Лекция 3. Основные методы психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Основные методы психологии



 

Понятие о методе. Классификация методов научного исследования

 

Метод в переводе с греческого означает путь или способ достижения цели.

Научный метод – способ получения новых знаний. Новые научные знания должны отвечать критерию истинности, поэтому в науке исключаются такие методы знаний, как откровение, здравый смысл, интуиция и др. Научный метод предполагает обязательное взаимодействие ученого с изучаемым объектом, его исследование.

Существует два уровня научного познания:

1. Эмпирическое (опытное) познание. На этом уровне объект познается на уровне явления, т.е. на уровне тех свойств, которые доступны органам чувств. Результатом эмпирического познания является описание объекта изучения. На этом уровне получаются знания в форме фактов, эмпирических обобщений и закономерностей.

2. Теоретический уровень познания предполагает познание сущности изучаемых явлений, объяснение полученных фактов, эмпирических обобщений и закономерностей.

В соответствии с этими уровнями познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования.

К эмпирическим относятся следующие методы.

1. Организационные методы:

А) лонгитюдный метод, который состоит в длительном изучении одного индивида или группы индивидов;

Б) сравнительный метод, который состоит в измерении одного и того же психического явления у двух групп испытуемых с целью выявления сходства или различий между ними;

В) комплексный метод, сочетает в себе первые два метода.

2.Эмпирические методы:

А) наблюдение;

Б) эксперимент;

В) тестирование;

Г) опрос.

3.Методы обработки данных:

А) методы статистической обработки данных;

Б) методы графического представления данных.

4. Методы анализа и интерпретации данных:

А) структурный метод, который предполагает анализ структуры или строения изучаемого явления;

Б) функциональный метод, который направлен на выявление функций изучаемого явления;

В) генетический метод, который направлен на анализ развития изучаемого явления.

К теоретическим методам относятся те, которые обеспечивают взаимодействие исследователя с теоретическими моделями изучаемого объекта, которые обычно имеют знаковый символический характер (слова, формулы, схемы).

Сюда относится:

А) индуктивный метод, который предполагает вывод от частного к общему;

Б) дедуктивный метод, который предполагает вывод от общего к частному;

В) метод аналогии, который предполагает вывод от частного к частному.

Наблюдение

Наблюдение – метод научного познания, который состоит в целенаправленном, систематическом и планомерном наблюдении и фиксации поведения изучаемого объекта в естественных условиях его существования.

Наблюдение начинается с определения цели наблюдения, затем определяются объект и предмет наблюдения. Объектом может быть отдельный испытуемый или группа. Предметом являются особенности вербального и невербального наблюдения.

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно быть систематическим и планомерным.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. При опосредованном наблюдении для восприятия объекта и фиксации его результатов используются технические средства. Непосредственное наблюдение производится без использования таких средств.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспек-тирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Важнейшей проблемой наблюдения является сохранение естественности условий жизнедеятельности испытуемых. Известно, что люди меняют свое поведение, когда знают, что за ними наблюдают. Это преодолевается скрытым наблюдением.

Основной недостаток этого метода – субъективизм, то есть результаты зависят от опыта, интуиции и квалификации наблюдателя. Субъективизм преодолевается использованием группы наблюдателей.

Второй недостаток – нередко исключается возможность повторного наблюдения.

Третий недостаток – путем наблюдения трудно установить причинно-следственные связи из-за действия большого числа разнообразных факторов.

 

Эксперимент

 

Эксперимент позволяет преодолеть недостатки наблюдения, как метода. Если в наблюдении исследователь остается пассивным (не вмешивается в изучаемое явление), то в эксперименте он активен и оказывает специальное экспериментальное воздействие на изучаемое явление, чтобы выявить причинную связь между воздействием и его следствием.

В эксперименте, таким образом, выделяют 2 переменные:

1) независимая переменная, которую экспериментатор изменяет.

2) зависимая переменная, которая изменяется вследствие изменения независимой переменной.

При этом изменение независимой переменной выступает, как причина, а изменение зависимой переменной – как следствие.

Проведение эксперимента затрудняется тем, что на изменение зависимой переменной влияет также изменение побочных переменных. Побочные переменные меняются либо из-за изменения независимой переменной, либо по другим причинам. Поэтому возникает проблема контроля действия побочных переменных.

В зависимости от того, в каких условиях проводится эксперимент, различают естественный эксперимент и лабораторный.

В естественном эксперименте труднее выявляется связь между независимой и зависимой переменными (из-за действия большого числа побочных переменных). Но его результаты более пригодны для применения на практике.

В лабораторном эксперименте устраняется действие большинства побочных переменных, поэтому более четко выявляется искомая причинно-следственная связь, но условия эксперимента сильно отличаются от реальности, поэтому результат эксперимента менее пригоден для применения на практике.

В отличие от наблюдения эксперимент можно проводить нужное число раз и более ясно выявлять причинно-следственную связь между переменными.

Специфика психологического эксперимента состоит в том, что экспериментатор не может непосредственно изменять независимую переменную, если она имеет психологическую природу (мотивация). Экспериментатор может изменять лишь внешние обстоятельства, связанные в этой переменной (изменить зарплату – повысится мотивация и др.)

 

Опрос

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос может устным или письменным, свободным или стандартизированным.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно одновременно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

 

 

Тесты

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. Тесты должны быть стандартными и проводиться в стандартных условиях и обрабатываться стандартным способом.

В психологии применяют три вида тестов.

1. Тесты-задания. В них используется батарея заданий,требующих от испытуемого нахождения правильных ответов. По количеству правильно выполненных заданий оцениваются результаты выполнения теста. Существует два подвида тестов-заданий:

а) тесты способностей – оценивают различные виды общих и специальных способностей (музыкальные, технические и т.д.);

б) тесты достижений - оценивают степень обученности испытуемого (например, тест по математике).

Тесты-задания дают наиболее объективные результаты. Но, чтобы испытуемый не смог симулировать нужный результат важно до испытания сохранить в тайне содержание заданий и сведения о том, каким образом производится оценка изучаемого свойства по результатам теста.

2. Тесты-опросники предназначены для выявления и оценки степени выраженности тех или иных состояний или психических свойств. Они состоят из утверждений о различных проявлениях измеряемых состояний или свойств. Испытуемому необходимо ответить, наблюдается у него этот признак или нет? В некоторых случаях ему предлагается оценить степень выраженности этого признака. Недостаток тестов-опросников состоит в том, что испытуемый может сознательно повлиять на получаемые результаты, давая социально желательные ответы, чтобы показать себя с лучшей стороны.

3. Проективныетесты менее объективны, чем тесты-задания, но они позволяют выявлять неосознаваемые, вытесненные из сознания или трудно выражаемые словами психические состояния и свойства. В этих тестах испытуемым предъявляют мало структурированный материал (чернильные пятна, неясные бормотания, картинки, смысл которых неясен) в ответ на который испытуемым предлагается нарисовать картинку или составить рассказ. Считается, что ответ испытуемого определяется не столько стимулом, сколько его психическим состоянием и личностными особенностями.

Для анализа этих ответов используется специальная процедура контент -анализа. Этот анализ состоит в том, что в ответе испытуемого подсчитывается количество случаев, попадающих в ту или иную категорию контент-анализа (например, проявляет склонность к суициду, не проявляет склонность к суициду). Эти категории выделяются заранее в соответствии с целями исследования.

Проективные тесты требуют специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.027 с.)