Задержка псих. Развития как специфический вид дизонтогенеза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задержка псих. Развития как специфический вид дизонтогенеза



ЗПР это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психич. развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающий степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психич. расстройствами (астеническими, церебростеническими, невротическими и т.д.). ЗПР квалифицируют как временное отставание психич. развития, связанное с более поздним чем в онтогенезе периодом созревания психических функции. Наиболее часто ЗПР обнаруживается при поступлении в школу и в первые годы нач. школе, поскольку учебная нагрузка предъявляемая ученику, явл-ся непосильной для ребенка с ЗПР. Такие дети характеризуются нарушениями познават. деят-ти в связи с незрелостью ЭВС, пониженной работоспособностью, недостаточностью отдельных психич. функций, что доставляет определенные трудности в школе. Для тех детей, дефект кот-х не был выявлен своевременно и тех, психолого-пед. коррекция кот-х не завершилась к началу систематического обучения, созданы спец.(коррекционные) классы и школы 7вида.

Причинами задержки психического развития: тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка («церебрастенический инфантилизм» — по В.В. Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.

Клинич.класс-ции форм ЗПР:

По К.Е. Сухаревой: 1)интеллектуальн.недостат-ть с связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания и патологией поведения; 2)интелл.нар. при длительных астенич.состояниях, обусловленными соматич.заболеваниями; 3)интелл.недост-ть при различных формах инфантилизма; 4) вторичная интеллект.недостат-ть в связи с поражен.слуха зрения, дефектами речи, чтения, письма; 5) функционально- динамические интеллект.нар-я у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекции.

По классификации К.С. Лебединской выделяется четыре группы детей с задержкой психического развития.

ЗПР конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Рост детей меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже в школьном возрасте. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы (большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, легкие переходы от смеха к слезам и наоборот), выражены игровые интересы, даже в школьном возрасте. Гармонический инфантилизм — это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы.

ЗПР соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Сердечнососудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

ЗПР психогенного происхождения. Связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности (безнадзорность, гиперопека). Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

Самая многочисленная — это ЗПР церебрально-органического генеза.

Причины — различные патология беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.

Также различают минимальн.мозговую дисфункцию(ММД)- это легкие изменения центральной нервной системы, на фоне которых наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, речевые расстройства, головные боли. Признаки: органический инфантилизм (отсутствие живости яркости эмоций), слабая заинтересованность в оценке, большая внушаемость, монотонность и однообразие игровой деятельности, двигательн. заторможенность.

Психолого-педагогическое и мед-соц. сопровождение детей с ДЦП. Особенности организации психокоррекционного процесса.

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности.

Разнообразные двигательные, перцептивные, когнитивные, аффективные и речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, но чаще сочетанные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.

Комплексное сопровождение детей с церебральным параличом включает в себя оказание:

- медицинскую (медикаментозные средства, различные виды массажа, ЛФК, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры),

- психолого-педагогическую (постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений),

- социальную,

- логопедическую помощи.

А также обеспечение наиболее полной социальной интеграции, общего и профессионального обучения. Важным условием комплексного воздействия является взаимодействие специалистов разного профиля в процессах диагностики, лечения, коррекции, сопровождения ребенка с ДЦП и его семьи.

Особенности психокоррекционного процесса.

Психологическая помощь детям и подросткам с ДЦП – сложная система реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям больного.

Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей с ДЦП направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

В систему психокоррекционных занятий обязательно включение обучению конструированию и рисованию, которые являются основными видами продуктивной деятельности в дошкольном детстве.

Работа с родителями детей с ДЦП. Перед психологом стоит задача смягчить тот эмоциональный дискомфорт, который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка, а также сформировать у родителей адекватные представления о личности и психофизических возможностях больного ребенка, найти адекватный стиль семейного воспитания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.01 с.)