Тема 9. Материальная культура, быт, костюм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Материальная культура, быт, костюм



XIX века.

Эволюция классицистских тенденций в материальной культуре. Социо-культурный контекст столетия. Основные исторические события и их эпохальные значения. Актуализация классицистских мотивов в пространстве постреволюционной Франции. Генезис и эволюция ампира. Интернациональность ампира. Его основные черты. Специфика ампирного интерьера: отделка, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства. Роль произведений искусства в ампирном интерьере.

Реформа костюма первой половины столетия. Антикизированные мотивы одежды, прически, обуви, аксессуаров. Репрезентативный и символический характер концепции костюма или его отдельных элементов. Буржуазные тенденции в становлении костюма постреволюционной Франции. Основные детали, цвет, материалы, аксессуары костюма этого времени. Типология костюма. Мировое значение французской моды.

Романтические тенденции в материальной культуре. Влияние произведений художественной литературы на актуализацию исторических стилей. Интерьер «готического возрождения» в Англии и «стиль Трубадур» во Франции, их близость к эстетике романтизма. Проявление интереса к национальным культурам. Отражение этого в материальной культуре, быте и костюме. Формирование исторического национального самосознания этносов. Национальный колорит в организации интерьера.

Обращение к элементам национальной культуры в практике придворного парадного наряда.

Обращение к внутреннему миру человека. Психологизация культуры под воздействием идей романтизма. Костюм и аксессуары, как способ личностной самоидентификации человека в социуме. Костюм как выражение социального протеста, акцентация индивидуальности, репрезентация творческого кредо и т.д. в культурном контексте романтизма.

Бидермайер – как буржуазная адаптация стиля ампир. Простота, функциональность, уют немецкого и австрийского бидермайера. Специфика костюма буржуа. Практицизм и экономичность.

Второе рококо и эклектика как основные стилевые доминанты второй половины столетия. Актуализация мотивов королевской роскоши в эпоху Реставрации (Франция) и влияние этих тенденций на мировую культуру. Помпезность, экстравагантность, масштабность эклектичных проектов. Жилое и репрезентативные пространства этого периода. Специфика декоративно-прикладного искусства. Декоративный характер произведений искусства в интерьере эклектики.

Влияние этих тенденций на формирование визуального образа человека. типология костюма второй половины века. Основной силуэт. Элементы костюма. Их функциональное и декоративное значения. Материалы, цвета, аксессуары.

Тема 10.

Стиль «Модерн»: панэстетизация быта и человека.

Социо-культурный контекст. Предпосылки возникновения (создания) нового стиля искусстве. Стилистика Модерна. Художественная реформа У.Морриса и наступление конца историзма. Возрождение ручного труда в области прикладных искусств. «Общество искусств и ремесел» Морриса и его значение в создании нового стиля. Освобождение интерьера от эклектических наслоений и развитие приемов стилизации. Влияние японского искусства на сложение стиля модерн. Интерьеры У. Годвина и Д. Уистлера.

Основные принципы стилистики модерна. Новые подходы к организации интерьера здания. Декоративно-прикладное искусство эпохи модерна. Основные тенденции в изготовлении мебели, предметов быта. Понятие «дешовой роскоши». Понятие единой художественной среды как актуальная идея модернисткой эстетики в плане организации быта. Стилизация, ретроспективизм, конструктивность – варианты модернистской стилистики. Её преломление в различных странах мира. «Школа Глазго» и творчество Г.Р. Макинтоша – зрелый модерн в Англии. Пуританизм и конструктивность интерьеров Макинтоша. Пространственная выразительность, линейный узор, преувеличенные формы мебели, акцент по вертикали. Влияние Макинтоша на венский модерн.

Бельгия. Неразрывность архитектуры и декорации в особняках Тасселя и Сольвей В. Орнта. Интерес к конструктивным и выразительным возможностям металла. Изгибающиеся линии, обилие стекла и витражей. Новая планировка.

Франция. Входы в парижское метро Г. Гимара. Придание металла метафоры органического роста растений. Школа Нанси. Символизм произведений прикладного искусства Э.Галле.

Возрождение в мебели интарсии и инкрустации. Кровать Галле «Закат и сумерки».

Мебель Э. Валлена и Л. Мажореля. Стекло Э. Галле. Сложная техника изготовления – многослойность, гравирование, травление, инкрустация. Пластичность, тонкий колорит, новые формы сосудов и ламп Галле.

Испания. Своеобразие испанского модерна в творчестве А. Гауди. Невиданная пластичность, интерес к выразительности фактуры, чувственность и фантастичность интерьеров и мебели Гауди. Интерьеры дома Батло и Каза Кальвет.

Россия. Неорусский стиль Абрамцевского кружка как начало движения к модерну. Строительство Абрамцевской церкви по проекту В.Васнецова. Столярная и керамическая мастерские. Мебель по эскизам Е. Поленовой и керамика М. Врубеля. Творчество Ф. Шехтеля – крупнейшего мастера русского модерна. Появление черт модерна в неоготических интерьерах особняков З. Морозовой и А. Морозова. Скульптура и живописные панно Врубеля. Особняк Рябушинского Шехтеля. Неразрывность функционального и декоративного, общего и детали. Значение лестницы в интерьере модерна. Своеобразие московского модерна.

Петербургский модерн и влияние на него неоклассицизма и северного модерна. Интерьеры Ф. Лидваля. Модерн-неоклассицизм в интерьерах Азовско-Донского банка.

Костюм эпохи модерна. Реформаторские тенденции моды начала века. Типология костюма. Его эволюционирование. Использование новых материалов, техник. Цветовая гамма. Ткани. Аксессуары. Костюм в контексте модернистских тенденции мифологизации личности. Костюм или детали костюма как акцентация яркой творческой индивидуальности.

Феномен театрального костюма этого периода.

Тема 11.

ХХ век: полифонизм материальной культуры и быта; вариативность костюма.

Функциональность и архитектурность интерьеров Ф.-Л.Райта.

Открытие в 1919 году в Германии Баухауза – центра передового дизайна.

Стремление создать «универсальный стиль», подчиняющийся лишь функциональности и лишенный традиционного декорирования.

Значение пространства, пропорций, гладкой стены и отмена традиционной декорации в работах Мис ван дер Роэ, немецкий павильон на Барселонской выставке, Фэрнсуэрт-хаус.

Создание М.Корбюзье единого пространства в интерьере, разделенного лишь подвижными перегородками. Окно во всю стену – главный элемент интерьера. «Дон Ино».

Западный дизайн середины и второй половины ХХ века

Тесная связь художника-дизайнера с интерьером, занимающимся внутренним устройством предмета.

Промышленный дизайн, рекламный и графический дизайн, архитектурный и интерьерный дизайн. Работы Г. Имза, А. Аамто, Э. Сааринен.

Россия

Вхутемас и конструктивизм В. Татлина. Работа Татлина в области материальной культуры. Функционализм проектов одежды, печей, стула, посуды. Башня Ш Интернационала и Летатлин.

Интерьер, мебель и предметы быта сталинского времени.

Изменение жилой и предметной среды в 60-е годы. Влияние на нее западного функционализма и дизайна.

Эстетика постмодернизм в интерьере конца ХХ века.

Основные тенденции модной индустрии столетия. Полифоничность и вариативность визуального образа современного человека. Основные модные дома и стилевые тенденции современности.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.008 с.)