Понятие, виды и порядок разрешения земельных споров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды и порядок разрешения земельных споров.



СМ. ПРЕЗЕНТАЦИЮ!!!!

 

31. Понятие, цели, задачи, содержание охраны земель. Порядок проведения природоохранных мероприятий.

Понятие рационального использования земель - одно из фундаментальных понятий земельного права. Обеспечение рационального использования земли можно рассматривать как: принцип земельного права; цель правового регулирования земельных отношений; одну из задач земельного законодательства; понятие, входящее в содержание прав и обязанностей землевладельцев, землепользователей, собственников земли.

Рациональное использование земель относят к числу важнейших принципов земельного права. Как принцип права рациональное использование земель выражается в требовании их эффективной эксплуатации землевладельцами, землепользователями, собственниками земли. Содержание данного принципа определяется как общими требованиями, предъявляемыми к использованию и охране земель вообще, так и спецификой правового режима той или иной категории земель. При использовании сельскохозяйственных земель данный принцип требует повышения их плодородия, увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, организацию эффективной хозяйственной эксплуатации данных земель и одновременно предполагает надлежащую охрану земель сельскохозяйственного назначения. Использование земель несельскохозяйственного назначения с учетом принципа рациональности предполагает обеспечение их строго целевого использования с максимальным эффектом для землевладельцев, землепользователей, собственников и при учете требований охраны как земельных ресурсов, так и окружающей среды в целом.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предот­вращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности лесного фонда.

Землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков следующие мероприятия по охране земель:

благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;

сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;

защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;

предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;

сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;

проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;

восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли;

снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

Финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Охрана земель рассматривается на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом их зональных и региональных особенностей, целей и характера использования.

При этом сохранение земель не означает неиспользование земельного фонда. Оно предполагает пользование земель такими способами и приемами, при которых не наступает ухудшение земель. Под восстановлением понимаются меры по рекультивации земель. Улучшение состояния земель означает меры мелиоративного характера, повышающие их социальную ценность.

Среди мер охраны земель важное место занимают меры профилактики: не допустить преждевременного истощения почв, возникающего в ходе обработки земли, непринятия мер по борьбе с водной и ветровой эрозией и других.

Профилактика включает меры по предупреждению загрязнения земель отходами промышленности, коммунально-бытовыми и иными источниками.

Значительные площади сельскохозяйственных земель изымаются для нужд развития городов, промышленности, транспорта. Охрана земель предполагает меры по предупреждению необоснованных изъятий сельскохозяйственных угодий.

Правовая охрана земель представляет собой комплексный правовой институт. Нормы, относящиеся к данному институту, содержатся как в Кодексе о земле, так и в Законе об охране окружающей среды, других экологических законодательных актах.

Содержание охраны земель включает основные требования, предъявляемые к собственникам, владельцам и пользователям земли, а также ко всем иным организациям и гражданам в области охраны земель.

Охрана земель преследует следующие цели:

♦ предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий;

♦ введением экономического механизма рационального использования и охраны земель, установлением особых выплат собственникам, землевладельцам и землеполь- зователям за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью иных субъектов, обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

♦ создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечить собственников, владельцев и пользователей земли экологическими нормати­вами режимов оптимального использования земельных участков.

♦ охранять права собственности на землю, права владения и пользования ею.

 

32. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанные с изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и (или) лесного хозяйства, а также связанные без изъятия земельных участков со строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) подземных линейных сооружений, осуществляемым в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности (насаждений), возмещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета.

Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства возмещаются лицами, которым предоставляются изымаемые земельные участки из земель, либо разрешается строительство (реконструкция, капитальный ремонт) линейных сооружений.

Средства, поступающие от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, используются для освоения земель, не используемых в сельском хозяйстве, сохранения и повышения плодородия почв и иных полезных свойств земель, для землеустройства, а также для осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Порядок определения размеров потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства и их возмещения устанавливается Постановление Совмина № 462.

В соответствии с положением, утвержденным постановлением № 462, работы, осуществляемые за счет средств от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, финансируются Государственным комитетом по имуществу на основании проектов, смет и актов приемки выполненных работ.

Случаи, при которых не возмещаются потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда: установлены п. 6 положений, утвержденных ПСМ № 462.

 

 


38-45 Правовой режим отдельных категорий земель.

38. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

39. Правовой режим земель населенных пунктов.

40. Правовой режим земель пригородных и зеленых зон.

41. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.

42. Правовой режим земель, предоставленных для пользования недрами.

43. Правовой режим земель лесного фонда.

44. Правовой режим земель водного фонда.

45. Понятие и правовой режим земель запаса.

Категория земель Состав земель Органы государственного управления использованием и охраной данной категорией земель Виды прав на данную категорию земель Субъекты, которым могут принадлежать права на данную категорию земель Целевое назначение Порядок возникновения, изменения и прекращения прав на данную категорию земель Ответственность
Земли сельскохозяйственного назначения     - сельскохозяйственные земли; - иные земли, предоставленные для ведения сельскохозяйственной деятельности - несельскохозяйственные угодья, призванные обслуживать с/ производство Виды земель, которые относятся только к землям с/х назначения: 1) пахотные земли; 2) земли под постоянными культурами; 3) залежные земли.   Органы общей компетенции: Президент, Совет Министров, облисполкомы, райисполкомы, сельские исполкомы   Орган спец. компетенции: Минсельхозпрод Исключительная собственность государства; ПНВ – граждане Республики Беларусь, пользование, аренда гос-во; СПК (колхоз); с/х УП; граждане РБ; НИИ, учебные заведения; не с/х орг-ции, религиозные орг-ции для ведения подсобного хозяйства   для нужд с/х ведение товарищеского с/х; ведение к(ф)х; огородничества, сенокошения, выпаса скота; исследовательские, учебные цели; ведение подсобного с/х   в административном порядке; или по результатам аукциона на право заключения договора аренды; заключение договора аренды Административная: порча земель (ст. 15.11 КоАП); Уголовная: уничтожения плодородного слоя почвы (ст. 269 УК) Гражданско-правовая: возмещение вреда; специальная мера ответственности административного характера: принудительное изъятие
Земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, данных кооперативов земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах - Минский городской, городские (городов областного подчинения) исполкомы ведают землями в границах г. Минска, городов областного подчинения; - районные исполкомы – землями в границах городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих кооперативов, за искл. тех, решения по которым принимаются сельскими (поселковыми) исполкомами; - сельские, поселковые исполкомы – принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах сельских населенных пунктов, поселков городского типа гражданам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей; ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных Земельные участки на территории населенных пунктов могут предоставляться любым юридическим и физическим лицам для любых целей и на любых правах. Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций: а) земли общего пользования; б) земли, целевое назначение которых в соответствии генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность; в) земли населенных пунктов на площадях залегания месторождений полезных ископаемых.   Земельные участки предоставляются органами, в ведении которых находятся земли населенных пунктов, в соответствии с функциональным зонированием территории населенного пункта, которое устанавливается градостроительными проектами. Функциональные зоны на территории населенного пункта установлены Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и включают: •жилые зоны; •общественно-деловые зоны; •производственные зоны; •зоны транспортной, инженерной инфраструктуры; •рекреационные зоны; •сельскохозяйственные зоны; •зоны специального назначения; •иные территориальные зоны, определенные законодательством. аукцион по продаже земельных участков в частную собственность и на право заключения договоров аренды (по общему правилу) административный (п. 6 Указа № 667) сделки (купля-продажа, мена, дарение, рента, аренда); наследование судебное решение особенность см. ст. отступление от схем и проектов градоустройства  
Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения 1) Земли природноохранного назначения; Земельные участки для размещения заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, местный Совет депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иные уполномоченными на то государственными органы в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. на праве постоянного пользования Земли природоохранного назначения находятся в государственной собственности и предоставляются на праве постоянного пользования государственным природоохранным учреждениям, созданным для управления особо охраняемыми природными территориями (заповедниками, национальными парками, заказниками), либо государственным юридическим лицам, в управление которых переданы заказники. В отдельных случаях земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, не изымаются у лиц, которым они предоставлены на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования, аренды, субаренды. В этих случаях землепользователи продолжают использовать земельные участки для целей, в которых они предоставлены, но обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования этих территорий. для охраны уникальных, эталонных или иных ценных природных комплексов и объектов, имеющих особое экологическое, научное и (или) эстетическое значение Порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Республики Беларусь. Территория приобретает или утрачивает статус особо охраняемой природной территории со дня вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа о ее объявлении или прекращении функционирования. Особо охраняемые природные территории передаются в управление государственным органам (иным государственным организациям). Преобразование особо охраняемых природных территорий осуществляется в случае необходимости изменения их категории или вида, изменения границ и (или) режима охраны и использования этих особо охраняемых природных территорий. Прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляется в случаях достижения целей, ради которых они объявлялись, утраты природных комплексов и объектов, в целях восстановления, сохранения и (или) воспроизводства которых объявлялись особо охраняемые природные территории, и в иных случаях в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Нарушение законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Административная ответственность; ст. 15.9 Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, ст. 15.10 Нарушение порядка использования земли и требований по её охране; уголовная ответственность ст. 263 Умышленное уничтожение либо повреждение природных комплексов или объектов особо охраняемых природных территорий. Вред, причиненный особо охраняемым природным территориям, подлежит возмещению добровольно или по решению суда лицом, его причинившим, в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды.
2) Земли оздоровительного назначения; земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами; Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Министерство здравоохранения Республики Беларусь и иные уполномоченными на то государственными органы в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. на праве постоянного либо временного пользования (государственным организациям), аренды. Земельные участки из земель оздоровительного и рекреационного назначения предоставляются санаторно-курортным и оздоровительным организациям, организациям, обслуживающим объекты, предназначенные для организованного массового отдыха населения и туризма, а также ю.л. и ИП РБ Использование этих земель в лечебных и оздоровительных целях Согласно Закону Республики Беларусь от 05 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» размещение объектов рекреационного и оздоровительного назначения осуществляется в пределах границ курортных зон, зон отдыха и туризма, рекреационных зон национальных парков, в пригородных зонах населенных пунктов и должно соответствовать требованиям законодательства и градостроительной документации. Таким образом, не все земли, которые предназначены для оздоровления, организованного массового отдыха населения и туризма, относятся к землям оздоровительного или рекреационного назначения, а лишь те, которые используются для размещения объектов с таким целевым назначением и в отношении которых принято соответствующее решение исполнительным комитетом. Туристические зоны создаются по предложениям государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Решение о создании туристической зоны принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании заключений Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов о целесообразности и эффективности ее создания. Порядок создания туристических зон определяется Советом Министров Республики Беларусь.   За нарушение законодательства в данной области установлена уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность
3) Земли рекреационного назначения; земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма; Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь и иные уполномоченными на то государственными органы в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Использование в целях организованного массового отдыха и туризма (для спорта, туризма, прогулок, экскурсий, отдыха)
4) Земли историко-культурного назначения; земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов. Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Министерство культуры Республики Беларусь и иные уполномоченными на то государственными органы в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. на праве постоянного либо временного пользования (государственным организациям), аренды. Данные земли предоставляются государственным организациям, занимающимся охраной историко-культурного наследия, а также ю.л. и ИП РБ Используются в целях охраны материальных недвижимых историко-культурных ценностей и археологических объектов. Перевод земельных участков историко-культурного назначения из одних категорий в другие осуществляется по решениям областных, Минского городского исполнительных комитетов. Также этот вопрос регулируется Законом РБ «ОБ ОХРАНЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»   За невыполнение обязанностей по охране, использованию, учету, реставрации и исследованию историко-культурного наследия, нарушение режима содержания охранных зон, уничтожение (создание угрозы уничтожения), причинение вреда (создание угрозы причинения вреда) ценностям, нарушение правил их ввоза и вывоза, а также за другие нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия виновные служебные или физические лица привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством. За вред, причиненный материальной или эталону фиксированных ценностей или зоне охраны недвижимой материальной ценности в результате действий (бездействия), предусматривается компенсация за счет виновного юридического или физического лица в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь Выплата компенсаций за вред, причиненный ценности, не избавляет от предусмотренной действующим законодательством административной или уголовной ответственности.
Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения земельные участки, предоставленне для размещения объектов промышленности ,транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.   Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь,,Минский городской, областные, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления(Министерствопромышленности Министерство транспорта и коммуникаций)Управление землями промышленности, транспорта, связи отнесено к ведению соответствующих предприятий и организаций(Белорусская железная дорога)   Право собственности;постоянное и временное пользование; аренда в основном юридические лица, гос. и не гос. форм собственностиФизические лица могут владеть ими на праве собственности или пользования в случаях и порядке, установленных Кодексом о земле Республики Беларусь.   1. земли транспорта - для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, совершенствования и развития сооружений, устройств и других объектов транспорта. 2. Земли промышленности - для размещения зданий, сооруженийпроизводственного назначения, строительства производственных коммуникаций; размещения подъездных путей 3. Земли связи и энергетики – для устройства и эксплуатации воздушных, подземных и подводных линий связи и электрических сетей 4. Земли для нужд обороны – для размещения и постоянной деятельностивойсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных сил РБ, пограничных, внутренних и железнодорожных войск. 5. Земли иного назначения – для иных специальных хозяйственных нужд. Административный порядок Административная; Гражданско-правовая; Уголовная; Земельно-правовая  
земли лесного фонда Лесные и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для нужд лесного хозяйства. К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства. Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, специально уполномоченный республиканский орган государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы и другие государственные органы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Специально уполномоченный республиканский орган государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Земли лесного фонда являются государственной собственностью и не подлежат передаче в частную собственность. Участки государственного лесного фонда могут быть предоставлены в аренду или пользование для осуществления таких видов лесопользования: 1. заготовка древесины; 2. заготовка второстепенных лесных ресурсов; 3. побочное лесопользование; 4. пользование участками государственного лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства; 5. пользование участками государственного лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целей. Субъектами могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранных государств, а также лица без гражданства. Ведение лесного хозяйства   Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды участка лесного фонда, концессионного договора, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Право лесопользования прекращается: по лесным пользованиям, осуществляемым на условиях аренды, – по решению местных исполнительных и распорядительных органов; по остальным видам лесопользования – путем аннулирования лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, выдавшими лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет или по решению местных исполнительных и распорядительных органов, а также прекращения действия специального разрешения (лицензии) в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При отказе лесопользователя от права пользования участком лесного фонда это право прекращается на основании заявления лесопользователя в письменной форме.   Юридические и физические лица, допустившие повреждение или уничтожение отдельных участков лесного фонда или лесных ресурсов, их загрязнение сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, повреждение или уничтожение аншлагов, указательных знаков и иных объектов лесохозяйственного назначения, а также допустившие другие нарушения лесного законодательства, обязаны возместить причиненный вред в размерах и порядке, установленных нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Лица, виновные в: нарушении требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение; загрязнении леса сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами или иным способом; нарушении правил использования участков земель лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, повреждении сенокосов или пастбищных угодий на землях лесного фонда, а равно самовольном сенокошении; нарушении установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывоза древесины, а также заготовки живицы; уничтожении или повреждении отграничительных, лесоустроительных, лесохозяйственных или иных информационных знаков на землях лесного фонда; уничтожении или повреждении сооружений в местах отдыха, лесоосушительных сооружений, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда, – несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Земли водного фонда Земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в том числе для размещения водохозяйственных сооружений и устройств Общие органы гос. управления в данной сфере, а также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство жилищно-коммунального хозяйства (связано со спецификой данной категории земель) земли водного фонда не подлежат передаче в частную собственность, земельные участки из данной категории могут предоставляться только в пользование и аренду государство Размещение и эксплуатация сооружений и устройств, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей Решение областных исполнительных и распорядительных органов (адм порядок)  
Земли запаса Не определён законодательством. Могут зачисляться земли, которые по хозяйственным и иным свойствам непригодны для использования по прежнему целевому назначению, земельные участки, права на которые были прекращены в установленном порядке без их перераспределения другим лицам. Исполнительные комитеты, которые осуществляют все функции гос. регулирования и управления по отношению к этим землям. исключительная собственность государства Государство, Ф. л., ю. л., иностранные государства, международные организации Не предусмотрено. Целевое назначение земельных участков, предоставленных из земель запаса, определяется в установленном порядке при их распределении. Земли запаса- это одно из средств обеспечения земельной реформы    

46. Понятие, предмет и принципы аграрного права.

Аграрное право является комплексной, интегрированной отраслью права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства.

Объективными признаками аграрного права как самостоятельной отрасли выступают:

1) предмет правового регулирования – общественные отношения, складывающиеся в аграрном секторе экономики, которые нуждаются в правовой регламентации;

2) методы и принципы правового регулирования аграрных отношений – способы правового воздействия на аграрные отношения;

3) нормативно-правовая база аграрного права – собственные и заимствованные из других отраслей источники, содержащие аграрно-правовые нормы.

Субъективной предпосылкой формирования аграрного права является аграрная политика государства, которая находит выражение в программных документах, определяющих долгосрочные перспективы развития сельского хозяйства и АПК.

Предметом аграрного права выступают разнообразные по характеру и содержанию общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства, которые именуются аграрными отношениями.

Особенности предмета этой отрасли определяют характер и специфику аграрного права как самостоятельной отрасли. Эту специфику можно выразить в следующем.

Во-первых, аграрное право следует рассматривать как специализированную отрасль, которая закрепляет организационно-правовой механизм деятельности АПК как сложной хозяйственной системы. Становление аграрного права связано с объективным процессом формирования агропромышленного комплекса, который включает в себя сельское хозяйство и смежные виды деятельности.

Во-вторых, аграрное право относится к комплексным отраслям права. Это связано с многообразием видов общественных аграрных отношений, входящих в предмет этой отрасли, которые не могут быть урегулированы нормами какой-то одной отрасли. Основу этой отрасли составляют специализированные аграрно-правовые нормы, отражающие специфику агропромышленного производства, которые дополняются нормами других отраслей в зависимости от конкретного вида аграрных отношений.

Принципы аграрного права – основополагающие начала, определяющие характер и содержание правового регулирования аграрных отношений. Они имеют политико-экономическую сущность, и формируются в процессе осуществления аграрной политики и нормотворческой деятельности государства. Принципы аграрного права обеспечивают целостность и единство аграрного права как отрасли и закрепляются

К принципам аграрного права можно отнести:

равноправие участников аграрных отношений;

множественность форм собственности и организационно-правовых форм ведения сельскохозяйственной деятельности;

государственное регулирование деятельности в сфере АПК;

хозяйственная самостоятельность и ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей;

обеспечение законности в деятельности всех участников аграрных отношений.

 

47. Источники и система аграрного права.

Систему аграрного права можно определить как научно-обоснованное расположение аграрно-правовых норм и институтов в соответствии с их ролью в регулировании аграрных отношений.

Структурными элементами системы аграрного права выступают аграрно-правовые нормы и аграрно-правовые институты. Систематизация аграрного права позволяет расположить эти элементы в определенной структурной последовательности, которая определяется объективными критериями – степенью развития тех или иных аграрных отношений, которые регулируются отдельными институтами аграрного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.032 с.)