Возможные последствия нарушения водообеспечения населения при чрезвычайных ситуациях - возникновение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможные последствия нарушения водообеспечения населения при чрезвычайных ситуациях - возникновение




А) эпидемий инфекций

Б) пищевых отравлений

В) желудочно-кишечных заболеваний


Намеренное заражение воды при ведении боевых действий может быть


А) бактериальными средствами

Б) отравляющими веществами

В) радиоактивными веществами

Г)поверхностно-активными веществами

Д) верны А, Б, В ответы

Е) верны Б, В, Г ответы

Ж) верны А, В, Г ответы

З) все ответы верные


На пункте водоснабжения производится


А) разведка водоисточника, добыча, хранение воды

Б) добыча, очистка и выдача воды

В) добыча, очистка, хранение и выдача воды


Рабочая площадка пункта водоснабжения состоит из


А) «чистой» и «грязной» половины

Б)таромоечной и лабораторной половины

В) чистой и водоразборочной половины


5. Минимальные нормы полевого водопотребления на 1 чел/сутки в тяжелых условиях водоснабжения в умеренном поясе составляют:


А) 10л

Б) 4л

В)2,5л

Г) 15л


6. Норма полевого водоснабжения в жарком климате составляет на 1 чел/сутки

А) 10л Б) 4л В)2,5л Г) 15л

Допустимые органолептические свойства питьевой воды в полевых условиях

1) по цветности: А) 200 Б) 300 В) 400 Г) 500

2) по запаху: А)1 балл Б) 2 балла В)3 балла Г) 4 балла

3) по содержанию солей мг/л: А) 500 Б) 1000 В) 1500 Г) 2000

4) по остаточному хлору мг/л: А) 0,5 Б) 1,0 В) 2,0 Г) 3,0

8.При полевом водоснабжении допускается ли содержание остаточных количеств в воде отравляющих веществ (у-газы, зарин, зоман и др.). А) да Б) нет

9. К табельным средствам очистки и обеззараживания воды в полевых условиях относятся:


А) МТК – 2М

Б) МШК -15 и ПОУ – 4

В) МАФС -3

Г) ВФС -2,5

Д) ТУФ -200

Е) верны А, Б, В ответы

Ж) верны Б, В, Г ответы

З) верны В, Г, Д ответы

И) все ответы верные


Табельные средства предназначены для

А) очистки и обеззараживания воды только от естественных загрязнений

Б) очистки и обеззараживания воды от преднамеренно внесенных в воду БС, ОВ и РВ

В) очистки и обеззараживания, дезактивации и дегазации воды.

Этапы обработки воды на МАФС -3

А) отстаивание, коагуляция, фильтрация, обеззараживание, дехлорирование

Б) отстаивание, коагуляция, гиперхлорирование, фильтрация, дехлорирование

В) коагуляция, фильтрация, хлорирование

Способ обеззараживания воды в ВФС – 2,5


А) хлорирование Б) гиперхлорирование В) кипячение Г) УФ-облучение


Способ обеззараживания воды в ПОУ – 4

А) хлорирование Б) гиперхлорирование В) кипячение Г) УФ-облучение


Способ обеззараживания воды МАФС -3 и ТУФ – 200

А) хлорирование Б) гиперхлорирование В) кипячение Г) УФ-облучение


15. К подручным средствам очистки воды в полевых условиях относятся:


А) отстаивание в таре

Б) фильтрация через уголь или песок

В) отстаивание в таре с фильтрацией через ткань, хвойный лапник, опил


К подручным средствам индивидуального обеззараживания в полевых условиях относятся


А) настойка йода

Б) перекись водорода

В) перманганат калия

Г) все обеззараживающие средства из аптечки или индивидуального химического пакета


К табельным средствам для обеззараживания индивидуальных запасов воды относятся


А) дозирующие керамические патроны

Б) таблетки аквасепт и пантоцид

В) йодноорганические таблетки и хлорсепт

Г) сульфуголь и феррогель


Содержание активного хлора в хлорсодержащих обеззараживающих препаратах зависит от


А) температурных условий хранения

Б) влажности воздуха


В) прямого попадания солнечных лучей

Г)плотности упаковки, сроков хранения


Определение содержания активного хлора в хлорной извести в полевых условиях необходимо для

А) точной дозировки препарата в проведении обеззараживания воды

Б) для определения остаточного хлора в воде

В) дехлорирования воды

Каким препаратом проводится титрование синего раствора воды при определении содержания активного хлора в хлорной извести


А) соляной кислотой

Б) йодидом калия

В) раствором крахмала

Г) тиосульфатом натрия


Гиперхлорирование используется для


А) надежного обеззараживания мутных, загрязненных и зараженных вод

Б) сокращения времени обеззараживания

В) устранения фенольного загрязнения

Г) дезактивации воды

Д) верны А, Б, В ответы

Е) верны Б, В,Г ответы

Ж) верны А и Б ответы

З) все ответы верные


22. Гиперхлорирование воды в полевых условиях проводится из расчета внесения … мг А) 1-10 Б) 10-20 В) 20-25 Г) 20-30 Д) 30-40


Выберите соответствие

Качество воды Доза активного хлора при гиперхлорировании в полевых условиях
А) хорошие органолептические свойства и оборудование колодца А) до 100 мг/л
Б) сильное загрязнение любого источника Б) 25-30 мг/л
В) при опасности применения бактериологического оружия В) 15-20 мг/л
Г) пониженная прозрачность колодезной воды Г) 10-15 мг/л

Дехлорирование воды возможно при использовании


А) тиосульфата натрия

Б) фильтрации через активированный уголь

В) коагулирования с сернокислым алюминием

Г) отстаивания и аэрации

Д) верны А, Б,В ответы

Е) верны А, Б, Г ответы

Ж) все ответы верные


25. Для обеззараживания воды в колодце с помощью дозирующих патронов необходимо определить:

А) объем воды в колодце, дебит воды в нем, количество разбираемой воды в сутки, хлорпоглощаемость воды

Б) содержание активного хлора в сухом препарате, емкость патрона в см3

В) вместимость патрона в гр. вещества, количество выделяемого патроном активного хлора за 1 час мг/л

26. Количество хлора, расходуемое на окисление органических, неорганических веществ и обеззараживание бактерий при хлорировании 1 л воды в течение 30 мин называется А) хлопотребностью Б) хлорпоглощаемостью В) окисляемостью


Г) необходимым количеством остаточного хлора



Тема занятия: Санитарная экспертиза объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами

Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по санитарной экспертизе объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами в профессиональной деятельности врача, а также при подготовке студентов к будущей жизнедеятельности.

Цель занятия:

а) Цель изучения темы: ознакомление с методами определения степени радиоактивной загрязненности объектов окружающей среды.

б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться давать оценку степени радиоактивной загрязненности объектов окружающей среды

Воспитательные задачи изучения темы:

o развитие у студентов мышления профилактической направленности;

o развитие гигиенической и экологической культуры студентов;

План изучения темы:

Проверка исходного уровня знаний

ü Характеристика основных видов радиоактивных излучений (α, β, γ, рентгеновского). Биологическое действие ионизирующих излучений.

ü Понятие естественного и искусственного радиационного фона. Природные и искусственные источники внешнего и внутреннего облучения. Понятие открытых и закрытых источников.

ü Понятие «радиотоксичность». Причины и роль биологических цепей в загрязнении объектов внешней среды. Санитарная оценка степени загрязнения внешней среды радиоактивными веществами.

ü Нормы радиационной безопасности (НРБ). Величины допустимых содержаний в объектах внешней среды (вода, воздух и др.). Приборы для измерения.

Ознакомление с основными понятиями и положениями темы

Практическая работа «Санитарная экспертиза объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами»

Задание студентам:

1. При посещении отделения радиационной гигиены Центра гигиены и эпидемиологии, ознакомиться с методами определения степени радиоактивной загрязненности объектов окружающей среды.

2. Ознакомиться с основными положениями ОСПОРБ-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности»,НРБ-99 «Нормы радиационной безопасности. Ионизирующее излучение, Радиационная безопасность».

3. Провести ситуационный разбор задачи.

Подведение итогов занятия

Задание на следующее занятие

Основные понятия и положения темы

Радиационная гигиена - особая отрасль гигиенической науки, выделенная по признаку изучения действующего фактора (ионизирующих излучений). Это объясняется особой значимость разнообразием источников, видов и путей воздействия различных излучений и нуклидов на человека, высокой специфичностью действия, большой сложностью проблемы.

Актуальность рассматриваемых вопросов определяется широчайшим использованием источников ионизирующих излучений в различных отраслях практической деятельности большинства стран мира, огромным числом людей, подвергшихся воздействию радиационного фактора, а также неправильным пониманием населения степени опасности этого фактора для здоровья населения.

Основополагающими понятиями являются радиоактивность, ионизирующее излучение, дозы излучений.

Радиоактивность - это самопроизвольное превращение ядер атомов одних элементов в другие, сопровождающееся испусканием ионизирующих излучений.

В настоящее время в соответствии с нормами радиационной безопасности - НРБ-99 используется только одна единица активности - беккерель (Бк). Активность, соответствующая 1 Бк - одно ядерное превращение в секунду.

Активность удельная (объемная) - это отношение активности радионуклида в веществе к массе (объему) вещества. Единица удельной активности - беккерель на килограмм (Бк/кг). Единица объемной активности - беккерель на метр кубический (Бк/м3).

Ионизирующее излучение - любое излучение, за исключением видимого света и ультрафиолетового излучения, взаимодействие которого со средой приводит к ее ионизации, т. е. к образованию зарядов обоих знаков. Все виды ионизирующих излучений разделяют условно на электромагнитные или волновые (γ и рентгеновское, представляющее совокупность тормозного и характеристического излучений) и корпускулярные (α, β, нейтронное, протонное, мезонное и т.д.) излучения.

Мерой ионизирующих излучений является доза излучения.

Для количественной характеристики ионизирующей способности радиоактивного излучения ранее использовалось понятие экспозиционной дозы. В последней редакции НРБ-99 понятие экспозиционной дозы не применяется, соответственно не применяются единицы ее выражения (кулон/кг и рентген).

Совершенно очевидно, что глубина и форма лучевых поражений, развивающихся среди биообъектов при воздействии на них ионизирующего излучения, в первую очередь зависят от величины поглощенной энергии излучения. Для характеристики этого показателя используют понятие поглощенной дозы, т. е. величины энергии излучения, переданной единице массы облучаемого вещества. Поглощенная доза измеряется в джоулях, деленных на килограмм (Дж/кг), и имеет специальное название - грей (Гр). Использовавшаяся ранее внесистемная единица «рад» равна 0,01 Гр.

Для выработки общей основы, позволяющей сравнивать виды ионизирующих излучений в отношении возможного возникновения вредных эффектов от облучения, вводится понятие дозы эквивалентной.

Эквивалентная доза равна произведению поглощенной дозы на взвешивающий коэффициент для данного вида излучения. Например, взвешивающий коэффициент для рентгеновского, β-, γ -излучений равен 1, а для α-излучения равен 20.

Это значит, что при одной и той же поглощенной дозе биологическое действие (α -излучения будет в 20 раз больше, чем от рентгеновского, β-, γ –излучений.

Для выражения эквивалентных доз используется системная единица — зиверт (Зв), который равен грею (Гр), деленному на взвешивающий коэффициент для данного вида излучения.

Доза эквивалентная или эффективная, ожидаемая при внутреннем облучении, - доза за время t, прошедшее после поступления радиоактивных веществ в организм.

Когда время (t) не определено, то его следует принять равным 50 годам для взрослых и 7 годам для детей.

Доза эффективная или эквивалентная годовая. Это сумма эффективной или эквивалентной дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и ожидаемой эффективной или эквивалентной дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же год. Единица годовой эффективной дозы - зиверт (Зв).

Эффективная доза (Е) - величина, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека и отдельных его органов и тканей с учетом их радиочувствительности. Эффективная доза представляет сумму произведений эквивалентной дозы в органах и тканях на соответствующие взвешивающие коэффициенты.

Единица эффективной дозы - зиверт (Зв).

Взвешивающие коэффициенты для тканей и органов при расчете эффективной дозы используются для учета различной чувствительности разных органов и тканей в возникновении стохастических (вероятностных) эффектов радиации (генетические заболевания, злокачественные новообразования, лейкозы). Наиболее чувствительны к воздействию радиоактивных излучений: гонады (взвешивающий коэффициент равен 0,2), красный костный мозг, толстый кишечник, легкие, желудок, имеющие взвешивающий коэффициент, равный 0,12.

В основу различной радиочувствительности органов и тканей положен закон радиочувствительности Бергонье-Трибондо, по которому наиболее чувствительными к ионизирующему излучению являются наименее дифференцированные ткани, клетки которых интенсивно размножаются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.043 с.)