Слабости, присущие модульной организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слабости, присущие модульной организации



Школьная организация очень редко построена по типу модульной организации. Требования со стороны окружающей среды, являющейся важным определяющим фактором, могут быть слишком высоки. Как и в случае с матричной организацией, окружающая среда или общество незнакомы с этим типом школы. Особенно может смутить родителей вариативность обучающих целей. Однако модульная организация может искусно решить эту проблему: ввести родителей в свою организацию. Но их проникновение в функционирование школы может сослужить плохую службу: родители могут отвергнуть все, что им по какой-то причине не нравится. Таким образом у модульной организации может возникнуть проблема в отношениях с окружающей средой и решение этой проблемы потребует больших затрат энергии. Модульная организация функционирует хорошо только при соблюдении нескольких важных условий, в том числе, если никто не оспаривает основные положения и ценности. Каждая модульная «команда» строится на том принципе, что ее участники находятся в согласии друг с другом и воспроизводят одинаковую культуру. Несмотря на то, что это ведет к высокой эффективности работы, могут создаться и некоторые конфликтные ситуации:

- развитие «групповой индивидуальности» может генерировать чувство превосходства по отношению к другим группам. Результатом этого будет конвергентное поведение внутри собственной группы;

- могут развиться конфликты между «командами»;

- могут возникнуть попытки оспорить мнения менеджмента, и/или внешнего управленческого органа или родителей, только для того, чтобы доказать свою правоту.

Эти тенденции могут привести к конфликтам, обедненной коммуникации или созданию ситуаций «школы внутри школы». В принципе, школьный менеджмент не может вмешиваться (в процесс), т.к. это угрожает автономности «команд». Однако многое зависит от желания всех работающих в школе вместе достигать результатов и поддерживать определенный моральный климат в школе. Но даже если они хотят сотрудничать, существует опасность постоянной перегрузки каждого учителя и менеджера; слишком большое количество структурных недостатков не позволяют предотвратить развитие этого феномена.

Школа состоит из определенного количества довольно автономных единиц, каждая из которых имеет в своем составе «команду» учителей, которые реализуют преподавательскую функцию и функцию управления учащимися в интегрированном виде.

Модульная «команда» ответственна за программирование и реализацию учебного курса. При желании она может переформировать некоторые его части, или реализовать новые виды активности в довольно широком поле школьной стратегии. В работе каждой модульной команде помогают частные консультативные встречи с родителями и учениками. Каждая модульная единица имеет собственный бюджет (финансовую и секретарскую поддержку). Модульные единицы могут пользоваться услугами отдела поддержки и отдела управления. Последнее в основном касается так называемой вторичной помощи специалистов.

Школьная стратегия – это результат совместных консультаций директора, заместителей директора, представителей от модульных единиц (средних менеджеров), отделов управления и методических объединений. Несмотря на то, что последние два не имеют прямых связей с модульными единицами, сами учителя-предметники и наставники оказывают значительное влияние на работу этих единиц.

При такой схеме организации орган, разрабатывающий стратегию развития, учреждает отдел развития, имеющий отношение к образовательному развитию и вне школы. Очень часто этот отдел обращается к временным рабочим группам с просьбой провести исследовательскую работу по той или иной теме. Команда менеджеров должна находиться в «хороших отношениях» с органом, вырабатывающим стратегию, т.к. для нее это единственная возможность на эту стратегию повлиять. Директор несет формальную ответственность перед управляющим органом, который, в свою очередь, не имеет тесных связей ни с ним, ни с органом, разрабатывающим стратегию школы.

Резюме. Основные положения модульной организации:

1. Маленькая команда – это великолепно.

2. Координация и принятие решений лучше всего происходят на низших уровнях.

3. Две роли – преподавателя и «управленца» - учащимися лучше всего интегрировать в одном лице.

4. Люди в организации рассматриваются как команда актеров, «творящих» собственную учебную программу в соответствии со своими целями и потребностями своих учеников.

Таким образом, основные направления управленческой деятельности зависят от модели ОУ и особенностей социума, ее окружающего.

 

 

Глава 6. Основное содержание практической управленческой деятельности

 

Вопросы:

1. Информационно-аналитическое обеспечение управлением образования.

2. Мотивационно-целевое управление образования.

3. Прогнозирование и планирование развития системы образования.

4. Формирование организационных структур управления образованием.

5. Контрольно-диагностическая деятельность управлением образования.

 

6.1 Информационно-аналитическое обеспечение управлением образования

 

К числу основных направлений деятельности школьного менеджера можно отнести:

- информационно-аналитическое обеспечение управлением образования;

- мотивационно-целевое управление образования;

- прогнозирование и планирование развития системы образования;

- формирование организационных структур управления образованием;

- контрольно-диагностическая деятельность управлением образования;

- информационно-аналитическое обеспечение управлением образования.

Совершенствование управления в ОУ связывается прежде всего с совершенствованием системы информационно-аналитической деятельности как основного механизма управления. Именно коммуникативность является одним из показателей эффективности функционирования социально-педагогической системы.

Информационно-аналитическое обеспечение есть функция управления, направленная на изучение фактического состояния дела и обоснованности применения различных способов, средств и воздействий для достижения запрограммированных результатов.

Именно одной из причин снижения эффективности деятельности педагогической системы является недостаточное внимание к информационному обеспечению и отсутствие коммуникативных технологий. Для каждой из подсистем выделяются три уровня информации:

- административно-управленческий уровень (администрация, диспетчер и др.);

- уровень коллективно-коллегиального управления (совет ОУ, педсовет, методсовет и пр.);

Вся информация делится на директивные, нормативные документы, учебные планы и программы, общественно-политическую и научно-педагогическую информацию. Внутренняя информация - это совокупность сведений о состоянии и результатах деятельности ОУ. Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую и итоговую).

Оперативная информация имеет цель выявления при анализе отклонений в управлении. Стратегическая информация это комплексные программы развития, директивные документы, постановления правительства и пр. И тематическая, и оперативная информация является частью итоговой.

Система информационного обеспечения требует повсеместного введения стандартизированных форм отчетности, принятых Единой государственной системой делопроизводства. Для удобства сбора и пользования информация подразделяется на восемь блоков:

А-1 Данные о состоянии здоровья и здорового образа жизни.

Б-2 Информация о воспитательной работе.

В-3 Анализ итогов учебного года, состояние образовательных услуг.

Г-4 Состояние научно-методической деятельности.

Д-5 Состояние работы с кадрами.

Ж-6 Состояние управления ОУ, документы об аттестации, лицензировании и аккредитации.

З-7 Состояние работы с родителями.

И-8 Состояние материально-технической базы.

Анализ конечных результатов работы ОУ может выглядеть так:

1. Анализ уровня здоровья и ЗОЖ (уровень и структура общей, острой заболеваемости, тенденции заболеваемости в детоднях, профилактика, оздоровление, влияние процесса обучения на здоровье детей).

2. Анализ уровня воспитанности (уровень воспитуемости, факторы влияния на уровень воспитанности, уровень воспитывающей деятельности, уровень воспитанности и пр.).

3. Анализ уровня образовательной подготовки (уровень обучаемости, уровень обученности, уровень развития самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях, охват дополнительным образованием и различными формами обучения).

4. Анализ уровня готовности к продолжению образования.

5. Сформированность общеучебных умений и навыков.

6. Анализ уровня готовности к трудовой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.008 с.)