Тема 7. Доверительное управление активами ПФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Доверительное управление активами ПФ



Цель занятия – изучить процесс доверительного управления активами ПФ.

 

Содержание занятия:

1. Экономическая сущность доверительного управления

2. Конкурс по отбору управляющей компании

 

1. Главной задачей института доверительного управления является освобождение собственника имущества от расходов, связанных с его содержанием и использованием. Все заботы, связанные с содержанием и использованием имущества, перелагаются на другое лицо - доверительного управляющего, который получает за это вознаграждение.

Доверительное управление имуществом – сравнительно новый институт гражданского права России.

Доверительный управляющий вправе совершать в отношении переданного ему в управление имущества любые юридические и фактические действия в интересах учредителя доверительного управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Управляющий ограничен в своих действиях по отношению к переданному ему учредителем имуществу только законом либо условиями договора доверительного управления. Исключение составляет лишь недвижимое имущество, распоряжение которым управляющий вправе осуществлять только, если такое право предоставлено ему законом или договором с учредителем.

В качестве существенных условий договора доверительного управления ГК РФ определяет:

1) состав имущества, передаваемого в управление;

2) наименование (имя) учредителя и/или выгодоприобретателя;

3) размер и форму вознаграждения управляющего;

4) срок действия договора.

Основными принципами договора доверительного управления имуществом, являются:

обособление имущества доверительного управления от имущества управляющего и иного имущества;

презумпция ответственности доверительного управляющего за прямые убытки и упущенную выгоду;

обусловленность права управляющего на вознаграждение и возмещение расходов наличием доходов от использования имущества доверительного управления;

выделение денежных средств и ценных бумаг в качестве особых объектов доверительного управления.

Управляющая компания — организация, обладающая лицензиями ФКЦБ "профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами" и "на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами". Компания осуществляет деятельность по инвестированию средств, переданных ей в доверительное управление, активов фондов и собственных средств. Целью инвестирования средств является их прирост.

Принцип действия накопительного пенсионного механизма прост - чем дольше человек работает, чем больше средств пенсионных накоплений поступает на специальную часть его лицевого счета, тем большей окажется накопительная составляющая его пенсии, когда он станет пенсионером.

Но есть еще один источник увеличения той части пенсионного капитала, из которого впоследствии будет финансироваться накопительная часть пенсии. Это инвестирование средств пенсионных накоплений и инвестиционный доход, который таким способом зарабатывается и зачисляется в пенсионный капитал застрахованных. Правовым основанием этой работы, которая ведется, начиная с 2002 г., является федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

С 2004 г. Пенсионный фонд Российской Федерации начал осуществлять передачу средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в доверительное управление частным управляющим компаниям (УК), государственной управляющей компании (ГУК) и негосударственным пенсионным фондам (НПФ), допущенным к работе со средствами государственного обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с заявлениями застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) - а впервые такой выбор россияне осуществляли в 2003 г. - средства пенсионных накоплений передаются ПФР в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по конкурсу. По итогам проведенного в 2003 году конкурса ПФР были заключены 62 договора доверительного управления с 55 управляющими компаниями - некоторые компании предложили на выбор застрахованным более одного инвестиционного портфеля.

Начиная с 2004 г., к деятельности по обязательному пенсионному страхованию были допущены и негосударственные пенсионные фонды. По состоянию на 1 октября 2005 г. 94 негосударственных пенсионных фонда получили право участвовать в работе со средствами пенсионных накоплений государственного обязательного пенсионного страхования.

На сегодня активность выбора застрахованными УК и НПФ для передачи им своих средств пенсионных накоплений еще невелика. Всего за 2003-2004 гг. этим правом воспользовались около миллиона человек из тех, кто данным правом обладают. Что касается застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора УК или НПФ, промолчавших (их так и называют - "молчуны"), то их средства пенсионных накоплений по закону передаются в доверительное управление ГУК.

До персонификации средств страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии, ПФР осуществляет их временное размещение. В частности, ст. 14 федерального закона № 111-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступающие в ПФР в течение текущего финансового года, аккумулируются в ПФР и временно размещаются в разрешенные законодательством виды активов. Механизм реализации этой нормы закона определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 652.

Полученный от временного размещения доход за вычетом расходов составляет чистый финансовый результат. Порядок его расчета утвержден приказом Минфина России от 30 июня 2003 г. № 55н "Об утверждении положения о порядке расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании".

Эффективность временного размещения ПФР сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии определяется ситуацией, которая складывается на финансовом рынке страны, в целом, и на рынке государственных ценных бумаг, в частности, в периоды формирования инвестиционного портфеля и его последующей реализации перед передачей средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды.

Передача средств пенсионных накоплений после временного их размещения по закону производится на основании личных заявлений граждан о передаче их в доверительное управление УК или НПФ. (Что касается ГУК, то ей передаются средства застрахованных лиц, которые не подали заявления в ПФР).

В структуре совокупного инвестиционного портфеля в 2005 г., сформированного за счет средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении управляющих компаний (включая государственную управляющую компанию), основную долю составляют государственные ценные бумаги Российской Федерации (71,82%), при этом доля наиболее рисковых активов (акции российских эмитентов) не превышает 0,41%.

За период инвестирования средств пенсионных накоплений (18 месяцев) все управляющие компании достигли прироста стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, не менее 4%, при этом показатели прироста зафиксированы:

в пределах от 7% до 10% - по 13 инвестиционным портфелям;

в пределах от 13% до 16% - по 11 инвестиционным портфелям;

в пределах от 16% до 19% - по 17 инвестиционным портфелям.

Подобные показатели доходности являются достаточно привлекательными для будущих пенсионеров и могут реально стимулировать принятие ими решений о передаче своих пенсионных накоплений из государственной управляющей компании в частные или в НПФ.

Доля пенсионных накоплений в настоящее время является незначительной в общем объеме средств в доверительном управлении (1,1%), особенно учитывая их распределение между 55 УК. Вместе с тем, в перспективе доля накоплений, передаваемых частным УК, возрастет – как за счет увеличения числа граждан, которые будут выбирать частные УК и НПФ, так и благодаря готовящейся либерализации процедур инвестирования пенсионных накоплений, в настоящее время контролируемых государственными структурами[13].

Ежедневные сведения о стоимости чистых активов и о рыночной стоимости активов, в которые инвестированы средства пенсионных, представляемые в ПФР специализированным депозитарием в соответствии с условиями заключенных с ним договоров, позволяют оперативно анализировать эффективность деятельности управляющих компаний.

На основе моделируемых ПФР инвестиционных портфелей, состоящих из высоко рисковых и наименее рисковых активов, разрешенных Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ, определяются пределы вариабельности текущей инвестиционной политики управляющих компаний и соответствующий ей уровень рисков при инвестировании средств пенсионных накоплений.

Ежедневно определяется отклонение результатов, полученных управляющими компаниями, от худших и лучших показателей стоимости чистых активов, зафиксированных на данный день.

В настоящее время стоит вопрос о необходимости расширения перечня разрешенных им активов для инвестирования средств пенсионных накоплений.

В первую очередь, это касается государственной управляющей компании. В соответствии с законодательством об инвестировании средств пенсионных накоплений основными активами для инвестирования государственной управляющей компанией и временного размещения ПФР средств пенсионных накоплений являются государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Учитывая снижение потребности федерального бюджета в заемных средствах для обеспечения его сбалансированности, а также принимая во внимание снижение доходности по государственным ценным бумагам, необходимо в возможно короткие сроки расширить перечень активов, разрешенных для инвестирования в первую очередь, государственной управляющей компанией, что позволит не допустить негативные последствия при инвестировании средств пенсионных накоплений и обеспечить эффективность их размещения.

Ипотечные ценные бумаги в силу своей надежности и оптимальной доходности могли бы стать наиболее привлекательным активом для инвестирования пенсионных накоплений.

Принципы надежности, ликвидности, доходности и диверсификации инвестирования средств пенсионных накоплений, установленные законодательством, предполагают расширение перечня активов также за счет стимулирования выпуска новых типов долгосрочных долговых финансовых инструментов.

Эмитентами указанных ценных бумаг должны являться:

- эмитенты, соответствующие жестким требованиям, утверждаемым отдельным нормативным правовым актом;

- эмитенты, являющиеся специализированными компаниями с доминирующим участием государства, деятельность которых направлена на решение важнейших народно-хозяйственных задач и реализацию приоритетных долгосрочных государственных программ.

При этом решение вопроса о расширении перечня активов для инвестирования средств пенсионных накоплений не должно влиять на закрепленные принципы и механизмы пенсионной реформы и вызвать негативные последствия для дальнейшего развития пенсионной системы.

Скорейшее принятие решения о расширении перечня активов для инвестирования средств пенсионных накоплений позволит решить обострившуюся в настоящее время проблему, связанную с возрастающим объемом средств пенсионных накоплений, подлежащих размещению в государственные ценные бумаги Российской Федерации, а также позволит решить ряд других социально-значимых задач.

Учитывая, что объем средств, который будет зарезервирован пенсионной системой для финансирования накопительной части трудовой пенсии будущим пенсионерам, к 2008-2009 гг. по прогнозам превысит 1 трлн. руб., это может привести к невозможности размещения такого объема средств в разрешенные виды активов и поставить под угрозу стабильность финансового рынка, прежде всего, рынка государственных ценных бумаг.

Поэтому задача расширения перечня активов должна быть решена не позднее 2006-2007 годов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.011 с.)