Расчет показателей рентабельности продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет показателей рентабельности продукции.



Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется коэффициентом рентабельности продукции (Крпр). Он определяется отношением потенциальной прибыли (Пп) к полной себестоимости продукции (Сп). Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию.

Рентабельность реализованной продукции определяется отношением прибыли от продаж (Ппр) к полной себестоимости реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы (Себ.полн):

Крпр = Ппр/ Себ.полн (1.39)

 

Полную себестоимость реализованной продукции определяют суммированием строк 020, 030, 040 отчета о прибылях и убытках. Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. При расчетах рентабельности реализованной продукции иногда в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель чистой прибыли оказывает влияние налогообложение, поэтому целесообразно применение для расчета показателей: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения.

Показатель рентабельности реализованной продукции используется как для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, так и для контроля за изменениями в политике ценообразования.

4. Коэффициент рентабельности продаж (Крпод) определяется отношением чистой прибыли (ЧП) к сумме выручки от реализации без косвенных налогов (Вн):

(1.40)

По динамике данного показателя предприятие может принимать решения по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.

Определим вышеперечисленные показатели рентабельности.

 

1. Коэффициент рентабельности активов:

Кра = = = 0,01 - текущий период

Кра = 0,03 - предыдущий период

2. Коэффициент рентабельности оборотных активов:

Кроа = ЧП / (ОАн.г. + ОАк.г.) / 2 = 2665343/ ((214832052+117068329)/2) = = 0,02 - текущий период

Кроа = 0,06 - предыдущий период

 

3. Коэффициент рентабельности собственного капитала

= 0,03 - текущий период

Крск = 0,04 – предыдущий период

4. Коэффициент рентабельности продукции

Крпр = Ппр/ Себп = 15959598/52554937 = 0,31 – текущий период

Крпр = 0,37 – предыдущий период

5. Коэффициент рентабельности продаж

= 2665343/80065410 = 0,03 – текущий период

Крпрод = 0,14 – предыдущий период

 

Вывод: значения коэффициентов рентабельности активов и рентабельности оборотных активов снизился в текущем году по сравнению с предыдущим за счет снижения чистой прибыли почти в 3 раза. Рентабельность собственного капитала также снизилась, но всего на 0,01. Это произошло за счет снижения и среднегодовой стоимости собственного капитала, и чистой прибыли. Коэффициент рентабельности продукции практически не изменился, а коэффициент рентабельности продаж снизился практически в 5 раз за счет небольшого увеличения выручки – нетто и значительного уменьшения чистой прибыли.


Задание 2. Анализ эффекта финансового рычага (эффекта финансового левериджа)

Задание 2. Предприятием запланировано получение в текущем финансовом году банковских кредитов. Рассчитать эффект финансового рычага за текущий год на основе баланса на конец отчетного года с учетом и без учета кредиторской задолженности. Финансовые издержки составляют 4% от остатка кредитных средств на конец периода.

Кредитный договор №1.

Срок – 3 года

Начало действия 01 марта 2008 г.

Проценты – 9% годовых.

Порядок выплаты – ежегодно 30 декабря текущего года.

Сумма основного кредитного долга – 7 000 000 руб.

Кредитный договор №2.

Срок – 6 месяцев

Начало действия 01 марта 2008 г.

Проценты – 12% годовых.

Порядок выплаты – ежегодно 30 декабря.

Сумма основного кредитного долга – 2 000 000 руб.

 

Собственники предприятия для увеличения ставки доходности собственного капитала иногда заинтересованы в привлечении в оборот кредитных источников, а потенциальных кредиторов интересует, сколь­ко уже получено кредитов предприятием и как погашались суммы ос­новного долга и проценты по ним. Предприятие же за счет кредитных ресурсов может быстро получить необходимые денежные средства, правда, на условиях платности и возвратности в оговоренные кредит­ным договором сроки. Использование заемных средств позволяет по­высить эффективность использования собственного капитала предпри­ятия. Такой механизм увеличения ставки доходности получил в эконо­мической науке название эффекта финансового рычага (ЭФР), или эффекта финансового левериджа.

Эффект финансового рычага – приращение рентабельности собственных средств благодаря использованию кредитных ресурсов, несмотря на платность последних.

Для использования механизма финансового рычаганеобходимо соблюдение следующих условий:

· уровень процентной ставки по кредитам должен быть ниже рента­бельности производства, исчисленной по прибыли после уплаты налога;

  • относительно высокая степень стабильности экономической дея­тельности;

· наличие возможностей для собственников размещать свои сэкономленные капиталы на условиях, повышающих уровень рента­бельности.

Низкая стоимость денег побуждает использование в обороте предприятия заемных источников для получения разницы между заемным и размещенным капиталом и увеличения тем самым ставки доходности собственного капитала. Использование в обороте заемных средств, процентная ставка по которым ниже рентабельности собственного ка­питала, позволяет уменьшить финансовые расходы и использовать на­логовую экономию. Влияние долговых обязательств на ставку доходно­сти будет тем больше, чем выше задолженность.

Эффект финансового рычага проявляется положительно только тог­да, когда разница между рентабельностью производства после уплаты налога и ставкой процента является положительной. Если конъюнктура рынка является стабильной и позволяет производить точные расчеты будущих доходов, то наличие значительной задолженности по кредитам не вызывает опасений. А при значительной разнице между рентабель­ностью и процентной ставкой величину задолженности можно увели­чить. При экономической нестабильности большая задолженность или ее рост увеличиваютриск, связанный со снижением деловой активно­сти предприятия.

Эффект финансового рычага, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле ис­пользования заемных средств рассчитывается по следующей формуле:

ЭФР = (1-Нпр)*(Эра – Ссрп)* = (1-Нпр)*(Эра-Ссрп)* , (2.1)

где ЭФР – эффект финансового рычага, состоящий в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала (или сила воздействия финансового рычага), %;

Нпр – ставка налога на прибыль, в долях единицы;

ЭРа – экономическая рентабельности активов, %;

Ссрп – ставка средняя расчётная процентная, %

ДО – долгосрочные обязательства, руб.;

КО – краткосрочные обязательства, руб.

ЗК – заемный капитал, руб.;

СК – собственный капитал, руб.

Рассмотрим каждую составляющую формулы 2.1.

1.В вышеприведенной формуле ставка налога на прибыль - величина постоянная, зависит от изменений налогового законодательства и на 2009 год составляет 20%.

2. Данные заемного и собственного капитала берутся из формы№1 «Бухгалтерский баланс».

3. Экономическую рентабельность активов можно рассчитать с учётом кредиторской задолженности и без неё. В международной практике имеется две методики расчёта эффекта финансового рычага. По первой из них под заёмными средствами понимается совокупность непосредственно заёмного капитала и кредиторской задолженности. По второй методике кредиторская задолженность не учитывается. Но тогда кредиторская задолженность должна быть исключена из знаменателя формулы расчёта экономической рентабельности активов. По второй методике ЭФР несколько завышается.

Эра = - расчет экономической рентабельности без учета кредиторской задолженности, (2.2)

где Пр – прибыль до налогообложения, руб. (по данным формы 2 «Отчета о прибылях и убытках - строка №140), руб.;

А – стоимость активов на конец периода, руб. (по данным формы 1 – «Бухгалтерский баланс»), руб.

КЗ – кредиторская задолженность, руб.

 

Эра = - расчет экономической рентабельности с учетом кредиторской задолженности (2.3)

 

 

4. Средняя расчётная процентная ставка определяется на основании данных кредитного договора (величины кредита, финансовых издержек по кредиту, годовой процентной ставки за кредит):

Ссрп= , (2.4)

где Пк – сумма процентов по кредиту, руб.;

Ик – финансовые издержки по кредитам, руб.;

Кр – сумма кредита, руб.

 

Таким образом, формула 2.1 преобразуется следующим образом:

ЭФР = (1-Нпр)*(Эра – Ссрп)* = (1-Нпр)*( - )* -(с учетом кредиторской задолженности) (2.5)

ЭФР = (1-Нпр)*(Эра – Ссрп)* = (1-Нпр)*( - ) * * - (без учета кредиторской задолженности). (2.6)

Из приведенных формул 2.5, 2.6 можно выделить три состав­ляющие его части:

· налоговый корректор финансового рычага (1 – Нпр), который пока­зывает, в какой степени проявляется ЭФР в связи с различным уровнем налогообложения прибыли;

  • дифференциал (сила) финансового рычага (ЭРа – Ссрп), который характе­ризует разницу между коэффициентом рентабельности и средним раз­мером процента за кредит;

· коэффициент (плечо) финансового рычага (ЗК/СК), который характеризу­ет сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управ­лять ЭФР в процессе финансовой деятельности предприятия.

Налоговый корректор финансового рычага практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль уста­навливается законодательно. Вместе с тем в процессе управления фи­нансовым рычагом дифференцированный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:

· если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;

· если по отдельным видам деятельности предприятие имеет на­логовые льготы по прибыли;

· если подразделения предприятия осуществляют свою деятель­ность в свободных экономических зонах, где действуют льготы.

В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру производства (а, следовательно, и на состав прибылипоуровню ее налогообложения), можно, снизив среднюю ставку нало­гообложения прибыли, повысить воздействие налогового корректора финансового рычага на его эффект.

Дифференциал финансового рычага является главным услови­ем, формирующим положительный ЭФР. Чем выше положитель­ное значение дифференциала, тем выше эффект. Получение отри­цательного значения дифференциала всегда приводит к снижению рентабельности собственного капитала. Это связано с рядом об­стоятельств.

В период ухудшения конъюнктуры финансового рынка и сокращения объема предложения свободного капитала стоимость заемных средств может резко возрасти, превысив уровень рентабельности производства.

Снижение финансовой устойчивости предприятия в процессе повышения доли используемого заемного капитала приводит к увели­чению риска банкротства предприятия. Это вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки процентов за кредит за дополнительный финансовый риск. При определенном уровне этого риска дифферен­циал финансового рычага может принять нулевое значение и даже иметь отрицательную величину.

При ухудшении конъюнктуры товарного рынка сокращается объем реализации продукции, а, следовательно, и размер прибыли. В этих условиях отрицательная величина дифференциала финансового ры­чага может формироваться при неизменных ставках процента за кре­дит за счет снижения рентабельности производства.

При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового рычага будет вызывать еще больший при­рост коэффициента рентабельности собственного капитала. При от­рицательном значении дифференциала прирост коэффициента фи­нансового рычага будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Следователь­но, при неизменном значении дифференциала коэффициент финансово­го рычага является главным генератором как возрастания прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери прибыли.

Многие западные экономисты считают, что значение эффекта финансового рычага должно колебаться в пределах 30—50 процентов, т.е. ЭФР оптимально должен быть равен одной трети – половине уровня экономической рентабельности активов. В этом случае компенсируются налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам достойную отдачу.

Знание механизма воздействия финансового рычага на уровень доходности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.

 

Далее рассчитаем эффект финансового рычага на основе баланса на конец отчётного периода с учётом и без учёта кредиторской задолженности на примере ОАО «ВУЛКАН». Финансовые издержки на конец отчётного года составляют 4% от остатка кредитных средств на счетах предприятия. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках приведен в Приложении 1.

Исходные данные по кредитному договору №1

Срок – 3 года.

Начало действия 01 марта 2008 г.

Проценты – 9% годовых.

Порядок выплаты – ежегодно 30 декабря текущего года.

Сумма основного кредитного долга – 7000000 руб.

 

1. Определим среднюю расчетную ставку процента (Ссрп). Для этого рассчитаем сумму с процентами, которую мы должны вернуть

S = Р *(1+i) = 7000000 руб. *(1+9%*3года) = 8890000 руб.

Следовательно, сумма процентов = S – P = 8890000-7000000 = 1890000 руб.

2. Определим экономическую рентабельность активов (Эра) по формуле 2.2 и 2.3 с учетом и без учета кредиторской задолженности на конец отчетного периода:

- с учетом кредиторской задолженности:

ЭР = = 0,02

 

- без учета кредиторской задолженности:

ЭР1 = = 0,022

3. Определим финансовые издержки (Ик) по формуле 2.4 с учетом и без учета кредиторской задолженности:

- с учетом кредиторской задолженности

Ик=4%*(ДО кон пер + КО кон пер + Кредит) = 3% * (35202229 + +65348712 + 7000000) = 4302037,6 руб.

- без учета кредиторской задолженности:

Ик1=4%*(ДО кон пер + КО кон пер + Кредит – КЗ кон пер) = 3% * (35202229 + 65348712 + 7000000 – 30323848) = 3089083,7 руб.

4. Определим среднюю расчетную ставку процента по кредиту с учетом и без учета кредиторской задолженности:

- с учетом кредиторской задолженности:

Ссрп = = 0,88

- без учета кредиторской задолженности:

Ссрп1 = = 0,711

 

5. Определим заемный капитал с учетом и без учета кредиторской задолженности:

- с учетом кредиторской задолженности:

ЗК = 35202229+65348712+7000000 = 107550941 руб.

- без учета кредиторской задолженности:

ЗК1 = 35202229+65348712+7000000 – 3032348 = 104518593 руб.

 

6. По формулам 2.5 и 2.6 определим эффект финансового рычага с учетом и без учета кредиторской задолженности:

- с учетом кредиторской задолженности:

ЭФР = (1 – 0,20) * (0,02 – 0,88) * 107550941/180959910 = 0,80 * (-0,86) * 107550941/180959910 = - 0,41 = -41%

 

- без учёта кредиторской задолженности:

ЭФР = (1-0,20) * (0,022 – 0,711) * 104518593/180959910 = -0,31 = -31%

 

В данном случае нецелесообразно брать кредит, т. к. предприятию не хватит денег на его погашение (отрицательное значение ЭФР из-за отрицательного значения дифференциала (силы) финансового рычага).

Исходные данные по кредитному договору №2

Срок – 6 месяцев.

Начало действия 01 марта 2008 г.

Проценты – 12% годовых.

Порядок выплаты – ежегодно 30 декабря текущего года.

Сумма основного кредитного долга – 2000000 руб.

 

1. Определим среднюю расчетную ставку процента (Ссрп). Для этого рассчитаем сумму с процентами, которую мы должны вернуть

S = Р *(1+i) = 2000000 руб. *(1+12%*0,5) = 2120000 руб.

Следовательно, сумма процентов = S – P = 2120000-2000000 = 120000 руб.

2. Определим экономическую рентабельность активов (Эра) по формуле 2.2 и 2.3 с учетом и без учета кредиторской задолженности на конец отчетного периода:

- с учетом кредиторской задолженности:

ЭР = = 0,02

 

- без учета кредиторской задолженности:

ЭР1 = = 0,023

3. Определим финансовые издержки (Ик) по формуле 2.4 с учетом и без учета кредиторской задолженности:

- с учетом кредиторской задолженности

Ик=4%*(ДО кон пер + КО кон пер + Кредит) = 3% * (35202229 + +65348712 + 2000000) = 4102037,6 руб.

- без учета кредиторской задолженности:

Ик1=4%*(ДО кон пер + КО кон пер + Кредит – КЗ кон пер) = 3% * (35202229 + 65348712 + 2000000 – 30323848) = 2889083,7 руб.

4. Определим среднюю расчетную ставку процента по кредиту с учетом и без учета кредиторской задолженности:

- с учетом кредиторской задолженности:

Ссрп = = 2,111

- без учета кредиторской задолженности:

Ссрп1 = = 1,505

 

5. Определим заемный капитал с учетом и без учета кредиторской задолженности:

- с учетом кредиторской задолженности:

ЗК = 35202229+65348712+2000000 = 102550941 руб.

- без учета кредиторской задолженности:

ЗК1 = 35202229+65348712+2000000 – 3032348 = 99518593 руб.

 

6. По формулам 2.5 и 2.6 определим эффект финансового рычага с учетом и без учета кредиторской задолженности:

- с учетом кредиторской задолженности:

ЭФР = (1 – 0,20) * (0,02 – 2,11) * 102550941/180959910 = 0,80 * (-2,091) * 107550941/180959910 = - 0,95 = -95%

 

- без учёта кредиторской задолженности:

ЭФР = (1-0,20) * (0,022 – 1,505) * 99518593/180959910 = -0,65 = -65%

 

В данном случае нецелесообразно брать кредит, т. к. предприятию не хватит денег на его погашение (отрицательное значение ЭФР из-за отрицательного значения дифференциала (силы) финансового рычага).


Задание 3. Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости, прибыли и точки безубыточности

 

Задание 3. Рассчитать тремя способами точку безубыточности при многономенклатурном производстве и проверить расчет.

 

Исходные данные для расчета точки безубыточности для многономенклатурного предприятия, полученные на основе отчетных данных, предшествующих реализации инвестиционного проекта

Показатели Количество, ед. Цена единицы, руб. Стоимость, руб.
1. Продажи
1.1 Продукция А      
1.2 Продукция Б      
1.3 Продукция В      
1.4 Продукция Г      
1.5 Итого   Х  
2. Переменные затраты
2.1 Продукция А      
2.2 Продукция Б      
2.3 Продукция В      
2.4 Продукция Г      
2.5 Итого   Х  
3. Маржинальный доход
Всего (стр.1.5 – стр.2.5)  
4. Общие постоянные затраты  

 

Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости и прибыли заключается в определении точки безубыточности – такого соотношения трёх перечисленных показателей, которое обеспе­чивает безубыточное функционирование предприятия. Настоящий материал посвящен расчётам точки безубыточности для предприятий, выпускающих различ­ный ассортимент продукции, т.е. являющихся многономенкла­турными.

В качестве примера рассмотрим методику определения точки безубыточности для многономенклатурного предприятия, отра­жающую наиболее распространенный подход к решению этой за­дачи.

Точку безубыточности в натуральном выражении предлагает­ся рассчитывать двумя способами. По первому способу для опре­деления точки безубыточности рассчитывается коэффициент (Кт), показывающий соотношение постоянных затрат (Зпост) и маржинального дохода (Дм) от реализации всего ассортимента продукции за анализируемый период:

КТ = (3.1)

Тогда для i-го вида продукции объём продаж, обеспечиваю­щий безубыточность (Ккрi), можно определить как произведение коэффициента КТ на объём продаж i-го вида продукции за анали­зируемый период в натуральном выражении (кi).

Ккрi = КТ * кi (3.2)

По второму способу расчёт точки безубыточности ведется в стоимостном выражении, т. е. определяется величина выручки от реализации в точке безубыточности (Врт).

Врт = Зпостдм = Зпостм * Вр (3.3)

Кдм = Дмр. (3.4)

где Кдм – коэффициент маржинального дохода;

Вр – выручка от реализации всего продаваемого ассортимента, руб.

Ккр = Врт/∑кi * цi (3.5)

 

Ккрi = Ккр * кi (3.6)

 

где цi – цена единицы продукции i-гo вида, руб.;

Ккр – коэффициент, отражающий соотношение объёма реализации в точ­ке безубыточности к общему объёму реализации.

Недостатком предлагаемой методики является предположение, что структура производства и реализации продукции, сложившаяся в рассматриваемом периоде, сохранится в перспективе, что маловероятно, поскольку меняется спрос, объём заказов, номенклатура изделий.

Рассмотрим расчёт точки безубыточности для многономенклатурного предприятия на примере, исходные данные для которого отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Исходные данные для расчёта точки безубыточности для многономенклатурного предприятия

Показатели Количество, единиц Цена единицы, руб. Стоимость, руб.
1. Продажи
1.1 Продукция А      
1.2 Продукция Б      
1.3 Продукция В      
1.4 Продукция Г      
1.5 Итого   х  
2. Переменные затраты
2.1 Продукция А      
2.2 Продукция Б      
2.3 Продукция В      
2.4 Продукция Г      
2.5 Итого   х  
3. Маржинальный доход
Всего (стр. 1.5 - стр. 2.5)  
4. Общие постоянные затраты  

 

Рассчитаем точку безубыточности по первому способу, используя формулы (3.1) и (3.2):

КТ = Зпостм = 450000/517500 = 0,870

Ккрi = КТ * кi

КкрА = 0,870 * 750 = 652,5 ед.

КкрБ = 0,870* 1200 = 1044 ед.

КкрВ = 0,870 * 1500 = 1305 ед.

КкрГ = 0,870 * 300 = 261ед.

Проведём расчёт точки безубыточности по второму способу, используя формулы (3.3), (3.4), (3.5), (3.6):

Кдм = Дмр = 517500/1800000 = 0,2875

ВРТ = Зпостдм = 450000/0,2875 = 1565217,39 руб.

Ккр = Врт/∑кi * цi = 1565217,39/1800000 = 0,870

Ккрi = Ккр * кi

КкрА = 0,870 * 750 = 652,5 ед.

КкрБ = 0,870 * 1200 = 1044ед.

КкрВ = 0,870 * 1500 = 1305 ед.

КкрГ = 0,870 * 300 = 261 ед.

Для проверки правильности проведённых расчётов можно использовать таблице 2.

 

Таблица 2.

Проверка правильности расчётов точки безубыточности для многономенклатурного предприятия

Показатели А Б В Г Всего
Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого
1. Выручка от реализации                  
2. Переменные затраты                  
3. Маржинальный доход                  
4. Общие пост. расходы                  
5. Прибыль                 ≈ 0

 

По данным таблицы видно, что, как и следует из определения точки безубыточности, при критических объёмах продаж видов продукции А, Б, В, Г и затратах на их производство и сбыт, прибыль равна нулю.

Для достижения безубыточного функционирования предприятия рекомендуется производить продукцию А объёмом не менее 652 единиц, продукцию Б объёмом не менее 1044 единиц, продукцию В объёмом не менее 1305 единиц, продукцию Г объёмом не менее 261 единиц.

Третий способ определения безубыточного объёма осуществляется путем распределения постоянных затрат между видами продукции пропорционально переменным затратам.

Определение безубыточного объёма производства может осуществляться в несколько этапов. На первом из них общая сумма постоянных затрат распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения, за которую в данном случае принята величина переменных затрат. На втором этапе рассчитывается безубыточный объём производства и реа­лизации по каждому виду продукции (Ккрi) по формуле:

Ккрi = 3постi/(цi - Зперi) (3.7)

где Зпостi – сумма постоянных расходов, относящихся к i-му виду продукции, руб.

Такой подход устраняет отмеченный выше недостаток и поз­воляет решить задачу определения безубыточного объёма продаж предприятия с многономенклатурным производством.

Проведём расчёт по данному методу, используя данные табл.

1. Распределим постоянные затраты пропорционально переменным затратам между видами продукции: (стоимость продукции i-ого стоимости по переменным затратам * постоянные затраты).

А = 112500/1282500 * 450000 = 39474 руб.

Б = 270000/1282500 * 450000 = 94737 руб.

В = 90000/1282500 * 450000 = 31579 руб.

Г = 810000/1282500 * 450000 = 284211 руб.

2. Проведём расчёт точки безубыточности по каждому виду продукции:

Ккрi = 3постi/(цi - Зперi) (3.8)

КкрА = 39474/(270 – 150) = 39474/120 = 328,95 ед.

КкрБ = 94737/(300 – 225) = 94737/75 = 1263,16 ед.

КкрВ = 31579/(105 – 60) = 31579/45 = 701,75 ед.

КкрГ = 284211/(3600 – 2700) = 284211/900 = 315,79 ед.

Проверка правильности расчётов проведена в таблице 3.

 

Таблица 3

Проверка правильности расчётов точки безубыточности по каждому виду продукции

Показатели А Б В Г Всего
Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого
1. Выручка от реализации                  
2. Переменные затраты                  
3. Маржинальный доход                  
4. Общие пост. расходы                  
5. Прибыль                 ≈ 0

 

По данным таблицы видно, что, как и следует из определения точки безубыточности, при критических объёмах продаж видов продукции А, Б, В, Г и затратах на их производство и сбыт, прибыль равна нулю.

По данному методу для достижения безубыточности работы всего предприятия рекомендуется производить продукцию А объёмом не менее 329 единиц, продукцию Б объёмом не менее 1263 единиц, продукцию В объёмом не менее 702 единиц, продукцию Г объёмом не менее 316 единиц.

Далее рассмотрим проблему определения объёма продаж при запланированной величине прибыли на примере многономенклатурного предприятия. Если руководство предприятия ставит задачу получить определенную сумму прибыли, то выручку от ре­ализации (Вп) при заданной величине прибыли (П) можно рас­считать по уже известной формуле:

Вп = = (3.9)

Объем производства и реализации продукции в натуральном выражении (Кт), при котором предприятие получит прибыль в запланированной величине, тогда составит:

Кт = (3.10)

 

Методика определения объёма продаж при запланированной сумме прибыли для многономенклатурных предприятий состоит в следующем.

1. Объём продаж в стоимостном выражении, соответствую­щий запланированной величине прибыли (Вп), определяется по формуле:

Вп = (3пост + П)/Дм0 * В0 (3.11)

где В0 – объём реализации в базисном периоде, руб.;

Дм0 – маржинальный доход в базисном периоде, руб.

2. Объём продаж в натуральном выражении, необходимый для получения запланированной прибыли (Кпi), равен:

Кпi = К * кi (3.12)

где К = (3пост + П)/Дм;

кi – объём продаж i-го изделия в натуральном выражении, ед.

 

Используя данные таблицы 1 и условие, согласно которому запланированная сумма прибыли должна составить 200000 руб. (до её налогообложения), определим объём продаж в стоимостном выражении, соответствующий запланированной величине прибыли.

Вп = (3пост + П)/Дм0 * В0

Вп = (450000 + 200000)/517500 * 1800000 = 2260869,56 руб.

Рассчитаем индекс роста маржинального дохода (К) по плану по отношению к базисному периоду.

К = (3пост + П)/Дм

К = (450000 + 200000)/517500 = 1,256

Тогда можно определить величину объёма продаж в натуральном выражении по каждому виду выпускаемой и реализуемой продукции, чтобы получить запланированную сумму прибыли:

Кпi = К * кi

КпА = 1,256 * 750 = 942 ед.

КпБ = 1,256 * 1200 = 1507,2 ед.

КпВ = 1,256 * 1500 = 1884 ед.

КпГ = 1,256 * 300 = 376,8 ед.

Проведя проверку, подставляя запланированный объём продаж, получаем запланированную прибыль.

 

 

Таблица 4

Проверка правильности расчёта объёма продаж, соответствующего запланированной величине прибыли

Показатели А Б В Г Всего
Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого
1. Выручка от реализации                  
2. Переменные затраты                  
3. Маржинальный доход                  
4. Общие пост. расходы                  
5. Прибыль                 ≈ 200000

 

Для того, чтобы предприятие получило запланированную прибыль в размере 200000 рублей, необходимо производить продукцию А объёмом не менее 942 единиц, продукцию Б объёмом не менее 1507 единиц, продукцию В объёмом не менее 1884 единиц, продукцию Г объёмом не менее 377 единиц.

 


Задание 4. Анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточности

Задание 4. Провести расчет влияния факторов на изменение точки безубыточности в условиях многономенклатурного производства и прокомментировать полученные результаты.

Исходные данные для расчета влияния факторов на изменение точки безубыточности многономенклатурного предприятия

Показатели По плану Фактически
Постоянные затраты предприятия, тыс.руб.    
Удельные переменные затраты, тыс.руб.    
Изделие А    
Изделие Б    
Изделие В    
Цена реализации единицы, тыс.руб.    
Изделие А    
Изделие Б    
Изделие В    
Количество реализованной продукции, единиц    
Изделие А    
Изделие Б    
Изделие В    
Удельный вес в общей сумме выручки    
Изделие А 0,3 0,4
Изделие Б 0,46 0,34
Изделие В 0,24 0,26

К факторам, которые влияют на критический объём продаж, относятся:

  • цена единицы продукции;
  • переменные затраты на единицу продукции;
  • постоянные затраты на единицу продукции;
  • постоянные затраты.

Взаимосвязь перечисленных факторов и обобщающего пока­зателя можно выразить следующей уже известной формулой:

Ккр = 3пост/(цi – Зперi) (4.1)

Если рассматривать последовательно изменение значения только одного из перечисленных факторов, то точка безубыточ­ности будет рассчитываться следующим образом.

При изменении цены реализации продукции критический объём реализации будет равен:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.167 с.)