Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Методические рекомендации по организации и проведению родительских собраний

В рамках Дней психического здоровья

 

 

 

 

Когда люди становятся родителями, происходит нечто странное и необъяснимое. Они начинают играть такую роль и действовать так, как будто они забыли, что они - люди. Они надевают мантию "родителей" и стараются вести себя, таким образом, как они думают, родители должны вести себя. Они берут на себя ответственность быть лучше, чем просто люди. Они чувствуют, что они должны всегда быть последовательны в своих чувствах, всегда должны любить своих детей, должны, безусловно, принимать их, должны отложить свои эгоистические потребности и жертвовать собой ради них и, кроме того, не должны делать тех ошибок, которые совершены их родителями.

Т. Гордон «Тренинг эффективного родителя»

 

 

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести.

Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы классного руководителя. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты муниципальных психолого-педагогических и медико-социальных центров, педагоги-психологи школы, педагоги дополнительного образования и др.

Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося, способствует профилактике дезадаптации и сохранению психического здоровья.

Родительские собрания по данной тематике носят в основном образовательный характер; они предполагают лектории и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях. Исследования показали, что низкая школьная успеваемость у детей из социально неблагополучных семей или семей, принадлежащих к этническим меньшинствам, может быть обусловлена недостаточным питанием и плохим медицинским уходом в сочетании с эмоционально и интеллектуально обедненной средой.

Подготовка родительского собрания должна осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса.

2. Выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.

Основные формы родительских собраний: собрание-лекторий; "круглый стол";тематическая дискуссия с приглашением специалистов; консультация со специалистами; родительская дискуссия; общешкольная и общеклассная конференция и др.

3. Этапы подготовки к родительскому собранию:

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение педагогом и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

В рамках Дней психического здоровья наиболее целесообразной является следующая тема «Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений»

Содержание общешкольного родительского собрания «Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу сохранения психического здоровья детей и подростков в семье и школе

Задачи: 1. Предоставить информацию родителям о современной ситуации сохранения психического здоровья детей и подростков.

2. Обсудить позитивные и неконструктивные способы детско-родительского взаимодействия.

3. Получить комментарии и рекомендации специалистов помогающего профиля.

 

Участники собрания: родители, классные руководители, педагог-психолог (школы, центра психолого-медико-социального сопровождения, учреждения социальной помощи населению и др.), социальный педагог, администрация школы. При отсутствии специалистов в образовательном учреждении необходимо пригласить специалистов из учреждения здравоохранения (врача-психиатра, врача-психотерапевта)

 

Форма собрания: собрание – лекторий с элементами консультации специалистов.

Подготовка:

Накануне психолог проводит исследование среди учащихся с использованием методик по исследованию ДРО (Тест-опросник Варга-Столина, ДДЧ, Кинетический рисунок семьи и др.)

Подготовка для каждого родителя памяток, рекомендации психолога для родителей.

План собрания:

Психическое здоровье

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели: 1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний; 2) облегчение их тяжести или сокращение длительности; 3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.

Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Например, известно, что недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему, что краснуха у беременной женщины оказывает такое же влияние на плод. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация и обеспечение соответствующего питания матерей и новорожденных. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Более конкретно, есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

 

 

Признаки поведения ребенка, на которые необходимо обратить внимание:

  1. проявление необычайно частых для своего возраста вспышек гнева;
  2. частые споры со взрослыми;
  3. активный отказ выполнять требования взрослых или нарушение правил поведения;
  4. совершение таких поступков, которые досаждают другим людям;
  5. обвинение других в своих ошибках или неправильном поведении;
  6. задержка в развитии речи, интеллектуальных умений;
  7. обидчивость; проявление частого негодования; частые обманы или нарушения обещаний;
  8. частые проявления злобы и мстительности;
  9. драчливость;
  10. использование оружия, способного причинить вред другим (клюшка, кирпич и т.п.);
  11. несмотря на запреты родителей, часто допоздна остается на улице;
  12. проявление физической жестокости к людям и животным;
  13. преднамеренное разрушение чужой собственности;
  14. разведение огня;
  15. кража вещей;
  16. пропуски школьных занятий;
  17. трудности в усвоении школьной программы
  18. побеги из дома;
  19. совершение преступлений на виду у жертвы (выхватывание кошельков, сумок);
  20. принуждение к половым отношениям;
  21. частое проявление задиристого поведения.

Признаки суицидального поведения:

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

Что делать родителям?

Главное, не ставить ребенку диагноз самостоятельно и не записывать его в «ненормальные». Однако, если тревожных признаков слишком много – не ждите, что все рассосется само: в случае, когда решается вопрос о детском здоровье, чем раньше вы примете меры, тем лучше. Со своими опасениями необходимо обязательно обратиться к специалисту – и только к нему. Причем после тщательного обследования и наблюдения, а порой и консультаций с коллегами, ему решать, что же происходит с вашим ребенком и каков прогноз ситуации. Если же опасения подтвердились – не опускайте рук и верьте в своего ребенка. В конце концов, он любит вас и рассчитывает на вашу любовь в ответ, а еще на то, что вы примите и поддержите его – любого.

В Красноярском крае развита система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. В первую очередь необходим разговор с педагогом-психологом образовательного учреждения, он сможет квалифицировать проблему и по мере необходимости направить к другим специалистам. Если в вашем городе или поселке есть центр психолого-медико-социального сопровождения, то там вы сможете получить комплексную помощь сразу нескольких специалистов по детскому развитию, в том числе и детского врача-психиатра. В случае же отсутствия таких специалистов необходимо выяснить подробную информацию в муниципальном управлении образования о возможностях получения такой помощи за пределами вашего населенного пункта. Краевые учреждения оказывают психолого-педагогические и медико-социальные услуги всем жителям Красноярского края.

Памятка для родителей:

Уважаемые родители!

Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

Г. Красноярск

Ул. Гагарина, 48 а

Телефон: 8 (391) 227 – 68 – 34

krdkrk@krasmail.ru

 

Наша миссия заключается в профессиональной деятельности, направленной на формирование у общества культуры социальной субъектности по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, помощь в преодолении трудностей в развитии, определение оптимальных образовательных условий и максимальное развитие способностей детей и их родителей в совместной деятельности.

Центр – это своеобразная стартовая площадка, помогающая ребенку, его родным и близким преодолеть трудности, отчуждение, поверить в свои силы, научиться полноценно жить в социуме и достичь возможного образовательного уровня: поступить в детский или школу, освоить навыки самостоятельной деятельности, научиться испытывать чувства радости, удовольствия от совместной деятельности.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Методические рекомендации по организации и проведению родительских собраний



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.022 с.)