Мышление - психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление - психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.



Особенности мышления:

Связь с действием.

Связь с речью.

Виды мышления:

1. Наглядно-действенное (восприятие предметов)

Наглядно-образное (представления и образы).

Словесно-логическое (лог. операции с понятиями).

Теоретическое (познание законов, правил).

5. Практическое (преобразование окруж. мира).

Аналитическое (развернуто во времени, четкие этапы, в СЗ чел.).

Интуитивное (быстро протекает, нет четких этапов, min осознанное).

Продуктивное (творческий потенциал).

Репродуктивное (решение задач уже известными способами).

Мыслительные операции:

Анализ (расчленение сложного объекта на части).

Синтез (воссоединение частей в целостную структуру).

Сравнение (отношения сходства и различия).

Обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам).

5. Абстрагирование (выделение сторон явления, кот. в действительности как самостоятельных не существует).

6. Конкретизация (подчеркивание частного признака).

Воображение: понятие, виды, функции. Способы создания образов воображения.

Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Основные виды воображения:

Репродуктивное (воссоздание действительности такой, какая она есть).

Продуктивное (СЗ конструирование действительности, кот. в образе творчески преобразуется).

Активное (создание новых образов по собственному желанию)

Пассивное (образы возникают спонтанно).

Функции воображения:

Представление действительности в образах.

2. Формирование внутреннего плана действий.

Участие в произвольной регуляции познавательных процессов.

Регулирование эмоциональных состояний.

Планирование и программирование деятельности.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов.

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предметов или их частей.

Схематизация - выделение различий и выявление черт сходства.

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

Заострение – подчеркивание определенных признаков объекта.

Эмоц.явления:сущность,виды,функции.П.теории эм-й.

Эмоции – психич. процессы, протек. в форме субъективных переживаний и отражающие личную оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнед-и человека. Виды:

Аффект - мощная, кратковрем. эмоц. вспышка, захватывающая всю психику человека.

Собственно эмоции - переживания, возник. у чел-а в ходе удовл. актуал. потребности.

Чувства - высшая, культурно обуслов. эмоция чел-а, связ. с определенным объектом.

Настроение –устой-е эмоц. сост. чел-а, окрашив. в теч-е некот. времени его пережив-я.

5. Стресс – эмоц. состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Функции:

Оценочная (оценка возможности удовл. актуальных потребностей)

Подкрепляющая(благодаря эмоц-м лучше выраб. усл. рефлексы и глубже следы памяти).

Коммуникативная (эмоции улуч. понимание др.).

Мобилизующая (эмоции мобилизует скрытые резервы организма в критич. ситуациях).

Запуск стереотипных реакций

Психологические теории эмоций:

Иоганн Гербард - интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений.

Периферическая теория Джемса–Ланге.

Стимул- телесные реакции организма- изменение деят-ти мозг. центров- субъективное переживание эмоции

Теория активации эмоций Кеннона-Барда.

Стимул- изменение деят-ти мозг. центров- субъективное переживание эмоции- телесные реакции организма.

Леон Фестингер - теория когнитивного диссонанса (эмоции -следствие диссонанса - противоречия между ожидаемой и получаемой инф.об объекте).

Стенли Шехтер - когнитивно-физиологическая теория.

Здесь переживание эмоций обусловлено сочетанием след. факторов: 1)физические (стимулы); 2) физиол. (изменение нервно-мышечной системы); 3) когнитивные (психол.).

П.В. Симонов - информационная теория эмоций.

Э(эмоция) = - П(потребность) (Ин(инф, для удовл. П) – Ис(имеющаяся инф))

Воля как форма активности личности. Структура волевого действия. Волевые качества личности.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий.

Воля - процесс преодоления себя в обстоятельствах, когда требуется действовать, проявлять активность, в достижении цели.

По критерию направления активности человека:

-интровертированная (достиж. внут. уравновешенности)

- экстравертированная (сфера внеш. активности).

Структура и содержание волевого действия:

Побуждение к совершению действия (желание, влечение),

Осмысление цели действия,

Борьба мотивов и принятие решения действовать,

Волевое усилие,

Волевое действие.

Волевые качества личности:

Сила воли (интегральное сво-во лич-и, кот. проявляется во всем волевом процессе).

Решимость(отсут-е излиш. колеб-й при борьбе мотивов и быстрое принятие решений).

3. Самообладание (умение сдерживать свои чувства).

Смелость (преодоление опасных для благополучия и жизни препятствий)

Настойчивость (соверш. волевых актов в теч-е длит. времени для достиж. цели).

Упрямство (неадек-я настой-ь в выполн. реш-й, принятых без достаточ. оснований).

Импульсивность (торопливость в принятии решений).

Податливость (легкость изменения решения под влиянием др.)

Понятие о способностях, их виды, особенности происхождения, уровни развития.

Способности - индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.

Отечеств. представление о способностях:

С.- индив-но-психол-ие особенности, отличающие одного человека от другого.

С.- лишь такие индив-ые особенности, кот. имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деят-ти.

С. не сводится к тем знаниям, навыкам, кот. уже выработаны у данного чел-а.

Виды:

Общие (проявляются во всех видах деятельности).

Специальные (проявляются в отдельных областях деятельности).

Теоретические (к абстрактно-логическому мышлению, к теорет-му интелл-му труду).

Практические (к конкретно-практическим действиям).

Учебные (влияют на успешность педагог-го воздействия).

Творческие (успеш. создание произведений, новых идей).

Особенности происхождения:

Теория о генетической природе способностей (по наследству).

Теория приобретенных способностей (среда, воспитание и обучение).

Уровни развития:

Репродуктивный (высокое умение усваивать знания).

Творческий (созд. новое, оригинальное).

Градация (от слабо развитых до высоко развитым):

Задатки (врожд. анатомо-физиол-е особенности строения организма в целом и его н. с., сост. индив-ые предпосылки формир. способностей).

Склонности (стремление к занятиям определенным видом деятельности).

Одаренность (сочетание различн. развитых способностей, обусл. успешную деят-ть).

Талант(сочет. выдающ. С., обусл. успешное, самостоят и оригин. выполнение деяте-ти).

Гениальность (высшая ступень талантливости).

Понятие о потребности, мотиве и мотивации. Классификация потребностей и мотивов. Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона.

Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо.

Мотив - те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивация - совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.

Классификация: Одна классиф. делит потребности:

Естественные - запрограммированы на генетическом уровне, 2. культурные - формируются в процессе общественной жизни.

Другая классификация (по уровню сложности):

Биологические (стремление человека поддерживать свое существование)

Социальные (потребность человека к общению).

Духовные (потребность познать окруж. мир и себя).

Класс. мотивов:

По содерж. потребностей: биологические, социальные.

По соц. установкам: личные, общественные.

По степени осознания: осознанные, не осознанные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.016 с.)