V. Познавательная информация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Познавательная информация



Прежде чем заняться работой по оформлению книги, рассмо­трим, как это делали известные мастера.

Во многих книгах, которые оформляли известные художники, можно по иллюстрациям догадаться, кто автор рисунков к ним. Посмотрите, вот книги, в которых картинки рисовали В. Сутеев, К. Чарушин, Н. Жуков, В. Васнецов.

(Школьники рассматривают стилистику разных художников-иллюстраторов.)

Можете вы определить, какой художник оформлял ту или иную книгу?

(Проводится мини-викторина с отгадыванием художников-иллюстраторов.)

Одним из знаменитых художников-иллюстраторов был И. Билибин, который оформлял многие русские народные сказки. Сна­чала он продумывал обложку, украшал ее орнаментом. Потом работа шла над целыми разворотами с текстом, где выбранный орнамент играл объединяющую роль. На каждой странице худож­ник тщательно рисовал первую букву — заглавную, она называлась «буквица». Основной орнамент согласовывался с заглавной бук­вицей, к этому подбирался еще и специальный шрифт.

Кроме больших иллюстраций, у Билибина существуют еще маленькие концовки, они размещаются в самом финале книги, на ее последней странице. Это завершающий рисунок.

Билибин хорошо знал русское народное искусство, много ез­дил по стране, особенно по северным районам, не только с этюд­ником и красками, но и с фотоаппаратом. Поэтому так интересно рассматривать орнаменты и оформление, где художник исполь­зовал свои находки, почерпнутые в экспедициях.

VI. Пояснение задания

Выберите книгу, которую вы будете оформлять. Сначала надо решить, что именно вы будете делать — обложку, портреты героев, иллюстрации к отдельным сценам.

Вы можете сделать книгу не плоской, а объемной. Для этого надо придумать ее конструкцию. Может быть, какие-то детали на ней придется выполнить выступающими вперед, допустим, детали здания. Тогда их будем приклеивать отдельно.

Сначала сделайте эскиз конструкции будущей книги. Необя­зательно вся она должна получиться объемной. Такой можно сде­лать всего одну страницу — то место в книге, которое вам нравится больше всего.

(Школьники выполняют эскиз конструкции.)

VII. Самостоятельная работа

(Школьники приступают к выполнению задания.)

VIII. Физкультминутка

Предлагаю провести веселую физкультминутку под названием «Подсолнух».

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Посадили семечко в землю. (Приседают на корточки.)

Семечко пригрелось в теплой земле и начало расти.

Появился у него хвостик-росток. (Плавно приподнимают руки вверх.)

Начал росточек расти, и вырос из него высокий красивый подсолнух с желтой головой.

(Медленно поднимаются, протягивают вверх руки, сгибают в кистях и соединяют места сгибов.)

Подсолнух стоял и радовался солнышку, покачивался из стороны в сторону.

(Слегка покачиваются вправо-влево всем туловищем.)

Вдруг подул сильный ветер, и подсолнух начал гнуться под его ударами.

(Делают наклоны вперед-назад.)

Но ветер стих, и подсолнух успокоился.

(Выпрямляются и несколько раз глубоко вздыхают. После чего опускают руки.)

IX. Продолжение самостоятельной работы

(Школьники продолжают выполнять работу по оформлению книги.)

X. Рефлексия

— Какие виды книг вы знаете?

— Прочитайте по тетради определения шмуцтитула, супероб­ложки, титульного листа.

- С чего вы начали работу по созданию книги?

- Какие моменты оформления книги вы начали выполнять? А теперь сочиним синквейн на тему «Книга».

XI. Уборка рабочего места

Отложите начатую работу в сторону, соберите обрезки бумаги, чтоб их выбросить. Проверьте, убрали ли вы на место ножницы и клей.

Урок б. Твои книжки {завершение темы)

Цель: продолжить работу по оформлению книги.

Вид деятельности: бумажное конструирование, рисование.

Планируемые результаты: школьники создадут свой вариант оформления книги.

Оборудование: книжная выставка, образцы оформления книг разных видов и назначений, бумага, ножницы, каранда­ши, краски.

Ключевые слова и понятия: художник-оформитель.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

Сегодня вы продолжите начатую работу по оформлению книги.

- Какие бывают книги?

- Какие части книги вы знаете?

- Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимае­тесь на этих уроках. (Бумажное конструирование, рисование.)

- А кто из вас придумал свою сказку и сделал для нее книжку?

III. Беседа по теме урока

Перед вами книга «Василиса Прекрасная», которую оформлял художник И. Билибин. Какие оформительские моменты в ней интересны? А иллюстрации к вашей книжке станут результатом личной наблюдательности и фантазии.

IV. Самостоятельная работа, завершение

(Школьники завершают работу над созданием книжки.)

V. Физкультминутка

Повторим физкультминутку «Подсолнух» из предыдущего урока.

V. Рефлексия

(Педагог проверяет выполнение заданий и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)

- Какие части книги вы проиллюстрировали?

- Какую форму для своей книги выбрали?

- Какие иллюстрации вы решили нарисовать?

- Почему вы избрали именно этих героев?

- Как участвовали братья-Мастера в создании ваших книжек? А теперь сочиним синквейн на тему «Книга».

VI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

На следующий урок принесите белую и цветную бумагу, ножницы, карандаш, клей и циркуль. Вы будете делать открытки из бумаги. Если у кого-то из вас дома есть необычные открытки, принесите их.

Урок 7. Открытки

Цели: познакомить с технологией выполнения объемной от­крытки; научить работе с циркулем, вырезанию контура поделки, технике наклеивания объемных деталей; познакомить с проект­ной деятельностью и составными частями производства проектов; познакомить с понятиями «лаконизм», «избирательность».

Вид деятельности: бумажное конструирование.

Планируемые результаты: школьники научатся композици­онному сочетанию деталей открытки; разной технике ее оформ­ления; повторят конструкторские приемы в работе с бумагой.

Оборудование: образцы открыток, плотная белая бумага, цвет­ная бумага, ножницы, клей, циркуль, линейка, карандаши — про­стой и цветные.

Ключевые слова и понятия: открытка, лаконизм, циркуль, объ­емная аппликация.

Примечание. Для проведения игрового момента можно ис­пользовать аудиозапись.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Беседа по теме урока

Сегодня мы займемся поделкой объемной открытки. Такую открытку можно создать собственными руками и подарить близ­ким на праздник. В зависимости от праздника ее надо украсить специальной символикой: если это Новый год, то фигурками Деда Мороза и Снегурочки или снежинками и нарядной елочкой.

Кто из вас знает, что такое открытка? Это специальная кар­точка, на которой пишут поздравление. Оформлена открытка в соответствии с традициями торжества, с которым поздравляют человека. Сейчас открытки продаются в киосках и в магазинах. Но куда приятнее, если вы подарите родным или знакомым от­крытку, изготовленную своими руками.

Вы знаете, что раньше телефонов и Интернета не было. И для передачи друг другу разных новостей люди обменивались пись­мами, а иногда, если требовалось переслать сообщение срочно, телеграммами.

— Кто пояснит, что такое письмо? (Это вложенный в конверт листок бумаги, на котором написана какая-либо информация. А на конверте написан адрес, куда письмо надо доставить.)

В конце XIX в., точнее сказать, в 1898 г., в России появился новый вид почтовых отправлений. Это была простая карточка из плотной бумаги, на одной стороне которой писался адрес, на другой — сообщение, т. е. получалось открытое письмо. Мо­сквичам такой вид связи полюбился, и карточку стали называть словом «открытка». А сами открытки стали использовать как по­слания к праздничным датам - Новому году, дню рождения. И се­годня мы займемся тем, что выполним из бумаги праздничную поздравительную открытку.

III. Работа с учебником

Откройте учебники на с. 40, прочитайте текст, рассмотрите образцы открыток.

(Школьники рассматривают и обсуждают варианты открыток с разной тематикой и оформлением.)

- Кто из вас видел необычные открытки?

- Что в них было особенного, оригинального?

- Кто видел фигурные открытки с вырезанными деталями?

- Что изображали такие открытки?

- Кто видел открытки с объемными аппликациями?

- Что на них было изображено?

- Можно ли сделать открытку с помощью трафарета, как вы делали обои?

- Кто принес свои любимые открытки? (Демонстрация открыток, их обсуждение классом.)

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите в них тему урока: «Открытки».

На открытке мало места для размещения декоративных деталей, поэтому главным принципом их отбора должен стать «лако­низм». Запишите в тетрадях определение этого слова.

Лаконизм — краткость выражения.

Это значит, что на открытке должно быть не так много дета­лей, чтобы она не оказалась перегруженной.

Второе новое слово, которое вам сегодня понадобится, — «из­бирательность».

Избирательность означает, что, оформляя открытку, надо выбирать такие детали, чтобы по ним можно было догадаться, чему она посвящена - дню рождения, Новому году или военному празднику.

V. Задания для самостоятельного выполнения

Сначала надо выбрать форму вашей будущей открытки и со­гнуть лист бумаги по нужным линиям. Обратите внимание: в учебнике на с. 41 приведены варианты складывания открыток, кото­рые могут иметь самые разные формы.

(Школьники придают открытке нужную форму.)

Что станет темой вашей открытки? От этого зависит, какой рисунок вы выберете. Подумайте, будут ли п вашей открытке вы­резные детали, наметьте места, где они должны быть расположе­ны, простым карандашом.

(Школьники намечают места вырезов.)

Если вам надо вырезать круглую деталь, то в этом вам поможет циркуль. Посмотрите, как он выглядит: у него две ножки, на од­ной острие, которым циркуль устанавливают на бумагу, на вто­рой — кусочек грифеля для проведения кривой линии, которая замыкается в круг.

(Школьники делают разметку с помощью циркуля и вырезают нужные места в бумаге.)

VI. Художественное оформление поделки

— Какие темы вы выбрали для своих открыток?

— Какие детали вы изберете для этих тем?

Если вы будете украшать открытку с помощью аппликации, то надо вырезать из цветной бумаги нужные детали.

(Школьники вырезают детали для оформления.)

У нас выполнены основные детали для аппликации, осталось их собрать все вместе, сложив из них общий рисунок. Определи­тесь, на каком месте обложки открытки будет размещена главная деталь вашей композиции и приклейте ее.

Будьте внимательны, при приклеивании этой детали не со­мните ее. Например, вы хотите с помощью аппликации сделать веточку с листьями. Сначала надо зеленым карандашом нарисо­вать ствол будущей веточки. А вырезанные вами листочки следует приклеить вдоль этой нарисованной веточки. Помните, как надо приклеивать такие листочки? Согните каждый листочек пополам вдоль и клеем намажьте только середину изнаночной стороны листочка — его сгиба. При приклеивании прижмите каждую се­рединку листочка покрепче.

(Школьники завершают работу над открыткой.)

VII. Оформление части для письма

Но открытка не будет завершенной, если она не будет подпи­сана. Для этого надо оформить вторую страницу открытки.

Разверните открытку и на левой стороне ее разворота разметь­те по линейке простым карандашом полоски, на которых потом вы напишите поздравление.

(Школьники выполняют задание).

VIII. Физкультминутка

Пока наши открытки сохнут, проведем веселую физкультми­нутку. Это будет веселая спортивная игра, которая называется «Повторяй движения и слова». Вы ее сейчас разучите, а потом сами сможете повторять, когда будете играть во дворе.

Повторяйте за мной движения и произносите слова, которые я скажу. Сначала мы разучим эту игру в спокойном темпе, потом будем повторять ее быстрее и под музыку.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Руки к пяткам

И к ушам,

На колени

И к плечам,

В стороны,

На пояс,

Вверх!

А теперь — веселый смех!

Все мальчишки: «Ха-ха-ха!»

(Мальчики кричат: «Ха-ха-ха!»)

Все девчонки: «Хи-хи-хи!»

(Девочки кричат: «Хи-хи-хи!»)

А все вместе: «Хо-хо-хо!»

(Все вместе кричат: «Хо-хо-хо!»)

Молодцы! А теперь все это надо повторить в более быстром темпе.

(Игру повторяют несколько раз.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.032 с.)