Методика самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции



6.1 Расчетный метод интегрального описания здоровья человека.

Определение биологического возраста по методу Войтенко

Для проведения массовых обследований различных групп населения, ставящих своей целью выявления групп риска развития того или иного заболевания, ухудшения здоровья в результате чрезвычайных климатических обстоятельств, профессиональных факторов и т.д. достаточно перспективно использование расчетных методов, претендующих на обобщенную, интегральную оценку людей. Данные методы относятся к скрининговым методам, они достаточно «быстрые», дешевые и нетрудоемкие.

В качестве общей оценки здоровья человека используется такое понятие как «биологический возраст». В традиционном понимании биологический возраст (БВ) отражает рост, развитие, созревание, старение организма. Расчетные методы определения БВ базируются на статическом анализе некоторых нормативных параметров достаточно линейно связанных с развитием – старением организма человека.

Он определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. В антропологии и педиатрии широко используются методы определения БВ, основанные на определении костного возраста, зубного возраста, полового развития, общего морфно-функционального развития.

Для растущего организма значительное опережение и отставание биологического возраста по отношению к календарному может интерпретироваться как признак снижения уровня здоровья человека, может служить основанием для более глубокого обследования состояния человека в специализированном медицинском учреждении.

Предполагается, что по мере старения взрослых людей функциональные возможности и резервы организма снижаются. Для данной группы людей возрастная норма интегральной оценки функционального состояния рассматривается как состояние здоровья. В том случае, когда индивидуальная оценка соответствует величинам, характерным для возраста больше, чем возраст обследуемого (биологический возраст превышает календарный), можно говорить о снижении уровня здоровья.

Цель работы: определить биологический возраст по методу Войтенко, сравнить с календарным возрастом обследуемого, сделать вывод о степени общего здоровья.

Оборудование: анкета, аппарат для измерения артериального давления, секундомер, бланк анкеты.

Ход работы:

1 С помощью специального оборудования измеряем:

a. массу обследуемого (МТ, в кг);

b. пульсовое давление (АДП) – разницу систолического артериального давления (АДС) и диастолического (АДД) (в мм. рт. ст.).

c. продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха (ЗДВ, в сек).

2 Проводим исследование статической балансировки (СБ, в с).

СБ определяется при стоянии испытуемого на левой ноге, без обуви, глаза закрыты, руки опущены вдоль туловища, без предварительной подготовки. Учитывается лучший вариант из трех попыток, с интервалом 1–2 минуты.

3 Проводим тестирование испытуемого – определение Индекса самооценки здоровья по анкете (СОЗ, в баллах).

 

Анкета «Самооценка здоровья» (СОЗ):

1) беспокоит ли Вас головная боль?

2) можно ли сказать, что Вы просыпаетесь от любого шума?

3) беспокоит ли Вас боль в области сердца?

4) считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?

5) ухудшился ли у Вас слух?

6) стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?

7) беспокоит ли Вас боль в области суставов?

8) влияет ли на Ваше самочувствие погода?

9) бывают ли у Вас периоды, когда Вы теряете сон?

10) страдаете ли Вы нарушением в работе желудочно-кишечного тракта?

11) беспокоит ли Вас боль в области печени?

12) бывает ли у Вас головокружение?

13) стало ли Вам сосредоточиться труднее, чем раньше?

14) беспокоит ли Вас ослабленность памяти, забывчивость?

15) ощущаете ли Вы в различных областях тела жжение, покалывание, ползание мурашек?

16) беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?

17) держите ли Вы в аптечке валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

18) бывают ли у Вас отеки на ногах?

19) пришлось ли Вам отказаться от некоторых блюд?

20) бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?

21) беспокоит ли Вас боль в области поясницы?

22) приходится ли Вам в лечебных целях применять минеральную воду?

23) можно ли сказать, что вы стали легко плакать?

24) работоспособны ли Вы, как прежде?

Результат анкетирования – число неблагоприятных ответов: при идеальном здоровье – 0, при плохом – 24.

4 Проводим расчет биологического возраста и должного биологического возраста.

Формулы для расчета БВ:

Мужчины БВ = 27,0 + 0,22*АДС – 0,15*ЗДВ – 0, 72*СОЗ – 0,15*СБ

Женщины БВ = – 1, 46 + 0,42*АДП + 0,25*МТ + 0,70*СОЗ – 0,14*СБ

Расчет должного биологического возраста:

Мужчины – ДБВ = 0, 629*КВ + 18,6

Женщины – ДБВ = 0, 581*КВ + 17,3,

где КВ – календарный возраст в годах.

Если БВ – ДБВ = 0, то степень постарения соответствует статистическим нормативам, если БВ – ДБВ больше 0, то степень постарения большая и следует обратить внимание на образ жизни и пройти дополнительные обследования, если БВ – ДБВ меньше 0, то степень постарения малая.

Полученные в ходе работы результаты заносятся в итоговую таблицу (табл. 10), формулируется вывод о соответствии биологического возраста должному, о степени постарения – общем уровне здоровья обследуемого.

Таблица 10

Итоговая таблица

Параметры Результаты измерения
  Масса тела (кг)  
  Пульсовое давление (мм рт ст.)  
  Продолжительность задержки на вдохе (с)  
  Время статической балансировки на одной ноге (с)  
  Индекс самооценки здоровья  
  Календарный возраст (число лет)  
  Биологический возраст  
  Должный биологический возраст  

 

Выводы __________________________________________________________________

6.2 Методы исследования особенностей образа жизни человека

Учитывая, что здоровье человека на 50 % зависит от его образа жизни, целесообразно рассмотреть методы и способы определения адекватности образа жизни человека его индивидуальным характеристикам.

 

Субъективная оценка образа жизни соматического здоровья

 

Цель работы: оценить образ жизни обследуемого.

Оборудование: анкеты, инструкции.

Ход работы:

1 Внимательно ознакомьтесь с анкетой, выберите ответ, определите количество баллов.

Анкета (по Московченко)

1 Можете ли Вы расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая к таблеткам, алкоголю или курению:

a. Да 10

b. Редко, но мне это удается 5

c. Нет 0

2 Насколько Ваш реальный вес превышает адекватный:

1. Превышает более чем на 50 % -10

2. Превышает более чем на 25–49 % -6

3. Превышает более чем на 15–24 % -3

4. Превышает более чем на 4–14 % 6

5. Превышает более чем не более чем на 3 % 8

6. Ниже на 4–10 % 10

7. Ниже на 11–19 % -3

8. Ниже на 20–25 % -6

9. Ниже более чем на 25 % -10

3 Применяете ли Вы в повседневной жизни какой-нибудь метод оздоровления:

1. Да, регулярно 10

2. Да, но нерегулярно 5

3. Нет 0

4 Сколько раз в неделю Вы занимаетесь физической культурой:

1. 5–6 раз 10

2. 3 раза 6

3. 2 раза 4

4. ни разу 0

5 Насколько продолжителен Ваш сон (в сутки):

1. менее 5 ч 0

2. 5–6 ч 4

3. 7–8 ч 8

4. 9–10 ч 4

5. более 10 ч 0

6 Как часто Вы питаетесь в течение дня:

1. 3–4 раза 6

2. 2 раза 3

3. 1 раз 1

7 Сколько раз в неделю Вы завтракаете:

1. ни разу 0

2. от случая к случаю 2

3. ежедневно 6

8 Как часто вы пропускаете занятия из-за болезни:

1. болею очень редко, раз в несколько лет 10

2. болею 1–2 раза в год 7

3. болею 1 раз в полгода 5

4. болею 1 раз в месяц 2

5. болею одни раз каждую неделю 0

9 Как часто Вы курите:

1. никогда 10

2. очень редко, не больше 1–2 раз в месяц 6

3. иногда (за компанию) 3

4. каждый день до 5–6 сигарет 0

5. каждый день 0, 5–1 пачку сигарет -8

10 Как часто Вы употребляете алкоголь:

1 ежедневно, более 150–200 г -10

2 не употребляю вообще 10

3 50–70 г вина 1 раз в неделю 6

4 очень редко, не больше 50 г крепких 4

5 напитков 1–2 раза в месяц 2

6 ежедневно, но не более 40–50 г в день -4

7 несколько раз в месяц, но в большом количестве -8

Суммируйте все очки и сделайте вывод о характере Вашего образа жизни по следующей шкале:

a. 88–60 баллов: образ жизни оценивается на «отлично»;

b. 59–50 баллов: отношение к здоровому образу жизни можно оценить как хорошее;

c. 49–35 баллов: Ваше отношение к здоровому образу жизни оценивается «удовлетворительно»;

d. 34 и меньше баллов: Ваши привычки и поведение далеки от здорового образа жизни, оценивается «неудовлетворительно».

 

Выводы:

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследование хронотипов и биоритмов работоспособности человека

Регулярные, периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений наблюдаются на всех уровнях организации живой материи – от внутриклеточных процессов до популяционных, называются биологическими ритмами (биоритмами). В основе их лежат изменения метаболических процессов под влиянием внешних и внутренних циклических факторов: геофизических факторов окружающей среды (смена дня и ночи, изменение температуры, влажности, атмосферного давления, напряженности электрических и магнитных полей, интенсивности космических излучений, сезонных и солнечно-лунных влияний) и нейрогуморальных, протекающих в определенном наследственно закрепленном темпе и ритме.

Хронотип человека – устойчивая индивидуальная временная периодизация психофизиологического состояния человека, в частности – работоспособности. Доказано, что у большинства людей в течение суток наступают два пика работоспособности; с 8 до 12 ч и с 17 до 19 ч. Человек наиболее пассивен с 2 до 5 ч и с 13 до 15 ч. Но, наряду с этим, есть люди, наиболее работоспособные вечером – «совы», и люди, работоспособные рано утром – «жаворонки», люди с невыраженной периодизацией активности – «голуби».

Считается, что каждый человек со дня рождения живет по своим биоритмам (биологическим часам), которые со строгой периодичностью влияют на дружеское состояние, проявление интеллектуальных способностей, эмоциональность и т.д. Многие ученые выделяют биоритмы с длиной периода в 23, 69 дней (физический цикл), 28, 43 дня (эмоциональный цикл) и 16, 33 дня (интеллектуальный цикл), которые позволяют с достаточной точностью прогнозировать состояние здоровья и динамику работоспособности человека.

Согласно теории биоритмов в дни, соответствующие положительной фазе физического биоритма, человек испытывает подъем работоспособности, ощущает прилив силы и бодрости, проявляет устойчивость к отрицательным воздействиям. Любая деятельность, связанная с затратами физических сил, реализуется успешно. В отрицательной фазе происходит снижение выносливости организма, наступает быстрая утомляемость при объемной или скоростной физической работе, нарушается координация движений.

Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности человека (творчество, сообразительность, память, логика), так как обусловлен деятельностью головного мозга.

Положительная фаза характеризует повышенную способность к усвоению информации, анализу и активизации творческого мышления. В отрицательной фазе происходит спад творческих сил.

Эмоциональный биоритм характеризует содержание и качество эмоций и чувств человека (настроение, стресс, интуиция, энергетическая мобилизация). В положительной фазе отмечается хорошее настроение, бодрость, «мышечная радость» при большой физической нагрузке с подъемом способностей проявить качества к достижению цели. В отрицательной фазе появляются отрицательные эмоции: плохое настроение, пессимизм, апатия, гнев, страх, раздражительность, нередки паника, эмоциональные и психические срывы.

Цель работы: определить хронотип, оценить параметры биологических ритмов для выбора рационального режима труда, физической нагрузки и отдыха.

Оборудование: анкета, калькулятор, календарь.

Ход работы:

I Определение хронотипа человека

1 Внимательно ознакомьтесь с анкетой хронотипа, выберите ответ, определите количество баллов.

Анкета (по Московченко)

1 Трудно ли Вам вставать рано утром:

1) да, почти всегда 3

2) иногда 2

3) редко 1

4) очень редко 0

 

2 В какое время Вы предпочитаете ложиться спать:

1) после 1 часа ночи 3

2) с 23 до 1 часа ночи 2

3) после 22 часов 1

4) до 22 часов 0

 

3 Вы недавно проснулись. Какой завтрак Вам больше по душе:

1) плотный 3

2) менее плотный 2

3) вареное яйцо или бутерброд 1

4) достаточно чаю или кофе 0

 

4 Вспомните Ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят:

1) в первой половине дня 0

2) во второй половине дня 2

5 От чего Вам легче отказаться:

1) от утреннего чая или кофе 2

2) от вечернего чая 0

6 Легко ли Вам переменить свои привычки, связанные с едой:

1) очень легко 0

2) достаточно легко 1

3) трудно 2

4) не меняю 3

 

7 Утром Вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного Вы ляжете спать:

1) более чем на 2 часа 3

2) на 1–2 часа 2

3) менее чем на 1час 1

4) как обычно 0

 

8 Насколько точны Ваши внутренние часы? Засеките время и когда, по вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы:

1) вы поторопились 0

2) вы опоздали 2

 

2 Подсчитайте количество баллов. Оцените полученный результат, учитывая следующее: если в сумме Вы набрали от 0 до 7 баллов, то относитесь к «жаворонкам»; если от 8 до 13, то к аритмикам – «голубь»; если от 14 до 21, то Вы – «сова».

3 Занесите результат в итоговую таблицу, сделайте вывод о присущем Вам хронотипе работоспособности.

II Определение биологического ритма

1 Определите свои биологически ритмы, подсчитав общее число прожитых дней (Z) со дня рождения до данной даты.

Для этого:

a. определите количество дней, прожитых со дня рождения до последнего дня. Х = возраст (полных лет) * 365 + кол-во дней високосных лет (возраст/4);

b. определите с помощью календаря количество дней, прожитых с последнего дня рождения до расчетной даты (Y).

c. определите общее число прожитых дней по формуле:

Z = Х + Y, где

Z – общее число прожитых дней,

Х – количество дней, прожитых со дня рождения до последнего дня рождения,

Y – количество дней, прожитых с последнего дня рождения до расчетной даты.

2 Для определения максимально активных и неблагоприятных дней необходимо количество прожитых дней разделить на период исследуемого биоритма. Длительность биологических циклов (дней):

a. физический – 23, 688;

b. эмоциональный – 28, 426;

c. интеллектуальный – 33, 163.

Целое число соответствует количеству полных периодов данного биоритма, а остаток – количеству дней от начала последнего периода до заданной даты. Отсюда первый максимально активный день биоритма находится в результате прибавления к заданной дате разницы между периодом биоритма и остатком.

Например, человек прожил к 15 ноября 1998 г. 6 300 дней. Рассчитываем очередной максимально активный день физического биоритма. Вначале находим разницу между периодом биоритма и остатком: 6 300 / 23, 688, остаток равен 9 дням, а разность (23 – 9) = 14 дням. Тогда очередной максимально активный день физического биоритма приходится на (15 + 14) = 29 ноября. Последующие максимально активные дни легко найти, прибавляя к найденной дате один, два и т.д. периода расчетного биоритма.

Аналогично рассчитывается эмоциональный и интеллектуальный биоритмы: 6 300 / 28, 426 остаток равен 6 дням, а разность (28 – 6) = 22 дням, значит, очередной максимально активный день эмоционального биоритма приходится на (15 + 22) = 7 декабря. Считается, что в течение первой половины периода (для физического – 11,5 дня, эмоционального – 14, интеллектуального – 16,5) находится положительная фаза, во второй – отрицательная.

 

3 Постройте график своих биоритмов.

 

       
   
 
 

 


 

                               
               


Фаза Дни

1 5 9 13 17 21 25 29 33

 

-1

 

 

4 Сделайте выводы о соответствии Вашего самочувствия расчетным параметрам биоритмов.

!!! Внимание. Очень важно учитывать максимально активные и неблагоприятные дни особенно тем, кто имеет метеолабильную зависимость – когда в одной точке на суточной оси пересекаются разные биоритмы.

 

Итоговая таблица

 

Параметры Результаты
Хронотип  
Физический биоритм  
Эмоциональный биоритм  
Интеллектуальный биоритм  

Выводы:

__________________________________________________________________

Контрольная работа №9

1. Раскрыть тему: Методика самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

2. Проведите исследование хронотипов и биоритмов своей работоспособности.

КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Контрольный раздел предоставляет оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических и методико-практических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

Оперативный контроль осуществляется преподавателями на каждом теоретическом и практическом занятии и регистрируется в учебном журнале. Текущий контроль проводится по результатам освоения тем методико-практических занятий.

Студенты, выполнившие учебную программу, сдают зачет по физической культуре. Для получения итогового зачета студент должен:

1 Прослушать теоретический курс и ответить на контрольные вопросы.

2 Посетить практические занятия в объеме не менее 75 %.

3 Защитить реферат или контрольную работу.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

 

1 Российское законодательство в области физической культуры и спорта.

2 Профессионально-прикладное значение физической культуры.

3 Обоснование необходимости самостоятельных занятий физическими упражнениями.

4 Двигательная активность, двигательные умения и навыки.

5 Основные физические качества, общая характеристика.

6 Выносливость, ее виды и воспитание.

7 Сила и методика ее развития.

8 Быстрота и методика ее развития.

9 Гибкость, ее виды и воспитание.

10 Ловкость или координационные способности.

11 Закаливание, виды и методика применения.

12 Рациональное питание, организация суточного режима.

13 Психическое здоровье.

14 Основные формы самостоятельных занятий, система планирования.

15 Самоконтроль на занятиях по физическому воспитанию.

Темы рефератов

1 Подходы к физическому воспитанию в образовательных учреждениях в разных странах.

2 Системы оздоровления в открытых и закрытых помещениях.

3 Психолого-педагогические основы физкультурного образования.

4 Динамика факторов риска среди студенческой молодежи.

5 Культура здоровья и спорта.

6 Формирование мотивационно-ценностного отношения к целенаправленной двигательной активности.

7 Рекреационный и оздоровительный туризм.

8 Олимпийской движение современности.

9 Хронотипы и биоритмы работоспособности человека.

10 Адаптация и здоровье человека.

11 Общие методы оценки здоровья индивида.

12 Массаж и его влияние на организм человека.

13 Использование компьютерных технологий в практике физического воспитания.

14 Влияние двигательной активности на умственную и физическую работоспособность.

15 Физическая культура, спорт и туризм: экономика, менеджмент, маркетинг, реклама, право.

16 Биологическая необходимость двигательной активности человека.

17 Здоровье и физические нагрузки.

18 Связь физического состояния с психическим и социальным благополучием.

19 Стресс как адаптационный синдром, его значение в сохранении здоровья человека.

20 Проблемы оздоровительной тренировки студентов с ослабленным здоровьем.

21 Об объективной необходимости в реформах высшего образования в России.

22 Фармакология и здоровье человека.

23 Влияние современных тенденций развития общества на состояние здоровья человека.

24 Здоровье как диалектическое единство биологического, социального, материального и духовного.

25 Современные подходы к определению понятия «здоровья».

26 Диагностика и управление психофизической готовностью студента к профессиональной деятельности.

27 Здоровье в иерархии потребностей культурного человека.

28 Центры послетрудовой реабилитации в системе сохранения и укрепления здоровья населения.

29 Влияние различных факторов внешней среды на механизм адаптации человека в процессе занятий оздоровительной физкультурой.

30 Использование дозированных физических нагрузок для оценки функционального состояния и здоровья человека.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Агаджанян, Н.А. Познай себя, человек / Н.А. Агаджанян. – Астрахань, 1995.

2 Азбука здоровья. Оптимист. – СПб.: ВВО, 1993.

3 Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

4 Андреев, Ю. Три кита здоровья / Ю. Андреев. – СПб., 1997.

5 Анищенко, В.С. Физическая культура: методико-практические занятия студентов: учеб. пособие / В.С. Анищенко. – М.: РУДН, 1999.

6 Барзилович, Е.Ю. Энциклопедия образа жизни / Е.Ю. Барзилович. – М.: МЭИ, 1997.

7 Бекетов, А.Н. Питание человека в его настоящем и будущем / А.Н. Бекетов. – СПб., 1993.

8 Белов, В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет / В.И. Белов. – М.:

Химия, 1996.

9 Брэгг, П. Чудо голодания / П. Брэгг – М.: МНПП «Траст»; «Пларибус», 1990.

10 Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2002.

11 Иванов, П.К. Система природной закалки-тренировки человека / П.К. Иванов. – Ростов н/Д: СКИФ, 1991.

12 Ищенко, С.И. Активное долголетие / С.И. Ищенко. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.

13 Купер, К. Аэробика для хорошего настроения / К. Купер. – М.: ФиС, 1987.

14 Купер, К. Новая аэробика / К. Купер. – М., 1976.

15 Леви, В.Л. Искусство быть собой / В.Л. Леви. – М., 1974.

16 Лисицын, Ю.П. Слово о здоровье / Ю.П. Лисицын. – М., 1993.

17 Лищук, В.А. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации: обзор / В.А. Лищук, Е.В. Мосткова. – М., 1994.

18 Лоранский, Д.Н. Азбука здоровья / Д.Н. Лоранский, В.С. Лукьянов. – М.: Профиздат, 1990.

19 Ляшко, Г.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие / Г.И. Ляшко, Т.А. Зенкова. – Ростов н/Д, 2005.

20 Медико-педагогические основы здоровья: курс лекций / под ред. Г.И. Ляшко, Т.А. Зенкова. – Ростов н/Д, 2001.

21 Мильнер, Е.Г. Выбираю бег / Е.Г. Мильнер. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

22 Николаев, В. Почему мы здоровы / В. Николаев, К. Судаков. – М., 1993.

23 Полиевский, С.А. Физкультура и профессия / С.А. Полиевский, И.Д. Старцева. – М., 1988.

24 Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие для вузов / Р.Т. Раевский. – М., 1985.

25 Розенцвейг, С. Красота – в здоровье / С. Розенцвейг. – М.: ФиС, 1988.

26 Спиридонов, Г. Здоровья кладезь – природа / Г. Спиридонов. – М.: Молодая гвардия, 1990.

27 Физическая культура студента: учебник для вузов / под ред. В.И. Ильинич. – М., 1999.

28 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.99, № 80.

29 Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / Ж.К. Холодов. – М., 2001.

30 Чусов, Ю.Н. Особенности закаливания спортсменов / Ю.Н. Чусов. – М.: ФиС, 1987.

31 Чусов, Ю.Н. Азбука закаливания / Ю.Н. Чусов. – М., 1984. – сер. «Знание, факультет здоровья». – № 10.

32 Шаталова, Г. Азбука здоровья и долголетия / Г. Шаталова. – М.: Энергоатом, 1995.

Приложения

 

Приложение 1

Пища для размышлений

 

Самый большой грех – страх.

Самый лучший день – сегодня!

Самый лучший город – там, где ты преуспеваешь.

Самая лучшая работа – та, которую ты любишь.

Самый лучший отдых – работа.

Самая большая ошибка – потеря надежды.

Самая большая слабость – ненависть.

Самый большой нарушитель спокойствия – болтун.

Самая нелепая черта характера – самомнение.

Самый опасный человек – лжец.

Самая большая потребность – в общении.

Самое большое богатство – здоровье.

Самый большой дар, который ты можешь дать или получить – любовь.

Самый большой друг и товарищ – хорошие книги.

Твои враги – зависть, жадность, потакание собственным слабостям, жалость к самому себе.

Самое большое событие в жизни – физическое, ментальное и духовное перерождение.

Самое отвратительное в человеке – зазнайство.

Самое отталкивающее – тирания.

Наиболее гадкая черта – высокомерие.

Самый большой камень преткновения, о который постоянно спотыкаешься, – невежество.

Самый умный человек – тот, кто всегда делает то, что следует. Это и есть правило, следуя которому можно стать умным человеком.

 

Девять врачей здоровья

1 Солнечный свет.

2 Свежий воздух.

3 Чистая вода.

4 Естественное питание.

5 Голодание.

6 Физические упражнения.

7 Отдых.

8 Хорошая осанка.

9 Разум.

Поль С. Брэгг

 

Приложение 2

Тематика самостоятельных занятий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.176 с.)