Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипотетико-дедуктивный метод рассуждений
Гипотетико-дедуктивная модель, заменившая индуктивную, по лучила широкое распространение в ЗО-е гг. ХХ в. среди сторонников логического позитивизма, которые ограничивали задачу философии науки логическим анализом существующего знания. Однако сами гипотетико-дедуктивные рассуждения можно обнаружить еще в ан тичной философии. Исторические корни гипотетико-дедуктивного подхода в разных формах связаны своим происхождением с умозаключениями из ги потез или предположений. Древние греки широко пользавались та кого рода умозаключениями. Речь идет в первую очередь о знаме нитом союратавеком методе поиска истины путем систематического выдвижения предположений и последующей их критики в ходе диалога. Поясним это простым примером: является ли обман злом или добром? На первый взгляд он кажется несомненным злом, но если речь идет о противнике на войне, то мнение изменится. Такой метод поиска истины путем выведения следствий из выдвигаемых предположений и мнений широко использовался в Древней Греции в ходе диалога в судебных спорах, публичной полемики при обсуж дении общественных вопросов на народных собраниях, обучении риторике или эристике (искусству спора). Такой же метод критического исследования лежит в основе ан тичной диалектики как искусства поиска истины путем раскрытия противоречий в мышлении. Об этом свидетельствует, в частности, этимология самого слова <<диалектика>>, происходящего от древне греческого слова <<диалего>>, означающего вести диалог, беседу, по лемику. В ходе такого диалога один из его участников выдвигает определенные предположения или мнения, а другой оспаривает, критикует или опровергает их. В конце концов участники диалога приходят либо к установлению истины, либо к выяснению того, в чем они соглашаются и в чем расходятся. Блестящим мастером проведения диалогов по нравственным и общественно- политическим проблемам бьш Сократ, от которого не сохранились письменных источников, так как он предпочитал изла гать свои взгляды устно. Но о его мастерстве мы можем судить по блестящим сочинениям его великого ученика Платона, написанным в форме диалогов. По собственным словам Платона, истина не мо жет быть в противоречии с самой собой. Таким образом, если, ис ходя из какой-либо гипотезы, мы приходим к противоречию, то та кая гипотеза должна быть отброшена. Итак, в ходе перехода от од ной гипотезы к другой, преодолевают заблуждения. По признанию Платона, диалектика есть точный метод доказательства и в его диа логах не встречается иного метода доказательства, кроме опровер жения гипотез!.
Хотя с чисто логической точки зрения поиск истины с помощью сократавекого диалога можно рассматривать как гипотетико-дедук тивное рассуждение, но в содержательном отношении он не исчер-
1 Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука.- М., 1959.- С. 207. пывается логическим выводом следствий из гипотезы. Гораздо важ нее умение ставить вопросы, вьщвигать все новые и новые предпо ложения в определенной последовательности, которая приводит к нужному результату, а также критическое отношение к получаемым следствиям. Наиболее ценным в проведении таких диалогов служит поэтому искусство выдвижения предположений и догадок, а не сам логический вывод. Не зря же Сократ называл такое искусство маев тикай, помогающей рождению новой мысли, подобно тому как акушерка помогает рождению ребенка. В настоящее время гипотетико- дедуктивные рассуждения не по теряли своего значения и по-прежнему нередко используются в про цессе обучения, чтобы активизировать мышление учащихся. Но зна чительно большее применение он получил в разнообразных спорах, дискуссиях и полемике: от состязания сторон в судебных заседаниях и до хорошо организованных научных дискуссий и диспутов. Не слу чайно поэтому в последние годы вновь возродился интерес к антич ной логике и диалектике в связи с разработкой теоретических про блем аргументации и практики убеждения!. Что касается применения гипотетико-дедуктивного метода в нау ке, то его роль оставалась неоцененной вплоть до Нового времени. Совершенное иное значение этот метод приобрел с возникновением экспериментального естествознания. Одной из первых гипотетико дедуктивных систем стала система классической механики, создан ная Ньютоном. Эту систему часто называют так именно потому, что ее законы представляют собой гипотезы, опирающиеся на на блюдения и эксперименты, провереиные и обоснованные опытом и практикой. Совершенно иначе обстоит дело с абстрактными матема тическими теориями, аксиомы которых не допускают непосредст венной эмпирической проверки и обоснования. Если принципы и законы эмпирических наук уточняются и изменяются под влиянием опыта и практики, то при выборе аксиом руководствуются требова ниями логики развития теории.
Так, Н.И. Лобачевский выбрал новую аксиому о параллельных 2 и создал новую неевклидовую геометрию после многочисленных безуспешных попыток, в том числе и собственных, доказать аксио му о параллельных Евклида. Заменив его аксиому противополож ным постулатом, Лобачевской из новой системы аксиом получил следствия, которые хотя и противоречили прежним интуитивным пространствеиным представлениям, но оказались логически непро тиворечивыми. Например, в геометрии Евклида сумма внутренних
1 См.: Рузавин Г.И. Методолоmческие проблемы арrументации. - М.: ИФРАН, 1976. 2 Через данную точку к прямой на плоскости можно провести по крайней мере две прямые, параллельные данной. В евклидавой геометрии допускается единст венная параллельная. углов треугольника равна 180°, а в геометрии Лобачевского должна быть меньше этой величины. Впоследствии бьши построены другие системы неевклидовых геометрий. Вопрос о том, какая геометрия лучше подходит для описания реального пространства, решается не математикой, а эмпирической наукой, какой является, в частности, физика. На этом примере мы убеждаемся в том, что абстрактная теория может быть логически непротиворечивой, но не обязательно применимой для описания реального мира. Чтобы убедиться в этом, мы должны, например, абстрактным понятиям геометрии дать определенную интерпрета цию. Так, прямую можно рассматривать как путь светового луча, а точку - как пересечение таких лучей. После этого следует прове рить экспериментальными методами, в какой мере ее теоремы вы полняются в мире физического опыта. Если в математике обращение к гипотетико-дедуктивному мето ду происходит крайне редко, то в эмпирических науках он исполь зуется для построения самих теорий. В этих целях отдельные обоб щения и гипотезы не остаются изолированными, а связываются в определенную систему таким образом, чтобы менее общие гипотезы логически вывести из более общих. По мере увеличения числа ги потез необходимость их упорядочения, приведения в логическую систему все больше возрастает. В связи с этим уточняется и сама логическая структура системы гипотез: вводятся новые теоретиче ские термины о ненаблюдаемых объектах, открываются новые за коны. В результате растет и теоретическая зрелость соответствую щей науки. Не случайно поэтому гипотетико-дедуктивный метод получил наибольшее применение в тех отраслях естествознания, где имеются развитый концептуальный аппарат и математические методы иссле дования. В социальных науках таким требованиям больше всего отве чает рыночная экономика. В описательных науках, где преобладают изолированные обобщения и гипотезы, установление логической связи между ними наталкивается на немалые трудности, потому что, во-первых, в них трудно найти и выделить основные, наиболее сильные гипотезы, во-вторых, вследствие этого нелегко обнаружить производные гипотезы, в-третьих, само число гипотез бывает весьма велико. Поэтому в таких науках главные усилия должны быть на правлены на поиски более общих и логически сильных гипотез, из которых можно бьшо бы логически вывести менее общие, произ водные гипотезы, а из последних - высказывания о фактах. В дальнейшем такого рода общие гипотезы могли бы стать ядром бу дущей теории. Характеризуя состояние современной этнографии, Л.Н. Гумилев указывал, что в ней <<количество фактов столь много численно, что речь идет не об их пополнении, а тех, которые име- ют отношение к делу. Количество сведений росло, но в новое каче ство не переходило>>1. По мере превращения описательной науки в теоретическую воз растает и роль дедукции в интеграции гипотез в целостную гипотети ко-дедуктивную систему. В этом мы можем убедиться на примере формирования классической механики - первой опытной науки, с которой началось развитие классического естествознания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.007 с.) |