Показатели развития младшего школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели развития младшего школьника



Содержание

Примерный набор методик для обследования детей 6-8 лет  
Программа изучения детей в образовательном учреждении  
Показатели развития младшего школьника  
План психолого-педагогической характеристики ребенка  
Примерная схема психолого-педагогической характеристики ребёнка младшего школьного возраста  
Психолого-педагогическая характеристика  
Диагностика развития памяти  
I Методика А.Р. Лурия  
II Методика Джекобсона  
III Методика «Узнавание фигур»  
IV Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников  
Диагностика развития внимания  
I Методика Пьерона -Рузера  
II Методика или лото Когана В.М.  
III Методика Т.Е. Рыбаковой  
IV Путаница  
V Методика исследования объема внимания  
Диагностика развития восприятия  
I Методика «Зашумленные изображения»  
II Методика Т.Н. Головиной  
III Прогрессивные матрицы Дж. Равенна  
Диагностика развития речи  
I Пересказ  
II Серия заданий, направленных на исследование лексики  
III Заполнение пропущенных в тексте слов (методика Эббингауза)  
Диагностика развития воображения  
I Методика «Дорисовывания фигур»  
Диагностика развития мышления  
I Методика «Четвертый лишний»  
II Диагностика словесно-логического мышления  
III Понимание переносного смысла метафор и пословиц  
IV Методика Пинского Б.И.  
Диагностика развития эмоционально-волевой и личностной сферы  
I Методика «Цветик - семицветик»  
II Методика «Лесенка»  
III Методика «Круги»  
IV Методика «Автопортрет»  
V Методика «Мой класс. Мои друзья»  

Примерный набор методик для обследования детей 6-8 лет

Психические процессы и функции Методики
Память Зрительная «Включение в ряд» «10 предметов» «Конструирование по памяти»
Слуховая «10 слов» «Воспроизведение логически связанного рассказа»
Осязательная «Чудесный мешочек»
Мышление «Невербальная классификация по цвету и форме» «Невербальная классификация по способу действия» Задачи в пределах 10 Задачи с 1 неизвестным Серия «Последовательность событий»
Восприятие Цвета Набор кубиков
Формы «Почтовый ящик» «Доска Сегена»
Величины Матрешка Пирамидка
Целостности «Разрезная картинка»
Схемы «Конструирование по плоскостному образцу»
Ориентировка в пространстве «Графический диктант»
Воображение «Несуществующее животное»
Речь Исследование всех компонентов
Моторика Пробы Озерецкого
Подготовка к школе Тест Керна-Йерасика

 


Программа изучения детей в образовательном учреждении

Содержание изучения Методы изучения
1. Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, дата рождения. В каких образовательных учреждениях находился. Изучение документации
2. История развития (анамнез): здоровье родителей, протекание беременности, особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес ребенок. Беседа с врачом, с родителями. Изучение медицинской документации.
3. Семья ребенка: состав семьи, взаимоотношения между членами семьи, профессия родителей, отношение членов семьи к ребенку, условия воспитания, режим дня ребенка. Беседа с родителями
4. Физическое состояние ребенка: изменения в физическом развитии. Нарушения движений (расторможенность, скованность, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Наблюдения во время уроков, свободной деятельности и т.д. Обследование ребенка врачом.
5. Особенности познавательной деятельности ребенка: а) состояние анализаторов   б) познавательные интересы, любознательность   в) особенности внимания легко ли отвлекается. Устойчивость внимания. Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой. Объем внимания.   г) особенности восприятия и мышления восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени. Точность и осмысленность восприятия. Понимание главного в воспринимаемом. Понимание содержания картин, текстов. Способность обобщать и делать выводы. Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства между ними. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Установление причинно-следственных зависимостей. д) особенности памяти преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Быстрота и прочность запоминания. Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Использование приемов запоминания, припоминания. Индивидуальные особенности памяти.     е) особенности речи дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, пояснений). Понимание письменной речи (тестов книг, таблиц и т.д.). Запас слов, грамматический строй речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. ж) отношение к отдельным учебным занятиям прилежание. Отношение к похвале или порицанию педагога. з) умение учиться организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа с книгой, самоконтроль и пр. Особенности усвоения учебного материала. Умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной учителем по преодолению этих трудностей.     Изучение медицинской документации. Индивидуальные беседы с детьми, наблюдения за ребенком на уроках и в свободное время.   Изучение творческих работ детей, беседы с детьми.   Наблюдения за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Специальный эксперимент.   Наблюдение на занятиях и вне занятий. Беседы с ребенком. Специальный эксперимент.     Беседы с родителями, учителями о ребенке. Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Индивидуальные беседы с ребенком. Специальный эксперимент.   Наблюдение за речью ребенка в условиях организованных занятий и в свободное время. Изучение письменных работ.   Беседы с ребенком.     Наблюдения во время занятий. Беседы с педагогом. Изучение работ.
6. Эмоционально-волевая сфера степень эмоциональной возбудимости. Преобладающее настроение ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма. Наблюдения за ребенком на занятиях и вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент.
7. Особенности личности. Нравственные качества и общественная направленность личности. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к старшим и младшим товарищам. Поведение в учебной, игровой и трудовой деятельности. Отношение к общественной деятельности, как выполнят поручения. Уровень притязаний и самооценки. Отношение к критическим замечаниям. Наблюдение за ребенком в различной деятельности. Беседы с другими педагогами. Специальный эксперимент.

 


ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЁНКА

1. Анамнестические сведения. Направление; особенности психического развития ребёнка; эффективность работы по преодолению дефектов, если такая работа проводилась. Реакция ребёнка на дефект. Обычное поведение ребёнка и нетипичные проявления и характер ситуаций, влияющие на изменение поведения.

2. Жалобы, если есть у родителей.

3. Общий вид ребёнка (физически крепкий, ослабленный, хорошо сложен, нескладный, есть ли нарушения осанки).

4. Выражение лица (осмысленное, грустное, спокойное; взгляд - прямой, открытый, исподлобья, хмурый).

5. Мимика (живая или вялая).

6. Речь (правильная, дефекты речи). Характеристика активного, пассивного словаря, фразовой речи. Тип речи (медленный, быстрый, отрывистый, шёпотный)

7. Моторика. Общий двигательный облик (ловкий, неуклюжий, угловатый, двигательно-возбуждённый, совершает лишние движения, суетлив, малоподвижен). Есть ли патологические движения - стереотипные, частые и однообразные по­вторения одних и тех же привычных движений, навязчивые движения. Автоматические движения - покачивается из стороны в сторону. Двига­тельное беспокойство (берёт то один предмет, то другой, постоянно что-то вертит в руках, играет пальцами, гримасничает). Наблюдается ли период поддерживания мышц. Есть ли ограничение движений (леворукость, парезы, параличи).

8. Настроение. Преобладающее настроение: весёлое, бодрое, угнетённое, грустное, хму­рое, вялое, безразличное, раздражительное, спокойное, возбуждённое, ровное, измен­чивое, смущённое, замешательство, чувство вины. В связи с чем меняется настроение? Частота и периодичность смены настроения.

9. Эмоции: впечатлительный, безразличный, эмоционально-тупой. Проявление чувств: сильное, продолжительное, мимолётное.

10. Аффекты. Склонность к аффекту. Сопровождается ли аффект физическими проявлениями: красный, бледный, меняется голос, слезы.

11. Преобладание влечения и чувства.

12. Ощущение собственной личности.

13. Отношение к родителям и окружающим.

14. Отношение к товарищам.

15. Роль в коллективе.

16. Преобладающие интересы и наклонности.

17. Способность к действу, волевому усилию: живой, энергичный, уравновешенный в своих поступках.

18. Развитие руководящих принципов поведения: верен ли своему слову, есть ли чувство ответственности.

19. Степень сопротивляемости внешним влияниям (раздражительность или внушаемость; легко заражается общим настроением; подражает другим).

20. Навязчивые состояния, влечения (мысли, страхи).

21. Работоспособность.

22. Круг представлений.

23. Запас педагогических сведений (по основным предметам).

24. Общая обучаемость.

25. Мышление.

26. Память.

27. Восприятие.


Примерная схема психолого-педагогической характеристики

ребёнка младшего школьного возраста:

v Общие сведения о ребёнке (Ф., и., возраст, пол, состояние здоровья).

v Условия семейного воспитания (состав семьи, культурно-бытовые условия в семье, взаимоотношения в семье, отношение в семье к школьнику, забота о воспитании).

v Отношение ребёнка к различным видам деятельности: познавательной, игровой, спортивной, художественной, общественной, трудовой и т.д. Мотивы учебной деятельности ребёнка.

v Социальный статус ребёнка в классе: отношение к работе в активе, к общественной работе и общественно полезному труду, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, дружба.

v Положение школьника в классе: проявления лидерства, симпатий и антипатий, участие в микрогруппах, умение сотрудничать с детьми.

v Наиболее ярко выраженные интересы ребёнка, их устойчивость, глубина, ширина.

v Соотношение уровня притязаний и самооценки. Желания, потребности.

v Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоции и воля - степень эмоциональной возбудимости, умение сдерживать эмоциональные переживания, изменять их, характер эмоциональной реакции на действия педагога; целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание).

v Особенности познавательной сферы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь.

v Ярко выраженные индивидуальные особенности ребёнка, способности.

v Темперамент и его проявления.

v Наиболее яркие черты характера (проявляющиеся по отношению к учителю – прилежание, активность, дисциплинированность; к труду – трудолюбие, добросовестность, исполнительность; к товарищам и взрослым – доброта, общительность, внушаемость; к вещам – аккуратность, бережливость; к самому себе – самолюбие, скромность, застенчивость, гордость и т.д.)

v Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным ребёнком.


Характеристика

Внешний вид ребенка благоприятный.

Посещает детский сад третий год. Адаптация к детскому саду прошла успешно.

При первичном обследовании Виктор охотно вступил в контакт. Назвал свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес (без названия города). Представления об окружающем мире поверхностные, легко отвлекается на посторонние темы, уходит от прямых вопросов. Работоспособность значительно снижена, ребенок быстро истощается, требует смены вида деятельности (на фоне медикаментозной терапии). Уровень обучаемости высокий (быстро усваивает новый материал, осуществляет перенос усвоенного способа действия в новую ситуацию).
Общая моторика: без особенностей.

Поведение адекватно ситуации. Виктор подчиняется инструкции педагога, принимает и начинает выполнять задание, иногда отказывается от него. Свой отказ от продолжения деятельности мотивирует так: «У меня не получится, это слишком сложно, я не умею». Наблюдаются вспышки раздражительности. Может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее, что связано с интересом к данной деятельности. Предварительное планирование работы вызывает затруднения. Самооценка несколько снижена. В совместной со взрослым деятельности оценивает себя адекватно. Преобладает внеситуативно-познавательный тип общения со взрослым. Главный мотив – получение новой информации о мире предметов и явлений. Активно использует речь в качестве средства общение, а также мимику и жесты. Задает много разнообразных вопросов, иногда не выслушивая до конца ответы.

Отмечается низкая концентрация и устойчивость внимания, повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители. Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется произвольное внимание, особенно в процессе получения интересной информации. Устойчивость и концентрация внимания зависят от заинтересованности ребенка той или иной деятельностью.

Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо. Может прилагать усилия, чтобы запомнить материал при определенной установке педагога (использует некоторые приемы запоминания). Кратковременная память развита лучше, чем долговременная. Преобладает зрительная память. Слуховая и моторная память развита хуже.

Уровень зрительного восприятия достаточно высокий (узнает предметы по «негативу», дифференцирует «зашумленные картинки», «перечеркнутые изображения»). Отмечается целостность восприятия (может определить по части целое). Различает основные цвета, знает их названия. Идентичность с цветом устанавливает с помощью зрительного соотнесения. Не знает названия некоторых оттенков (розовый, салатовый, бордовый). Слуховое восприятие развито хуже.

Воображение как творческое, так и воссоздающее развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Особую сложность вызывает придумывание сказок.

Виктор считает до 12, обратный счет затруднен (от 4 до 0), счетные операции осуществляет в пределах 7 (па наглядном материале), в пределах 4 (без наглядности). Знает геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, ромб, треугольник). Названия объемных фигур не воспроизвел (показал шар). Имеется представление о количестве. Дифференцирует предметы по величине (маленький, средний, большой). Понятие о размерах не сформировано (длинный - «маленький», широкий - «тоже маленький», высокий - «маленький» и т.д.). В пространстве ориентируется с большим трудом (путает правую и левую руку). Временные представления фактически не сформированы (не знает частей суток, дней недели, путает последовательность времен года и их основные признаки).

Отмечается недостаточно высокий уровень сформированности мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения). Имеет место некоторая инертность мышления. Хорошо справляется с решением задач на наглядно-практическом уровне. Интеллектуальные нагрузки ребенка утомляют.

Виктор хорошо понимает обращенную к нему речь, предлоги, инструкции. Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. При составлении рассказа часто упускает существенные детали, испытывает сложности в установлении причинно-следственных связей. Словарный запас большой. Некоторые обобщающие понятия не закреплены (нет понятий: «транспорт», «домашние животные», «детеныши», «домашние птицы»). Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения. Звукопроизношение и фонематический слух не нарушены, слоговая структура слова страдает.

Виктор предпочитает дидактические игры (лото, мозаику, лабиринты, конструкторы). Любимым видом деятельности является самостоятельная игра (в основном обыгрываются постройки из конструктора). Сюжетно-ролевая игра его не привлекает. Круг общения со сверстниками ограничен (2-3 постоянных товарища). Берет на себя второстепенные роли, к лидерству не стремится. В большей степени преобладают игровые мотивы, нежели познавательные. Соподчиненность мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых.

Рисует крайне неохотно, хотя владеет техническими средствами. Рисунки бедны по содержанию, стереотипны, в основном изображается предмет («Я умею хорошо рисовать елочку»). Мотивационно-потребностный план изобразительной деятельности не сформирован.

Постройки из конструктора стереотипны (в основном собирает по схеме, редко моделирует).

Диагноз: умеренная задержка психического развития на резидуально-органическом фоне, невротические реакции.

Педагогические рекомендации:

1. Коррекция негативных поведенческих реакций.

2. Нормализация самооценки.

3. Формирование представлений о размерах.

4. Формирование временных представлений.

5. Развитие ориентировки в пространстве.

6. Закрепление обобщающих понятий.

7.Обучение пересказу, составлению рассказа по картине, по серии картинок.

8. Работа над слоговой структурой слова.

9. Развитие воссоздающего и творческого воображения.

10. Формирование интереса к различным видам детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной).

 


Диагностика памяти

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Процессы:

· запоминания,

· сохранения

· воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.

Классификация:

По времени хранения память подразделяют:

Мгновенная. Удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (0,1 – 0,5 с)

Кратковременная. Представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание. (до 20 с)

Оперативная до нескольких дней - хранение информации в течение определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная. Неогран. - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

 

По ведущему анализатору:

Зрительная - сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая - запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная - память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая … - удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

 

По характеру участия воли в процессах:

Непроизвольное запоминание - происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи.

Произвольное запоминание - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи.


I. Методика А.Р. Лурия

Цель: исследование кратковременной памяти

Возраст: 6-10 лет

Оборудование: Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов.

Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, кот.

Процедура проведения: Ребенку предлагается прослушать ряд слов, а затем повторить их. Процедура повторяется 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол. Спустя 30 мин. Ребенка снова просят воспроизвести слова.

Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю»

Оценка результатов: Оценка качества кратковременной памяти производится по результатам первого повторения: каждое слово – 1 балл. Оценка качества долговременной памяти производится по количеству воспроизведенных слов после 30 минут перерыва.

Методика Лурии А.Р. «Заучивание 10 слов»

ФИО ребенка ___________________________________

Дата обследования_______________________________

Слова: ЛЕС, ХЛЕБ, ОКНО, СТУЛ, ВОДА, БРАТ, КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА, МЕД

№ воспроизведения ЛЕС ХЛЕБ ОКНО СТУЛ ВОДА БРАТ КОНЬ ГРИБ ИГЛА МЕД
                     
                     
                     
                     
                     
Спустя 30 мин.                    

 


II. Методика Джекобсона

Цель: определение объема памяти

Возраст: 6-10 лет

Оборудование: наборы цифр

Процедура проведения: Ребенку предлагается прослушать ряд цифр, а затем повторить в том же порядке. При правильном воспроизведении дать следующий ряд, который длиннее предыдущего на одну цифру и т.д. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов пробу прекратить.

Инструкция: «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовешь мне в той де последовательности, в которой я их назвал».

2,7,4 4,7,1

9,6,1,8 3,0,6,2

4,2,7,5,9 1,4,9,6,0

6,0,7,5,9,2 3,8,1,5,7,2

1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7

 

Оценка результатов: Воспроизведение 7 знаков – очень высокий уровень; 6 – высокий; 5 – средний; 4 – ниже среднего; 3 – низкий.


III. Методика «Узнавание фигур»

Цель: оценка кратковременной непроизвольной зрительной памяти

Возраст: 6-10 лет

Оборудование: два набора карточек с геометрическими фигурами (9 и 25), секундомер

Процедура проведения: Испытуемому предлагается запомнить набор из геометрических фигур (число фигур не называется). Каждая фигура предъявляется на одну секунду. Затем он должен узнать эти фигуры в большем наборе, каждая карточка в котором предъявляется один раз. Номера узнанных фигур записываются.

Инструкция: «Вам нужно запомнить несколько фигур, которые будут предъявляться на очень короткое время. Затем их нужно будет узнать в большем наборе фигур".

Оценка результатов: Подсчитывается и отмечается число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитывается коэффициент узнавания Е.

Е= ,

где М – число правильно узнанных фигур,

N – число неправильно узнанных фигур

Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен 1, поэтому чем ближе результаты конкретного ребенка к 1, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.


Диагностика внимания

I. Методика Пьерона -Рузера

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.

Возраст: 6-10 лет

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура проведения: Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования. Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Обработка и анализ результатов:

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания
100 л   очень высокий
91-99   высокий
80-90 65-79   средний низкий
64 и меньше   очень низкий


За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.


Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Тест

 


II. Методика или лото Когана В.М.

Цель исследования: выявление показателя внимания: удержание, распределение и переключение внимания; особенности работоспособности.

Возраст: 4,5-9 лет

Материал и оборудование: карточки 5*5, поле, секундомер.

Процедура проведения: Ребенку дается набор карточек сложенных в случайном порядке. Он должен их разложить на поле в соответствии с условиями задания. Педагог может разложить 2-3 фигурки для примера. Засекается время, в протоколе фиксируются все ошибки.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит таблица, на ней для каждой карточки есть только одно место. Например, где место красного треугольника?»

Обработка и анализ результатов: Дети старше шести лет выполняют задание в полном объеме, исправляют ошибки по ходу деятельности.

Пример поля:

 
             
             
             
             
             

 


III. Методика Т.Е. Рыбаковой

Цель: исследование особенностей распределения внимания

Возраст: 6-10 лет

Оборудование: бланк

Процедура проведения: испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов). Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности. Второй вариант предназначен для детей младшего возраста и содержит рисунки животных.

Инструкция: Посчитай вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка результатов: Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на подсчет всех элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начитает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, в котором испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания у испытуемого.


IV. Путаница

Цель: исследование концентрации и устойчивости внимания

Возраст: 5-9 лет

Оборудование: бланк

Процедура проведения: Испытуемому дают бланк, на котором изображены перепутанные линии, и предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.

Инструкция: Посмотри внимательно на рисунок. Проследи линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Назови и запиши номер, которым эта линия заканчивается

Обработка результатов: экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать пяти минут. Фиксируются все остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.


V. Методика исследования объема внимания

Цель: определение объема внимания

Возраст: 7-10 лет

Оборудование: карточки с таблицами

Ход выполнения: Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2 – 5 точками дается 10 секунд, 6 – 7

точками – 15 секунд, 8 – 9 точками – 20 секунд.

Инструкция: Посмотри внимательно на картинки и постарайся их запомнить. Потом тебе нужно будет самому нарисовать точки в квадратиках без подсказок.

Обработка результатов: Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.

Существуют следующие нормативы:

I - 3 точки на двух карточках,

II - 4 точки на двух карточках,

III - 6 точек на двух карточках,

IV - 9 точек на двух карточках,

V - 10 точек на двух карточках,

VI - 11 точек на двух карточках,

VII - 13 точек на двух карточках,

VIII - 15 точек на двух карточках,

Х - 16 точек на двух карточках.

Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, III - VII – о среднем, VIII и IX - о большом.

 


Диагностика восприятия

Диагностика развития речи

I. Пересказ

Цель: изучение уровня связной речи детей.

Возраст: 6-10 лет

Оборудование: рассказ или сказка

Ход выполнения: Ребенку предлагается прослушать небольшой по объему рассказ или сказку. Пересказы детей записываются и анализируются.

Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе сказку. Слушай внимательно. Тебе надо будет ее пересказать мне.

Обработка полученных результатов: Пересказ анализируется по следующим показателям:

1. Понимание текста Правильно ли ребенок формулирует основную мысль
2. Структурирование текста Умение последовательно и точно строить пересказ
3. Лексика Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными
4. Грамматика Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения
5. Плавность речи Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10 баллов. 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики.

10 баллов – это высокий уровень воспроизведения текста

Свыше 5 баллов – средний уровень

Меньше 5 баллов – низкий уровень


II. Серия заданий, направленных на исследование лексики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.253 с.)