Система социального партнерства в РФ и ее элементы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система социального партнерства в РФ и ее элементы



Система социального партнерства - общественно-политический институт гражданского общества; совокупность мер организационного, правового, эк. хар-ра в сфере регулирования соц-труд и связанных с ними эк. и политич. отношений, разрешения соц-труд конфликтов, достижения и укрепления соц. стабильности.

Субъектами системы социального партнерства являются: представители работников, их органа и организации; работодатели и их представители; органы государственной и муниципальной власти, их представители.

Система социального партнерства включает в себя следующие основные элементы:

- совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов (комиссий), формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений;

- совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;

- соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.

Задачи системы социального партнерства

- обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований;

- обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- обеспечение стабильности общества на основе объективного учета интересов всех его слоев;

- проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений; • совершенствование законодательства в установленном порядке;

- разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством РФ;

-предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов.

 

Механизм социального партнерства

Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются:

- установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;

- консультации сторон для достижения согласованных решений по проблемам социально-трудовых отношений и проектам планов социально-экономического развития;

- постоянно действующий переговорный процесс между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, предпринимателей и властными структурами;

- постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;

- совместное участие в работе над законопроектами и нормативными актами по проблемам социально-трудовых отношений, подготовка предложений и замечаний по изменению, совершенствованию действующих законодательных актов;

- кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, нормативных документах органов государственного управления;

- действующие системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;

- примирение или посредничество при забастовках, трудовых конфликтах;

- работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;

- доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.

Особенности формирования системы социального партнерства в РФ

Условия для формирования и развития партнерских отношений в России существенно отличаются от других стран. В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой элементы системы социального партнерства стали неотъемлемой частью регулирования социально-трудовых отношений в результате длительной эволюции. Особенности современного социально-экономического развития России заключаются в изменении структуры собственности, политического строя и социальной структуры, незавершенности рыночных преобразований, изменении места и роли государства в регулировании происходящих в стране процессов. Все это определяет и специфику формирования социального партнерства в России.

Особенности формирования системы социального партнерства в РФ:

- необходимость применения практики социального партнерства возникла внезапно в период проведения рыночных реформ, а не в результате эволюции трудовых отношений между работниками и работодателями, в результате чего последние не готовы участвовать в социальном диалоге как равноправные партнеры;

- инициатором внедрения в действие системы социального партнерства в РФ является государство, т.к. государство, в первую очередь, заинтересовано в поддержании социального мира в обществе;

- внедрение в жизнь системы социального партнерства объективно связано с незавершенностью формирования гражданского общества в России;

- существующая система социального партнерства, ее организационная структура определены и сформированы государством посредством разработки и исполнения нормативно-правовой базы;

- наблюдается несформированность субъектов социального партнерства, представляющих интересы работников и работодателей;

- работники и работодатели занимают пассивную позицию по развитию партнерских отношений, органы государственной власти выполняют основные функции по вовлечению работников и работодателей в социальный диалог;

- российские предприниматели, находящиеся на этапе первоначального капитала, еще не осознают всей необходимости партнерских отношений с наемными работниками; они слабо ассоциированы, что затрудняет взаимодействие с ними профсоюзов и государства;

- профсоюзные лидеры далеко не всегда являются независимыми от работодателей, недостаточно активно защищают права работников;

- рыночная экономика является необходимым условием существования системы социального партнерства. В РФ наблюдается продолжительный кризис экономических отношений; рыночные отношения как необходимое условие партнерства только формируются.

Действующая система социального партнерства в РФ не стала эффективным механизмом разрешения проблем в социально-трудовой сфере. Коллективные договоры и соглашения зачастую носят декларативный характер, содержат пересказ законодательных норм, наиболее же принципиальные и конфликтные вопросы, касающиеся установления тарифных ставок, системы оплаты труда и др., затрагиваются минимальным образом либо выносятся за рамки коллективного договора, соглашения. Взаимоотношения партнерской вертикали (предприятие – регион – центр» представляют собой партнерство корпоративного типа: совместные действия профсоюза и работодателя в интересах «своего» предприятия при игнорировании интересов работников. Постоянно обсуждается проблема представительности и ответственности сторон, подписавших те или иные соглашения. Дебатируется вопрос о механизме распространения соглашений, сроках переговоров и обязательности заключения коллективных договоров. Значительная часть работодателей не выполняет законодательно установленных норм о регистрации коллективных договоров и соглашений как правовых актов. Порядок проведения данной процедуры и ответственность за уклонение от уведомительной регистрации должны быть закреплены в законодательстве, право регистрировать коллективные договоры должно предоставляться и представителям работников.

РТК, ее цели и задачи

Для обеспечения регулирования соц-труд отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Основными целями Комиссии являются регулирование соц-труд отношений и согласование соц-эк интересов сторон.

Основными задачами Комиссии являются:

1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

2) содействие договорному регулированию социально - трудовых отношений на федеральном уровне;

3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально - трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

6) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

7) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально - трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

 

Состав и структура РТК

РТК состоит из представителей общероссийских объединений проф. союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны Комиссии. Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии. Профсоюзы и работодатели самостоятельно определяют персональный состав своих представителей и порядок их ротации. Состав представительной власти утверждается постановлением Правительства РФ.

В качестве полномочных представителей государства в работе РТК, при подписании Генерального соглашения выступают Минтруд РФ, Минэкономики РФ и другие министерства и ведомства РФ.

Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Обеспечивать взаимодействие сторон обязан координатор комиссии, утверждаемый Президентом; как правило, это вице-премьер правительства, курирующий социальную сферу. Координатор Комиссии не является ее членом. Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.

Каждая из сторон комиссии избирает своего координатора и его заместителя для обеспечения взаимодействия с другими сторонами. Координаторы сторон, представляющих общероссийские объединения проф. союзов и общероссийские объединения работодателей, избираются указанными сторонами.

Для организационного обеспечения деятельности Комиссии образуется секретариат Комиссии в количестве 6 единиц, входящий в состав Секретариата Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, ведающего вопросами социальной политики и реформирования социальной сферы. Ответственный секретарь Комиссии является заместителем руководителя Секретариата Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и обеспечивает выполнение секретариатом возложенных на него задач.

В рамках комиссии функционируют рабочие группы, занимающиеся изучением и разработкой отдельных проблем социально-экономической политики (обеспечение занятости населения, развитие рынка труда, доходы и уровень жизни, социальная защита населения, охрана труда, экологическая безопасность и др.). В их работе принимают участие специалисты-эксперты от каждой из трех сторон.

Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.

По своему статусу РТК - совещательный орган, имеющий право «давать рекомендации федеральным органам государственной власти». Остальные права касаются организации работы комиссии: формирование рабочих групп, получение информации, участие в совещаниях, взаимодействие с отраслевыми и региональными комиссиями. Информирование президента и правительства о деятельности РТК - обязанности ее координатора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.02 с.)