Психологического обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологического обследования



Чтобы оказать необходимую помощь клиенту, психолог должен, образно выражаясь, влезть в его шкуру и походить в ней: понять самоощущение этого человека и его (ее) картину мира, представления об окружающих и их отношениях. Психологическое обследование дает человеку повод по-новому поразмыслить о своей жизни и ощущение, что его понимают. Оно является средством, с помощью которого консультант пытается уловить логику развития того, кто перед ним, и предположить наиболее вероятные точки кризисов, области стагнации, способы преодоления трудностей или ухода от них. При этом цель консультанта – помочь увидеть, куда ведут те или иные шаги (решения, поступки, стиль поведения), и предложить реальные альтернативы.

Если проанализировать соответствие (или несоответствие) между возможным и достигнутым, между стремлениями и способностями, мыслями и чувствами, словами и делами, то из всего этого, пожалуй, получится новая цель, новый идеал – реальный и вполне достижимый. Достижимость-то и побудит индивидуума стремиться к нему, взглянуть на себя по-новому и встать на путь совершенствования.

Возможно также выяснить, какие ситуации в прошлом и настоящем помогали человеку раскрыться и блеснуть, а какие предъявляли непосильные требования, какова его (ее) стратегия совладания сострессом, на основании чего был сделан тот или иной жизненно важный выбор.

В то же время я пытаюсь видеть в клиенте существо психофизиологическое: мне важно знать, как организовано восприятие, какова динамика распределения внимания и утомления, какова реактивность и устойчивость психических процессов и многое другое. Знание этого рода позволит мне лучше понять такие профессионально значимые характеристики, как реалистичность, целеустремленность, способность предвидения, склонность к риску и т.п. А отсюда, в свою очередь, прямо вытекают предположения о том, что данный человек может сделать для улучшения своих производственных показателей и как им лучше руководить. (Более подробно об этом см. в Приложении 1).

 

Как вызвать клиента на откровенность

ДЛя получения откровенных ответов на интересующие нас вопросы не обойтись без доверительной, вдумчивой беседы. История жизни, рассказанная подробно, приоткрывает источники влияний на личность вашего клиента, моменты жизненного важного выбора, «зоны риска», ограничения и препятствия, периоды кризисов и многое из того, с чем человеку приходилось справляться. В такой беседе понемногу становятся понятными индивидуальная стратегия и тактика решения различных жизненных проблем и то, насколько эффективными оказались эти решения и как они повлияли на формирование стиля адаптации. Вопросы, предполагающие в качестве ответа свободное описание, помогают психологу вникнуть в характерные особенности восприятия клиента и его эмоциональных реакций на те или иные события или ситуации.

 

 

Как вызвать клиента на откровенность Что мы ищем в процессе

психологического обследования, Для получения откровенных ответов на интересующие нас вопро-- сы не обойтись без'доверительной, вдумчивой беседы.^История жиз-

_, _. ни, рассказанная подробно, приоткрывает источники влияний на лич-Чтобы оказать необходимую помощь клиенту, психолог должен, „ость вашего клиента, моменты жизненно важного выбора, "зоны

образно выражаясь, влеэтъ в его шкуру и походить в ней: понять са- р„^ ограничения и препятствия, периоды кризисов и многое из моощущение этого человека и его (ее) картину мира, представления того, с чем человеку приходилось справляться. В такой беседе понем-об окружающих и их отношениях. Психологическое обследование дает ногу становятся понятными Индивидуальная стратегия и тактика ре-человеку повод по-новому поразмыслить о своей жизни и ощущение, щения различных жизненных проблем и то, насколько эффективны-что его понимают. Оно является средством, с помощью которого кон- ущ оказались эти решения и как они повлияли на формирование стиля ^ сультант пытается ^ловить логику развития того, кто перед ним, и адаптации.^Вопросы, предполагающие в качестве ответа свободное предположить наиболее вероятные точки кризисов, области статна- описание, помогают психологу вникнуть в характерные особенности

34 i' 35

восприятия клиента и его эмоциональных реакций на те или иные рые он предпочитает скрывать. К сожалению, многие психологи зло-события или ситуации, употребляют тестами и чрезмерно полагаются на их результаты. Ви-

Свободное развернутое описание высвечивает те параметры деятельности и общения, которые значимы для клиента, на которые он своей способности правильно интерпретировать информацию, полу­склонен обращать внимание и в своей нынешней ситуации. Важно ченную в разговоре с клиентом. Или они чересчур сильно надеются при также и то, что такое описание позволяет психологу "встроиться" в помощи тестов разложить все по полочкам. язык, привычный для клиента, а не навязывать ему свой.

Стоит также обратить вимание на то, как с течением времени менялись жизненные установки, стратерии решения задач и способы эмоционального реагирования клиента. Исключительно важно и то, насколько человек способен рефлексировать по поводу собственных личностных особенностей, насколько он понимает себя.

Вопросы строятся таким образом, чтобы при ответе клиент как бы посмотрел на историю своей жизни через различные «окна» – через семейный контекст, особенности полученного образования, через области интересов, привязанностей и амбиций материального положения, через призму телесных ощущений и т.д.

Очень полезными могут быть также вопросы, подразумевающие оценочные суждения:

- Какой из (школьных предметов, учителей, начальников, случаев из жизни) был лучшим (худшим) для вас?

- Как бы вы описали вашу (мать, отца, учителя, начальника, вашу организацию, управленческий стиль, должность, друга, любовницу, ребенка, родственника, стиль поведения, сильные (слабые) стороны характера и т.д.)?

- Где и когда вы испытали наибольшие (удовлетворение, разочарование, неуверенность, горечь, успех, поражение, сомнения)?

 

Дополнительную ценность (прежде всего для прояснения противоречивого впечатления и косвенной проверки своих догадок) могут приобретать вопросы так называемой проективной направленности:

- Если бы вы могли загадать три желания...

- если бы вы встретились с исторической личностью...

- Если бы у вас была возможность начать жизнь заново...

Иногда целесообразно использовать тесты, особенно для определения степени искренности собеседника и выявления областей, которые он предпочитает скрывать. К сожалению, многие психологи злоупотребляют тестами и чрезмерно полагаются на их результаты. Видимо, кое-кто из моих коллег поступает так из-за того, что не уверен в своей способности правильно интерпретировать информацию, полученую в разговоре с клиентом. Или они чересчур сильно надеются при помощи тестов разложить все по полочкам.

Лично я всегда считал, что недостаток профессиональной квалификации у психолога не заменит никакое тестирование. Оно, безусловно, дает полезные результаты в отдельных случаях, но таит в себе опасность скатиться к механическому взгляду на личность, перестать видеть за деревьями лес. То есть, научившись определять конкретные черты характера, мы можем разучитться воспринимать личность в ее уникальной и сложной целостности.

К сожалению, в последнее время увлечение тестами не только не идет на спад, но и угрожающе возрастает, поскольку появившиеся компьютерные системы обработки данных делают труд консультанта соблазнительно легким.

 

 

Полезная рабочая схема

Один из распространенных вариантов упорядычевания обширных данных психологического обследования предлагает рассмотреть личностные характеристики клиента следующим образом:

1. Интеллектуальные характеристики. Уровень и качественные особенности интеллекта, когнитивные стили, степень реализации интеллектуальных возможностей.

2. Эмоциональные характеристики. Эмоциональная стабильность, способы эмоциональной адаптации, сила «эго», основные ценности, уровень интеграции эмоциональной сферы, волевые качества и т.д.

3. Мотивационные характеристики. Уровень побуждения, психологические потребности, сравнительная сила их влияния на поведение.

4. Понимание себя и окружающих. Способность к объективности, восприимчивость, способность к самонаблюдению, открытость новому опыту, «психологичность» мышления, эмпатия, преобладающие типы психологической защиты и т.д.

5. Характеристики общения. Склонность к доминированию/подчинению, доброжелательность, способность к сотрудничеству, такт, гибкость, желательная межличностная дистанция и т.д.

6. Деловые характеритики. «Технические» навыки, умение руководить, организаторские таланты, умение координировать, управлять, планировать, брать на себя ответственность, стиль управления и т.д. (Настоящий раздел особенно важен при рассмотрении кандидата на замещение вакантной должности для выяснения соответствия способностей человека должности, которую он намеревается занять. См. Приложение 1).

Как видите,

 

Как видите, психологическое обследование начинается с установления глубинных личностных характеристик и через самооценку подходит к чисто профессиональным качествам. Если мы предполагаем, понять, какие их психологические потребности остаются неудовлетво-что в процессе личностного роста возрастает уровень личной ответственности за свое развитие и если психологически компетентный менеджер к тому же разделяет ответственность за развитие потенциала своих подчиненных, — мы, как минимум, должны представлять себе личность нашего клиента в виде сложной многоуровневой системы, а не ящичка с этикеткой. Поэтому шесть вышеуказанных разделов неминуемо перекрываются, интегрируются и в какой-то мере вытекают один из другого.

Многие практики по соображениям четкости делят свои отчеты на шесть соответствующих разделов, другие — избегают такой структуры отчета, поскольку она грозит упрощениями и чрезмерной категоризацией.

 

Три варианта психологического обследования

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.012 с.)