I. Материалы по изучаемым темам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Материалы по изучаемым темам



I. МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ

К ТЕМЕ 2. СЛАГАЕМЫЕ И КОМПОНЕНТЫ РЕЛИГИИ КАК ПРЕДМЕТА ПОЗНАНИЯ

Эта и следующая темы («Типологии религии») должны послужить основой для сравнительного религиоведческого анализа в последующих темах, освещающих исторические формы религий. Важно осознать разнообразие подходов к проблеме определения структуры и типологий религии. «Классическая» структура религии приводится у И.Н. Яблокова (см. Основы религиоведения. Гл. 3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_04.php).

Ещё один из возможных подходов таков:

Структура религии

1. Религиозная вера (вероучение, догматы):

1.1. теология (богословие): учение о сверхъестественном (существах, явлениях, предметах и пр.);

1.2. космология: учение о мире/космосе (устройство мира) и космогония (происхождение мира);

1.3. антропология (учение о человеке): антропогенетические и этногенетические представления (о происхождении человека, народа); представления о душе (если есть), рождении человека, смысле жизни, смерти;

1.4. эсхатология – учение о конечных судьбах мира («конец света») и человека (посмертное воздаяние, «райское блаженство» или «адские муки»).

2. Религиозный культ:

2.1. религиозные обряды (символические действия в отношении сверхъестественного):

а) богослужение – главный обряд, обычно сопровождающийся жертвоприношением;

б) другие обряды

– индивидуальные и коллективные;

– обряды жизненного цикла (обряды перехода или инициацио́нные);

– обряды годового цикла (календарные);

– обряды ситуативные и пр.

2.2. места отправления культа:

а) храмы;

б) места собраний и молитв;

2.3. предметы культа.

3. Религиозная организация:

3.1. структура религиозной организации:

а) руководитель: профессиональные/непрофессиональные служители культа, их иерархия;

б) простые верующие (община);

в) вспомогательные учреждения (учебные заведения, отделы по связям с общественностью и пр.);

3.2. типы религиозных организаций

а) религиозные объединения: религиозные группы и религиозные организации;

б) Социологические типы религиозных организаций: культ, секта, деноминация, церковь (см. таблицу).

При изучении темы 2 необходимо осознать наличие омонимичных понятий «культ» в значении религиозного действия (обрядов) и в значении типа религиозной организации. Особое внимание следует уделить уяснению типологии религиозных организаций. Здесь необходимо отметить отсутствие в юридической терминологии такого понятия как «секта» и недопустимость использования этого негативного слова даже в отношении религиозных объединений, не признаваемых большинством. Сложность терминологической ситуации заключается в том, что в обыденном сознании «иные», кроме «признанных» религиозных организаций обычно определяются как «секты». Однако, исходя из конституционного права «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28), могут быть ограничены в деятельности лишь те религиозные объединения, которые в судебном порядке признаны нарушающими закон. Все же остальные, вне зависимости от формы регистрации, а также от мнений и желаний обывателя имеют равное право на существование с общепризнанными организациями. (См. также статьи Конституции 14, 19, 28, 29, 59.3+30,31).

Для более чёткого усвоения особенностей типов религиозных организаций удобно воспользоваться схемой, на основании которой будут даны проверочные вопросы.

 

Социологические типы религиозных организаций (жизненный цикл религиозной организации)

Также см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социологические_классификации_религиозных_движений

Тип организации признаки КУЛЬТ СЕКТА ДЕНОМИНА́ЦИЯ ЦЕРКОВЬ
(от лат. cultus – «возделывание», «поклонение») (от лат. sectare – «разделять», «отделять» или sequi – «следовать за кем-либо», «учение, школа») (от лат. denomina – «переименование») (от греч. kyriake – «божий дом»)
Тип руководства Харизматический лидер   Харизматические лидеры (ученики основателя) или непрофессиональные лидеры, не имеющие специальной подготовки Профессиональные священнослужители (переход хари́змы с личности на должность) Профессиональные священники
Членство; источник членства Братство преданных верующих: осознанное обращение в веру в результате убеждения и эмоционального кризиса Братство преданных верующих: осознанное обращение в веру на основе убеждения Традиционное членство: обращение в веру детей членов общины, а также и новых людей Все или большинство членов общества входят в состав церкви
Активность (вовлеченность) членов Высокая: полная преданность Высокая: полная преданность Не высокая: незначительная вовлеченность, разрешается иметь другие обязательства Низкая: вовлеченность минимальная или совсем не требуется для многих членов
Тип вероучения Неразвитый (изменяющийся): новые принципы или откровения; опора на личный духовный опыт Слаборазвитый: подчеркнутая чистота новой доктрины (совсем новая или возврат к изначальным принципам =фундаментализм) Разработанный: терпимость к различным религиозным точкам зрения и спорам Детально разработанный: чётко оформленная доктрина – формальная теология
Тип обрядности (религиозного действия) Неразвитый (изменяющийся): глубокая эмоциональность, повторение действий лидера Слаборазвитый: глубокая эмоциональность Разработанный: наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность Детально разработанный: ритуалы факультативны – можно проводить не все обряды
Отношение к государству и другим религиям Индифферентное или отрицание правоты других религий, государственных и светских органов власти Отрицательное: выступает против других религий и светских организаций (не всегда открытое), иногда против государства; социальная замкнутость на свою группу Толерантное: дружелюбное отношение к другим религиям и государству; стремление к инкультурации (включению в общественную жизнь) Тесно связана с государством и нерелигиозными организациями, включена в культуру и общественную жизнь. Отрицательное отношение к другим религиозным учениям и организациям (= конкурентам)

Подробнее см.: Теория «церковь-секта»: от М. Вебера http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/114.pdf (17 стр.)

Приблизительное количество верующих в современном мире (источник: Status of Global Mission 2011)

ВСЕГО 6,879 млрд. % от общего населения Земли
христиане 2,310 млрд. 33 %
мусульмане 1,580 млрд. 23 %
индуисты 950 млн. 14 %
буддисты 470 млн. 6,7 %
последователи традиционных китайских религий 460 млн. 6,6 %
сикхи 24 млн. 0,3 %
иудеи 15 млн. 0,2 %
приверженцы местных верований 270 млн. 3,9 %
не религиозные 660 млн. 9,4 %
атеисты 140 млн. 2 %

 

К ТЕМЕ 3. ТИПОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИИ

Тема 3 «Типологии и классификации религии» также как и предыдущая является базовой для понимания и анализа религий. Умение выявлять и использовать классификационные признаки различных феноменов, в том числе и религиозных, можно определить как один из методов научного познания. Студенту необходимо уяснить субъективность любой из возможных типологий. «Примерить» какой-либо придуманный тип к конкретной религии невозможно, т.к. любая религия представляет сложный комплекс религиозных и социальных проявлений, далеко выходящих за рамки предлагаемого типа. Приведём 4 наиболее удобные типологии из множества возможных. Кроме того, говоря о типологии религий, можно выделять определенные исторические стадии (типы) их развития, определять способ формирования вероучения (естественные / природные религии и религии откровения) либо делить религии по численности их последователей (см. ниже).

(См.также: http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия – ссылки в разделе «общие концепции» в правой верхней части статьи.)

 

 

Типологии религий

(все приведенные ниже и иные возможные типологии религий условны)

II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Рекомендации по проведению семинарских занятий

На семинарских занятиях разбираются наиболее сложные темы, освещающие особенности внутреннего и внешнего устройства и убранства мест отправления культа в различных религиях и конфессиях на примере Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяется правилам поведения на их территории. Для большей наглядности и иллюстрации данной тематики предполагается применение технических средств обучения – демонстрация слайдов и видеозаписей (особенно рекомендуется документальный видеофильм «Религиозный Петербург. Связь времен», 2007 г., созданный в рамках программы «Толерантность» Правительства Санкт-Петербурга – см.: http://vk.com/video107070_149144296).

Для закрепления полученных знаний, формирования на их базе необходимых умений и навыков, а также для отработки теоретических положений курса возможна организация экскурсий по религиозным объектам города и в Государственный музей истории религии.

Существует 2 основные формы проведения семинаров:

1. Несколько человек готовят доклады по темам семинара (из расчета 1 человек-1 тема, продолжительность доклада 7-10 минут, исходя из того, что должны прозвучать ВСЕ темы семинара).

2. Готовятся все как в школе, и устраивается фронтальный опрос и/или письменная проверочная работа.

Обычно проще проходит вариант 1, но в случае неготовности или плохой подготовленности докладчиков, а также неготовности работы на семинаре у всех остальных, случается вариант 2 (особенно это касается «неходящих»).

=> [доклад, 7-10 минут];

Большая просьба к старостамвзять под свой контроль распределение тем для семинарских занятий. Если несколько человек подготовят одну тему, а остальные темы окажутся не озвученными – то придётся всем самостоятельно готовить их к зачёту и к проверочной работе.

При подготовке к докладу/сообщению необходимо помнить о нескольких моментах:

1. использовать информацию из нескольких источников;

2. чётко структурировать своё выступление;

3. обязательно уточнить по толковым, специальным или электронным словарям ВСЕ непонятные термины; для этого лучше всего подойдёт «свободная энциклопедия Википедия » (http://ru.wikipedia.org/wiki) и закладка «Словари» в Яндексе (http://slovari.yandex.ru).

4. кратко и доступно объяснить основные термины и понятия слушателям;

5. обязательно учитывать временной регламент;

6. выступление должно быть логичным, понятным, НЕ перегруженным специальной терминологией и религиозными оборотами (оно должно носить информативный характер и «не быть проповедью»;

7. иллюстрации и наглядность приветствуются.

 

Задания на семинарские занятия

ПРОТЕСТАНТИЗМ

1. Основные этапы (вехи) истории протестантизма (16-21 вв.) => [желателен доклад, 7-10 минут];

2. Общие особенности протестантского вероучения и культа => [желателен доклад, 7-10 минут];

3. Лютеранство (основатель, история возникновения, становление и современность, особенности вероучения и обрядности) => [доклад, 7-10 минут];

4. Кальвинизм (основатель, история возникновения, становление и современность, особенности вероучения и обрядности) => [доклад, 7-10 минут];

5. Англиканство (основатель, история возникновения, становление и современность, особенности вероучения и обрядности) => [доклад, 7-10 минут];

6. Баптисты и адвентисты (основатель, история возникновения, становление и современность, особенности вероучения и обрядности) => [доклад, 7-10 минут].

 

ИСЛАМ

7. Основные этапы (вехи) истории ислама (7-21 вв.) => [доклад, 7-10 минут];

8. Вероучительные тексты ислама (Коран и Сунна) => [доклад, 7-10 минут];

9. Особенности мусульманского вероучения и культа – «Пять столпов» ислама: шахада (исповедание веры), салят (молитва), закят (благотворительность), саум (пост), хадж (паломничество в Мекку) => [доклад, 7-10 минут];

10. Шариат (мусульманское право) => [доклад, 7-10 минут];

11. Течения в исламе (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и др.). Ислам в современном мире и в России => [доклад, 7-10 минут].

 


III. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОТВЕТУ НА ЗАЧЁТЕ/ЭКЗАМЕНЕ

<…>Ответ на вопрос о какой-либо конкретной религии/конфессии стоит давать по следующему плану:

1. Общая характеристика религии (конфессии): дать её общее определение (учитывая типологию по объекту веры, распространённости и происхождению) краткую характеристику современного состояния (указать примерную численность последователей и территорию распространения).

2. Вероучительные (священные) тексты: название, структура и общая характеристика вероучительных/священных текстов/книг.

3. Краткая история возникновения: возможные причины и время и особенности возникновения (знать, как звали основателя, если таковой был, обязательно).

4. Основы вероучения: догматы и основные положения вероучения (приветствуется знание специальной терминологии).

5. Основы культа: обрядность (общая характеристика главных обрядов, название и особенности богослужения; основные праздники), места отправления культа (их названия, особенности внешнего и внутреннего устройства и убранства, правила поведения); предметы культа.

6. Организационное устройство: наименование и иерархия служителей культа; особенности структуры религиозной организации, статус и официальные названия религиозных организаций.

7. Основные течения /направления. Знать названия основных течений – обязательно.

8. Особенность современного состояния в мире, в России, в Петербурге (если известно).

 

3.2. Примерные вопросы для подготовки к зачёту

1. Религиоведение как комплексная наука.

2. Определения религии и основные понятия религиоведения.

3. Сверхъестественное и его типы.

4. Определение религии: разнообразие подходов к определению религии.

5. Функции религии; роль религии в обществе и в системе культуры.

6. Структура религии.

7. Типологии религии по объекту веры, по распространённости, по происхождению (индийские религии, авраамические религии и язычество, синкретические религии).

8. Ранние формы религии: фетишизм, анимизм, полидемонизм, шаманизм, первобытная магия и мантика (гадания) и их современные проявления.

9. Ранние формы религии: тотемизм, культ плодородия и земледельческий культ, культ предков, культ вождей и культ небесных божеств и их современные проявления.

10. Общая характеристика политеизма. Функции богов в политеизме.

11. Религии античности: общая сравнительная характеристика религиозной системы Древней Греции и Древнего Рима; древнегреческая космогония; пантеон олимпийских богов (определение, структура, функции персонажей).

12. Язычество Европы (древнегерманская, древнеславянская религии): общая характеристика; исторические источники по язычеству; космогония и космология; мифология, праздники и их отражение в современной культуре.

13. Индийские религии: общая характеристика этнических религии Индии (индуизм, джайнизм, сикхизм) и их основные принципы (дхарма, сансара, карма, ахимса, мокша).

14. Индуизм: характеристика; вероучительные тексты; этапы возникновения и современное состояние; особенности вероучения и культа.

15. Буддизм: общая характеристика буддизма как мировой религии; вероучительные тексты; возникновение буддизма.

16. Буддизм: особенности буддийского вероучения и культа; этические нормы буддизма.

17. Буддизм в современном мире и в России. Течения в буддизме (тхеравада/хинаяна, махаяна, ваджраяна), тибето-монгольский буддизм (ламаизм).

18. Авраамические религии: общая характеристика вероучения и священных текстов иудаизма, христианства и ислама.

19. Иудаизм: общая характеристика иудаизма как этнической религии и предшественника христианства; вероучительные тексты иудаизма и их связь с христианством и исламом.

20. Иудаизм: вероучение и культ; Декалог – религиозно-этическая основа иудаизма и христианства; I, II Храм и синагога.

21. Иудаизм: история возникновения, современное состояние и течения в иудаизме.

22. Христианство: общая характеристика христианства как мировой монотеистической религии.

23. Христианское Священное Писание и Священное Предание: структура и специфика; канонические и апокрифические тексты.

24. Раннее христианство: апостолы и становление христианской церкви; особенности возникновения и устройства раннехристианских общин; гонения на христиан в Римской империи; катакомбные храмы.

25. Вселенские Соборы: борьба раннего христианства с соперниками (гностицизм, митраизм, зороастризм) и ересями (арианство, несторианство, монофизитство).

26. Основы христианского вероучения: содержание «Символа веры» (догмат о Троице; догмат о природе Христа; догмат об исхождении Святого Духа; догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа; догмат о Втором пришествии).

27. Православие: особенности православного вероучения и культа (литургия, таинства).

28. Православные посты и праздники: посты многодневные и однодневные; основные типы праздников (праздник праздников, великие двунадесятые праздники, великие праздники, средние, малые праздники и дни местночтимых святых).

29. Иерархия священства в Русской православной церкви: чёрное и белое духовенство; три чина священства (диакон, иерей, архиерей); монашество и монастыри.

30. Католицизм: особенности вероучения и культа, их различия с православием.

31. Протестантизм: характеристика протестантизма как реформационного движения в западном христианстве; история возникновения и общие положения вероучения и культа.

32. Лютеранство: Мартин Лютер и история становления лютеранства; современное состояние; особенности вероучения, обрядности и церковной структуры; лютеране в России и Санкт-Петербурге.

33. Кальвинизм. Жан Кальвин и история становления кальвинизма; современное состояние; особенности вероучения (учение о божественном предопределении; протестантская этика), обрядности и церковной структуры; кальвинизм в России и Санкт-Петербурге.

34. Англиканство: Генрих VIII и английская реформация; особенности вероучения и обрядности, история становления и современное состояние англиканства; англиканство в России.

35. Второй этап реформации (баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники): общая характеристика; основные черты вероучения, обрядности и церковной структуры.

36. Ислам: общая характеристика как мировой монотеистической религии; Пророк Мухаммед и возникновение ислама; характеристика и структура вероучительных текстов ислама (Коран и Сунна).

37. Ислам: особенности мусульманского вероучения и культа; «Пять столпов ислама»; Шариат; устройство и назначение мечети.

38. Ислам в современном мире: течения в исламе (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм); ислам в России и Петербурге.

39. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и религии.

40. Санкт-Петербург как многонациональный и поликонфессиональный город (религии Санкт-Петербурга).

 

 


IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

(Подробнее см.: «Полезные религиоведческие ресурсы» на сайте Кафедры религиоведения РГПУ им. Герцена: http://kafrelig.d9x.ru/?page_id=501).

Основная

1. Основы религиоведения. Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2007 (возможно скачать в Интернете сканированное издание 1998 г. см.: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_Index.php).

2. Религиоведение. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. А.Ю.Григоренко. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 512 с.

3. Религиоведение / Под ред. М.М. Шахнович. СПб, 2012.

4. История религии / Под ред. И.Н. Яблокова. В 2 т. М., 2005.

5. Религии Санкт-Петербурга: Историко-культурный атлас. Учеб. пос. для средних школ /Под ред. В.В. Аржанухина. – СПб., 2002. – 210 с.

 

Ресурсы сети Интернет

(см. также сайт кафедры религиоведения РГПУ им. А.И.Герцена: http://kafrelig.d9x.ru/?page_id=501).

3.2. Библиотеки книг, пособий и учебников по религиоведению,
расположенные на сайтах:

1. Архив и библиотечка свящ. Якова Кротова: [сайт]. URL: http://www.krotov.info.

2. Атеизм: [сайт]. URL: http://www.ateism.ru.

3. Библиотека Бабра, раздел «Религия»: [сайт]. URL: http://www.lib.babr.ru

4. Библиотека Кафедры религиоведения Красноярского Гос.пед.университета: [сайт]. URL: http://www.cultus.org.ru.

5. Библиотека М. Мошкова, раздел «Религиозная литература»: [сайт]. URL: http://www.lib.ru/RELIGION.

6. Библиотека Гумер, раздел «Религиоведение»: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/_INDEX_RELIG.php.

7. Библиотека святоотеческой литературы: [сайт]. URL: http://www.orthlib.ru.

8. Библия-Центр: [сайт]. URL: http://www.bible-center.ru.

9. Всероссийская виртуальная энциклопедия, раздел «Религиоведение»: [сайт]. URL: http://www.portalus.ru.

10. Исторический факультет МГУ: [сайт]. URL: http://www.hist.msu.ru.

11. Католический портал: [сайт]. URL: http://www.katolik.ru.

12. Мир магии, категория «Религия»: [сайт]. URL: http://www.magiaworld.org.ru.

13. Научная библиотека: [сайт]. URL: http://www.abovo.net.ru (содержит более 2 тыс. книг по религиоведению и философии).

14. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры: Psylib. Самопознание и саморазвитие. – URL: http://psylib.org.ua/books/alfav.htm

15. Сервер христианского общения: [сайт]. URL: http://www.jesuschrist.ru.

16. Философия и атеизм: [сайт]. URL: http://www.books.atheism.ru (в архиве сайта более 500 кн.).

17. Христианская библиотека: [сайт]. URL: http://www.clib.ru.

18. Христианский монотеизм: [сайт]. URL: http://www.monotheism.narod.ru.

19. Электронная библиотека Студента института права, раздел «История религий»: [сайт]. URL: http://www.liblaw.bitel.ru (можно скачать 5 книг: учебники, лекции и пр.).

 

I. МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.111 с.)