III. Изучение новой главы повести — «Наталья Савишна». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение новой главы повести — «Наталья Савишна».



1. Чтение учителем главы.

2. Беседа по вопросам.

— За что была наказана и сослана в степную деревню на скотный двор девка Наташка? (За любовь к барскому официанту. Она крепостная, она не имеет права на любовь, на личное счастье. Ее обязанность служить господам и жить для них, только для них.)

— Почему была возвращена к своим господам? («...Никто не мог заменить Наталью...». И если она незаменима, за что же ее наказывать, если она и до наказания отдавала господам душу и сердце?! За то, что она пожелала чуточку личного счастья?! Вернулась Наташка (иначе слуг и не звали) оскорбленная, униженная, опустошенная. Ни о какой любви она уже и не думала. «Возвратившись в затрапезнике (простой крестьянской одежде) из изгнания; она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово».)

— Почему отказалась от вольной? (С. 289—290. Куда же ей теперь идти? «С тех пор... счастлива ли она? довольна?»)

Задание: «Один раз я на нее рассердился». За что? (С. 291, 5, 6-й абз.)

— О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 291. «Как! Наталья Савишна... Нет это ужасно!..»...В мальчике живет, пока он и сам этого не осознает, будущий барин. Сословное воспитание дало о себе знать.)

Вывод. Барин и слуга, помещик и крестьянин, крепостник и крепостной... Грань между ними не стирается, как бы ни относились господа к своим слугам. «...Какое редкое, чудесное создание была эта старушка», и вдруг «...просто Наталья, говорит мне ты», «...как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление». А для Натальи, состарившейся в доме своих господ, мальчик — «мой батюшка».

— Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке?

(Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке — на крышке наклеен рисунок Володи — брата Николеньки — доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское курение, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.)

 

IV. Подведение итогов урока.

— Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным?

— Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение?

 

Домашнее задание: дочитать повесть.

 

Урок 48

Тема: ГЛАВА «ДЕТСТВО»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Узнайте, о какой героине идет речь в приведенном отрывке. Какая она? Как относится к ней Николенька и как автор?

 

«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе; вся жизнь ее была любовь и самоотвержение. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?

Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в ее комнатку, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствием. Всегда она была чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье и, слушая всякий вздор, который я говорю (...) она приговаривала: «Да, мой батюшка, да». Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри — как теперь помню — были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, — вынимала из этого сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говорила:

— Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка — царство небесное — под турку ходили, так оттуда привезли. Вот уж последний кусочек остался, — прибавляла она со вздохом.

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все».

 

В этом отрывке речь идет о Наталье Савишне. Она всю жизнь бескорыстно служила семье Иртеньевых, была необыкновенно скромна и добра, с любовью относилась ко всем членам семьи, особенно к детям. Николенька любил Наталью Савишну, но не только никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней, но даже, когда по поручению маман Наталья Савишна наказала его за испорченную скатерть, возмущался как истинный барчонок: как посмела крепостная его наказывать. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.

 

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение главы «Детство».

1. Комментированное чтение.

— Какие эпитеты подобраны автором для описания поры детства? («Счастливая», «невозвратимая».)

Задание: нарисовать устную картину (используя учебник) засыпающего за столом мальчика.

— Что видится ему сквозь дремоту? (Взгляд и улыбка.)

— Что чувствует? (Прикосновение «нежной руки», «чудесной нежной ручки», слышит «милый» голос.)

— Каким чувством дышат воспоминания о расставании перед сном? (Любовь заполнила его сердце, она была потребностью, давала силы. И ничего не было нужно, кроме невинной веселости и беспредельной потребности любви.)

— О чем сожалеет автор? («Неужели остались одни воспоминания». Неужели навеки отошли от него «слезы и восторги», которые в детстве являются потребностью и заполняют душу?!)

Вывод. Л. Н. Толстой бережно хранил духовный облик матери. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто... я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много».

На мать был очень похож старший брат Николенька. Их роднило «равнодушие к суждениям других людей и скромность, доходящая до того, что они старались скрыть те умственные, образовательные и нравственные преимущества, которые они имели над другими людьми. Они как будто стеснялись этих преимуществ». И еще одна удивительная черта привлекала Толстого в этих дорогих существах — они никогда никого не осуждали. Однажды в «Житиях святых» Дм. Ростовского Толстой прочел рассказ о монахе, который имел много недостатков, но после смерти оказался среди святых. Он заслужил это тем, что за всю свою жизнь никогда никого не осудил. И Мария Николаевна, матушка Толстого, столкнувшись с несправедливостью, бывало, вся покраснеет, даже заплачет, но никогда не скажет грубого слова. И сам Толстой, рассказывая о своем отце, не произнес ни одного слова осуждения.

— В конце главы Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»

— Что же беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?

 

V. Подведение итогов урока.

Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно думает о проявлении своих чувств и часто бывает «беспощадным к самому себе».

— Что больше интересует Толстого — поступок или его нравственный смысл?

— А всегда ли вы критически оцениваете свои поступки и чувства? Бываете ли при этом «беспощадными» к самим себе?

 

Домашнее задание: опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали, введите в свой рассказ слова «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие», предварительно объяснив их лексическое значение. Прочитайте статью Н. К. Гудзия «Как работал Толстой».

 

Урок 49

Тема: СТИХОТВОРЕНШI О ПРИРОДЕ.

«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ...»

 

Цели: познакомить со стихами поэтов, подчеркнуть их любовь к Родине, к народу, к русской природе; отметить поэтичность языка; повторить понятия: эпитеты, метафора, сравнение.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Как работал Толстой над тем, что написал? (Пересказ статьи, с. 295—296.)

— А как работали над домашним заданием вы?

— Объясните значение слов.

Привязанность — чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-, чему-нибудь.

Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Согласие — 1) разрешение, утвердительный ответ на просьбу;

2) единомыслие, общность точек зрения;

3) дружественные отношения, единодушие;

4) соразмерность, стройность, гармония.

Самопожертвование — пожертвование своими личными интересами ради других.

— Расскажите о доме вашего детства.

 

III. Сообщение новой темы.

1. Слово учителя.

Родина, родной дом, дом детства, родная природа — эти понятия неразрывно связаны между собой. Помните песню:

 

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе...

 

А может, она начинается с первой песни мамы, ее улыбки, таких ее нежных рук... А может, с белоствольной березки, легкого ветерка, трели жаворонка, теплого дождя, сверканья вод...

2.Чтение статьи учебника.

3.Беседа по вопросам.

— Что означают в поэзии времена года? (Весна — пробуждение, надежда, вера в будущее; лето — радость, веселье; осень — приближение грусти, печали, сожаление; зима — замирает, холод в душе, оцепенение. С. 313.)

— Как понимать: «здесь краски неярки и звуки нерезки...»? (С. 295, 2-й абз.).

 

4. Сообщение о Жуковском (1783—1852).

(«Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую далью —

так сказал о В. А. Жуковском А. С. Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека.

Жуковский любил русскую природу, воспел ее красоту в своих стихах; он отметил неразрывную связь состояния природы с душевными переживаниями человека.)

 

5. Чтение подготовленными учащимися стихотворения «Приход весны».

 

6. 3адание: нарисовать устную картину. (Начало весны, свежая зеленая трава на нивах (полях), лепет (заметьте: не шум, а лепет!) молодой листвы на деревьях; короткий теплый дождь, сверкает на солнце вода; и жаворонок в небе, он не машет крыльями, он застыл на месте, трепеща крыльями. В первых трех строках только существительные, нет ни одного глагола. Это и понятно. Человек замер, изумленный картиной весны. Затем — риторический вопрос. Ответ не нужен, он уже прозвучал («Вас назвавши...»). Для поэта приход весны — «жизнь души», пробуждение надежд, безотчетная радость. Приход весны у Жуковского — это, как у А. С. Пушкина, «жизнь, и слезы, и любовь».)

 

7. Анализ стихотворения А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...».

— Какова тема стихотворения? (Эта тема шире, тема родины, ее бескрайних просторов, над которыми с криком проносится журавлиная стая. Неотъемлемая часть этих просторов — «конский бег на воле и «волчий вой в поле». Для стихов Алексея Константиновича Толстого характерны простота и задушевность народного поэтического стиля. Поэтому в стихотворении обращения к неодушевленным предметам: «родина моя», «край ты мой», «бор дремучий», распространенное былинное обращение «Гой ты...», которое здесь употреблено два раза для усиления восхищения.)

— Поэт А. К. Толстой (1817—1875), проведший многие годы на Брянщине, видел и леса дремучие, и степи раздольные, слышал «свист полночный соловья» и звон колоколов пятиглавого храма.

 

8. Чтение стихотворения «Благовест». (Благо вещать — предсказывать.)

Задание: устное рисование.

(Среди дубрав затерялся храм, видны только его купола, блестящие крестами. Звон колоколов храма призывный, унылый, звучит дивно, напоминая о тех, кого давно уже нет, о родном благодатном, но забытом крае. Напоминая о прошлом, звон неодолимо зовет и манит, заставляет грустить, молиться, каяться, отказываться от злых дел. Слыша звон, наш лирический герой «мечтой чудесною» возвращается из далеких странствий. Радость заполняет сердце, которое «дрожит и тает», «пока звон благостный не замирает».)

— Поэт А. К. Толстой в этом стихотворении писал о своих чувствах, которые испытывал, находясь за границей на дипломатической и на военной службе.

Стихотворения Толстого близки к песне. Более 70 стихотворений его положено на музыку русскими композиторами: Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским. А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым. Близко к песне и стихотворение «Замолкнул гром, шуметь гроза устала...». Сколько здесь метафор-олицетворений! Живыми представляются и гром, и гроза, и солнце, и цветы. И опять обращение к читателю! (С. 298.)

Задание: определение метафоры-олицетворения. (11 ч. учебника, с. 295).

9. Чтение стихотворения учащимися.

— Какие авторские чувства выражают строчки этого стихотворения?

— Какие эпитеты, метафоры выражают их? (Восторг. «Светлеют небеса» (не небо!), «засияла (не проглянула!) лазури полоса», дрожат (не качаются!) цветы, «пылью (пыльца) золотой». Красота эта хрупка, она не устоит перед силой человека.

Просьба звучит: береги ее!)

 

10. Тема родины нашла свое отражение и в стихотворении И. А. Бунина «Родина» (Иван Алексеевич Бунин. 1870—1953).

Бунин продолжал традиции А. А. Фета, А. К. Толстого, Я. П. Полонского.

Поэзия его — это песнь о родине, о ее бедных поселениях и необъятных лесах, которые в Орловской губернии, где он родился, тянулись без конца и без края.

Чтение учителем стихотворения «Родина».

Задание: устная картина зимы. (Небо серое и тяжелое (свинец — серый тяжелый металл). Неживое (оно и не может быть живым — эпитет) — неподвижное. На склоне дня (сумерки) зимний день. И куда бы ни глянул — «нет конца лесам сосновым». Деревни далеко друг от друга, и все кажется неживым. Нарушает неподвижность снежной пустыни молочно-синий туман, который напоминает чью-то грусть, печаль, и только он смягчает, делает приветливее, живее «сумрачную даль».)

— Какое настроение создают эпитеты? (Грусти, безысходности, нет выхода, все плохо.)

— О ком и о чем писал И. Бунин? (Жизнь крестьян была тяжела, бедна и безысходна. Деревни старые, печальные, одинокие.)

— Что олицетворяет зима? (Замирание, оцепенение жизни, холод в душе. Именно это мы и чувствуем после прочтения этого стихотворения.)

Вывод. Как велика сила слова. Слово может окрылить, заставить радоваться, петь, любить и может опечалить, убить желание, вселить в душу сомнение, недоверие.

Поэты это понимали, поэтому тщательно работали над отбором словесного материала, чтобы донести до нас свои мысли и чувства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.101.192 (0.062 с.)