Системы менеджмента качества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы менеджмента качества.



Выделяют следующие системы: (TQM) - Система всеобщего менеджмента качества. Всеобщее качество – (TQ) – ориентированная на людей система менеджмента, целью которой является непрерывное повышение удовлетворенности потребителей при постоянном снижении реальной стоимости продукции или услуг. TQM предусматривает всеобщую ответственность за обеспечение качества на всех этапах жизненного цикла изделия.

Система «ДЖИТ» - это форма организации буквально означающая «производство точно в срок». Ее фундаментальный смысл: ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов.

Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП). Организационно-технической базой КСУКП является комплекс стандартов предприятия. Входящие в него стандарты регламентируют порядок всех работ, от которых зависит высокое качество изделий, позволяют организовать рациональное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, нацелить внимание и усилия работников всех категорий на повышение качества труда и продукции.

Стандарты ISO серии 9000 - это серия международных стандартов по созданию на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор предписаний по повышению эффективности происходящих в компании процессов с целью улучшения выпускаемой продукции и услуг. Она включают в себя 25 международных стандартов:-стандарт ISO 8402; -стандарты ISO 9000-ISO 9004 (всего 11);-стандарты ISO 10001-ISO 10020 (всего 13).

Стандарты ISO серии 9000 содержат: словарь, три модели обеспечения качества-требования к каждой модели; руководства и требования по вопросам аудита качества и метрологии; руководящие указания по различным аспектам СМК.

К основополагающим стандартам относятся ISO 9000-1, ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 и ISO 9004-Любая организация, внедряющая систему качества, должна выбрать одну из трех моделей обеспечения качества (стандарт ISO 9001, ISO 9002 или ISO 9003)

ISO 9001 - Модель обеспечения качества при проектировании, производстве, монтаже и обслуживании

ISO 9002 - Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании

ISO 9003 - Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

ISO 9004. Cодержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества.

55. Роль и задачи службы управления качеством.

Задачи службы УК:

- защита репутации фирмы,

- защита потребителя от дефектной продукции.

- сокращение непроизводительных работ,

- предупреждение брака

Функции службы УК:

- поддержание уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в отношении качества

- выдача рекомендаций по введению новых или изменению действующих требований к качеству

- поддержание связей и обмена информации с др. службами

- определение методов отбора и подготовки работников в области обеспечения качества продукции

- определение методов и периодичности проверок продукции

- участие в составлении рабочих инструкций

- обеспечение контроля технических процессов

- анализ причин и видов брака

Аудит (проверка) - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).

Примечание: Внутренние аудиты (проверки), иногда называемые аудиты (проверки) первой стороной, проводятся обычно самой организацией, или от ее имени, для внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответствии.

Внешние аудиты (проверки) включают аудиты, обычно называемые "аудиты (проверки) второй стороной" или "аудиты (проверки) третьей стороной".

Стандарт ИСО 10011 «Руководящее указание к проверке систем качества.

В настоящей части стандарта ИСО 10011 представлены основные руководящие положения по управлению программами проверок систем качества.

Отделы технического контроля и их задачи. Виды технического контроля качества. Планирование, организация и стимулирование качества продукции.

Вне рамок службы УК могут функционировать отделы технического контроля (ОТК), которые осуществляют независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям.

В состав ОТК входят все работники цехов и др. подразделений предприятия, занятые только техническим контролем. Структурные подразделения ОТК:

а) техническое бюро

б) подразделения ОТК функциональной компетенции:

- входного контроля

- контрольных испытаний

- анализа брака и рекламации

- инспекционого контроля

- контроля на складе готовой продукции

в) подразделения ОТК цеховой компетенции: - бюро тех. контроля в производственных и испытательных цехах

Задачи ОТК:

1) предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации

2) укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество

системой контроля понимают совокупность средств контроля и исполнителей, взаимодействующих с объектом по правилам, установленным соответствующей документацией.

Планирование, организация и стимулирование качества продукции.

Планирование повышения качества продукции на предприятии должно быть основано на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей, проработке договоров с заказчиками. Планы повышения качества продукции должны учитывать результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты научных исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей.

Важнейшими задачами планирования повышения качества продукции являются:

• Достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;

• Своевременная замена или снятие с производства устаревших изделий;

• Обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации;

• Изготовление продукции высшего качества; снижение материалоемкости изделий, повышение фондоотдачи;

На стадии разработки продукции технический контроль заключается, например, в проверке соответствия опытного образца и (или) разработанной технической документации правилам оформления и техническому заданию.

На стадии изготовления технический контроль охватывает качество, комплектность, упаковку, маркировку и количество предъявляемой продукции, ход (состояние) производственных процессов.

На стадии эксплуатации продукции технический контроль заключается, например, в проверке соблюдения требований эксплуатационной и ремонтной документации.

Технический контроль является неотъемлемой частью производственного процесса. Он выполняется различными службами предприятия в зависимости от объекта контроля.

Основной задачей технического контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований стандартов и технических условий.

Планирование и разработка методов обеспечения качества включает:

· планирование уровня качества изделия, планирование контроля качества и технических средств контроля;

· сбор информации о качестве, определение затрат на обеспечение качества, обработку информации и анализ данных о качестве из сферы производства и эксплуатации;

· управление качеством продукции, поставляемой поставщиками, и продукции собственного предприятия;

· разработку методик контроля, обеспечивающих сравнимость и надежность результатов контроля качества;

· разработку (совместно с техническими подразделениями) технических условий, кондиций, стандартов для управления качеством продукции.

Технический контроль продукции – часть технологического процесса изготовления изделия, он входит в техпроцесс в виде контрольных операций. Технический контроль продукции подразделяется по этапу процесса, производства (входной, операционный и приемочный), по полноте охвата контролем (сплошной, выборочный), по времени (непрерывный, периодический и летучий).

Метрология.

Метрология – отрасль науки об измерениях, методах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Регулируется законами «О метрологии» и «Об обеспечении качества измерений», которые устанавливают понятия:

Метрологическое обеспечение – это установление и применение научных, нормативно-технических и организационных основ, технических средств, правил и норм с целью достижения единства и требуемой точности измерений качества.

Эталоны – официально утвержденные средства измерений, обеспечивающие воспроизводимые и/или хранение единицы физической величины с целью передачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений.

Образцовые средства измерений – средства измерений, служащие для поверки по ним нижестоящих средств измерений.

Специальный эталон - обеспечивающий воспроизведение единиц в особых условиях и служащий первичным эталоном.

Первичный эталон - это эталон, обеспечивающий воспроизведение единиц с наивысшей в стране точностью.

Вторичный эталон - это эталон, полученный размер единиц сличением с первичным.

 

Стандарты качества.

Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют: государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. В РФ применяются и международные стандарты.

ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, они содержат требования по безопасности; технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению, утилизации. ГОСТы принимаются Госстандартом России и вводятся в действие после их регистрации.

Стандарты обществ разрабатываются и применяются ими для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Информация о принятых стандартах отраслей, общественных организаций направляется в органы Госстандарта России.

В зависимости от специфики объекта стандартизации, разрабатываются стандарты следующих видов: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, анализа).

Правовые основы стандартизации – деятельности по установлению норм - устанавливает Закон «О стандартизации». Документальное подтверждение соответствия продукции стандарту называют сертификацией, которая бывает добровольной и обязательной (детские товары, медикаменты и пр.).

Сертификацию проводит орган по сертификации.

Порядок проведения сертификации:1) оформление Заявки на сертификацию в орган по сертификации,2) заключение Договора на проведение испытаний с лабораторией,3) испытания (лаборатория осуществляет отбор образцов сертифицируемой продукции, их идентификацию и испытания),4) оформление Протоколов испытаний (испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные она передает их в орган по сертификации),5) экспертиза результатов сертификационных испытаний. Орган по сертификации проводит экспертизу технических и эксплуатационных документов на продукцию и сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства.

В руководстве ИСО определены 8 схем сертификации: 1. Испытания образца продукции. 2. Испытания образца продукции с последующим контролем за заводскими образцами и закупаемыми на рынке. 3. Испытания образца продукции с последующим контролем за заводскими образцами. 4. Испытания образца продукции с последующим контролем образцами, приобретенными на открытом рынке. 5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством. 6. Только оценка заводского управления качеством. 7. Проверка партий изделий. 8. 100%-ный контроль.

Квалиметрия.

Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализу­ющая методы количественной оценки качества. Предмет квалиметрии – коли­чественные, и неколичественные методы оценивания каче­ства. Уровень качества – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выб­ранного за эталон сравнения.

Показатель качества – количественная характеристика свойств, входящих в состав качества объекта, рассматриваемая применительно к определенным условиям его жизненного цикла. Показатели качества продуктов по количеству характеризуемых свойств делят на единичные и комплексные.

Единичный показатель качества относится только к одному из свойств объекта, комплексный - показатель качества объек­та, относящийся к нескольким его свойствам.

Относитель­ный показатель качества – отношение показателя качества оце­ниваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.

Методы оценки качества классифицируются на два вида: 1) Методы прямого счета делятся – по эффективности для субъекта создающего качество и – эффективности для субъекта потребляющего качество. 2) Параметрические методы: расчетные и экспер­тные.

Расчетные методыпозволяют более точно оценивать уро­вень качества объектов, однако они могут быть применены для оценки так называемых жестких параметров, которые могут быть измерены соответ­ствующими приборами и рассчитаны на основе формул. Например, среднее время обслуживания в ресторане является «жестким» параметром, ха­рактеризующим одну из сторон качества данной услуги, посколь­ку он может быть получен путем измерений с помощью часов.

Экспертные методыоценки уровня качества применяются для оценки мягких параметров качества. Это такие, которые не могут быть измерены приборами и рассчитаны по формулам, например, характеристика внешнего вида объекта.

Методы оценки качества.

Методы оценки качества продукции
Дифференциальный метод оценивания уровня качества продукции

Дифференциальным называется метод, основанный на сравнении единичных показателей качества рассматриваемого образца продукции с такими же показателями качества базового образца.

Комплексный метод оценки уровня качества продукции
Комплексный метод оценки уровня качества продукции осуществляется с использованием комплексных (обобщенных) показателей качества.

Следует обратить внимание, что комплексная оценка не даёт представления об отдельных свойствах продукции; комплексные показатели можно получать при разном сочетании единичных показателей. Поэтому комплексные показатели должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества.

Комплексный показатель характеризует совокупность взаимосвязанных свойств (сложное свойство) из всего множества свойств, образующих качество продукции и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качество продукции с таким же количеством базовых показателей. Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать качество продукции. Комплексные показатели определяют для усечённого и иерархического «деревьев» свойств качества.

Статистические методы:

Назначение метода. Применяются как непосредственно в производстве, так и на различных стадиях жизненного цикла продукции.

Цель метода. Выявление проблем, подлежащих первоочередному решению, на основе контроля действующего процесса, сбора, обработки и анализа полученных фактов (статистического материала) для последующего улучшения качества процесса.

Суть метода. Контроль качества (сравнение запланированного показателя качества с действительным его значением) - это одна из основных функций в процессе управления качеством, а сбор, обработка и анализ фактов - важнейший этап этого процесса.

Научной основой современного технического контроля является математико-статистические методы.

Из множества статистических методов для широкого применения выбраны только семь, которые понятны и могут легко применяться специалистами различного профиля. Они позволяют вовремя выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.

План действий. Внедрение семи методов должно начинаться с обучения этим методам всех участников процесса.

Последовательность применения методов может быть различной в зависимости от поставленной цели.

Эти методы можно рассматривать и как отдельные инструменты, и как систему методов. Каждый метод может находить свое самостоятельное применение в зависимости от того, к какому классу относится задача.

Особенности метода. Семь основных инструментов контроля качества - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

1. Контрольный листок - инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.

2. Гистограмма - инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в определенный (заранее заданный) интервал.

3. Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий объективно представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее эффективного разрешения.

4. Метод стратификации (расслаивания данных) - инструмент, позволяющий произвести разделение данных на подгруппы по определенному признаку.

5. Диаграмма разброса (рассеивания) - инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.

6. Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) - инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

7. Контрольная карта - инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований.

61. Основные экономические категории управления качеством.

Сущность и классификации затрат на управление качеством. Методы экономического анализа затрат на качество: ФСА – анализ, риск-анализ предотвращения дефектов и т.д. Оценка эффективности управления качеством. Расчет эффективности мероприятий по обеспечению качества.

Особенности расчета показателей качества, измерения качества, сертификации и стандартизации качества продукции, разработки и функционирования систем качества в различных отраслях народного хозяйства.

Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации, учета, анализа и оценки.

Классификационная группа затрат:

1. по целевому назначению: на улучшение качества; на обеспечение качества; на управление качеством;

2. по виду затрат: производительные; непроизводительные;

3. по методу определения: прямые; косвенные. Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности. Косвенные затраты – по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом;

4. по возможности учета: поддающиеся прямому учету; не поддающиеся прямому учету; которые экономически нецелесообразно учитывать;

5. по стадиям жизненного цикла продукции: на качество при разработке продукции; на качество при изготовлении продукции; на качество при использовании продукции;

6. по отношению к производственному процессу: на качество в основном производстве; на качество во вспомогательном производстве; на качество при обслуживании производства;

Методы анализа затрат на качество продукции:

Для определения уровня затрат целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА) на этапах проектирования, подготовки и освоения производства.

ФСА - системное рассмотрение функций совершенствуемых объектов и затрат на получение этих функций. Основным критерием совершенства (конкурентоспособности) объекта с позиции ФСА является его потребительная стоимость, определяемая соотношением качества (полезности) объекта и затрат потребителя.

Существенную помощь в определении затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и др. видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Для их расчета используются нормативно-справочные материалы. Методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и при усовершенствовании продукции.

Обобщающий показатель качества можно исчислить по формуле:

, где:

Кk – коэффициент качества;

Сб – стоимость забракованной в процессе производства продукции, ден. ед.;

Сд – стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.;

Сг – стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.;

Сф – стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.

Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем лучше работает предприятие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.047 с.)