С-метод — основной метод ОТС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С-метод — основной метод ОТС



 

Закон системности реально позволяет изучать любой материаль­ный или идеальный объект не только в его всеобщей связи и обусловленности, но и в виде объекта-системы в системе объектов одного и того же рода. Это приводит как к «системному идеалу» научного объяснения и понимания (см. параграф 14), так и к С-методу. С этим методом связаны все учения ОТС и оба ее алгоритма — алгоритм представления объекта как объекта-системы и алгоритм построения системы объектов одного и того же рода. Поэтому в С-методе, как в фо­кусе, сконцентрирована вся ОТС, и поэтому же посредством него мы подведем своеобразный итог сказанному ранее.

Ниже на примере химических элементов и венчиков цветков растений [см. 93] покажем, что использование С-метода при исследовании явлений природы может привести к фундамен­тальным достижениям — знанию, которое иначе как с помощью этого метода в ряде случаев получить невозможно. Итак, С-ме­тод позволяет по крайней мере следующее:

1. Представить изучаемый объект как объект-систему. В час­тности, в случае с атомами химических элементов такое пред­ставление привело к атомам-системам, построенным из взаимо­действующих по законам атомной физики протонов, нейтронов, электронов; в случае венчиков — к венчикам-системам, постро­енным по закону ZB из циклически накладывающихся друг на друга лепестков.

Представление объектов как объектов-систем и вывод на этой основе их эмерджентных признаков являются первой важ­ной задачей и первым основным методологическим требованием ОТС. Эта задача, подходы к ее решению и связанное с нею методологическое требование фигурируют во всех вариантах ОТС. Однако заметим, что представление объектов как объек­тов-систем зародилось задолго до так называемого системного движения. Такие представления складывались в течение долгого времени, иногда десятков, сотен, а то и тысяч лет. Нередко они являли собой подлинные открытия, например протонов, нейтро­нов, электронов, законов их взаимодействия — в случае атомов; генов — хромосом, закона ZB — в случае венчиков. В рамках «системного движения» такое представление привело к откры­тию класса кибернетических систем управления и контроля.

2. Получить систему объектов одного и того же рода. В слу­чае химических элементов это привело к построению более 160 систем, в случае венчиков — пока единственной; их сопо­ставление — к системе объектов периодического типа.

Построение системы объектов данного рода, последователь­ное извлечение и анализ следующих из такого построения утвер­ждений являются второй основной задачей и вторым основным методологическим требованием ОТС. Как и в предыдущем слу­чае, практика построения систем объектов тех или иных родов (например, натурального ряда чисел, гомологических рядов в химии и биологии, системы социально-экономических форма­ций) возникла до или вне «системного движения». Построения систем того или иного рода тоже занимали довольно много времени и также являлись подлинными открытиями. Однако при этом не извлекались следствия, вытекающие из самого сущес­твования систем объектов данного рода. Это стало одной из главнейших и осознанных задач уже ОТС.

Важно отметить и другое. Построения систем объектов тех или иных родов и их графические выражения в виде системных таблиц (в частности, химических элементов и венчиков цветков) являются новым общенаучным методом получения, хранения, выражения и развития знания, полностью не сводимым ни к одному из известных конкретно-научных методов (индуктивно­му, дедуктивному, теоретическому, экспериментальному, гипоте­тическому и др.), ни к сумме этих методов познания.

3. Исследовать особенности самой системы объектов данно­го рода. Изучение систем химических элементов и венчиков показало, что обе эти системы по типовой принадлежности — периодические. Интересно, что само такое исследование по предмету оказывается системным, по характеру — абстрактным, по духу — близким к математическому, по результатам — реги­ональным или общенаучным, что подтверждается, например, работами по теориям систем кибернетических (Н. Винер, У. Р. Эшби), иерархических (М. Месарович, Э. Хакимов, А. Маликов), организационных (А. А. Богданов), периодиче­ских, эволюционных и др.

4. Обнаружить в системе объектов данного рода полимор­физм и изоморфизм, симметрию и диссимметрию, отношения противоречия, непротиворечия, все или часть отношений 2-, 1-, 0-действия, изо-, гетеро-, антиоидичности, все или некоторые формы сохранения, изменения, развития, описываемые матема­тическими группами 8-го и 27-го порядков. В рассматриваемых системах химических элементов и венчиков цветков растений в них действительно имеют место указанные системные явления и закономерности. В частности, в системе химических элементов реализованы полиморфизм, изоморфизм, симметрия. Первый — хотя бы в виде существования атомов-изобаров, атомов-изото­пов, атомов-изотонов, второй — в виде существования в системе различных вертикальных, горизонтальных, диагональных соот­ветствий. Наконец, как показал Ю. К. Дидык, в этой системе действительно реализованы различ­ные симметрии, в частности зеркальная.

Что касается системы циклических венчиков, то и в ней имеет место [см.: 93] полиморфизм, именно изомерийно-неизомерийный; в ней действительно существуют различного рода соответствия и симметрии в виде повторения основных свойств изомерийных совокупностей через клетку, наличия правых, ле­вых, право-левых форм венчика соответственно аксиальной и актиноморфной симметрии.

5. Давать новые обобщения. В разбираемых случаях таковы­ми являются прежде всего законы изменения свойств химиче­ских элементов и венчиков растений по ходу системы. Обобще­ние этих законов, как мы убедились, снова приводит к закону, но уже абстрактной дискретной периодической системы Sp. И хими­ческий и ботанический периодические законы предстают в дан­ном случае в виде лишь двух различных реализаций этого более общего закона.

Отметим еще две особенности использования С-метода: во-первых, формулировку законов природы и нетрадиционным, системным способом, в частности только в связи с системами тех или иных родов, без которых такая формулировка оказывается невозможной; во-вторых, введение в научный обиход не только «горизонтальных» обобщений, но и «вертикальных», справедли­вых для ряда или всех форм движения материи. Двумя (соответ­ствующими случаям 1, 2) примерами являются периодический закон химических элементов, сформулированный Д. И. Менде­леевым в неразрывной связи с им же построенной системой этих элементов, и теория абстрактных иерархических многоуровневых систем [62].

6. Делать предсказания и открытия посредством как тради­ционных, так и системных методов. В случае химических элементов и венчиков растений это выразилось прежде всего в виде предсказания и открытия посредством систем этих объектов соответственно новых химических элементов и диссимметрического, недиссимметрического, диссимметро-недиссимметрического классов биологической изомерии.

7. Устанавливать сходства между системами объектов раз­ных родов. Согласно законам соответствия, симметрии и систем­ного изоморфизма, такие сходства обязательно должны сущест­вовать. Одним из наиболее удивительных подтверждений этого служит эмпирическое обнаружение Ю. И. Артемьевым и М. А. Марутаевым (в 1971 г.) соответствия ритмической структуры таблицы Д. И. Менделеева ритмической структуре музыкального звукоряда, а также обнаружение нами математического изоморфизма пери­одической системы циклических венчиков периодической системе химических элементов.

8. Решать научные задачи посредством не только традици­онных, но и системных методов; в случае химических элементов это осуществляется в виде синтеза ряда трансурановых эле­ментов, а в случае венчиков — в виде решения трудной матема­тической задачи о числе различных циклических перестановок.

9. Объяснять явления, в частности наличия в рассматривае­мых и любых других системах поли- и изоморфизма, симметрии и диссимметрии, 8 способов преобразования, с помощью зако­нов ОТС.

10. Обнаруживать и исправлять ошибки — в нашем случае в определениях атомных весов некоторых химических элементов и видов симметрии венчиков посредством систем соответственно химических элементов и венчиков цветков растений.

11. Ставить новые вопросы: региональные, общенаучные, философские. В связи с этим первостепенное значение мы прида­ем, может быть, самой фундаментальной для ОТС проблеме о необходимых и достаточных условиях реализации каждой из 8 (27) форм изменения и каждой из 8 (27) форм развития мате­рии. Закон их достаточного основания позволяет установить условия их реализации, хотя и в самом общем виде.

12. Усиливать математизацию, диалектизацию и системологизацию науки, что в связи с системным подходом впервые было подчеркнуто В. С. Тюхтиным [81—83]. Большая, чем ранее, диалектизация науки посредством С-метода достигается за счет использования в исследованиях не только традиционных, но и системных средств выражения диалектики изучаемых объектов. Наглядное и, думается, убедительное тому свидетельство — впервые развитые в рамках ОТС системные учения об отношени­ях противоречия, непротиворечия, 2-, 1-, 0-действия, изо-, анти-, гетероидизма, о единстве и многообразии мира, о развитии и т. д., а также выведенные в рамках этих учений новые парные категории (см. параграф 15).

Все более усиливающаяся математизация науки в свою очередь приводит к общему подъему не только соответствующей области знания, но нередко и самой математики. Например, открытие и исследование кибернетических систем управления и контроля привели к развитию целого ряда математических теорий, и среди них теорий связи, программирования, исследова­ния операций, автоматов, очередей, игр; адаптивных, самоорга­низующихся и самовоспроизводящихся систем и множества других. Другой пример: развитие на основе ОТС идей об Ur -множествах и Ur -алгебрах.

13. Достигать большего чем раньше, успеха в преподавании тех или иных дисциплин за счет привлечения дополнительных, системных методов обучения, что подтверждается опытом препо­давания химии и ботаники посредством наглядно представлен­ных систем химических элементов и цветков растений.

 

Подведем некоторые общие итоги. Проведенные исследова­ния показывают, что материальные и идеальные объекты суть системы и любые объекты-системы в объективной или субъек­тивной реальности непременно принадлежат или должны при­надлежать хотя бы одной системе объектов одного и того же рода. Утверждаемый факт впервые был выведен логически в рамках нашего варианта ОТС в виде закона системности. Стихийное и сознательное построение объектов-систем одного и того же рода, как показывает история науки, подытоживает результаты предшествующего этапа развития данной отрасли знания, существенно обогащает последнюю и дает начало ново­му этапу в ее развитии. Именно поэтому такое построение высту­пает целью, средством познания, отображением реальности и объектом исследования.

К чему это приводит?

Во-первых, к «системному идеалу» научного объяснения и понимания; во-вторых, к С-методу, являющемуся важным теоретико-познавательным средством; в-третьих, к системной парадигме, или системному образцу, постановки проблем, прове­дения исследований, анализа их результатов и т. д.

Примечательно, что представление объекта как объекта-системы в системе объектов одного и того же рода и изучение особенностей последней (как мы могли убедиться на примере систем действий и отношений, системных преобразований и антипреобразований, химических элементов и венчиков цветков растений) позволяют получить такие результаты, каковыми яв­ляются (по степени эвристичности, доказательности и т. д.) лишь результаты построения теории. Это означает, что в ряде случаев построение системы объектов одного и того же рода равно созданию новой теории, в ряде других, как это было с периодической системой химических элементов,— даже не­скольких теорий! Поэтому основной вывод, который следует из приведенных здесь рассуждений, таков: следуя С-«идеалу», С-методу, С-парадигме в исследованиях систем той или иной природы, ученый может рассчитывать на существенное повыше­ние степени фундаментальности и эффективности научной рабо­ты и преподавания.

Дав представление об ОТС в целом, мы можем теперь, во-первых, показать основные преимущества построения ОТС с по­мощью диалектико-материалистического метода; во-вторых, кратко сформулировать то, что дает ОТС для развития философ­ских учений, законов и категорий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.016 с.)