Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе



Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация.

При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровнях постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.

Одновременно мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание, либо за рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание корпоративных структур различной степени интегрированности — одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.

В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие формы международной кооперации, к числу которых относятся:

• лицензионный договор — использование авторского права, товарного знака, патента;

• сопроизводство — изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров;

• контракт-менеджмент — передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;

• франчайзинг — выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;

• стратегический альянс — формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения «эффекта масштаба», либо с другими целями;

• совместное предприятие — одна из распространенных форм стратегического альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;

• многонациональная компания — наиболее «жесткая» форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/ или других способах корпоративного контроля.

ЦЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Рост и развитие международного бизнеса вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:

Рост и развитие международного бизнеса вызваны действием факторов:

1. Достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникаций привели к бурному росту взаимообмена информацией и идеями через границы государств, что позволяет потребителям больше узнать о зарубежных товарах.

2. Правительства многих стран последовательно снижают барьеры для инвестиций и торговли, что открывает новые рынки для международных компаний.

3. Существует тенденция к унификации и объединению в рамках мирового сообщества (Европейский Союз, единая валюта — евро, единый рынок товаров).

За счет международной интеграции компании достигают разнообразные цели:

· Доступ к новым рынкам.

· Доступ к новым источникам.

· Достижения конкурентных преимуществ.

· Повышение эффективности. (производство там, где издержки ниже, уход от дублирования инвестиций, эффект масштаба).

Снижение рисков (выход на новые перспективные рынки, разнообразные каналы сбыта, распределение этапов большого проекта между несколькими участниками, диверсификации номенклатуры товаров, обеспечения быстрого вхождения в рынок и более коротких сроков окупаемости, снижения затрат).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.

В широком смысле к МСА относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия). Таким образом, МСА являются функциональными структурами, основанными на формальном или неформальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью.

Международный стратегический альянс отличает:

• происхождение партнеров — по крайней мере, из двух различных стран;

• стратегическая значимость для каждого партнера.

Стратегическая значимость альянса для участников достигаетсяза счет межорганизационных соглашений, которые:

• компенсируют слабые стороны или создают конкурентные преимущества участников;

• соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;

• имеют целенаправленные «рациональные цели для связей одной фирмы с другой».4

МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ

Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами.7

Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности, МСА:

• корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

• ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

• наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных компаний;

• бессрочный характер существования МНК.

Наряду с термином «многонациональный» для определения бизнеса, ведущего международные операции по всему миру, часто используют понятия «мировой» или «глобальный». При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:

• применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);

• стремится закрепить присутствие компании на ключевых страновых (региональных) рынках;

• ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.

С этой точки зрения, многонациональная компания — это разновидность холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных национальных рынках и стремящаяся через менеджеров дочерних подразделений адаптировать свои продукты и маркетинговую стратегию к местным особенностям.

На сегодняшний день МНК, превратившись в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономики развитых стран, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства.

По сути, именно МНК превратили мировую экономику в подлинно международное производство, дали импульс развития научно-техническому прогрессу в различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности производства. Особо следует выделить значение МНК с позиции совершенствования форм менеджмента и организации предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и кадровым потенциалом. С этим связано значение, которое придается рассмотрению особенностей организации и управления формируемых МНК интегрированных структур в курсе международного менеджмента.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.007 с.)