Из выступления Я. М. Свердлова на заседании вцик 20 мая 1918 г 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из выступления Я. М. Свердлова на заседании вцик 20 мая 1918 г



 

…Если мы в городах можем сказать, что революционная советская власть в достаточной степени сильна, чтобы противостоять всяким нападкам со стороны буржуазии, то относительно деревни этого сказать ни в коем случае нельзя. Поэтому мы должны самым серьёзным образом поставить перед собой вопрос о расслоении в деревне, вопрос о создании в деревне двух противоположных враждебных сил, поставить перед собой задачу противопоставления в деревне беднейших слоёв населения кулацким элементам. Только в том случае, если мы сможем расколоть деревню на два непримиримых враждебных лагеря, если мы сможем разжечь там ту же Гражданскую войну, которая недавно шла в городах… только в том случае мы сможем сказать, что мы и по отношению к деревне сделали то, что смогли сделать для городов.

Как вы расцениваете слова Я. М. Свердлова? Почему Свердлов был недоволен положением дел в деревне? К чему призывал он в своем выступлении?

 

§ 25. Экономический и политический кризис конца 1920 – 1921 г

 

Крах военно-коммунистической утопии. Пока шла война, в экономике осуществлялась система мер, названная Троцким «системой регламентации потребления в осажденной крепости». Отмена денег, нормированное распределение продуктов питания и промышленных товаров, запрещение частной торговли, трудовая повинность, форсированная национализация и утверждение централизованного руководства экономикой на основе разрушения рынка подтолкнули большевиков к идее использования этих мер для строительства нового общества. Они рассчитывали перейти к «подлинному коммунизму», утверждая регламентацию социальной и духовной жизни, производства и распределения всех продуктов труда и самого труда. Все эти меры в совокупности назывались военным коммунизмом.

По мере того как Гражданская война шла к успешному для большевистского руководства завершению, в его среде крепла убеждённость, что эта система позволит совершить исторический прыжок «из царства необходимости в царство свободы», реализовав в обозримом будущем идеалы социальной справедливости. Тот же Троцкий позже признает: «Советское правительство надеялось и стремилось непосредственно развить методы регламентации в систему планового хозяйства в области распределения, как и в сфере производства. Другими словами: от военного коммунизма оно рассчитывало постепенно, но без нарушения системы, прийти к подлинному коммунизму».

На деле всё обернулось подлинной трагедией. Уравниловка, реквизиции и Гражданская война, перекинувшаяся из города в деревню, привели к резкому сокращению посевных площадей, падению поголовья скота, общему обнищанию. Возникшие государственные и коллективные хозяйства (более 5 тыс. совхозов с 3,5 млн га земли и около 6 тыс. коммун и других коллективных хозяйств) оказались столь слабы, мелки и бедны, что решить с их помощью задачу продовольственного снабжения страны, опираясь на них, было невозможно. Крестьяне стали терять чувство хозяина собственной судьбы, общественной значимости и просто какой-либо ценности своего тяжелейшего труда.

Не меньшие сложности переживал и город. Не хватало хлеба, топлива, медикаментов, необходимых в быту элементарных промышленных товаров.

Закрывались фабрики и заводы. Росло число безработных. Уровень промышленного производства упал до показателей предреформенного периода (1861), а по производству металла – до времен Петра I. Цены удваивались каждые три месяца. Паёк выдавался лишь занятым на самых необходимых работах.

Массовые выступления против политики власти. С окончанием Гражданской войны недовольство реквизициями и малопроизводительным принудительным трудом проявилось открыто. Крестьянские мятежи на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье, Саратовской и Тамбовской губерниях, рабочие забастовки в Москве и Петрограде, где вновь было введено осадное положение, свидетельствовали о нарастающем недовольстве масс. Нередко крестьянские движения получали название по именам предводителей.

Так, крестьянским движением в Тамбовской и частично Воронежской губерниях руководил эсер А. С. Антонов. Численность его отрядов доходила до 50 тыс. человек. В их рядах оказалось почти все мужское население Тамбовской губернии, не только зажиточные крестьяне, но и середняки и даже бедняки. Против них были использованы части регулярной армии под командованием М. Н. Тухачевского, в будущем одного из первых советских маршалов. Настоящие военные сражения летом 1921 г. окончились разгромом основных сил мятежников. Антонов ушёл в подполье и был убит при аресте.

На Украине самым известным руководителем крестьянских выступлений был анархист Н. И. Махно. В 1920 г. он призвал крестьян к борьбе против «большевистской диктатуры и её контрреволюции». В 1921 г. под ударами Красной армии с небольшим отрядом Махно ушёл в Румынию.

 

Махно Нестор Иванович (1888 – 1934)

 

Пехотные части большевиков атакуют восставших матросов и рабочих Кронштадта. Март 1921 г.

 

Движение против белых и красных было распространённым среди крестьян явлением. Его участники иногда называли себя зелёными. Среди них встречались и кавалеры ордена Красного Знамени, например, П. М. Моренец, герой Гражданской войны, ставший одной из жертв массовых репрессий 30-х гг.

Кронштадтский мятеж. Кульминацией резкого обо-стрения социально-политического положения в стране стал Кронштадтский мятеж, восстание 20-тысячного гарнизона и рабочих знаменитой морской крепости Кронштадт. Они выступили 1 марта 1921 г. под влиянием рабочих забастовок в Петрограде. Их главный лозунг был короток и ясен – «Советы без коммунистов!».

Восставшие требовали немедленного проведения перевыборов Советов всех уровней путём тайного голосования «ввиду того факта, что настоящие Советы не выражают воли рабочих и крестьян». Добивались свободы слова и печати, собраний, профессиональных союзов, «отмены привилегированного положения коммунистической партии», «предоставления крестьянам полной свободы действий на своей земле и права на личное мелкое хозяйство». На штурм крепости были брошены части регулярной армии под командованием Тухачевского. 18 марта Кронштадт пал. Политика «военного коммунизма» оказалась совершенно нежизнеспособной.

Одновременно с бесславным концом военно-коммунистической утопии большевикам пришлось пережить и крах идеи мировой революции. Неудачи революций в Германии и Венгрии, поражение в советско-польской войне 1920 – 1921 гг. свидетельствовали о несбыточности надежд на революцию в Европе, которую они предполагали «протащить туда на своих штыках».

Голод 1921 – 1923 гг. После окончания Гражданской войны Страна Советов оказалась в глубочайшем кризисе – экономическом, политическом и социальном. Колоссальной катастрофой стал и невиданный по масштабам голод. В зону засухи 1921 г. попали основные районы сельскохозяйственного производства. Выгорели озимые и яровые. Пересохшие пастбища не могли про-кормить скот. Число погибших от голода исчислялось миллионами (точное количество не установлено). Голод 1922 г. охватил новые районы даже в относительно благополучной до этого Сибири.

В последний день марта 1923 г. в газете «Правда» была опубликована статья под выразительным заголовком «Голод вернулся». В ней, в частности, отмечалось, что число остро нуждающихся в продовольствии превысило 10 млн человек.

Правительство большевиков, объявивших своей высшей целью благо человека труда, не нашло, чем помочь ему в тот тяжёлый период.

 

«Помоги». Плакат 1921 г. Художник Д. С. Моор

 

Прокопович Сергей Николаевич (1871 – 1955)

 

Более того, созданный бывшим министром Временного правительства С. Н. Прокоповичем и видными деятелями кадетской партии Е. Д. Кусковой и Н. М. Кишкиным Всероссийский комитет помощи голодающим был почти сразу же распущен. А сбор церковных ценностей для покупки хлеба голодающим обернулся кровавым походом против православных священнослужителей, ксендзов, мулл и раввинов (достаточно вспомнить смертный приговор, вынесенный Петроградским революционным трибуналом митрополиту Вениамину «за укрывательство ценностей»).

Переход к нэпу. Кронштадтское восстание ускорило принятие решений по определению новых направлений и форм социалистических преобразований. По итогам Х съезда партии (1921) продразвёрстка была заменена на продналог, после выплаты которого крестьянин мог самостоятельно решать, что делать с оставшейся частью зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Все принадлежащие государству предприятия переводились на хозяйственный расчёт (хозрасчёт). Наиболее рентабельные из них группировались в тресты по принципам территориальным или однородности продукции и стадий переработки сырья. Большая часть их них передавалась в ведение местных совнархозов. Впервые был поставлен вопрос о необходимости разделения функций советских и партийных органов. Фактически новая экономическая политика (нэп) явилась отказом от утопизма первоначальных представлений о формах и темпах движения к социализму. Она же потребовала от партийного аппарата консолидации на основе укрепления авторитарных начал партийно-государственного руководства. Наиболее последовательным проводником этой линии стал Сталин, который совместно с Каменевым и Зиновьевым развернул борьбу за партийное лидерство против Троцкого.

?

!

1. Почему политика военного коммунизма потерпела крах? 2. В чём причины массовых выступлений крестьян против советской власти? 3. Почему восстали кронштадтские моряки? 4. Найдите на карте районы массовых выступлений против политики военного коммунизма. Сделайте обобщающий вывод. 5. Каким образом большевики боролись с голодом 1921 – 1923 гг.? 6. Что дала новая экономическая политика государству и народу? 7. Сравните политику военного коммунизма и нэп. Что в их проведении было общего и чем они отличались?

Исследуем документы

 

Требования и лозунги Кронштадтского восстания 1921 г

 

«Советы без коммунистов!»

«Свобода слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий!»

«Свобода собраний и профессиональных союзов для рабочих и крестьян!»

«Отмена привилегированного положения коммунистической партии и упразднение всех вооружённых коммунистических отрядов, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства для этих целей».

«Предоставление крестьянам полной свободы действий на своей земле и права на личное мелкое хозяйство». и др.

Какие новые требования появились у тех, кто был недоволен властью коммунистов? Какие из этих требований будут выполнены в ходе проведения нэпа, а какие окажутся проигнорированы?

 

§ 26. Революция и культура

 

«Отречёмся от старого мира». С этих слов начинается русский текст «Марсельезы», известной песни периода Великой Французской революции, ставшей впоследствии государственным гимном Франции. Они отражают настроение, охватившее многих россиян после свержения самодержавия. «В ту пору, – вспоминал очевидец, – даже набивший к осени оскому красный цвет не раздражал ни на флагах, сшитых из отрезанных от трехцветных нижних полос, ни на плакатах, колыхавшихся над всякого рода манифестациями, ни даже на поверхности туго обтянутых материей золотых пуговиц с орлами на штатских форменных одеждах».

Многие деятели культуры верили, что присутствуют при рождении нового мира. Владимир Маяковский писал в апреле 1917 г.:

 

Граждане!

Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».

Сегодня пересматривается миров основа.

Сегодня

До последней пуговицы в одежде

Жизнь переделаем снова.

 

Весной 1917 г. было организовано Общество пролетарских искусств – будущий Пролеткульт – Союз пролетарских культурно-просветительских организаций.

Отрекаясь от старого мира, отрекались и от старых идеалов и символов. В апреле 1918 г. был опубликован декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Сразу начали сносить памятники, многие из которых имели культурно-историческое значение. Ускоренными темпами создавались произведения монументальной пропаганды, однодневки из гипса, которые быстро разрушались, становясь грудами мусора. «Преображение» мира, по словам известного русского художника Ю. П. Анненкова, превращалось в организованное и декретированное «разрушение».

 

Скульптор С. Т. Конёнков у гипсовой группы «Степан Тимофеевич Разин с ватагою». 1919 г.

 

В декабре 1918 г. Александр Блок набросал ответ на полемически задорный призыв Владимира Маяковского «стодюймовками глоток старьё расстреливать», ставя «к стенке» «генералов классики» – Рафаэля, Растрелли, Пушкина, взрывать памятники, перетряхивать дворцы, прежде всего Зимний, и музеи: «Не так, товарищ! Не меньше, чем Вы, ненавижу Зимний дворец и музей. Но разрушение так же старо, как строительство, и так же традиционно, как оно… Разрушая, мы все те же ещё рабы старого мира: нарушение традиций – та же традиция. Над нами – большое проклятие… Одни будут строить, другие разрушать, ибо «всему свое время под солнцем», но все будут рабами, пока не явится третье, равно не похожее на строительство и разрушение».

«Сумасшедший корабль». Под таким названием в 1931 г. вышла повесть О. Д. Форш, посвящённая петроградскому Дому искусств. Его открыли по настоянию М. Горького в конце 1919 г. для поддержки деятелей культуры в тяжелейших условиях всеобщей разрухи. Размещался он во дворце, созданном по проекту архитектора Б. Растрелли и по сей день украшающем угол Невского и Мойки в Санкт-Петербурге. «Кораблем» его увидел и поэт Владислав Ходасевич: «По вечерам зажигались многочисленные огни в его окнах – некоторые были видны с самой Фонтанки – …и весь он казался кораблем, идущим сквозь мрак, метель и ненастье».

Этот дом посещали поэты и прозаики, актеры и художники, музыканты и историки. В творческих студиях читали лекции Александр Блок и Евгений Замятин, Корней Чуковский и Николай Гумилев. Последнего расстреляли летом 1921 г. только за то, что он знал и не донёс о заговоре, от участия в котором отказался.

В Доме искусств выступали прозаики Максим Горький, Андрей Белый, поэты Осип Мандельштам, Георгий Иванов, Анна Ахматова, художники Александр Бенуа, Кузьма Петров-Водкин, литературовед и философ Юлий Айхенвальд, академик юрист Анатолий Кони, профессор историк Евгений Тарле и многие другие.

После Кронштадтского мятежа судьба «сумасшедшего корабля» была предрешена. Понимая, что правящая партия не способна противопоставить что-либо серьёзное работам инакомыслящих обитателей Дома искусств, Ленин поставил вопрос о высылке из страны всех, кто позволил себе самостоятельные оценки происходящего, далекие от официальных.

 

Луначарский Анатолий Васильевич (1875 – 1933)

 

Показательный процесс над социалистами-революционерами. Август 1922 г.

 

В первую очередь это относилось к меньшевикам, эсерам, народным социалистам и кадетам. Всех их необходимо было, по ленинскому выражению, «искоренить». Процесс «по делу Центрального Комитета и отдельных иных организаций Партии социалистов-революционеров» стал первым показательным политическим судебным процессом. Ленин назвал его «образцовым» и «воспитательным».

 

Энциклопедический словарь «Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции» (М., 1977)

 

Интеллигентов Ленин считал «лакеями капитала». В письме к М. Горькому в сентябре 1919 г. он утверждал, что даже «лучший из «околокадетских» интеллигентов», «почти меньшевик» писатель В. Г. Короленко – «жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками!».

За границу вскоре будут отправлены не на метафорическом, а на настоящих кораблях философы и экономисты, религиозные мыслители и социологи, литераторы и художники, бывшие гордостью русской культуры.

Российская эмиграция. Революция и Гражданская война положили начало первой массовой – в итоге более чем 2-миллионной – волне эмиграции из страны. В первую очередь Россию покидали представители российской аристократии, священнослужители, предприниматели, купцы, люди уникального творческого дарования. Среди них – вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и члены семьи Романовых, епископы Вениамин и Евлогий, богослов, философ, литературовед, публицист, композитор В. Н. Ильин, философ и экономист П. Б. Струве, литераторы Л. Н. Андреев, И. А. Бунин (лауреат Нобелевской премии 1933 г.), Р. Б. Гуль, Е. Ю. Кузьмина-Караваева (в монашестве мать Мария), В. В. Набоков, И. В. Одоевцева, А. М. Ремизов, историки П. Н. Милюков, М. М. Карпович и С. С. Ольденбург, киноактёр И. И. Мозжухин, художники М. В. Добужинский, Л. О. Пастернак, И. Е. Репин, композиторы А. К. Глазунов, А. Т. Гречанинов, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, великий оперный певец Ф. И. Шаляпин и многие, многие другие.

Их судьбу разделили и те, кто подвергся насильственной депортации. В первую очередь лидеры и активисты Российской социал-демократической партии, партий социалистов-революционеров и народных социалистов. Осенью 1922 г. из Петрограда на пароходах «Пруссия» и «Обербургомистр Хакен» отправились в изгнание более 60 видных мыслителей, политиков, учёных, инженеров, писателей и кооператоров. Среди них представители религиозной и философской мысли: С. Н. и В. Ф. Булгаковы, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун, экономисты Б. Д. Бруцкус, К. Д. Корсаков, С. Н. Прокопович, социолог П. А. Сорокин, литературный критик, переводчик, философ Ю. И. Айхенвальд, историки А. А. Кизиветтер и С. П. Мельгунов, писатель М. А. Осоргин.

Эта первая массовая высылка из страны деятелей русской культуры получила со временем обобщающее название «философский пароход».

Российская эмиграция стала во многом хранителем духовных ценностей, исторической памяти, национального опыта, традиций, отвергаемых тогда на родине. Она внесла весомый вклад в сохранение связи времён и поколений, чистоту русского языка, в развитие мировых научных школ и направлений.

?

!

1. Почему по-разному восприняли Октябрьскую революцию деятели культуры? 2. Как вы понимаете высказывание А. Блока, что «все будут рабами, пока не явится третье, равно не похожее на строительство и разрушение»? Что именно должно было появиться, по мнению Блока? 3. Кого и за что высылали за границу? 4. Как формировалась первая волна российской эмиграции? 5. Назовите произведения искусства, созданные в годы Гражданской войны в России. 6. Почему некоторые эмигранты позже вернулись в СССР, а те, кто оставался, уезжали?

 

§ 27. Красные и белые. Материалы и задания к уроку-практикуму

 

Перед вами подборка документов периода Граждан-ской войны и интервенции. На основе этих текстов и документальных фрагментов, приведённых в конце параграфов, напишите небольшую работу: «Все живут под постоянным страхом…», с последующим обсуждением на уроке-практикуме.

Рекомендованный план работы:

1. Формирование исходного противоречия и постановка проблемы. Видите ли вы проблемное противоречие, которое отражено уже в теме урока-практикума?

2. Краткая характеристика исторического момента. В какой исторической ситуации создавались приводимые документы?

3. Характеристика источников и их возможностей для освещения проблемы.

4. Сравнительный анализ документального материала с точки зрения изучаемой проблемы.

5. Заключение и выводы. Необходимо обозначить цифрами части работы, соответствующие пунктам плана. Очень важно при этом продемонстрировать умение чётко формулировать положения и аргументировать их с помощью источника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.055 с.)