Основные этапы функционирования финансового механизма ПФР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы функционирования финансового механизма ПФР



Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способы их количественного определения[8].

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

Внутри каждого из перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональный и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов.

Составлению проекта бюджета любого уровня в Российс­кой Федерации, в том числе и бюджета Пенсионного фонда РФ предшествует разработка прогнозов социально-экономи­ческого развития Российской Федерации, субъектов Россий­ской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балан­сов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

В перспективе проект бюджета ПФР будет составляться с учетом необходимости достижения минимальных государ­ственных социальных стандартов, установленных законодательством Российской Федерации.

Составление бюджета ПФР основывается на:

— бюджетном послании Президента Российской Федерации;

— прогнозе социально-экономического развития соответ­ствующей территории и Российской Федерации в целом на очередной финансовый год;

— основных направлениях бюджетной и налоговой поли­тики на очередной финансовый год;

— прогнозе сводного финансового баланса на очередной финансовый год.

Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных социально-экономического развития за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

Перспективный финансовый план — документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов бюджета.

В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На ПФР возлагается организация ис­полнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Бюджет ПФР исполняется на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюд­жета на единый счет бюджета и осуществление всех предус­мотренных расходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджета ПФР осуществляется на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись в БК РФ рассматривается как документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Рос­сийской Федерации.

Расчеты доходной части бюджета основываются на макроэкономичес­ких и демографических показателях прогноза социально-экономического развития РФ и региона, основными из которых являются фонд заработной платы, выплаты социального характера, среднемесячная заработная плата, численность наемных работников и др.

Ставки единого социального налога для расчета его поступлений применяются в размерах, установленных Налоговым кодексом РФ. Поступление страховых взносов рассчитывается исходя из тарифов страховых взносов и размеров фиксированного платежа. Для расчета поступлений единого социального налога и страховых взносов предусматривается среднегодовой коэффициент собираемости (например, при планировании бюджета на 2003 год он составлял 96,0 процентов от начисленных сумм).

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюд­жета с соблюдением обязательных последовательно осуще­ствляемых процедур санкционирования и финансирования.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финан­сирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

- составление и утверждение бюджетной росписи;

- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ас­сигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов рас­порядителям бюджетных средств. Следует уточнить, что в рассматриваемом случае распорядителями и получателями бюджетных средств являются органы ПФР;

— утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюд­жетных обязательств до распорядителей и получателей бюд­жетных средств;

— принятие денежных обязательств получателями бюджет­ных средств;

— подтверждение и выверка исполнения денежных обяза­тельств.

Процедура финансирования заключается в расходо­вании бюджетных средств. Бюджетное обязательство — при­знанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совер­шить расходование средств бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обя­зательств, определяемый и утверждаемый для распорядите­ля и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, ис­полняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распо­рядителей и получателей бюджетных средств органом, ис­полняющим бюджет, не позднее, чем за пять дней до начала периода их действия.

Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов на очередной финансовый год, а также отчеты об их исполнении составляются правлением ПФР и в виде проектов от имени Правительства вносятся на рассмотрение в Государственную Думу, а после принятия бюджета – в Совет Федерации, который после одобрения представляет его Президенту РФ на утверждение. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

Проекты бюджетов отделений Пенсионного фонда с распределением по источникам образования и статьям расходов готовятся отделениями с участием республиканских органов социального обеспечения и утверждаются правлением Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с действующим законодательством бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также отчет о егo исполнении рассматриваются Правительством РФ, которое в свою очередь представляет бюджет на утверждение в Федеральное Собрание Российской Федерации.

Учитывая значительный объем финансовых поступлений из Федерального бюджета и значимость финансовых ресурсов Фонда для всей бюджетно-финансовой системы государства, проект бюджета ПФР равно как и проект очередного тариф­ного закона должны рассматриваться и утверждаться одновременно с федеральным бюджетом на соответствующий плановый период.

В настоящее время осуществляется контроль за исполне­нием бюджетов трех внебюджетных фондов: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхо­вания Российской Федерации, Федерального фонда обяза­тельного медицинского страхования.

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

В Федеральном законе "О Счетной палате Российской Федерации" предусматривается, что задачами Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федеральногo бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению (ст.2).

Конт­роль за исполнением бюджетов государственных внебюджет­ных фондов организуется Счетной палатой по такой же схе­ме трехлетнего цикла, как и за исполнением федерального бюджета. С учетом этого в содержание такого контроля со стороны Счетной палаты входит главным образом:

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов органов власти, влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюд­жетов государственных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей федерального бюджета и бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению, совершенствованию бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движе­ния средств федерального бюджета и внебюджетных фон­дов.

В статье 9 Федерального закона "О Счетной палате Рос­сийской Федерации" подчеркивается, что обеспечивается единая система контроля за исполнением федерального бюд­жета и бюджетов внебюджетных фондов. При этом предус­матривается:

— проведение комплексных ревизий и тематических про­верок исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в субъектах Федерации;

— подготовка и предоставление заключений в палаты Фе­дерального Собрания Российской Федерации по исполнению бюджета Пенсионным фондом в отчетном году.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Взыскание недоимок по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФ РФ в судебном порядке.

 

Контрольные вопросы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.026 с.)