Динамика и особенности развития ИС в различных сферах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика и особенности развития ИС в различных сферах.



Динамика развития ИС в различных отраслях неодинакова. Данные ИТ-затрат и планируемый ИТ-бюджет обычно выражается в процентах от оборота компании. Обычно эти цифры составляют величину от 1,5% до 4%. Простой подсчёт показывает, что отрасли, через которые проходят большие деньги (например, банковская сфера, нефтегазовые предприятия) больше вкладывают в развитие ИС. Транспорт, телекоммуникации, производственные предприятия вкладывают несколько меньше средств, но, учитывая наличие в этой сфере крупных компаний, можно говорить о хорошей динамике развития ИКТ. Торговля, услуги – это в большей степени прерогатива малого и среднего бизнеса, поэтому здесь, в основном, используются недорогие ИКТ-решения.

Состояние каждого отраслевого сектора рынка ИС зависит от его возраста. Если отрасль существует давно, то соответствующие программные продукты уже разработаны, эксплуатируются, постоянно совершенствуются путём создания новых версий. Когда же появляется активность в каком-то новом отраслевом сегменте, у компаний, работающих в нём, возникают сложности, связанные с отсутствием необходимых прикладных программ. Должно пройти время, пока разработчики ПО вникнут в новые потребности, алгоритмы работы, технологии. Например, страховой бизнес, который только начинает развиваться в России, не имеет отработанных программных продуктов, поддерживающих сферу их деятельности. Другой пример: сфера торговли недвижимостью. Базовые учётные операции давно автоматизированы, но появляется много новых управленческих задач (инвестиционные проекты, риэлторские услуги, оценка недвижимости), алгоритмы решения которых не до конца проработаны. Поэтому, несмотря на потенциальное наличие финансирования в этом сегменте, ИС со спецификой рынка недвижимости пока отсутствуют.

Особенности внедрения и развития ИС для малого и среднего бизнеса в России. Особенностью внедрения ИС на Западе является то, что там редко используются собственные разработки. Исторически сложилось так, что малый и средний бизнес стал использовать функционально «урезанные» под свои потребности большие ИС.

В России, ввиду проблем с финансированием, внедрение ИС для малых и средних предприятий шло другим путём: использовались собственные разработки программного обеспечения или дешёвые «коробочные» решения.

Почему предприятия малого и среднего бизнеса часто выбирают собственные (заказные) разработки ИС? Во-первых, на рынке программных продуктов нет тиражируемых ИС, учитывающих особенности их сферы деятельности. Во-вторых, собственная разработка отражает имеющуюся организационную структуру, поэтому не требуется перестройка бизнес-процессов, меньше проблем с «человеческим фактором». В третьих, на первом этапе затраты на собственную разработку кажутся меньшими, чем затраты на настройку «коробочных» решений и интеграцию.

До недавнего времени считалось, что малым компаниям и большинству средних не подходят решения класса ERP как дорогие и тяжело настраиваемые. В последний год ситуация резко поменялась в связи с появлением финансов на рынке малого и среднего бизнеса. Этот рынок приобрёл привлекательность и для российских, и для западных поставщиков. Программа 1С от простого «коробочного» продукта с ограниченными бухгалтерскими функциями превратилась в систему класса ERP. SAP стал предлагать на российский рынок малого и среднего бизнеса упрощённые версии своих продуктов.

Методика SAT и учёт особенностей сферы деятельности консультируемой компании

Любая методика (в том числе и SAT), помогающая выработать стратегию внедрения ИС, носит достаточно универсальный характер: она показывает направление поиска решения из любой сферы. А вот то, каким будет это решение, безусловно зависит от учёта отраслевых особенностей. Методика SAT позволяет их учитывать. Она исходит из того, что ИС содержит и обрабатывает информацию не только об организации, но и об окружении (среде).

Блок 1 методики SAT. Для выработки бизнес-стратегии предлагается оценить позиционирование компании на отраслевом рынке, спрогнозировать состояние рынка на ближайшее время и на несколько лет вперёд. Поставщики, заказчики (потребители, клиенты), конкуренты, представители регулирующих органов (законодательная и исполнительная власть, ведомственные органы контроля и регулирования и т.п.) – все они сугубо специфичны по отношению к ИС из различных сфер.

Блок 2 методики SAT. Следующий этап состоит в определении возможных областей применения ИКТ и их классификацией по приоритетности. Здесь особо важен учёт специфики деятельности компании: определяются приоритетные бизнес-процессы, максимально связанные со стратегическими целями, и ключевая ИС. Как правило, на её базе создаётся единое информационное пространство. Например в телекоммуникационных компаниях на роль ключевой ИС претендует автоматизированная система расчётов (АСР) с абонентами за услуги связи. Попытки строить бизнес вокруг других систем (бухгалтерии, системы управления документами, системами обслуживания абонентов) оказываются малорезультативными. Другой пример: в специализированной проектной организации роль ключевой ИС должна отводиться многофункциональной ИС электронного архивирования. Ввиду специфики проектного бизнеса, создать единое информационное пространство вокруг других ИС не удаётся.

Блок 3 методики SAT. Этот блок предусматриваетразработку планов внедрения и планов обучения персонала. В любой сфере деятельности ИС – это не просто инсталляция программного обеспечения на рабочих местах пользователей, а довольно сложный процесс, сочетающий в себе как доработку ПО, так и проведение организационных и управленческих мероприятий. При внедрении ИС наблюдаются общие проблемы в самых разных областях деятельности: и пресловутый «человеческий фактор», и подчас управленческая незрелость компаний, и чаще всего низкое качество информационного наполнения. Особенности есть только в обучении персонала: более богатые отрасли или более крупные предприятия могут позволить себе более качественную подготовку персонала к переходу на новые ИС.


6.5 Значение знания особенностей ИС в различных отраслях
для IT-консультантов

Знание особенностей ИС в различных отраслях способствует развитию у IT-консультантов системного подхода к своей деятельности. Системное мышление позволит избежать недостатков, характерных для 2-х типов организаций-консультантов в области ИT-консалтинга, которые работают на российском рынке (табл.1).

Основная сфера деятельности IT-консалтинга Достоинства Недостатки
Бухгалтерский аудит и консалтинг Хорошее знание финансовой составляющей Недооценка технологических особенностей производства и процесса оказания услуг
Системная интеграция Хорошее знание технологической составляющей Недооценка роли бизнес-стратегии и значения выявления ключевых бизнес-процессов, требующих первостепенной поддержки посредством ИКТ

ИКТ инфраструктура

Методические указания

Место вопросов, связанных с инфраструктурой ИКТ, в методике SAT.

· Раздел отчёта, связанный с анализом существующей инфраструктуры компании и с обоснованием выбора ИКТ-решения.

· Раздел отчёта по описанию технического решения нового ИT-проекта или по описанию предложений по доработке существующей информационной системы.

Цель представленного ниже материала - систематизация имеющихся у ИТ-консультантов знаний в области ИКТ-инфраструктуры. В процессе обучения целесообразно вопросы, касающиеся технических аспектов инфраструктуры (2 раздел) и поддержки работы с данными (3 раздел), излагать в режиме постоянного диалога со слушателями. По ходу изложения необходимо постоянно давать возможность слушателям проиллюстрировать собственным рассказом, какой элемент инфраструктуры используется в их компании. В результате возникает групповое обсуждение, которое способствует лучшему усвоению учебного курса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.005 с.)