Модель психологической реабилитации пациентов с текущими органическими заболеваниями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель психологической реабилитации пациентов с текущими органическими заболеваниями.



Модель психологической реабилитации пациентов с текущими органическими заболеваниями.

Общие принципы.

1. Приобщение к определенной пассивной трудовой деятельности→ трудотерапия

2. Придание этой деятельности со стороны окружающих серьезной значимости.

3. Включение в систему реальных связей и взаимодействий с миром.

Важным яв-ся учет специфики последовательности зон развития деятельности:

1) зона потребностного состояния и ориентировки, проходит мероприятия по выявлению и стимулированию желаний патента работ с обыденными, полезными проблемами.

2) зона мотивообразования, после выявления склонности, необходимо помочь заинтересоваться опред. обл., открыть ее привлекательные стороны и показать пользу и значимость.

Т.о. возникает предметно-обозначенный предмет.

3) зона последовательного преобразования потребности: необходимо помочь приобрести конкретные навыки работы.

Основные требования трудовой реабилитации:

1. Труд осуществляется коллективно, на 1 место выдвигается соц. действие.

2. Труд выбирается в согласии с интересами самих пациентов, учитывая их способности.

3. Работа дается в постоянно усложняющейся форме. (пов. самооценка)

4. Это реальный и соц. полезный труд

5. Работа оплачивается

6. Условия в которых осуществляется работа должна как можно больше походить на реальные.

Психологов интересует личность и психические механизмы (помогать восстановлению личности).

 

 

Патопсихологические характеристики пациентов с синдромом органического поражения мозга.

Эпилепсия – это хроническое полиэтнологическое заболевание, характеризующееся повторными судорожными и психопатологическими пароксизмами и изменениями личности.

Пароксизм – это острый приступ болезни.

1. Когнитивная сфера.

Характеризуется типичными особенностями восприятия, внимания, памяти и мышления.

Уже в начальной стадии отмечается изменение подвижности психических процессов. Осн. характеристика психофизического уровня инертность и тугоподвижность всех психических и нервных процессов.

Восприятие – осн. специф. черта – сужение поля ориентировки (СПО). СПО хар-ся тем, что такие больные не в состоянии охватить сразу все существенные элементы ситуации и вынуждены перейти от одномоментного восприятия к последовательному и замедленному.

Внимание – сужение объема и низкая переключаемость процесса. Повышенная сосредоточенность на эмоционально значимых объектах.

Память – хар-ся нарушением операционально динамического компонента запоминания. Смысловая память страдает в меньшей степени, чем механическое запоминание. На последней стадии расстройство удержания и запоминания.

Мышление – выявляется в стр-ре мышления снижение темпа ассоциативного процесса. Шаблонность ассоциаций. Снижение ур. обобщения, в качестве опорных при обобщении м.б. личностно значимые или конкретные ситуации. Выраженное нарушение динамики – инертность мышления и склонность к детализации. Отмечается специфическое резонерство – оно возникает по бытовым и личностно значимым основаниям и все это сводится к морализаторству. Морализаторство поверхностное. Для больных эпилепсией характерно непонимание юмора.

Речь – хар-н замедленный темп, употребление уменьшительно ласкательных суффиксов и слов. Олигофазия – неспособность назвать предмет, но знают назначение. Своеобразная стилистика официальная и патетический стиль. Аккуратность, педантичность и калиграфичность почерка. Использование клише.

2. Эмоциональная сфера

Увеличение амплитуды и снижение подвижности эм. реакций. Наблюдается диссоциация м/у внешней доброжелательностью, угодливостью и внутренней фиксации на негативных эм. аспектах. Типично переживание обиды, злопамятность и ревность. Хар-ны длящиеся диспарические состояния – тоскливо-злобное настроение. Бурная реакция возможна по незначительному поводу.

3. Мотивационно-потребностная сфера.

- Преобладание эгоцентрических мотивов.- Усиление: усилены агрессивные и сексуальные побуждения. – Склонность к порядку и аккуратности. – Инертность уровня притязаний и его неадекватность. – Нарушение самооценки (снижается критичность к себе, пов-ся критичность к окружающим, недооценка неблагоприятных жизненных факторов.)

 

Клинико-психологическая характеристика личностно-аномального синдрома

Психопатия – это страдания души, аномалия характера, которая определяет психический облик, накладывая отпечаток на весь душевный склад, не поддается скольким-нибудь резким изменениям на протяжении всей жизни и мешает приспособиться к окр. среде.

Психопатические личности – это такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают либо они сами, либо общество.

Болезнь предполагает начало, развитие, кульминационный момент и конец: у психопатии этого нет.→ это состояние.

Критерии психопатии:

1. Триада.

1) Тотальность патологических черт характера (везде – на работе, дома, отдыхе)

2) Стабильность патологических черт, которая проявляется в том, что патолог. черты хар-ра сохраняются на протяжении всей жизни. (прояв-ся в детском и подр. возрасте)

3) Соц. дезадаптация (не обусловлено неблагополучной средой, а причиной яв-ся сами патологические черты хар-ра)

2. Неспецифические критерии диагностики по МКБ-10

1) Стойкие стереотипные восприятия и поведение индивидуума в целом отчетливо отличаются от ожидаемых и принятых норм культуры. Эти отклонения проявляются в не менее чем в 2-х из следующих областей:

а) когниции (восприятие, интерпретации людей/событий)

б) аффективность (интенсивность, адекватность выражения эмоций)

в) контроль интенсивности и удовлетворения потребности

г) межличностные отношения и стиль общения с другими (не партнерские отношения – либо зависим, либо угнетает)

2) Отклонения яв-ся столь выраженными, что обусловленное ими поведение во многих личностных и соц-х сит-ях яв-ся не гибким, дезадаптивным и нецелесообразным.

3) Есть доказательства, что отклонения стабильны, длительны и берут начало с позд. детского или подр. возраста.

4) Отклонения не м.б. объяснены наличием или последствием психического расстройства.

5) Исключается наличие органического заболевания или отчетливого нарушения ф-й мозга.

 

Варианты личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса.

1) Возбудимый вариант.

1.Когнитивная сфера: восприятие, внимание, память – не страдают.

Мышление: (в целом не страдает, общая сохранность категориального строя)

- значительные колебания продуктивности (в зав. от интереса)

- нарушение обобщения по типу актуализации личностно-значимых признаков.

- нарушение критичности (не м. выслушать др. позицию)

Воображение: отл. реалистичностью; проекция установок – чаще всего агрессивных.

Речь: хорошо интонирована, активная мимика (искл. шизоиды); использование ненормативной лексики.

2. Эмоциональная сфера: - подвижность эм. реакций, - нестабильность эм. фона; - снижение волевого контроля за эм.

3. Мотивационно-потребностная: - доминирование примитивных мотивов, - нестабильность и завышенность ур. притязаний, - неадекватная самооценка в сторону завышения.

Этот вариант м. вст-ся при органических заболеваниях.

2) Когнитивная сфера – аналогично предыд.

Мышление – колебание продуктивности и нарушение обобщения.

Воображение: - повышение оригинальности, - продуктивность варьируется и зависит от оценки.

Эмоц. сфера: выс.ур. тревож-ти, реакция на внешние раздражители неадекватна по силе; аффективное застревание.

Мотивационно-потребностная сфера: - мотив избегания неуспеха, - система ценностей дополняющая неустойчивая (ее дополняет тот кто рядом), - самооценка низкая, - произвольная волевая регуляция деятельности слабая.

 

Характеристика мотивационно-потребностной сферы при патопсихологическом синдроме невротических расстройств.

Потребности.

1) Внешний локус контроля (экстернальный). Хар-н для всех значимых сфер жизни человека. Чел-к не берет ответственности за себя, за то что с ним происходит, не в состоянии влиять на свою жизнь – ссылается на судьбу, так получилось)

2) Стратегии низких или средних целей (любая неудача – чел-к уязвим, тревожен; успеху приписывается везение)

3) «Я – это то, что имею». (желание иметь – потребность очень сильная)

Мотивационный аспект

Одно- или многовершинность мотивационной сферы.

1. Характерна одновершинность, но не типично. Сужение перспектив своей жизни, чел-к не живет, а существкет.

Многовершинность создает большие возможности для замещения, построения новой ведущей деятельности, но м.б. неполное осознание болезни, причина широта мот. сферы → несет в себе опасность некритического отношения к своему состоянию (бегство в работу – чел-к игнорирует свое состояние).

2. Поисковая активность. – вторичная, поиск направлен только на устранение последствий самой ситуации.

3. Диссонанс м/у прогнозируемым и реальным результатом.

Выделяется 3 осн. типа диссонанса:

1) Желаемое – желаемое (Аппитенция - аппетенция) Наблюдается, если человек должен выбирать одну из 2-х равножелаемых потребностей (1 из них обуславливает фрустрацию)

2) Нежелаемое – нежелаемое (Аверсия - аверсия) Дис. связан с необходимостью выбора м/у 2-мя равными нежелательными возможностями.

3) Стремление к какой-либо цели от достижения кот-й чел-ка удерживает страх или иной отрицательный стимул, ассоциирующийся с желаемой целью. Конкуренция м/у 2-мя равновыроженными потребностями – достичь цели и избежать связанной с ней отрицательной ситуации.

3.1.) нежелаемое – желаемое. Необходимость выбора м/у потребностью достичь результата ценой нежелательных переживаний и избежать переживания, а избежать можно только потерей результата.

3.2.) Желаемое – нежелаемое. Потребность реализуется благодаря определенной форме поведения, а нежелательным яв-ся отрицательные последствия, представляющие собой предвиденный результат этой формы поведения.

 

Варианты нарушения сознания непсихотического уровня.

Сознание – это высший интегративный психический процесс; оно осуществляет в состоянии бодрствования познавательное отражение объективного мира и самого себя, способствует адаптации субъекта в окружающей его природной и социальной среде, позволяет изменять ее в соответствии со своими потребностями. Ясным сознанием считается такое состояние субъекта, в котором он способен правильно ориентироваться в месте, времени, ситуации, собственной личности, окружающих лицах.

Классификация:

  1. Ясное сознание – N
  2. Умеренное оглушение – обнубиляция
  3. Глубокое нарушение
  4. Сопор
  5. Кома

Умер. оглушение – частичная дезориентация, умер. сонливость, спос-ть выполнять команды, речевой контакт затруднен, обеднение мимики, замедление R.

Глубокое оглушение – сонливость, сильная дезориентация, вып-т лишь простые команды, речь односложная, неточная монотонная. Брадипсихизм – замедление всех псизх. процессов.

Сопор – беспамятство, словесный контакт невозможен, полная дезориентация. Безучастность к окружающему. (чел-к лежит).

Кома – глубокий сон. Полная утрата сознания, угнетение всех ПФ, отсутствуют R на все раздражители. 3 вида – умеренная, глубокая, запредельная. Кома – ухудшенное состояние сопора, иск. вентиляция легких, при умер. – R на сильную боль.

 

Внутренняя картина болезни

Понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ) — возникающий у больного целостный образ своего заболевания — введено Р. А. Лурия (1977). По сравнению с целым рядом сходных терминов медицинской психологии («переживание болезни», «сознание болезни», «отношение к болезни» и др.), термин «ВКБ» является наиболее общим и интегративным.

Первоначальное представление о структуре ВКБ, включающей два уровня (сензитивный и интеллектуальный), в дальнейшем было дифференцировано путем выделения четырех уровней:

1. Чувственный — комплекс болезненных ощущений;

2. Эмоциональный — переживание заболевания и его последствий;

3. Интеллектуальный — знание о болезни и ее реальная оценка;

4. Мотивационный — выработка определенного отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление.

ВКБ обычно выступает как целостное, нерасчлененное образование. На формирование ВКБ оказывают влияние различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и др.

Наиболее подробная классификация отношений к болезни (Личко, Иванова, 1980) известна в связи с получившей широкое распространение методикой для психологической диагностики типов отношения к болезни — ТОБОЛ (Бурлачук, Коржова, 1998):

1. Гармоничный тип характеризуется трезвой оценкой своего состояния, активным содействием успеху лечения, нежеланием обременять других своей болезнью, переключением интересов на доступные для больного сферы жизни при неблагоприятном течении болезни.

2. Эргопатический тип отличается выраженным стремлением продолжать работу во что бы то ни стало, может быть описан как «уход от болезни в работу».

3. Анозогнозический тип характеризуется активным отбрасыванием мысли о болезни и ее последствиях, пренебрежительным отношением к болезни, нежеланием лечиться.

4. Тревожный тип отличается беспокойством и мнительностью в отношении неблагоприятного развития заболевания, поиском информации о болезни и ее лечении, угнетенным настроением.

5. Ипохондрический тип характеризуется сосредоточенностью на субъективных неприятных ощущениях и стремлением рассказывать о них окружающим.

6. Неврастенический тип характеризуется раздражительностью, особенно при болезненных ощущениях, нетерпеливостью.

7. Меланхолический тип отличается пессимистическим отношением к болезни, неверием в выздоровление.

8. Апатический тип отличается безразличием к себе и течению болезни, утратой интереса к жизни.

 

 

Модель психологической реабилитации пациентов с текущими органическими заболеваниями.

Общие принципы.

1. Приобщение к определенной пассивной трудовой деятельности→ трудотерапия

2. Придание этой деятельности со стороны окружающих серьезной значимости.

3. Включение в систему реальных связей и взаимодействий с миром.

Важным яв-ся учет специфики последовательности зон развития деятельности:

1) зона потребностного состояния и ориентировки, проходит мероприятия по выявлению и стимулированию желаний патента работ с обыденными, полезными проблемами.

2) зона мотивообразования, после выявления склонности, необходимо помочь заинтересоваться опред. обл., открыть ее привлекательные стороны и показать пользу и значимость.

Т.о. возникает предметно-обозначенный предмет.

3) зона последовательного преобразования потребности: необходимо помочь приобрести конкретные навыки работы.

Основные требования трудовой реабилитации:

1. Труд осуществляется коллективно, на 1 место выдвигается соц. действие.

2. Труд выбирается в согласии с интересами самих пациентов, учитывая их способности.

3. Работа дается в постоянно усложняющейся форме. (пов. самооценка)

4. Это реальный и соц. полезный труд

5. Работа оплачивается

6. Условия в которых осуществляется работа должна как можно больше походить на реальные.

Психологов интересует личность и психические механизмы (помогать восстановлению личности).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.037 с.)