результаты своего ана­лиза изложите в виде связного текста-комментария.

Образец см.: Белошапкова, 1990. С. 296 - 299.

Контрольные работы

Контрольная работа № 1. «Техника простого предложения»

Проанализируйте технику простого предложения в данном тексте:

1. Определите структурные схемы простых предложений и предикативных единиц, входящих в состав сложных предложений.

2. Охарактеризуйте имеющиеся деривационные осложнения.

3. Охарактеризуйте синтаксическое наклонение и время (по парадигме Шведовой).

4. Проанализируйте технику распространения (предложенческие и присловные связи) и механизмы осложнения (вводные конструкции, полупредикативные обособленные обороты) предложения, выделенного курсивом.

 

Вариант 1

 

1. Между разговором Раскольников пристально ее раз­глядывал. 2. Это было худенькое, совсем худенькое и блед­ное личико, довольно неправильное, какое-то вострень­кое, с востреньким маленьким носом и подбородком. 3. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голу­бые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и просто­душное, что невольно привлекало к ней. 4. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная ха­рактерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно прояв­лялось в некоторых ее движениях (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание).

Вариант 2

 

1. Между тем Раскольников, слегка было оборотившийся к нему при ответе, принялся вдруг его снова рассматри­вать пристально и с каким-то особенным любопытством, как будто давеча еще не успел его рассмотреть всего или как будто что-то новое в нем его поразило, даже припод­нялся для этого нарочно с подушки. 2. Действительно, в об­щем виде Петра Петровича поражало как бы что-то осо­бенное, а именно нечто как бы оправдывавшее название «жениха», так бесцеремонно ему сейчас данное. 3. Во-пер­вых, было видно и даже слишком заметно, что Петр Петро­вич усиленно поспешил воспользоваться несколькими дня­ми в столице, чтоб успеть принарядиться и прикраситься в ожидании невесты, что, впрочем, было весьма невинно и позволительно. 4. Даже собственное, может быть, даже слиш­ком самодовольное собственное сознание своей приятной перемены к лучшему могло бы быть прощено для такого случая, ибо Петр Петрович состоял на линии жениха. 5. Все платье было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание).

Вариант 3

 

1. Мещанин вошел в ворота одного большого дома. 2. Расколь­ников поскорей подошел к воротам и стал глядеть: не оглянется ли он и не позовет ли его? 3. В самом деле, прой­дя всю подворотню и уже выходя во двор, тот вдруг обер­нулся и опять точно как будто махнул ему. 4. Раскольников тотчас же прошел подворотню, но во дворе мещанина уж не было. 5. Стало быть, он вошел тут сейчас на первую лест­ницу. 6. Раскольников бросился за ним. 7. В самом деле, двумя лестницами выше слышались еще чьи-то мерные, неспеш­ные шаги. 8. Странно, лестница была как будто знакомая! 9. Вон окно в первом этаже: грустно и таинственно проходил сквозь стекла лунный свет: вот и второй этаж. 10. Ба! Это та самая квартира, в которой работники мазали... 11. Как же он не узнал тотчас? 12. Шаги впереди идущего человека затих­ли: «стало быть, он остановился или где-нибудь спрятал­ся». 13. Вот и третий этаж; идти ли дальше? 14. И какая там тишина, даже страшно... 15. Но он пошел. 16. Шум его собствен­ных шагов его пугал и тревожил. 17. Боже, как темно! 18. Ме­щанин, верно, тут где-нибудь притаился в углу (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание).

Вариант 4

 

1. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. 2. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезы­вала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. 3. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. 4. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. 5. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плете­ных стула. 6. Затем у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. 7. Вот все, что было в ком­нате. 8. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои по­чернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. 9. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание).

Вариант 5

 

1. Все тверже и тверже укреплялась в нем мысль, что если бы действительно этот загадочный вчерашний человек, этот призрак, явившийся из-под земли, все знал и все видел,— так разве дали бы ему, Раскольникову, так стоять теперь и спокойно ждать? 2. И разве ждали бы его здесь до одиннадцати часов, пока ему самому заблагорассудилось пожаловать? 3. Выходило, что или тот человек еще ничего не донес, или... или просто он ничего тоже не знает и сам, своими глазами ничего не видал (да и как он мог видеть?), а стало быть, все это, вчерашнее, случившееся с ним, Раскольниковым, опять-таки было призрак, преувеличенный раздраженным и боль­ным воображением его. 4. Эта догадка, еще даже вчера, во время самых сильных тревог и отчаяния, начала укреп­ляться в нем. 5. Передумав все это теперь и готовясь к ново­му бою, он почувствовал вдруг, что дрожит,— и даже негодование закипело в нем при мысли, что он дрожит от страха перед ненавистным Порфирием Петровичем. 6. Всего ужаснее было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже бо­ялся своею ненавистью как-нибудь обнаружить себя (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание).

Вариант 6

 

1. За дверью справа, за тою самою дверью, которая отде­ляла квартиру Сони от квартиры Гертруды Карловны Ресслих, была комната промежуточная, давно уже пустая, принадлежавшая к квартире г-жи Ресслих и отдававшаяся от нее внаем, о чем и выставлены были ярлычки на воро­тах и наклеены бумажечки на стеклах окон, выходивших на канаву. 2. Соня издавна привыкла считать эту комнату необитаемою. 3. А между тем, все это время, у двери в пустой комнате простоял господин Свидригайлов и, притаившись, подслушивал. 4. Когда Раскольников вышел, он постоял, по­думал, сходил на цыпочках в свою комнату, смежную с пустою комнатой, достал стул и неслышно перенес его к самым дверям, ведущим в комнату Сони. 5. Разговор пока­зался ему занимательным и знаменательным и очень, очень понравился,— до того понравился, что он и стул перенес, чтобы на будущее время, хоть завтра например, не подвергаться опять неприятности простоять целый час на ногах, а устроиться покомфортнее, чтоб уж во всех отношениях получить полное удовольствие (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание).

 

 

Контрольная работа № 2. «Техника сложного предложения»

Вариант 1

 

Охарактеризуйте технику и тип СП:

1. Море было спокойное, и все же входить в него было почему-то страшно.

2. В сенях пахло свежими яблоками и весели лисьи шкуры.

3. Грудь ее то высоко поднималась, то, казалось, она удерживала дыхание.

4. Он нашел позиции, которые занимала его рота.

5. Чем ушибся, тем и лечись.

6. Сейчас не такой мороз, чтобы шубу надевать.

7. Коли парень ты румяный, братец будешь нам названый.

8. Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду.

9. Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка.

10. Он оглянулся и увидел: за ним шел незнакомый человек.

 

Придумайте:

1. ССП открытой структуры, разделительное, взаимоисключения.

2. Нерасчлененное СПП с корреляционной связью, отождествительное.

3. БСП закрытой структуры, типизированное, с анафорическим элементом.

 

Вариант 2

 

Охарактеризуйте технику и тип СП:

1. Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет.

2. Буду нужен – вызывайте.

3. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.

4. Рабочие меняют мастеров, а мастера инженеров.

5. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит.

6. К утру не только потеплело, но и ветер утих.

7. Он оказался выносливее, чем мы думали.

8. Но я делал то, что считал необходимым.

9. С тех пор Елена старалась все делать так, чтобы ее хвалили.

10. Проснулась Катя, когда было совсем темно.

 

Придумайте:

1. ССП закрытой структуры, со вторым союзным элементом, следствия.

2. Нерасчлененное СПП с корреляционной связью, фразеологического типа.

3. БСП закрытой структуры, нетипизированное, сопоставительное.

 

Вариант 3

 

Охарактеризуйте технику и тип СП:

1. Из редакции Антошка пошел на Невский, где купил дорожный, военного фасона костюм.

2. Этот слепой не так слеп, как оно кажется.

3. Я закрыл дверь, чтобы Володя мне не мешал.

4. Он выглядит опрятным и чистым, хотя одежда его изрядно поношена.

5. В этот день мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лег спать.

6. Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда.

7. Я с ними вечно бранюсь, но все-таки я их очень люблю.

8. Отвечай мне, а не то буду беспокоиться.

9. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.

10. Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый, вкусный запах.

 

Придумайте:

1. ССП открытой структуры, разделительное, чередования.

2. СПП, нерасчлененное, с присловной связью, изъяснительное.

3. БСП закрытой структуры, типизированное, с позицией заключительной частицы.

 

Вариант 4

 

Охарактеризуйте технику и тип СП:

1. Досидела бы до конца – он бы тебя до дома проводил.

2. Занавес опустился, раздались аплодисменты.

3. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

4. К утру не только потеплело, но и ветер утих.

5. Он больше не спрашивал, да и что спрашивать?

6. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука.

7. Я боюсь, чтобы ты не ошибся.

8. От лошадей пошел такой пар, как будто бы они отхватили не переводя духа станцию.

9. Третий корпус пришлось усилить артдивизионом, так как именно на его участке ожидалось наступление.

10. Мы вернулись в Россию в конце декабря, после чего жена провела месяц у отца.

 

Придумайте:

1. ССП закрытой структуры, градационное, усилительное.

2. СПП, нерасчлененное, прикомпаративное.

3. БСП закрытой структуры, типизированное, с незамещенной синтаксической позицией.

Вариант 5

 

Охарактеризуйте технику и тип СП:

1. Ввели новые графики, и это нововведение значительно повысило производительность труда.

2. Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд.

3. Много труда ему предстоит, но зато зимой он отдохнет.

4. Но я делал то, что считал необходимым.

5. Так как зрение у него было плохое, записку он прочел неправильно.

6. Она положила на раскрытую книгу морской полыни, для того чтобы ветр не переворачивал страницы.

7. Я был бы в отчаянии, если бы вы на то не согласились.

8. Отступили в Кошелевские леса, забрались в такие заросли, где одни волки водились.

9. Мы остановились у поворота, там был пост ГАИ.

10. Он гость – я хозяин.

 

Придумайте:

1. ССП открытой структуры, соединительное, одновременности.

2. Расчлененное СПП с корреляционной связью (относительно-распространительное).

3. БСП закрытой структуры, типизированное, с анафорическим

элементом.

 

Вариант 6

 

Охарактеризуйте технику и тип СП:

1. Они, конечно, не знают меня, да я то их знаю.

2. Ему стало жарко, и он распахнул полушубок.

3. Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет.

4. Вот то-то мне и духу придает, что я совсем без драки могу попасть в большие забияки.

5. Коли ты Швабрина хочешь повесить, то уж на той виселице повесь и этого молодца.

6. Левин не замечал, как проходило время.

7. Тяжелые тучи шли так низко, что, казалось, вот-вот зацепятся за оголенные верхушки могучих тополей.

8. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

9. А побьет он меня – выходите вы за святую правду-матушку.

10. Он видел: вставала земля из пепла.

 

Придумайте:

1. ССП закрытой структуры, со вторым союзным элементом, противительно-уступительное.

2. Расчлененное СПП с детерминативной связью (союзное), временное.

3. БСП закрытой структуры, нетипизированное, уточняющего пояснения.

 

Контрольные вопросы

 

1. Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксис как раздел грамматики. Связь с лексикой, морфологи­ей, фонетикой (интонацией).

2. Смысловая организация предложения. Диктум и модус. Объективные и субъективные смыслы. Необязательные субъективные смыслы.

3. Обязательные субъективные смыслы в значении предложения. Средства их выражения.

4. Эксплицитные и имплицитные смыслы в предложении.

5. Понятие пропозиции. Типы пропозиций. Способы выражения пропозиций. Моно- и полипропозитивные предложения.

6. Структура пропозиции: предикат и актанты, их типы.

7. Сирконстанты, атрибуты, их типы.

8. Предложение как коммуникативная единица (высказывание). Актуальное членение как средст­во организации высказывания. Средства его выражения. Понятия темы и ремы. Их соотношение с данным и новым и с известным и неизвестным.

9. Основные синтаксические единицы: словосочетание, простое предложение, сложное предложе­ние. Вопрос о других синтаксических единицах.

10. Категория предикативности как комплекс значений модальности и времени, выраженных грам­матически. Вопрос о включении значения лица в предикативность.

11. Связь между значением слова и его сочетаемостью. Понятие валентности. Валентности слова и их синтаксическое заполнение.

12. Синтаксическая связь. Соотношение между формальной и смысловой сторонами синтаксиче­ской связи. Средства ее выражения. Случаи синтаксической зависимости одного слова от двух других, двух слов друг от друга.

13. Сочинение и подчинение как основные виды синтаксической связи. Их семантические и фор­мальные различия.

14. Признаки подчинительных связей: предсказуемость / непредсказуемость, обязательность / не­обязательность, характер синтаксических отношений.

15. Согласование как вид подчинительной связи. Виды согласования: полное / неполное, собствен­но-грамматическое / условно-грамматическое / смысловое.

16. Управление и примыкание. Вопрос о границе между этими видами связи. Различные понимания управления.

17. Дифференциация фактов, традиционно относимых к управлению, в разных синтаксических концепциях.

18. Синтаксические связи в предикативных, количественных и аппозитивных сочетаниях.

19. Сочинительные связи. "Однородность" сочиняемых компонентов (функциональная, лексико-семантическая, коммуникативная), порядок их расположения.

13. Словосочетание. Объем фактов, относимых к словосочетанию, при разных подходах к его оп­ределению.

14. Предложение как многоаспектная единица. Три аспекта устройства и изучения предложения. Их соотношение в теоретическом плане и в конкретных предожениях-высказываниях.

15. Подлежащее и сказуемое как понятия традиционного синтаксиса. Критерии выделения этих членов предложения. Другие взгляды на подлежащее и сказуемое.

16. Традиционная классификация предложений по количеству главных членов и их форме. Прин­ципы этой классификации. Другие взгляды на двусоставность / односоставность.

17. Структурные схемы как языковой образец, по которому строятся предложения. Формальные и семантические требования, предъявляемые к структурным схемам при разных подходах к опре­делению их границ.

18. Принципы построения списка минимальных структурных схем в концепции В. А. Белошапковой. Типы компонентов МСС. Соотношение списка МСС с традиционной классификацией односоставных и двусоставных предложений.

19. Расширенные структурные схемы как номинативный образец предложения. Семантика и фор­мальные характеристики "расширителей". Соотношение между РСС и необходимыми с инфор­мативной точки зрения компонентами конкретного предложения.

20. Принципы построения списка структурных схем в академической "Русской грамматике" (1980).

21. Парадигма предложения как система его форм. Значение и средства образования форм предло­жения. Сложности, возникающие при включении лица в категорию предикативности. 22. Парадигма предложения как система его дериватов. Смыслы, вносимые в предложение с помо­щью дериватов, средства выражения этих смыслов. Различные подходы к определению границ деривационной парадигмы предложения.

23. Сложное предложение как синтаксическая единица. Три стороны устройства сложного предло­жения. Различные подходы к классификации сложных предложений.

24. Принципы классификации сложных предложений в концепции В. А. Белошапковой. Основные типы сложносочиненных предложений.

25. Принципы классификации сложноподчиненных предложений. Формальные и семантические различия между предложениями расчлененной и нерасчлененной структуры.

26. Текст как синтаксическая единица. Факторы, обеспечивающие связность текста. Темо-рематическая и логико-грамматическая организация текста.

 

 

 

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основной

 

Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Азбуковник, 2003. Разд. «Синтаксис». С. 606 - 902.

Современный русский язык: Сб. упражнений / Под. ред. В. А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1990.

Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи: Стилистический словарь вариантов. М.: Наука, 2001.

Золотова Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1988.

Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. М.: Рус. яз., 1989.

Лингвистический энциклопедический словарь. 2-е изд., доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. М.: Оникс, 2002.

Шмелева Т. В. Семантический синтаксис. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1994.

 

Дополнительный

 

Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1995.

Арно А., Лансло Кл. Грамматика общ. и рацион. Пор-Рояля. Пер. с фр. М: Прогресс, 1998.

Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М.: Наука, 1976.

Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.

Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд-во иностранной литературы, 1955.

Башкова И. В. Семантика восприятия. Библиогр. обзор. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1993.

Белошапкова В. А. Сложное предложение в современном русском языке. М.: Просвещение, 1967.

Белошапкова В. А., Шмелева Т. В. Деривационная парадигма предложения // Вестн. МГУ. Сер. 9. 1981, № 2.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Богданов В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской граммати­ки). М.: Языки русской культуры, 1997.

Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. Лингвистика тек­ста. М.: Прогресс, 1978. С. 402 - 421.

Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 38 - 47, 55 - 86.

Виноградов В. В. Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова). М.: МГУ, 1958.

Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. С. 53 - 87, 221 - 230.

Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2000.

Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. М., 1973.

Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970.

Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. С. 30 - 32, 45 - 62, 196 - 226.

Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1998.

Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 135 - 155, 198 - 265.

Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986. С. 146 - 165.

Ковтунова И. И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Кронгауз М. А. Семантика. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. С. 229 - 265, 321 - 358.

Крылова 0. А. Коммуникативный синтаксис русского языка. М.: Изд-во РУДН, 1992.

Курилович Е. Очерки по лингвистике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962.

Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.: Высшая школа, 1986.

Ломоносов М. Российская грамматика. М., 1982.

Ломтев Т. П. Предложение и его грамматические категории. М.: Эдиториал УРСС, 2004.

Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения; Язык и стиль // Пражский лин­гвистический кружок. М.: Прогресс, 1967. С. 239 - 245, 483 - 503.

Николаева Т. Н. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. Вып. VIII.

Николаева Т. Н. От звука к тексту. М.: Языки русской культуры, 2000.

Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., 1972.

Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Падучева Е. В. Семантические исследования. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 198 - 296.

Папина А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. 8-е изд. М.: Языки славянской культуры, 2001.

Прияткина А. Ф. Русский язык: синтаксис осложненного предложения. М.: Высшая школа, 1990.

Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980. Т. 2.

Семиотика и информатика. Вып. 35. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 146 - 152, 184 - 226, 299 - 318.

Сиротинина О.Б. Порядок слов в русском языке. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Системный анализ значимых единиц русского языка. Синтаксические структуры. / Под ред. В. А. Белошапковой. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984.

Скобликова Е. С. Согласование и управление в русском языке. М.: Просвещение, 1971.

Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. СПб.: Изд-во «Лань», 2003. C. 592 - 829.

Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001.

Филлмор Ч. Дело о падеже (1968); Дело о падеже открывается вновь (1977) // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1981. Вып. 10.

Черемисина М. И., Колосова Т. А. Очерки по теории сложного предложения. Новосибирск: СО АН СССР, 1987.

Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. 3-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Шведова Н. Ю. О понятии «регулярная реализация структурной схемы предложения» // Мысли о современном русском языке. М., 1969.

Ширяев Е. Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. М.: Наука, 1986.

Янко Т. Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 19 - 67, 137 - 229.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Цели и задачи курса ………..…………………………..3

II. Рабочая программа ………………………………..….5

1.Введение в современный синтаксис …………………...5

1. 1. Синтаксис как наука об устройстве коммуникативных единиц……………………………………………………………....5

2. Семантический синтаксис ……………………………………5

2.1. Основные понятия..…………………………………………...5

2.2. Модус…………………………………………………………..5

2.3. Диктум……………………………………………………...….6

3. Актуальный синтаксис ……………………………….……….7

3.1. Основные понятия…………………………………….……….7

3.2. Тема…………………………………………………….……….7

3.3. Рема…………………………………………………….……….7

4. Конструктивный синтаксис ………………………….………..8

4.1. Конструктивный синтаксис как учение о формальной организации синтаксических единиц……………….……….8

4.2. Учение о компонентах синтаксической связи……….……….8

4.3. Учение о синтаксической связи……………………….……….9

4.4. Виды синтаксической связи по характеру отношений.………9

4.5. Подчинительная связь: характеристики по поведению компонентов…………………………………………………..……..10

4.6. Учение о синтаксических конструкциях……………….……..10

4.7. Техника простого предложения………………………….…….11

4.8. Парадигматика предложения…………………………….……..11

4.9. Техника распространения предложения…………………….…12

4.10. Техника сложного предложения………………………………12

4.11. Текст как конструктивное целое……………………………....14

III. Методические указания к практическим и семинарским занятиям ……………………………………...14

Введение в современный синтаксис ………………………………14

1. Трехаспектный анализ высказывания…………………………….14

Семантический синтаксис …………………………………………15

2. Противопоставленность диктума и модуса в предложе­нии. Простая и сложная модусная перспектива высказывания…………15

3. Модусная анкета высказывания…………………………………..17

4. Диктумный анализ высказывания………………………………...19

Актуальный синтаксис ……………………………………………20

5. Актуальный анализ диалогического текста……………………..20

6. Анализ монологического текста: тема и средства тематизации.23

7. Рема и средства рематизации……………………………………..24

Конструктивный синтаксис……………………………………….25

8. Анализ текста в конструктивном аспекте………………………..25

9. Анализ компонентов синтаксической связи……………………..25

10. Анализ синтаксической связи в плане выражения……………..26

11. Анализ видов синтаксической связи…………………………….27

12. Анализ подчинительной связи на уровне словоформы………..28

13. Анализ синтаксических конструкций…………………………...29

14. Анализ формальной организации предложения………………..29

15. Парадигматический анализ структуры предложения………….30

16. Анализ распространения предложения…………………………31

17. Анализ техники сложного предложения с учетом семантического и актуального аспектов……………………………31

18. Анализ текста……………………………………………………..33

IV. Методические указания к самостоятельным занятиям …………………………………………………………...36

Введение в современный синтаксис ………………………………36

1. Синтаксис как наука об устройстве коммуникативных единиц..36

Семантический синтаксис…………………………………………36

2. Основные понятия………………………………………………...36

3. Модус………………………………………………………………37

4. Диктум……………………………………………………………...37

Актуальный синтаксис ……………………………………………..38

5. Основные понятия…………………………………………………38

6. Тема…………………………………………………………………38

7. Рема…………………………………………………………………39

Конструктивный синтаксис……………………………………….39

8. Конструктивный синтаксис как учение о формальной организации синтаксических единиц……………………………….39

9. Учение о компонентах синтаксической связи………………...…40

10. Учение о синтаксической связи………………………………....40

11. Виды синтаксической связи по характеру отношений………...41

12. Подчинительная связь: характеристики

по поведению компонентов………………………………………….42

13. Учение о синтаксических конструкциях………………………..43

14. Техника простого предложения………………………………...43

15. Парадигма предложения…………………………………………44

16. Техника распространения предложения………………………..44

17. Техника сложного предложения………………………….……..45

18. Текст как конструктивное целое………………………….……..45

V. Контрольные задания и вопросы …………….……..46

Лабораторные работы ………………………………………………46

Лабораторная работа № 1. «Модусный анализ текста»……………46

Лабораторная работа № 2. «Диктумный анализ текста»…………..46

Лабораторная работа № 3. «Актуальный анализ текста»………….46

Лабораторная работа № 4. «Синтаксис слова и формы слова»……47

Лабораторная работа № 5. «Синтаксическая связь»……………….47

Лабораторная работа № 6. «Структура простого предложения»….48

Лабораторная работа № 7. «Полный синтаксический

анализ текста»………………………………………………………...48

Контрольные работы ……………………………………………….48

Контрольная работа № 1. «Техника простого предложения»……..48

Контрольная работа № 2. «Техника сложного предложения»…….52

Контрольные вопросы ……………………………………………...56

VI. Список литературы ……………………………………...59

Основной……………………………………………………………...59

Дополнительный……………………………………………………...59

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.194 с.)