Гигиеническая оценка учебно-воспитательного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиеническая оценка учебно-воспитательного



Процесса в дошкольной организации и школе

Цель занятия: освоить гигиенические принципы построения учебно-воспитательной работы в дошкольных организациях и образовательного процесса в школах.

План проведения занятия:

Каждый студент на основании выполненных дошкольниками тестов Керна-Иразека определяет готовность к обучению в школе, оценивает недельное школьное расписание.

Полученные результаты анализирует и составляет заключение.

Студент должен знать:

- гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса в дошкольной организации;

- гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе;

- гигиенические требования к организации и условиям обучения детей 6-летнего возраста;

- влияние компьютерной техники на функциональное состояние и работоспособность ребёнка;

- гигиенические принципы организации учебно-воспитательной работы в специальных школах для детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Студент должен уметь:

- провести гигиенический анализ воспитательного процесса в дошкольной организации;

- провести гигиенический анализ учебно-воспитательного процесса в школе.

Студент должен владеть:

- методикой оценки учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Значение морфологического, функционального и психического развития в процессе воспитания и обучения детей.

2. Гигиенические основы воспитания и обучения в дошкольной организации.

3. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости».

4. Гигиенические требования к организации и условиям обучения детей 6-летнего возраста.

5. Гигиенические принципы организации образовательного процесса в школе.

6. Гигиенические основы обучения учащихся начальных классов.

7. Гигиенические требования к уроку.

8. Гигиенические требования к составлению расписания.

9. Гигиенические требования к организации и режиму работы групп продлённого дня.

10. Гигиенические основы применения технических средств обучения.

11.Гигиенические требования к организации отдыха в учебное и внеучебное время.

Содержание занятия и методика работы

В основе учебно-воспитательного процесса лежит деятельность детей разнообразная по форме, содержанию и продолжительности. Деятельность является основным фактором развития растущего организма. Регулирующее влияние на всю деятельность организма человека оказывает кора больших полушарий головного мозга (филогенетически наиболее поздно развившаяся часть центральной нервной системы). В ранние периоды детства, когда ребенок знакомится с окружающим миром, и затем в период школьного обучения становление деятельности коры мозга и образование новых условных связей идет особенно интенсивно. Понимать и учитывать процессы, происходящие в коре больших полушарий ребенка и подростка, необходимо для правильной организации его жизни и обучения, его труда и отдыха, для понимания состояния его организма.

Регулирующее влияние на всю деятельность организма человека оказывает кора больших полушарий головного мозга (филогенетически наиболее поздно развившаяся часть центральной нервной системы). В ранние периоды детства, когда ребенок знакомится с окружающим миром, и затем в период школьного обучения становление деятельности коры мозга и образование новых условных связей идет особенно интенсивно. Понимать и учитывать процессы, происходящие в коре больших полушарий ребенка и подростка, необходимо для правильной организации его жизни и обучения, его труда и отдыха.

Деятельность коры больших полушарий определяется двумя основными процессами — возбуждением и торможением, тесно связанными между собой и находящимися в постоянном подвижном равновесии. Максимальная работоспособность обеспечивается правильным соотношением между ними.

Возбуждение – это ответ ткани на ее раздражение, проявляющееся в специфической для нее функции и неспецифических реакция.

Кроме процессов возбуждения, в центральной нервной системе протекают и процессы торможения, не менее важные для нормальной жизнедеятельности организма.

Торможение в центральной нервной системе – активный процесс, проявляющийся внешне в подавлении или ослаблении процесса возбуждения и характеризующийся определенной интенсивностью и длительностью.

Процесс становления точной реакции на те или иные сигналы, воспринимаемые организмом из окружающей среды, связан с процессами иррадиации и концентрации, происходящими в нервных клетках коры больших полушарий мозга.

Иррадиация возбуждения – это распространение нервного процесса из центрального очага на окружающую зону.

Концентрация возбуждения ограничение, сокращение зоны очага возбуждения.

К законам динамики нервных процессов, открытых И. П. Павловым, относится и индукция.

Индукция – это свойство основного нервного процесса (возбуждения и торможения) вызывать вокруг себя и после себя противоположный эффект.

Сущность явления индукции заключается в том, что вокруг очага возбуждения развивается тормозной процесс (отрицательная индукция), и, наоборот, в клетках зоны, окружающей очаг торможения, возникает возбуждение (положительная индукция).

Тот и другой виды индукции очень важны для правильного построения учебной работы с детьми. Специальные наблюдения показали, что отрицательная самоиндукция возникает тем скорее, чем моложе ребенок, и наиболее быстро в тех случаях, когда ей предшествовала более или менее длительная и трудная деятельность коры большого мозга.

Учебные занятия требуют высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания, иногда быстрой их смены. Однако процессы возбуждения и торможения имеют ряд особенностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для них характерно:

а) преобладание возбудительных процессов над тормозными;

б) преобладание иррадиации над концентрацией;

в) легкость возникновения новых очагов возбуждения даже от незначительных внешних раздражителей;

г) слабость тормозных реакций.

Целью образовательной деятельности детей преддошкольного и дошкольного возраста являются укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазание, метание), обучение детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитание гигиенических навыков, ознакомление детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитание художественного вкуса.

Справочно-информационный материал

Выкопировка из СанПиНа 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы

в дошкольных организациях». СанПиН 2.4.1. 2791 -10. Изменения № 1

к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

в дошкольных организациях».

XII. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям

12.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В тёплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки».

12.10. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут.

12.11 Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

12.12. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Её продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

12.13. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

12.14. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведённого на непосредственно образовательную деятельность.

12.15. Объём лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

12.16.Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать её с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

12.17. Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

12.18. В разновозрастных группах продолжительность непосредственно образовательной деятельности следует дифференцировать в зависимости от возраста ребёнка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности непосредственно образовательной деятельности её следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

12.19. В середине года (январь – февраль) для воспитанников дошкольных групп рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводят непосредственно образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период непосредственно образовательную деятельность проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах – не более 20 мин., в старшей и подготовительной – не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесённых заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребёнок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

12.22. Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.016 с.)