Клинические закономерности дизонтогенеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клинические закономерности дизонтогенеза.



Термин дизонтогиния известен с 1928г., в начале он обозначал отклонения внутриутробного формирования структур организма.

Однако вскоре приобрел более широкое значение и сейчас под дизонтогинией понимаются различные формы нарушения онтогенеза.

Аномалии развития синоним дизонтогинии.

Причины дизонтогинии:

1. биологические факторы:

- поражение генетического материала, например: хромосомные нарушения (болезнь Дауна), наследственно-обусловленные нарушения обмена веществ;

- внутриутробные нарушения (инфекции, интоксикации, которые переносят будущая мама грипп, краснуха, свинка);

- патология родов;

- после рождения ребенок может переносить инфекции, интоксикации, травмы и т.д.

Характер нарушения зависит от:

- времени повреждения (3 года или 10 лет);

- локализации процесса;

- степени распространения болезненного процесса;

- интенсивности повреждения.

2. Социальные факторы, приводящие к нарушенному психологическому развитию:

- при социальных факторах дизонтогинии менее грубые, и в принципе обратимые;

- социально-педагогическая запущенность (неблагоприятные условия воспитания, депривация, дефицит информации, дефицит эмоционального опыта, дефицит общения со взрослыми), социально-педагогическая запущенность может привести к задержке психического развития.

Социальные факторы приводят к патохарактерологическому формированию личности.

Длительные, неблагоприятные условия воспитания закрепляют неадекватные поведенческие реакции: протеста, оппозиции, отказа в этом случае неадекватно, неправильно формируется эмоционально-волевая сфера, могут быть стойкие аффективные изменения

Говоря о клинических закономерностях дизонтогенеза необходимо сказать о симптомах болезни.

Симптомы болезни делятся на:

- негативные

- продуктивные

- возрастные, если речь идет о детях.

О негативных симптомах говорят, когда в психической деятельности что-то выпадает, ухудшается, например: снижается интеллект, ухудшается память, внимание, снижается мышление.

Продуктивные – когда появляется что-то лишнее, у детей это могут быть страхи, невротические расстройства, если это психиатрическое заболевание – галлюцинации.

Когда речь идет о детях, очень важны возрастные симптомы.

Детский психиатр Ковалев выделил возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей в ответ на различные вредности.

От 0 до 3 лет – соматовегетативный уровень, это возраст когда наблюдается повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

На любую вредность (заболевание, разлука) ребенок до 3 лет будет реагировать нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. Ковалев объяснил это зрелостью уровня, этот уровень уже зрелый, а других способов реагирования у ребенка еще нет.

От 4 до 10 лет – психомоторный уровень реагирования – это возраст, для которого характерна психомоторная возбудимость, возможны тики, заикания. Это возраст когда происходит интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора, активно складывается движение.

От 7 до 12 лет – аффектпвный уровень реагирования, когда легко возникают страхи, повышенная аффективная возбудимость, явления негативизма, агрессии.

От 12 до 16 лет – эмоциональноидиаторный уровень реагирования, возраст когда могут быть сверхценные увлечения, интересы, ипохондрические идеи, идея мнимого уродства.

Ковалев писал, что эта периодизация условна, это выражается в том, что например соматовегетативные реакции могут быть не только в возрасте до 3 лет, но и в подростковом, когда интенсивно перестраивается организм.

Понятие дизонтогении и основные виды психического дизонтогенеза. В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (Ушаков). Проявления патологического воздействия на незрелый мозг различаются в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых находится больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, эмоциональная и мотивационная сфера (Лебединский). В отечественной литературе применительно к дизонтогениям принят термин «аномалии развития». Основными типами психического дизонтогенеза считаются регрессии, распад, ретардации и асинхронии психического развития.

Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме (F84.0). Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме (F43.0), при остром начале шизофренического процесса.

Явления регресса дифференцируют от явлений распада,при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.

Асинхрония,как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций (Анохин). Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии — разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования.

На ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи является в этот период ведущей координацией психического развития в целом. Речь, по выражению Выготского, характеризуется прежде всего гностической функцией, которая проявляется в стремлении ребенка «замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно». Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. В патологии происходит нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется, фиксируется, зацикливается в своем развитии. Изолированной может оказаться не только поврежденная, но и сохранная функция, что происходит в том случае, когда для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, при тяжелых формах умственной отсталости (F70-F79) весь моторный репертуар больного ребенка может представлять собой ритмическое раскачивание из стороны в сторону, стереотипное повторение одних и тех же актов. Подобные нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие. Так, по данным Макфарлейн, «пик» детских страхов в норме ограничен сенситивными возрастами 3 и 11 лет. В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды (Злотович).

К основным проявлениям асинхронии относят следующие.

1. Явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития (F84.9). Описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов.

2. Явления патологической акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме (F84.0).

3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций, например, сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме.

Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.009 с.)