Построение интерьерного пространства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение интерьерного пространства



Поиск формы внутреннего пространства и отдельных элементов интерьера происходил в борьбе двух противоположных качеств, объективно значимых для человека: закономерное построение и нарушение, рациональные, геометрически ясные и иррациональные, чувственно познаваемые формы. Как идеальный результат этой борьбы для человека не существуют ни абсолютный порядок, ни абсолютная неопределенность, случайность. Можно говорить о стремлении к созданию порядка или его нарушении. Эмоциональный потенциал архитектуры формируют именно противопоставление этих двух качеств или смена пространственных концепций [58, 69].


Контрастная смена пространств, различных по построению, основана на противопоставлении осей развития: горизонтальных и вертикальных, протяженных в глубину и направленных фронтально. Развитие пространства по горизонтали снимает напряженность, успокаивает, вселяет чувство уверенности. Чем шире возможности обзора, тем сильнее интерес, вызванный количеством полученной информации и необходимостью ее переработки. Развитие по вертикали создает определенный эффект переживания, эмоциональную напряженность и одновременно душевный подъем, придавая интерьеру торжественность и величие. Пространство, протяженное в глубину, рождает чувство сосредоточенности, целеустремленности, ожидания, поиска цели формирования продольной оси. Пространство, концентрически развивающееся вокруг центрального ядра, не позволяет говорить об однозначности возникающих эмоций по причине разнообразия возможных сочетаний отдельных пространств и осей их организующих. При этом возможность использования трех пространственных осей устанавливает наиболее полный порядок, предопределяя сложность и богатство возникающий эмоций.

Монопространство — первичный композиционно-формообразующий элемент структуры, представленный определенной геометрической формой, ее характером и пластикой, абстрагированной от конкретных материалов и их композиционной организации. Воспринимается как цельная форма и бывает простой или сложной, т.е. расчлененной промежуточными опорами, уровнями потолка или пола и т.д. Существует большая геометрическая разновидность монопространств по величине и очертаниям. Динамика пространства выражается преимущественным развитием одной из трех координат: высокое пространство, низкое, широкое, узкое. По степени замкнутости различают: замкнутое пространство, полузамкнутое, полураскрытое, раскрытое. Основные ограждающие поверхности, формирующие монопространство, бывают следующих видов. Потолок — плоский, уступчатый, наклонный, провисающий, шатровый, сводчатый. Стены - вертикальные, сводчатые, наклонные, уступчатые, выгнутые. Пол — ровный, наклонный, ярусный, ступенчатый.

Полипространство — пространственная структура, организованная из нескольких монопространств при помощи основных приемов: линейно-осевого, векторного, структурно-модульного, акцентной формы, свободного.


В работе над композицией используется свойство отношения целого и его частей. Возможны два подхода решения задачи: учет композиционных особенностей самой формы и подчинение им организации элементов ограждения и предметного наполнения или декоративно-оформительский метод, связанный с материальностью поверхности, ее формой, величиной, пластикой, эффективным использованием частного случая. В любом подходе найденный композиционный строй направлен на усиление ассоциативно-эмоционального воздействия на человека.

Эстетическая выразительность поверхностей ограждения достигается использованием специфических архитектурных средств -пластической, материальной и цветовой разработок. Есть три подхода к пластической разработке поверхности. Форма плоскости, образуемая контуром, создает силуэт с определенной геометрической характеристикой. Любая плоскость в этом случае может иметь изменения по степени соотношения масс и пустот - от абсолютной плотности до абсолютной пустоты. В зависимости от толщины — тяжелая или легкая. Например: стена с оконными проемами, стена - решетка, прозрачная стеклянная стена, силуэтная форма стены-аркады, перфорация. Качество силуэтной формы зависит от выразительности абриса плоскости и формы проемов. Второй подход к разработке - это средства эстетического освоения видимых форм конструктивной структуры и ее элементов. Например: повторяющиеся арочные оболочки, криволинейные бетонные плоскости, решетка стоечно-балочной конструкции. Элементы крупной пластики могут создаваться также искусственно, имитируя подлинные конструкции. Третий прием - мелкая пластика, использующая небольшие, накладные объемы. Глубина рельефа определяется масштабом помещения.

Материальная разработка направлена на выявление собственных свойств используемых материалов по форме, фактуре, текстуре и цвету. Например: поверхность дерева в разной обработке (гладкая, резная, профилированная), ажурность металлических ферм, тектонический строй каменной кладки, разнообразие фактур каменной поверхности замощения. Естественные материалы имеют определенные качества, отмечаемые человеком: холодность металла, теплота дерева, твердость камня. Важны также тяжесть, прочность, мягкость. Некоторые искусственные материалы воспринимаются без точных эмоций,


отчужденно. Можно лишь абстрактно выразить их качества: блестящие - матовые, гладкие - шероховатые, цветные - бесцветные [53].

Выразительные свойства цвета обладают неограниченными возможностями для колористических разработок. Художественный образ объекта определяет цвет и способ его применения. Например: выделение цветом информационных элементов, изобразительная сюжетная, декоративная или суперграфическая росписи. Взаимодействие цвета с объемно-пространственной формой может быть гармоничным или антагонистичным. Полихромия способна активно влиять на восприятие формы — подчеркивать ее свойства или их целенаправленно иллюзорно изменять. Такие возможности цвета называют формообразующими [29].

Композиционную организацию предметной среды следует рассматривать как установление диалога между оборудованием и архитектурными элементами в интерьере. Отношения пространственной среды с элементами наполнения можно построить несколькими приемами. Прием физической связи с ограждением имеет два состояния: мобильный и стационарный. Или изделие обладает независимым конструктивным решением, или подразумевается неразрывная связь материального оборудования со строительной конструкцией. Первое состояние как бы решает композицию элемента оборудования «внутри себя» и всякий раз адаптируется к конкретному интерьеру. Второй вариант проектируется архитектором, связан с художественным замыслом интерьера и классифицируется как элемент ограждения. Прием пространственной связи оборудования с формой помещения и плоскостью ограждения можно выразить тремя состояниями: предмет наполнения закреплен осью формы или направлением движения -акцентный предмет в пространстве; предмет играет роль рядового элемента в ритмической композиции ограждения или пространства; решение оборудования как основного средства организации стены. Прием стилистического единства связан с внешними, формальными признаками оборудования и ограждения. Стиль мебели подчиняется требованиям архитектурной стилистической направленности или используется стилистический контраст [53, 66] (рис.38).




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Учебное архитектурное проектирование необходимо рассмап ривап ь
как процесс обучающий и творческий одновременно. Критерием
качества обучения является творческое использование
профессиональных действий для самостоятельною проекции о поиска,
основным средством, процессом и результатом которою является
композиция. Как вид деятельности проектирование располагает
диапазоном материализованных профессиональных действий, а как
учебный предмет учит мыслить образами, используя определенные
формы композиционного моделирования.

2. Для решения задач на разных этапах процесса проектирования
требуются конкретные средства. Предпроектное исследование
использует приемы аналитического моделирования, выход на идею и
процесс ее разработки осуществляются при помощи творческих методов
и приемов гармонизации формы. Окончательное оформление проектной
документации оснащено нормативными и расчетными формами
моделей. На любом этапе работы нужно все задачи решать через
композицию и средствами последней. Композиционное моделирование
- это универсаль*»ь1Й метод архитектора, который не зависит от
конкретных функционально-типологических или архитектурно-
стилистических характеристик объекта.

3. Композиционный анализ - важная часть обучения, формирующая
композиционное умение, обеспечивающая комплексную,
многостороннюю оценку свойств объектов архитектуры, что необходимо
на стадии знакомства с предметом и на этапах его разработки.
Творческий потенциал проектировщика, его профессиональный уровень
непосредственно зависит от результатов аналитической деятельности,
являющейся компонентом проектного мастерства. Классификация видов
анализа исходит из понимания архитектурного объекта как единства
формы и содержания. В результате специально организованной
аналитической деятельности появляется возможность стимулировать
проектное творчество, стабилизировать его вокруг важнейших
характеристик проектируемого объекта, улучшить качество и
обоснованность проектных решений.

4. Структурный подход позволяет определить логику
пространственной организации формы и соподчиненности ее частей.


Стройность архитектурной системы - неотъемлемая часть художественного образа. Упорядоченность и закономерность предполагают использование простых форм, геометрические свойства которых позволяют судить о ясности их построения. Основой структурной упорядоченности архитектурной композиции чаще всего выступает модульная сетка или решетка, сетчатые орнаменты и плотные упаковки. Прикладная геометрия служит посредником между природой и архитектурой для выявления закономерностей построения структур биологических форм. Структуры позволяют также соотнести архитектурную форму с общекультурным, региональным или национальным содержанием.

5. Общий для всех аппарат композиционного моделирования, используемый в практической деятельности, еще не создан. Представляет определенную сложность разработка универсальной методики. Авторские методические программы обеспечения архитектурного проектирования, существующие сегодня, дают возможность ощутить содержание деятельности и оценить использующиеся необходимые композиционные средства и их сочетания. Систематизированный композиционный опыт, представленный в данной работе, можно отнести к двум формам деятельности: репродуктивной и продуктивной. Определенные конкретные приемы учитывают взаимодействия «общего» и «частного», их взаимообусловленность, что является основанием предполагать возможность разработки вариантной программы для формирования индивидуального подхода к созданию архитектурной формы.


Литература

1. Алексеев С.С., Теплов Б.М., Шеварев II.Н. Цвет ■ архитектуре.
М.: Госстройиздат, 1934.

2. Архитектурно-композиционное формообразование: Учеб. пособие
/ Под ред. Иовлева В.И. Екатеринбург: Архитектон, 2000.

3. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М.: СтрОЙИ UWi 19К4.

4. Архитектура и эмоциональный мир человека /1 '.!>. Забельшанский,
Г.Б. Минервин, А.Г. Раппопорт, Г.Ю. Сомов. М.: Паука, 1985.

5. Бархин Б.Г. Методика архитектуного проектирования. М.:
Стройиздат, 1993.

6. Богомолов И.И., Алешков А.В. Человек в архитектуре: Учеб.-метод,
пособие. Пенза, 1991.

7. Барбышев Е.Н., Сомов Г.Ю. Формообразующие структуры и
архитектурная форма // Архитектура СССР. 1990. № 3-4.

8. Белоусов Е.Д. Значение и особенности композиционного анализа.
// Проблемы арх. образования. Ростов-на-Дону, 1992.

9. Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976.

 

10. Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

11. Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре
Средней Азии IX -XV вв. М., 1988.

12. Ван Ганди А.Б. 108 путей к блестящей идее / Пер. с англ. М.:
Попурри, 1996.

13. Венгер В., Поу Р. Неужели я гений? СПб.: Питер Пресс, 1997.

14. Вернов В.А. Цветоведение. М., 1972.

15. Винокуров Ю.М. От искусствометрии к активизации творческой
деятельности. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1998.

16. Вуджек Т. Как создать идею. СПб.: Питер Пресс, 1997.

17. Вуджек Т. Тренировка ума. СПб.: Питер Пресс, 1997.

18. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., МГУ, 1976.

 

19. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат,
1984.

20. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. М., 1923.

 

21. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.:
Стройиздат, 1986.

22. Глазычев В.Л. Архитектурное творчество и организация
архитектурного проектирования. Автореф. на соиск. канд. философ,
наук. М., 1978.


23. Гликин Я.Д. Методы архитектурной гармонии. Л., 1979.

24. Гудкова ТВ. Моделирование процесса творческого проектного
мышления. Канд. дис. Новосибирск, 2000.

25. Дей К. Места, где отдыхает душа: Архитектура и среда как
лечебное средство / Пер. с англ. В.Л. Глазычева. М.: МП Ладья, 1994.

26. Дембич А., Михайлов С. Композиционное моделирование //
Архитектура СССР. 1989. № 3-4.

27. Дембич А.А. Проектный анализ в системе архитектурного
проектирования: Автореф. на соиск. канд. арх. М., 1985.

28. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат,
1985.

29. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в
архитектуре. М., 1984.

30. Зейтун Ж. Технологическая организация внутренней структуры
проектируемых архитектурных систем. М.: Стройиздат, 1986.

31. Зигель К. Структура и форма в современной архитектуре. М., 1965.

32. Иовлев В.И. Введение в проектирование архитектурной среды:
Учеб. пособие. Екатеринбург: Архитектон, 2002.

33. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.:
Стройиздат, 1986.

34. Капустин П.В. Развитие представлений об объекте
проектирования в процессах архитектурного мышления. Канд.дис.
Воронеж, 1999.

35. Кириллова Л.И. Масштабность в архитектуре. М., 1961.

36. Конструкции и форма в советской архитектуре / Т.Ю Волчок и
др. М.: Стройиздат, 1980.

37. Коротковский А.Э. Основы архитектурной композиции.
Свердловск, 1974.

38. Коротковский А.Э. Введение в архитектурно-композиционное
моделирование. М., 1975.

39. Кудряшов К.В., Баазетцер Л. Проблемы изобразительного языка
архитектора. М., 1982.

 

40..Лисициан М.В., Новикова Е.Б., Петунина З.В. Интерьер
общественных и жилых зданий. М., 1973.

41. Макетирование в начальном учебном проектировании: Метод.
разраб / Сост. Иовлев В.И. Свердловск: САИ, 1982.


 

42. Малахов С.А. Архитектурная композиция как архитектурный
метод: Учеб. пособие. Куйбышев: КИСИ, 1986.

43. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.

44. Мелодинский Д.Л. Методы обучения архитектурному
проектированию. Проблемы архитектурного образования. Ростов-на-
Дону, 1992.

45. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. (История,
теория, практика). М.: Эдиториал УРСС, 2000.

46. Метленков Н.Ф. Роль пространственного моделирования и
интенсификации процесса обучения архитектурному проектированию.
Канд. дис. М.: МАрхИ, 1978.

47. Начала архитектурно-композиционных импровизаций: Учеб.-
метод. пособие / Сост. Богомолов И.И. Пенза, 1997.

48. Нечаев Н.Н., Сулименко С.Д. Методы архитектурного творчества:
Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: РИСИ, 1988.

49. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий. М.: Стройиздат,
1991.

50. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов / А.В.
Степанов и др. М.: Стройиздат, 1993.

 

51. Пронин Е. Архитектурная комбинаторика и ее автоматизация //
Архитектура СССР. 1990. № 3-4.

52. Пронин Е.С. Комбинаторный практикум: Учеб.пособие. М.:
Ладья, 1997.

53. Раннев В.Р. Интерьер. М.: Высшая школа, 1987.

54. Рок И. Введение в зрительное восприятие / Пер. с англ. М., 1972.

 

55. Смирнов В.В. Эмоционально-образное построение формы.
Архитектурно-композиционное формообразование. Екатеринбург:
Архитектон, 2000.

56. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.:
Стройиздат, 1986.

57. Степанов А.В., Малахов С.А., Нечаев Н.Н. ^Введение в
проектирование: Учеб. пособие. М., 1982.

58. Страутманис И.А. Информативно-эмоциональный потенциал
архитектуры. М., 1978.

59. Теория композиции в советской архитектуре. М.: Стройиздат,
1986.


60. Усов В.Р., Богомолов И.И., Веслополова Т.Н. Проектирование
жилых и общественных зданий: Учеб. пособие. Пенза, 1988.

61. Усов В.Р. Вводные макетно-графические упражнения в курсе
основ архитектурного проектирования как средства развития
пространственных представлений. Канд. дис. М.,1980.

62. Ушакова Т.А. Введение в архитектурно-композиционное
моделирование: Метод, разработки. Свердловск: САИ, 1985.

63. Философский энциклопедический словарь. М.: 1983.

64. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. М., 1973.

65. Хан-Магомедов СО. Развитие психоаналитического метода Н.
Ладовского на основном отделении ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа
(пропедевтическая дисциплина «Пространство», теоретич.разр.
рационалистов). М.: Архитектура, 1995.

66. Чуваргина Н.П., Ушакова Т.А. Основы графического
моделирования: Учеб. пособие. Свердловск: СвердАрхИ, 1990.

67. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. М.:
Высш. шк.,1990.

68. Шимко В.Т., Гаврилина А.А. Типологические основы
проектирования архитектурной средыб Учеб. пособие. М.: Ладья, 2000.

69. Янковская Ю.С. Семиотика в архитектуре - диалог во
взаимодействии: Место семиотическмх исследований в современной
теории архитектуры. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003.

 

70. Яргина З.Н. Градостроительный анализ. М., 1984.

71. Itten J. Kunst der Farbe. Ravensbur., 1961.

72. Krause K. Das Zeichen des Architekten. Berlin., 1961.

72. Erhaltung und Gestaltung des Ortsbildes. Baden-Wurttemberg.:
Innenministerium, 1989.

73. ARCA International. 1996-1997. № 1-19.


Учебное издание

Л.И. Седова

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Учебное пособие

Редактор - Н.Г. Кузин Оригинал-макет - Т.Е. Блинова

Издательство УралГАХА «Архитектон» Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 23

ЛР № 020467 от 04. 03. 97

Подписано в печать 28.10.04. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. I [ечать

офсетная. Усл. п.л. 8. Гарнитура Times. Тираж 500 экз.

Заказ №43.

Отпечатано в ОАО «Полиграфист» Екатеринбург, ул Тургенева, 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.097 с.)