Анализ урока, проведенного учителем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ урока, проведенного учителем



Задания и дидактические материалы

по учебно-педагогической практике для студентов специальности

«Экономическая тория»

АНАЛИЗ УРОКА, ПРОВЕДЕННОГО УЧИТЕЛЕМ

Задание 1. Дидактический анализ урока.

Цель задания 1: Изучить дидактические и воспитательные возможности урока, закрепить навыки анализа урока.

Содержание задания 1: Посетить не менее 2 уроков у одного учителя; во время посещения каждого урока вести следующий протокол:

Урок (предмет)______________________

Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________

Учитель _________________________________

Тема____________________________________________

Цель урока____________________________________________________________

 

Время Основные этапы урока Методы Примечания
Отмечается НАЧАЛО каждого этапа урока или нового вида работы Указываются этапы урока в соответствии с учебными, развивающими и воспитательными целями (организационный момент, целеполагание, обеспечение мотивации учащихся, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала, первичная проверка усвоения изученного, закрепление, применение, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов урока). Описываются способы деятельности учителя и учащихся, методические приемы Делаются первичные выводы о реализации принципов обучения, эффективности и особенностях используемых методов и приемов, о достижении целей обучения

 

После записи протокола проведите общий анализ урока, письменно ответив на вопросы:

1. Какие цели урока были поставлены учителем и насколько они достигнуты?

2. Каков тип урока? Какой модели образования (традиционной или инновационной)

соответствует урок?

3. Какие принципы обучения реализованы? Какие – нет? Почему?

4. Какие технологии, методы и приемы обучения использованы на уроке? Насколько они эффективны?

5. Как учитель стимулирует познавательную активность учащихся на уроке?

6. Как оцениваются достижения школьников на уроке?

7. Как организовано время урока?

8. В чем заключается воспитательный потенциал урока? В какой мере и какими средствами он реализовался?

9. Какие особенности методической системы учителя (приемы, методы) можно выделить? В

чем их преимущество?

Сделайте общий вывод об особенностях методической системы учителя.


Задание 2. Педагогическое мастерство учителя.

Цель задания 2: Изучить и проанализировать индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке (общая характеристика стиля общения, описание педагогического такта и этикета; способы воздействия на учащихся и оценивание результатов работы учащихся).

Содержание задания 2: Посетить 3 урока у одного учителя или студента-

практиканта; во время посещения каждого урока вести следующий протокол:

Урок (предмет)______________________

Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________

Учитель _________________________________

Тема____________________________________________

Цель урока____________________________________________________________

 

Время Основные этапы и ход урока Наблюдения, примечания
Отмечается НАЧАЛО каждого этапа урока или нового вида работы Указываются этапы урока в соответствии с учебными, развивающими и воспитательными целями (организационный момент, целеполагание, обеспечение мотивации учащихся, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала, первичная проверка усвоения изученного, закрепление, применение, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов урока). Описываются отдельные характеристики общения (признаки стиля общения)

 

В третий столбик протокола (наблюдения, примечания) заносятся результаты педагогического наблюдения, проводимого в соответствии со следующими поставленными задачами:

I урок: определение общей характеристики стиля общения учителя. Для описания стиля можно пользоваться любой классификацией. В случае, если стиль обобщения определяется как демократический, авторитарный, либеральный, непоследовательный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации.

Демократический стиль. Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности “делигирование полномочий”, уважение к говорящему, организация диалога. В речи – преобладание местоимения МЫ, конструкций “Давайте вместе...”, “Кто считает иначе...” “Как вы считаете?” и т.д.

Авторитарный стиль. Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи – местоимение Я, конструкции “Я считаю”, “Слушать!”, “Пишите!”.

Либеральный стиль. Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками – заигрывание, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, встречаются нарушения педагогической этики. В речи – использование молодежного сленга.

Непоследовательный – сочетает характеристики всех стилей; общение, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно.

Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально- демократический. Можно наблюдать умелое использование и смену стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения воспитательных и дидактических задач.

II урок: описание педагогического такта и этикета.

Описать культуру или этикетность ситуаций приветствия и прощания. Подсчитать количество использования этикетных формул, описать их виды (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность). Определить, насколько учитель тактичен по отношению к детям, допускает ли проявление бестактности, как ведет себя в конфликтной ситуации.

III урок: определение способов воздействия на учащихся и оценивания результатов работы ученика, класса в целом.

Определить, какими способами учитель добивается дисциплины на уроке, как формирует интерес к своему предмету. Описать приемы индивидуального и фронтального воздействия, оценить их целесообразность.

Описать используемые учителем способы оценки (одобрение или неодобрение): мимика, жесты, слово, предметная, формализованная. Как часто используется качественная оценка, похвала? Соблюдает ли учитель единство требований к оценке учебной деятельности. Существуют ли у учителя предпочтения в оценке отдельных учащихся, класса?

В процессе педагогического наблюдения рекомендуется пользоваться следующей таблицей:

Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке

(по А. А. Леонтьеву)

 

Отрицательные особенности деятельности учителя                 Положительные особенности деятельности учителя
  Просто называет тему, не пытается заинтересовать учеников                 Заинтересовывает, умело разъясняя тему, определяя цели и задачи урока
  Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие, отклонение от темы                 Не допускает многословия и отклонения от темы
  Не умеет прерывать повторы в ответах учеников                 Пресекает общее повторение уже сказанного
  Не подводит промежуточных итогов в ходе урока                 Каждый этап урока завершает выводом
  Неполно подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью (или итог отсутствует)                 Подводит заключительный итог, сравнивая его с поставленной целью
  Слишком рано прерывает ответ ученика, не умеет внимательно слушать отвечающего                 Умеет внимательно слушать, не прерывая преждевременно
  Недостаточно активизирует пассивных учеников                 Активизирует пассивных учеников, используя приемы как внешней, так и внутренней мотивации
  Не умеет предупреждать и разрешать конфликты                 Умеет предупреждать и разрешать конфликты
  Не вовлекает всех учеников в общение и деятельность                 Вовлекает всех учеников в общение и деятельность
  Не умеет создать деловую атмосферу                 Может обеспечить деловую обстановку
  Много говорит сам, мало спрашивает и слушает                 Выясняет мнения учеников, сам говорит мало, но по существу
  Грубый, бестактный, невежливый                 Вежливый, корректный, деликатный

На основании протоколов напишите краткий анализ педагогического мастерства учителя (стиль общения; педагогический такт и этикет; способ воздействия на учащихся; оценка учащихся).

Образцы анализа педагогического мастерства учителя, сделанные студентами-практикантами:

Студент: Райская Р.

Учитель математики: Байдина Людмила Яковлевна.

Общая характеристика стиля общения: демократический.

В ходе урока идет непрерывный диалог между учителем и учениками. К каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учитывая при этом особенности характера и поведения отдельного ребенка. Учащихся учитель выслушивает до конца, уделяя необходимое время и внимание отстающим учащимся. Постоянно употребляет слова: «давайте» (решим, повторим, разберемся и т.д.), «мы» (выясним, получим ответ). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке. Такой стиль общения положительно влияет на учебные результаты школьников, поэтому его можно считать продуктивным.

Темперамент учителя – флегматический.

Учителя трудно разгневать, опечалить, разозлить или рассмешить. При любых неприятностях остается спокойным, невозмутимым. Мало эмоционален. Мимика бедная. Энергичен, работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, медленным темпом движений и речи.

Черты характера: общительность, доброта, трудолюбие, инициативность, настойчивость, самообладание, терпение, заботливость, непринужденность, отзывчивость, сдержанность, увлеченность, уступчивость, энтузиазм.

Педагогический этикет и такт учителя.

Приветствие – «здравствуйте!»; прощание – «всего доброго, до завтра!»; формулы просьбы – «пожалуйста» (4 раза), «будь добр» (2 раза); благодарности – «спасибо» (3 раза), извинение – «извините, это я виноват» (2 раза).

Учитель не считает унизительным извиниться перед учащимися. Он осознает, что тоже человек, которому свойственно ошибаться, и отвечает за свои ошибки. Учитель как воспитанный человек очень часто пользуется «волшебным словом».

Способы воздействия на учащихся.

В начале урока учитель здоровается с классом и сразу же вовлекает их в совместную деятельность (несколько учащихся работают у доски, остальные отвечают на вопросы учителя). Затем при объяснении новой темы делаются записи в тетрадях (учащиеся очень активно участвуют в рассмотрении новой темы, отвечая на наводящие вопросы учителя). Такой способ организации дисциплины на уроке эффективен в данном классе. На уроках используются разные виды групповой и фронтальной работы.

Оценка: молодец (10 раз), умничка (4 раза), прекрасно (2 раза), о, похвально (1 раз). Либо учитель подходит к ученику и легко касается спины учащегося.

Отметки выставляются объективно. На оценку не влияет успеваемость учащихся по другим предметам. По моим наблюдениям, у учителя нет в классе любимчиков. Она ко всем ученикам относится одинаково, с должным вниманием и уважением.

Вывод: я считаю, что при таком учителе обучение в этом классе будет продуктивным.

 

Студент: Иванова О.

Учитель: Иванова Мария Ивановна

Стиль общения: У учителя математики демократический стиль общения. В ее речи постоянно присутствует местоимение «мы». Ведет с учащимися диалог, побуждает к совместной деятельности: «Давайте вместе подумаем…» и т.д. Все время спрашивает своих учеников: «Как вы считаете?», «Как вы думаете?». По темпераменту учитель холерик. Это проявляется в ее поведении. Ее настроение меняется постоянно.

Педагогический такт и этикет.

У учителя на уроке мало используется этикетных формул. Иногда учитель бывает нетактичен по отношению к ученикам. Она оскорбляет в шутку, но школьники не всегда эту шутку воспринимают адекватно. Учитель может предупредить и разрешить конфликт.

Способы воздействия.

Учитель добивается дисциплины на уроке. Она старается так делать, чтобы у учащихся не было времени на разговоры. Если ученик разговаривает, то учитель «ставит» его на место, говоря громким голосом. Учитель привлекает внимание к уроку путем интересных заданий.

Способы оценивания.

Учитель соблюдает главное требование к оценке – объективность. На уроке слабо успевающий ученик может получить высокую отметку. Учитель оценивает учащихся и качественно: «Так, хорошо». И хвалит учеников, если они правильно выполняют задание. Сразу после ответа ученика учитель не ставит оценку, а ставит только тогда, когда просит одного ученика выполнить несколько заданий.

Индивидуальными особенностями стиля общения учителя с учащимися являются частая смена настроения и «крайности» в речевом поведении.


Задание 3. Психологический анализ урока.

Цель задания 3: Научиться проводить психологический анализ урока.

Содержание задания 3: Посетить не менее 2 уроков у различных учителей; во время посещения каждого урока вести следующий протокол:

Урок (предмет)______________________

Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________

Учитель _________________________________

Тип урока (по дидактической задаче): _________________________________

Тема____________________________________________

Цель урока____________________________________________________________


Время Основные этапы урока Действия учителя по организации деятельности Примечания Содержание учебного материала
Фиксируется начало каждого нового вида деятельности, логического этапа урока Отмечаются основные этапы урока, определяемые его задачами (организационный момент, целеполагание, обеспечение мотивации учащихся, повторение, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, изучение нового материала, первичная проверка усвоения нового материала, применение, закрепление, обобщение, контроль, подведение итогов урока, информация о домашнем задании). Записываются предлагаемые задания («напишите…, скажите…, посмотрите…, найдите…, решите…, сделайте вывод…, наблюдайте за…»); организующие фразы («тише…, внимание…, приготовьтесь…, заканчивайте…, переходим к новому заданию и т.п.»);обращения к ученикам. Дается краткое изложение рассказа учителя (тезисы), содержания заданий (образцы). Комментируется характер материала: новизна, связь с потребностями и интересами учащихся, межпредметные связи, актуальность конкретных примеров, опора на опыт школьников, наглядность, структурная организация и смысловая группировка, объем материала (в норме: 6-7 смысловых единиц), доступность и достаточная сложность. Отмечается, на какие мыслительные операции ориентировано содержание материала (анализ упражнений).

После записи протокола проведите психологический анализ урока, письменно ответив на следующие вопросы:

1. Внимание.

- Какие виды внимания были использованы на уроке?

- На какой вид внимания опирался учитель на уроке?

- Насколько внимательны были ученики на уроке, в чем это проявлялось?

- Какие основные способы организации, распределения и переключения внимания использовал учитель?

2. Восприятие.

– Какие приемы использовал учитель для лучшей организации восприятия на уроке?

– На какие виды восприятия ориентировано обучение?

3. Память.

– Какие виды памяти использовались на уроке (наглядно-образная, словесно-

логическая, эмоциональная, произвольная, непроизвольная, логическая, механическая)?

– Какие приемы для организации запоминания использовал учитель?

4. Мышление.

– Как учитель формировал понятия (выделял главные, существенные признаки явлений)?

– Какие виды умозаключений использовал учитель (индуктивные, дедуктивные, традуктивные)?

– Какие мыслительные операции использовались на уроке: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация (описать на основе заданий, предлагаемых ученикам)?

– Использовал ли учитель элементы проблемного обучения?

– Каким конкретным приемам мыслительной деятельности научились ученики?

– Какие приемы организации мыслительной деятельности учеников чаще использовались учителем? Насколько эффективно использовал учитель эти приемы?

5. Проанализируйте временную шкалу и сделайте вывод об использовании критического времени на уроке. В ходе протоколирования урока используйте схему психологического анализа урока:

 

Характер учебного материала Организация деятельности
1. Новизна 1. Постановка цели и задач
2. Связь с потребностями и интересами учащихся 2. Задания, требующие высокой активности (следить за ответом, исправить ошибки)
3. Эмоциональность 3. Задания и приемы переключения активности (логические мостики, вовлечение учащихся в разные виды учебной деятельности, разрядка, запись на доске)
4. Межпредметные связи, актуальность конкретных примеров, связь с будущей профессией 4. Выделение смысловых опорных пунктов (составление плана, схемы, диаграммы, таблицы)
5. Опора на различные модальности (зрение, слух, движение). Опора на опыт учащихся. Наглядность 5. Включение материала в разнообразные связи
6. Структурная организация и смысловая группировка учебного материала 6. Использование разных приемов работы с материалом и способов его подачи
7. Объем материала (не более 4-7 объектов)  
8. Доступность  

 


ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Задание 1. Посещение воспитательного мероприятия, проводимого учителем

Цель задания: Изучить дидактические и воспитательные возможности мероприятия. Содержание задания: посетить 1 воспитательное мероприятие учителя (классного руководителя), сделать выводы, написать краткий отчет.

Задание 2. Разработка и проведение воспитательного мероприятия

Цель задания 2: сформировать и закрепить умения и навыки разработки и проведения воспитательного мероприятия с обучающимися, диагностики полученных результатов. Содержание задания 2: 1) разработать и провести со студентами (учащимися) 1 воспитательное мероприятие в соответствии с планом работы куратора группы, с планом воспитательной работы курса факультета или учебного заведения; 2) написать краткий отчет о подготовке и проведении воспитательного мероприятия.

 

Воспитательное мероприятие с учащимися желательно провести в форме коллективного творческого дела.

Основные принципы коллективного творческого дела (КТД) (по И.П.Иванову):

Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, далеких друзьях.

Дело это – коллективное, потому что совершается совместно со школьниками и старшими (педагогами, родителями и др.) как их общая забота. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни!

Этапы, формы и способы осуществления КТД:

1. На основе донесений «гайдаровской разведки» дел выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.

2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.

3. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного.

4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе – «огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.).

Требования к составлению отчета о проведении воспитательного мероприятия

1. В отчете следует раскрыть актуальность, цели, задачи мероприятия, указать форму его проведения.

2. Кратко изложить суть подготовительной работы к проведению мероприятия. При этом: обосновать возможности использования активных форм и методов воспитания (дебаты, дискуссии, круглые столы по актуальным проблемам воспитания (образования, развития личности, семейного воспитания и др.), ток-шоу, шоу-конкурсы, игры, тренинги и др.), соответствие формы, содержания, методов воспитательной работы (мероприятия) возрастным особенностям обучающихся, их потребностям и интересам; указать приемы вовлечения обучающихся в процесс подготовки мероприятия.

3. Раскрыть содержание воспитательного мероприятия.

4. Указать методы, приемы создания мотивации обучающихся, включения их в деятельность, управления разными видами деятельности студентов (учащихся) в процессе проведения мероприятия.

5. Определить результаты проведения воспитательного мероприятия; его воспитательную ценность. Указать, на формирование каких личностных качеств, умений (способов мышления и к деятельности, способностей, видов готовности к деятельности) студентов (учащихся положительно влияет их участие в воспитательном мероприятии.

6. Указать используемые Вами методы диагностики полученных воспитательных результатов.

7. Трудности в организации и проведении воспитательного мероприятия.


Задания и дидактические материалы

по учебно-педагогической практике для студентов специальности

«Экономическая тория»

АНАЛИЗ УРОКА, ПРОВЕДЕННОГО УЧИТЕЛЕМ

Задание 1. Дидактический анализ урока.

Цель задания 1: Изучить дидактические и воспитательные возможности урока, закрепить навыки анализа урока.

Содержание задания 1: Посетить не менее 2 уроков у одного учителя; во время посещения каждого урока вести следующий протокол:

Урок (предмет)______________________

Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________

Учитель _________________________________

Тема____________________________________________

Цель урока____________________________________________________________

 

Время Основные этапы урока Методы Примечания
Отмечается НАЧАЛО каждого этапа урока или нового вида работы Указываются этапы урока в соответствии с учебными, развивающими и воспитательными целями (организационный момент, целеполагание, обеспечение мотивации учащихся, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала, первичная проверка усвоения изученного, закрепление, применение, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов урока). Описываются способы деятельности учителя и учащихся, методические приемы Делаются первичные выводы о реализации принципов обучения, эффективности и особенностях используемых методов и приемов, о достижении целей обучения

 

После записи протокола проведите общий анализ урока, письменно ответив на вопросы:

1. Какие цели урока были поставлены учителем и насколько они достигнуты?

2. Каков тип урока? Какой модели образования (традиционной или инновационной)

соответствует урок?

3. Какие принципы обучения реализованы? Какие – нет? Почему?

4. Какие технологии, методы и приемы обучения использованы на уроке? Насколько они эффективны?

5. Как учитель стимулирует познавательную активность учащихся на уроке?

6. Как оцениваются достижения школьников на уроке?

7. Как организовано время урока?

8. В чем заключается воспитательный потенциал урока? В какой мере и какими средствами он реализовался?

9. Какие особенности методической системы учителя (приемы, методы) можно выделить? В

чем их преимущество?

Сделайте общий вывод об особенностях методической системы учителя.


Задание 2. Педагогическое мастерство учителя.

Цель задания 2: Изучить и проанализировать индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке (общая характеристика стиля общения, описание педагогического такта и этикета; способы воздействия на учащихся и оценивание результатов работы учащихся).

Содержание задания 2: Посетить 3 урока у одного учителя или студента-

практиканта; во время посещения каждого урока вести следующий протокол:

Урок (предмет)______________________

Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________

Учитель _________________________________

Тема____________________________________________

Цель урока____________________________________________________________

 

Время Основные этапы и ход урока Наблюдения, примечания
Отмечается НАЧАЛО каждого этапа урока или нового вида работы Указываются этапы урока в соответствии с учебными, развивающими и воспитательными целями (организационный момент, целеполагание, обеспечение мотивации учащихся, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала, первичная проверка усвоения изученного, закрепление, применение, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов урока). Описываются отдельные характеристики общения (признаки стиля общения)

 

В третий столбик протокола (наблюдения, примечания) заносятся результаты педагогического наблюдения, проводимого в соответствии со следующими поставленными задачами:

I урок: определение общей характеристики стиля общения учителя. Для описания стиля можно пользоваться любой классификацией. В случае, если стиль обобщения определяется как демократический, авторитарный, либеральный, непоследовательный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации.

Демократический стиль. Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности “делигирование полномочий”, уважение к говорящему, организация диалога. В речи – преобладание местоимения МЫ, конструкций “Давайте вместе...”, “Кто считает иначе...” “Как вы считаете?” и т.д.

Авторитарный стиль. Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи – местоимение Я, конструкции “Я считаю”, “Слушать!”, “Пишите!”.

Либеральный стиль. Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками – заигрывание, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, встречаются нарушения педагогической этики. В речи – использование молодежного сленга.

Непоследовательный – сочетает характеристики всех стилей; общение, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно.

Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально- демократический. Можно наблюдать умелое использование и смену стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения воспитательных и дидактических задач.

II урок: описание педагогического такта и этикета.

Описать культуру или этикетность ситуаций приветствия и прощания. Подсчитать количество использования этикетных формул, описать их виды (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность). Определить, насколько учитель тактичен по отношению к детям, допускает ли проявление бестактности, как ведет себя в конфликтной ситуации.

III урок: определение способов воздействия на учащихся и оценивания результатов работы ученика, класса в целом.

Определить, какими способами учитель добивается дисциплины на уроке, как формирует интерес к своему предмету. Описать приемы индивидуального и фронтального воздействия, оценить их целесообразность.

Описать используемые учителем способы оценки (одобрение или неодобрение): мимика, жесты, слово, предметная, формализованная. Как часто используется качественная оценка, похвала? Соблюдает ли учитель единство требований к оценке учебной деятельности. Существуют ли у учителя предпочтения в оценке отдельных учащихся, класса?

В процессе педагогического наблюдения рекомендуется пользоваться следующей таблицей:

Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке

(по А. А. Леонтьеву)

 

Отрицательные особенности деятельности учителя                 Положительные особенности деятельности учителя
  Просто называет тему, не пытается заинтересовать учеников                 Заинтересовывает, умело разъясняя тему, определяя цели и задачи урока
  Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие, отклонение от темы                 Не допускает многословия и отклонения от темы
  Не умеет прерывать повторы в ответах учеников                 Пресекает общее повторение уже сказанного
  Не подводит промежуточных итогов в ходе урока                 Каждый этап урока завершает выводом
  Неполно подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью (или итог отсутствует)                 Подводит заключительный итог, сравнивая его с поставленной целью
  Слишком рано прерывает ответ ученика, не умеет внимательно слушать отвечающего                 Умеет внимательно слушать, не прерывая преждевременно
  Недостаточно активизирует пассивных учеников                 Активизирует пассивных учеников, используя приемы как внешней, так и внутренней мотивации
  Не умеет предупреждать и разрешать конфликты                 Умеет предупреждать и разрешать конфликты
  Не вовлекает всех учеников в общение и деятельность                 Вовлекает всех учеников в общение и деятельность
  Не умеет создать деловую атмосферу                 Может обеспечить деловую обстановку
  Много говорит сам, мало спрашивает и слушает                 Выясняет мнения учеников, сам говорит мало, но по существу
  Грубый, бестактный, невежливый                 Вежливый, корректный, деликатный

На основании протоколов напишите краткий анализ педагогического мастерства учителя (стиль общения; педагогический такт и этикет; способ воздействия на учащихся; оценка учащихся).

Образцы анализа педагогического мастерства учителя, сделанные студентами-практикантами:

Студент: Райская Р.

Учитель математики: Байдина Людмила Яковлевна.

Общая характеристика стиля общения: демократический.

В ходе урока идет непрерывный диалог между учителем и учениками. К каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учитывая при этом особенности характера и поведения отдельного ребенка. Учащихся учитель выслушивает до конца, уделяя необходимое время и внимание отстающим учащимся. Постоянно употребляет слова: «давайте» (решим, повторим, разберемся и т.д.), «мы» (выясним, получим ответ). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке. Такой стиль общения положительно влияет на учебные результаты школьников, поэтому его можно считать продуктивным.

Темперамент учителя – флегматический.

Учителя трудно разгневать, опечалить, разозлить или рассмешить. При любых неприятностях остается спокойным, невозмутимым. Мало эмоционален. Мимика бедная. Энергичен, работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, медленным темпом движений и речи.

Черты характера: общительность, доброта, трудолюбие, инициативность, настойчивость, самообладание, терпение, заботливость, непринужденность, отзывчивость, сдержанность, увлеченность, уступчивость, энтузиазм.

Педагогический этикет и такт учителя.

Приветствие – «здравствуйте!»; прощание – «всего доброго, до завтра!»; формулы просьбы – «пожалуйста» (4 раза), «будь добр» (2 раза); благодарности – «спасибо» (3 раза), извинение – «извините, это я виноват» (2 раза).

Учитель не считает унизительным извиниться перед учащимися. Он осознает, что тоже человек, которому свойственно ошибаться, и отвечает за свои ошибки. Учитель как воспитанный человек очень часто пользуется «волшебным словом».

Способы воздействия на учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 4150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.131 с.)