Развитие слухового восприятия у детей раннего и дош. В-та 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие слухового восприятия у детей раннего и дош. В-та



Развитие слухового восприятия у детей раннего и дошкольного возраста является необходимым условием включения ребенка в мир звуков, что позволяет ему познать свойства многих предметов и явлений, ориентироваться в звуковом пространстве. Овладение детьми звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет большое значение для познавательного развития ребенка.

Основная задача работы по развитию слухового восприятия – формирование и развитие навыков восприятия неречевых звучаний и устной речи. Особую роль слух играет в восприятии устной речи и в овладении не только фонетической структурой, но и в ряде случаев осмыслением знания многих слов. В процессе развития слухового восприятия по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется как понимание речи, так и собственная речь ребенка. Принципиальное значение для формирования речи детей имеет раннее включение в коррекционную работу использования остатков слуха детей, научение их пользоваться этими остатками.

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется в разных условиях: на специальных занятиях (фронтальных и индивидуальных), на занятиях по всем разделам программы, а также в быту, в процессе свободной деятельности.

Постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов является одним из важных компонентов в реализации потенциальных слуховых возможностей детей.

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется в следующих направлениях: 1) развитие слухо-зрительного восприятия, на базе которого закладываются необходимые механизмы для зрительного (чтение с губ) и слухового восприятия устной речи; 2) развитие слуховой функции, что обогащает и преобразует сенсорную базу ребенка, готовит его к вступлению в речевые коммуникативные отношения с окружающими людьми с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них; 3) восприятия неречевых звучаний (бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, что способствует более широкой ориентировке детей в окружающем мире, помогает осмыслить содержательную сторону ряда словесных обозначений (гудок, лай, пение, звонок и т.д.); 4) развитие речевого слуха, в процессе чего происходит накопление слухового словаря; 5) использование слухового восприятия в работе над произношением.

Программа направлена на развитие слухового внимания в процессе формирования слухового ощущения, различения и опознавания речевой информации, речевого материала и распознавание незнакомых на слух речевых единиц. Развитие речевого слуха осуществляется на осмысленном речевом материале разной степени сложности. Важное значение в процессе слуховой работы имеет учет состояния слуха глухих и слабослышащих детей: ограниченные слуховые возможности (глухие дети I – II групп) и более расширенная сенсорная основа, но не с однозначными слуховыми возможностями (слабослышащие дети с разной степенью состояния слуха и глухие с остатками слуха). Поэтому программные материал по развитию слухового восприятия представлен дифференцированно.

Однако работа по развитию слухового восприятия должна проводиться систематически и интенсивно с каждым ребенком независимо от его состояния слуха, так как из-за отсутствия слухового опыта результаты долгое время могут быть незначительными. Но год от года объем слухового словаря увеличивается, расширяется ориентировка в мире неречевых звучаний, способы восприятия усложняются, возрастает слуховой контроль за качеством произносительных умений.

 

Фронтальные занятия

Особенности организации

в классах глухих в классах слабослышащих

Продолжитель-ность 45 минут

Типы уроков По классификации М. А. Данилова и Б. П. Есипова выделяются разные типы уроков:

● комбинированные;

● уроки, назначением которых по преимуществу ознаком-ление учащихся с новым материалом;

● уроки, направленные на закрепление знаний учащихся;

● уроки, основной целью которых является закрепление умений и навыков путем упражнений;

● контрольные, проверочные уроки.

Задачи несл Интенсивное развитие ос-таточного слуха, на базе ко-торого создается слухо-зри-тельная основа восприятия устной речи, совершенству-ется навык речевого общения. Слабосл. Усиление слухового ком-понента в слухо-зрительном восприятии речи окружаю-щих людей; развитие обще-ния в условиях сниженного слуха.

Содержание Определяется программой по развитию слухового восприятия и включает:

1) развитие слухового восприятия посредством неречевых звуков;

2) развитие слухового восприятия с помощью речи;

3) отработку произносительных умений.

Характеристики Особенности организации

в классах глухих и в классах слабослышащих

Структура урока Может быть различной и определяется: типом урока; темой, задачами, мерой усвоения учащимися материала.

Л.П. Назарова определяет структуру фронтального урока следующим образом:

1. Установка режима усиления.

2. Перекличка учащихся.

3. Организация деятельности учащихся (сообщение темы, плана урока).

4. Различение неречевых звуков.

5. Физкультминутка.

6. Различение речевого материала.

7. Закрепление материала.

8. Организация окончания занятия.

Использование звукоусиливающей аппаратуры Рекомендуется использовать стационарную звукоусили-вающую аппаратуру коллективного назначения.

Способ восприятия материала В кл несл Исходным способом вос-приятия является слухо-зри-тельное. Упражнения по вос-приятию речевого матери-ала только на слух носят не-продолжительный характер. Слабосл Зависит от слуховых воз-можностей детей. Исходным способом восприятия может быть сразу слуховой.

Планирование Основой планирования фронтальных уроков являются два документа: а) программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению; б) сведения о состоянии слуха и усвоении произносительных навыков учащихся данного класса. Как правило, формулируется несколько тем.

Требования к планированию:

1) каждый урок должен быть законченным, и в то же время находиться в тесной связи с предыдущим и последующим уроками;

2) связь уроков с индивидуальными занятиями должна быть двусторонней: первичные умения, приобретенные на индивидуальных занятиях, закрепляются на фронтальных уроках и наоборот, сведения, полученные

Муз-ритмич.

Особенности организации

в классах глухих и в классах слабослышащих

Продолжительность 45 минут

Задачи развития слухового восприятия Обогащение представлений детей о звучащем мире; раз-витие восприятия разнообразной акустической информации – речи, неречевых звучаний, музыки; формирование умения анализировать и сопоставлять услышанное.

Условия проведения Проводятся в кабинете площадью не менее 30 м2, оборудование должно включать: балетный станок и зеркало (высотой не менее 1,6 м), магнитофон (проигрыватель), набор кассет (пластинок), дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, музыкальные инструменты, мячи, ленты), диапроектор, пианино, доска, наборное полотно, скамейки и стульчики.

Содержание Несл. ● обучение движениям под музыку;

● обучение восприятию му-зыки;

● декламация песен под музыку;

● автоматизация произно-сительных навыков (с ис-пользованием элементов фонетической ритмики).

Слабосл. На I и II годах обучения:

● музыкально-ритмические движения;

● восприятие и воспроизве-дение песен и несложных музыкальных пьес;

● восприятие на слух и вос-произведение устной речи.

На III и IV годах обучения:

● музыкально-ритмические движения;

● восприятие и исполнение песен;

● игра на инструментах;

● слушание музыки;

● восприятие на слух и вос-произведение устной речи.

Структура Л.П. Назарова рекомендует следующую структуру занятия:

1. Организация начала занятия.

2. Разминка.

3. Основная часть:

• развитие моторики тела в сочетании с мелкой моторикой (речью) и развитие слухового восприятия;

• автоматизация и коррекция произношения в сочетании с крупной моторикой и развитием слухового восприятия;

• развитие слухового восприятия в сочетании с речью и движениями.

4. Организация окончания занятия.

Использование звукоусиливающей аппаратуры Восприятие музыки и речи осуществляется с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Слуховые аппараты работают в режиме, определенном для постоянного ношения. При оснащении кабинета индукционной петлей устанавливается соответствующий режим.

Возможно использование другой беспроводной ЗУА.

Способ восприятия материала Несл Основным способом вос-приятия речевого материала является слухо-зрительный. Восприятие музыки осу-ществляется также на поли-сенсорной основе. Слабосл Зависит от состояния слуха учащихся.

Планирование Календарное планирование осуществляется по всем разделам обучения и включает: требования программы, содержание работы, музыкальный и дидактический материалы, сроки обучения, речевой материал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.015 с.)