Этап. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций



ЦЕЛИ

1. Психогимнастика:

· учить угадывать по выразительному исполнению образов сказочных героев и их аффективные состояния (горе, приглашение, сон);

· учить передавать ритмизацией природные явления (грохотание грома, дождик);

· развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча — дождик).

2.. Словесное комментирование:

· довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);

· подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;

· активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся);

· учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку «Корова Буренка», затем обращается к детям). Хорошо, когда есть много друзей, которые всегда придут на помощь. Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила помочь разбудить Буренку?

Дети. Котика, мышку, тучку.

Воспитатель. Попробуйте сказать, как бабушка: «Разбуди, котик, Буренку» (мышка, тучка) и ответить, как котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся».

Дети выполняют задание педагога.

Игра «Угадай по движению»

Сначала дети встают в круг и вместе с воспитателем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: бабка с дедом приглашают в гости, бабка и дед плачут, Буренка спит.

Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стульчики. Воспитатель вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого первого и в какой ситуации он должен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях. Воспитатель помогает ребятам в описании героя наводящими вопросами.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на Лену. Как вы думаете, какого из героев сказки она показывает?

Дети. Бабушку.

Воспитатель. Правильно. Как вы догадались? У Лены глаза веселые или грустные?

Дети. Веселые.

Воспитатель. У Лены руки опущены или вытянуты вперед?

Дети. Вытянуты вперед.

Воспитатель. Лена быстро ходит или медленно?

Дети. Медленно.

Воспитатель. Какую бабушку показывает Лена: бабушка плачет, просит животных разбудить корову, угощает молоком?

Дети. Бабушка угощает молоком.

Воспитатель. Как вы догадались? Какие движения рук, тела и выражения лица вам помогли понять, что бабушка зовет в гости?

Дети. Бабушка улыбается, протягивает руки, угощает молоком.

Игра «Угадай по ритму»

Сначала дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать природное явление.

Позже воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизировать сказочную ситуацию. Слушатели угадывают ее и описывают по динамике ритма. Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок.

Воспитатель. Ребята, на что это было похоже; на капли дождика, грохот грома или на ливень? Как вы догадались? Света стучала пальчиками тяжело или легко? Быстро или медленно?

Дети отвечают.

Если Света стучала легко и быстро, значит, это не гром, а... Дети. Дождик.

Игра «Угадай по музыке»

Дети слушают музыкальные отрывки и обсуждают, какому эпизоду из сказки подходит эта музыка: грохочет гром (М.И. Глинка. «Марш Черномора»), капает дождик (ф. Шопен. Skerzo № 1). Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие настроение и динамику музыкального отрывка и сказочный эпизод.

Воспитатель. Какое настроение передает музыка: страшное, веселое? Эта музыка быстрая или медленная, тяжелая или легкая?

Дети отвечают.

Если музыка легкая, веселая и быстрая, то не гром грохочет, а... Дети. Капает дождик.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

 

Этап. Выражение замещающей потребности

ЦЕЛИ:

1. Психогимнастика:

· учить детей адекватно передавать собственное аффективное
состояние в движении, мимике, слове (страх, огорчение);

· развивать умение координировать динамическое равновесие
моторного поведения и словесных реакций;

· развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы
для снятия телесных барьеров (туча— дождик).

2. Совместная словесная импровизация:

— учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие
описание эмоционального состояния героев в проблемной
ситуации (дети будят Буренку).

ОБОРУДОВАНИЕ Дудочки, колокольчики.

* * *

Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку, затем обращается к ним). Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила разбудить корову Буренку?

Дети. Котика, мышку.

Воспитатель. Представьте, что котика и мышки дома не было, поэтому бабушка попросила вас разбудить Буренку. Давайте вместе расскажем сказку про Буренку и ребят из детского сада. Я буду называть, кто приходил к корове, а вы попробуйте ее разбудить. Помогут вам дудочки и колокольчики: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся! Динь-динь-динь, просыпайся! Динь-динь-динь, поднимайся!» Каким голосом вы будете будить Буренку, чтобы ее не испугать? Не грубым, а...

Дети. Ласковым, нежным.

Воспитатель. Сейчас мы покажем новую сказку о том, как ребята из детского сада помогли бабушке разбудить Буренку.

Игра-импровизация

Воспитатель читает слова автора и исполняет роль бабки. Дети по желанию «будят» Буренку, показывают с помощью поглаживающих движений взятую на себя роль, а также эмоционально передают в речи диалоги персонажей.

Воспитатель. Позвала бабка Сашу (обращается к каждому из детей): «Разбуди, Сашенька, Буренку. Дам тебе молока». Стал Саша вдудку дудеть да песню петь: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся!» А Буренка спит, не просыпается.

Затем воспитатель ведет повествование от лица автора, а на роль бабки выбирает ребенка с хорошо развитой речью. Игра-импровизация продолжается.

ЛИТЕРАТУРА

§ Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. ООО «Речь», 2000.- 310с.

§ Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

Развитие творчества детей в процессе инструментального музицирования

Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим,

задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь.

Карл Орф

Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественному пути. Новое постигается ребёнком деятельно и всегда в поле обозрения тог, что им уже усвоено и принято на основе зрительного, тактильного, коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта. Огромное значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять.

Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система австрийского композитора Карла Орфа занимает важное место. Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении. Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.

Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.

Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:

• для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;

• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

• методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.

На музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.

Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.

Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.

У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.

Способность к музыкальному творчеству как процессу, имеющему определённую специфику и приводящему к созданию нового, является одним из главных условий успешного самовыражения и самореализации личности ребенка. Творчество выступает важнейшим показателем развития человека. В области музыкальной деятельности оно является высшим показателем овладения музыкальным искусством. Универсальность системы элементарного музицирования заключается в том, что она может быть использована во всех видах музыкально-исполнительской деятельности ребенка, обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Развитие творчества детей в процессе инструментального музицирования способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности.

«Работа с детьми по элементарному музицированию предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога. Его задачей становится не просто направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Эту педагогику по праву называют педагогикой сотрудничества. С первых же минут ему нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Оно должно быть легким, непринужденным, доставлять взаимное удовольствие детям и педагогу. В этом случае ребята не испытывают дискомфорта, скованности, страха. Они естественны, раскованны и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка».

(Президент Российского педагогического общества Карла Орфа В.Жилин)

Методические рекомендации по развитию чувства ритма на основе методики К.Орфа

Слушайте музыку Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию. Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку. Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или куханной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи Двигательное упражнение "Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)

Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

"Часы" Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)

Дождик - кап! Дождик - кап!

То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой). Не стучи, не стучи, Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

Погоди, не лейся! Заходи к малышам (поманить руками).

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди "Прогулка"

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги), По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),

И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове).

Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу) Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей) Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки). Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его) Это я, я, я!

Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком). Молоток: тук-тук (хлопки руками),

Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)

Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)

Постучали и открыли. (постучать "замком" по столу и расцепить руки) Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо), На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям Да и снова полетели.

Наша ёлка велика (круговое движение руками)

Наша ёлка высока (встать на носочки),

Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

Достаёт до потолка (потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

"Мы топаем ногами"

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте). Мы хлопаем руками.

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны)

И побежим кругом (бег).

Рисуйте узоры Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.

Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинкиПодбирайте рифмующиеся слова
Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия. Игра "Подскажи словечко" Я сегодня утром рано

Умывался из-под... (крана)

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке... (лапу)

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался... (зайка)

Часто к озеру напиться Ходит рыжая... (лисица)

Уронила белка шишку, Шишка стукнула... (зайчишку) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему... (штанишки)

У себя в саду Андрейка Поливал цветы из... (лейки)

Прицепившись к задней шине, Мишка едет на... (машине)

Чтобы ноги отдохнули, Посиди-ка ты на... (стуле)

Лежебока рыжий кот Отлежал себе... (живот)

Верещунья, белобока, И зовут ее... (сорока)

В реке большая драка Поссорились два... (рака)

Здесь хорошее местечко, Протекает мимо... (речка)

Между гор издалека

Течет бурная... (река)

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,... (карандаш)

Мы купили кошке

Новые... (сапожки)

Исключайте лишние слова из ритмического ряда "Какое слово лишнее?"

Мак, бак, рак, банан. Сом, ком, крокодил, дом. Лимон, вагон, кот, батон. Ветка, клетка, диван, сетка. И т.д."

ПРИМЕР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.061 с.)