Вопрос 3. Нравственное самовоспитание личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Нравственное самовоспитание личности.



Самовоспитание выступает важнейшим фактором нравственного воспитания личности. Роль субъективного фактора в воспитании в большинстве ситуаций является ведущей! Воспитание становится управлением самовоспитанием. Опыт педагогических наблюдений показал, что нравственные качества личности само - воспитываются в 2-3раза быстрее и являются в 50! раз более прочными, чем в односторонней ситуации обучения.

Воспитательная работа побуждает сотрудников к самовоспитанию как самостоятельной функции, подкрепляет их мотивы и усилия, направленные на формирование своей личности. Несмотря на своеобразие каждой функции, они проявляются в единстве.1 Без самовоспитания вся воспитательная работа, проводимая в органах внутренних дел, будет малоэффективной, формальной. Отсутствие самовоспитания – и перед нами пассивная личность, которая не способна выдержать нагрузки экстремального характера, сложные условия работы и жизни. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берётся напрокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: "Я должен воспитывать себя сам". И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют по принципу: "Меня должны воспитывать". Ведь совершенствование личности в значительной степени обеспечивается за счёт самовоспитания. Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремлённый процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту.

Между процессами нравственного самовоспитания нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность и взаимообусловленность. Они относятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются всё же внутренние противоречия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительно воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания. Исходя из этого, следует, в частности, определить и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом - один из важнейших принципов формирования личности специалиста правоохранительных органов.

Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к всестороннему развитию личности сотрудника, придаёт целеустремлённость, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учёбы.

Эффективность воспитательной работы зависит, как известно, не только от отношения человека к ней, но и от его отношения к самому себе, к своему труду. Отечественный психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал: Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии её стимулировать и направлять. 1

Этапы самовоспитания: превращение этических знаний в лично-значимые ценности, придание им личного смысла, второй этап: выработка у себя нравственных привычек: привычки не лгать, быть добросовестным в порученных делах, привычка доводить до конца начатое дело и др. Третий этап: образование нравственных чувств и потребностей: чувства ответственности, чувства гордости за сделанное дело, потребности не лгать, потребности доводить начатое дело до конца и др..

Нравственное самовоспитание курсантов в рамках учебного процесса, совмещенного со службой, военизированного режима, уставного порядка, требует постоянного повышенного напряжения физических и духовных сил. Поэтому задача командиров всех уровней развивать формы индивидуального и коллективного самовоспитания. Учебная деятельность, являющаяся для курсанта основной, содержит колоссальные возможности для самовоспитания: воспитания в себе ответственности, терпения, добросовестности. Творческая же деятельность: занятия искусством, спортом, наукой, хобби - развивают нравственные и эстетические качества: чувство меры, гармонии, интуицию, глазомер.

Самовоспитание, как саморазвитие опирается на закон расширения, в данном случае, расширения возможностей самого человека к совершению всё более значимых поступков! Широко известен факт самовоспитания великого русского полководца А.В.Суворова, не проигравший ни одного сражения, генералиссимус, создавший уникальную систему воспитания боевого духа у русского солдата, сам родился болезненным и хилым ребенком. Именно самовоспитание позволило ему победить маленький рост, физическую слабость.

Известен и пример Ф.Ницше, философ. Создавшего в мировой культуре культ сильной личности, теорию Сверхчеловека! Он был измучен жестоким головными болями на протяжении 20лет жизни, но продолжал трудиться. Или пример советского писателя Н.А. Островского, прикованного к постели тяжелым ранением участника гражданской войны. Создавший на пределе человеческих возможностей роман о героической жизни комсомольца Павки Корчагина «Как закалялась сталь». Еще ближе к нам с вами пример самовоспитания нашего коллеги Д.С. Перминова, героя России, преподавателя Омской академии МВД России. Так, самовоспитание, сила воли побеждает самые непреодолимые препятствия и самые тяжкие недуги.

Методы нравственного самовоспитания личности: самоанализ, самонаблюдение, самопознание (дневники, изучение собственных фотографий, работа с психологической литературой, тестами. Излишнее самокопание приносит не меньший вред) самопринуждение - осознанное волевое привлечение себя к определенным действиям самокритика – анализ собственных достоинств и неудач, переключение мыслей и поступков на развитие, движение вперед. с амоприказ – сильное волевое усилие,

Правила самовоспитания очень разнообразны, в зависимости от целей. Например: «Во всем соблюдать порядок», «Не завидовать», «Обязательно сдерживать данное слово». Таких правил для самовоспитания может быть гораздо больше! Выпишите к семинарскому занятию из учебника те правила, которые подходят именно вам (С.195, 321). Прочтите хотя бы одну книгу по самовоспитанию. Психология успеха - современное направление, широко отраженное в литературе. Технология успеха и самореализации личности могут быть самыми различными. Так, один из бестселлеров не теряющий своей популярности у современного российского читателя – книги Д.Карнеги «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей». Приведите на семинарском занятии какие-либо известные вам методики. Или Владимир Леви, советский и российский психолог: «Искусство быть собой».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.006 с.)