Должно авторитетно провозглашаться 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должно авторитетно провозглашаться



Современная Церковь бесконечно нуждается именно в такой авторитетной проповеди. В то время, когда многие церкви потакают прихотям самовлюбленного поколения, каждый истинный проповедник обязан держаться неизменного стандарта апостольского учения и доносить до слушателей непоколебимую истину Божьего Слова. Суверенное Божье правление над Своим народом будет проявлено в авторитетном провозглашении Его Слова и в добровольном подчинении ему слушающих.

Слова, с которыми Павел обращался к Титу, применимы ко всем современным проповедникам: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит.2:15). Истинная библейская проповедь – это проповедь авторитетная, смело провозглашающая Божье Слово без компромиссов и извинений.

Задача проповедника – не предлагать людям сделать выбор, а властно провозглашать заповеди Божьего Слова, убеждая слушателей покориться Богу. В дни, когда многие служители трусливо подстраиваются под мнение большинства, где найти смелых людей, которые будут авторитетно проповедовать Божью истину?

ЖАЖДА ПО АПОСТОЛЬСКОМУ УЧЕНИЮ

 

Как принималось апостольское учение? Верующие ранней Церкви испытывали неутолимую жажду по Божьей истине. Джон Стотт так описывает первых христиан: «Они пребывали у ног апостолов, жаждущие наставлений, и в этом были настойчивы»30. По поводу первой общины, описанной во второй главе Деяний, Лука написал, что «они постоянно пребывали в учении Апостолов» (Деян.2:42). Эти духовные младенцы – все три тысячи – постоянно приходили к апостолам, чтобы напитаться духовной истиной. Не было никакой нужды в ухищрениях и трюках для завлечения их на собрания, потому что эти голодные души сами тянулись к «чистому словесному молоку».

 

30 Stott, The Message of Acts, с. 82.

ВЗЫСКАНО ЖАЖДУЩИМИ СЕРДЦАМИ

Обратите внимание, что верующие ранней Церкви «постоянно пребывали в учении апостолов». Греческий глагол проскартерео, переведённый как «пребывали», означает «стойкую и непоколебимую приверженность определённому образу действий»31. Это слово произошло от глагола картерео и эмфатической приставки прос-. Картерео означает «быть упорным и стойким, совершать что-либо настойчиво, несмотря на препятствия»32, а приставка прос- означает «вблизи, около, у». Производный глагол, таким образом, выражает усиленное желание или энергичное стремление к желаемому предмету. Этим же словом описывается единодушное пребывание в молитве ста двадцати человек, собравшихся в горнице после Христова вознесения (1:14). Позднее это же слово используется для характеристики апостольского посвящения молитве и служению Слова (6:4). В Деян.2:42 этим словом обозначается непоколебимое желание новообращённых насыщаться Божьим Словом от апостолов. Жадное стремление к Слову – это «одна из главных причин силы и живучести раннего христианства»33.

По поводу такой духовной жажды пастор и писатель Кент Хьюз заметил: «Там, где царствует Дух Святой, царствует любовь к Слову Божьему... Там, где царствует Дух Святой, Божий народ постоянно пребывает в изучении Его Слова»34. Мартин Ллойд-Джонс писал о стремлении верующего к Божьему Слову: «У того, кто родился свыше, не может не быть желания слышать Слово Божье. Младенец... инстинктивно стремится к молоку. Без молока ему не обойтись!... Живой младенец не может не нуждаться в молоке. Вывод ясен. Невозможно быть христианином, не имея желания к познанию истины!»35.

Ранняя Церковь страстно жаждала апостольского учения, потому что она состояла из возрожденных людей. Это – настоящее христианство.

ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ДУХОВНОГО РОСТА

Апостольское учение было предназначено для укрепления новообращённых в вере. Люди, которые «постоянно пребывали в учении апостолов» (2:42), были теми же людьми, которые ранее приняли обращенную к ним проповедь Петра, были спасены и крестились (ст.41). Таким образом, все уверовавшие были крещены, присоединились к общению верующих и пребывали в учении апостолов. Они постоянно приходили к апостолам за наставлениями в Божьей истине. Первые церковные собрания предназначались, прежде всего, для назидания верующих, а не для благовестия неверующим. Конечно, они не забывали и про неверующих, потому что «Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви» (ст.47). Но «взрыв благовестия» был самопроизвольным результатом их учения, а не главной целью. Они сходились для назидания и расходились для благовестия.

В центре внимания на их богослужебных собраниях было взращивание верующих в истине, а не помощь ищущим в обращении к Богу. Когда этот приоритет изменяется, и церковные собрания начинают проводиться не для верующих, а для неверующих, апостольское учение вскоре ослабевает и «разбавляется».

 

31 Richard N. Longnecker, "The Acts of the Apostles", in The Expositors Bible Commentary (Grand Rapids: Eerdmans, 1973), 9:289.

32 Ulrich Falkerothand Colin Brown, "Patience, Steadfastness, Endurance", in New International Dictionary of New Testament Theology, 2:64.

33 Walter Grundmann, "proskatereo", in Theological Dictionary of the New Testament (1965), 3:619.

34 К. Kent Hughes, Acts: The Church Afire (Wheaton, III.: Crossway, 1996), c. 47-48 (курсив Кента Хьюза).

35 D. Martyn Lloyd-Jones, Authentic Christianity (Wheaton, III.: Crossway, 2000), 1:105-6.

ГДЕ ТВЕРДАЯ ПИЩА?

 

Похоже, что современная Церковь свернула на тропу ненавязчивой, направленной на удовлетворение психологических потребностей проповеди, которая весьма далека от апостольского образца, представленного в Деяниях апостолов. Малосодержательные, возвеличивающие человека проповеди только подавляют духовную потребность истинных верующих в «твёрдой пище» Слова Божьего. Вместо обильного питания «твёрдой пищей» многие пасторы евангельских церквей только перебивают духовный аппетит, предлагая людям недоброкачественные блюда, состоящие из смеси человеческой философии и мирских мыслей. Такая вредная духовная диета, нашпигованная «всевозможными консервантами и... заменителями», - пишет Уолтер Кайзер, приводит к «богословскому и библейскому недоеданию... и повсеместному духовному голоду [из-за] того, что Слово Божье не проповедуется так, как должно»36.

Трагично, что сегодня многие пасторы, вместо того чтобы подавать людям «твёрдую пищу» Писания, просто угождают их прихотям, иногда под видом стремления спасти заблудших. Пасторы должны отказаться от своих благонамеренных, но ошибочных устремлений. Они должны сосредоточить усилия на том, чтобы «наполнить кафедру» богатым содержанием, а не церковь богатыми людьми.

Выходя на проповедь, человек Божий должен неотступно молиться о том, чтобы Святой Дух создал неутолимый аппетит к Божьему Слову в сердцах слушателей. Духовные наставники должны пламенно молиться о духовном состоянии своей паствы, прося Бога раскрыть любой грех, ослабляющий её желание слышать Божье Слово (1Пет.2:1-3). Проповедники должны снова начать провозглашать истину, всю истину и ничего кроме истины для жаждущих сердец, желающих напитаться бесконечными богатствами Христовыми. Все, что не дотягивает до этой высокой планки, является компромиссом.

 

36 Walter C. Kaiser, Toward an Exegetical Theology (Grand Rapids, Baker, 1981), c. 7-8.

МОГУЩЕСТВО АПОСТОЛЬСКОГО УЧЕНИЯ

 

Может ли церковь, действительно расти благодаря регулярному питанию, Словом Божьим? Может ли библейская проповедь на самом деле вызвать рост церкви? Конечно, да! Учение апостолов настолько же превосходно обогатило духовную жизнь иерусалимской церкви, насколько увеличило её численность. Никогда не являясь самоцелью, познание Божьей истины всегда служит средством достижения величайших целей, а именно, ведёт Божий народ к истинному поклонению, духовной зрелости, служению и благовестию. Отрывок из второй главы книги Деяний апостолов (ст.42-47) являет пример многогранного влияния апостольского учения.

ОЖИВЛЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

По мере того, как новообращенные возрастали в истине, они росли в Господе, и как следствие, возрастала их близость друг ко другу. Прошедшие через горнило Божьей истины, их взаимоотношения во Христе были выкованы и отточены на наковальне апостольского учения. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении...» (Деян.2:42). Эти два вида деятельности – учение апостолов и общение – очень тесно между собой связаны. Можно сделать вывод, что апостольская проповедь напрямую воздействовала на отношения новообращённых друг с другом. Греческое слово койнония, переведённое как «общение», означает «объединение, общность, общение, близкие отношения»37. Это свидетельствует о «том, что Дух Святой даровал тем верующим единство и согласие»38

Новообращённые христиане, принявшие спасительную веру в Иисуса Христа, увидели друг в друге братьев и сестёр. Чем больше они узнавали о своих новых взаимоотношениях с Христом, тем ближе, глубже и богаче становилось их общение в Нм. По мере того, как Божье Слово обновляло и очищало их сердца, их любовь друг ко другу становилась всё сильнее. Таким образом, учение апостолов укрепило и обогатило их общение друг с другом. Так же будет и сегодня: питаемая Словом церковь будет церковью общительной.

 

37 Walter Bauer, William F. Arndt, and F. Wilbur Gingrich, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 2nd ed., rev. F. Wilbur Gingrich and Frederick W. Danker(Chicago: University of Chicago, 1979), c. 439.

38 Johannes Schattenmann, "Fellowship", in New International Dictionary of New Testament Theology, 1:439.

ВОЗВЫШЕННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ

«Постоянно [пребывая] в учении апостолов», члены иерусалимской общины также совершали и «преломление хлеба» (2:42). Комментируя этот стих, Ф. Ф. Брюс пишет: «Преломление хлеба, по-видимому, здесь означает не просто совместный прием пищи. Вероятно, речь идет о том, что впоследствии будет названо Вечерей Господней»39. Чем больше они постигали великие истины о крестном подвиге Господа, тем более глубоким и осмысленным становилось их поклонение Ему во время причастия. Чем глубже они погружались в Слово, тем выше возносились их сердца в пламенном поклонении.

Подлинное прославление и поклонение никогда не зарождается в интеллектуальном вакууме, но всегда является искренним ответом на библейскую истину. Когда Иисус сказал: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24), Он имел в виду, что истинное поклонение происходит тогда, когда верующий внутренне реагирует на Божью истину. Другими словами, богословие ведёт к славословию. Библейская истина возжигает сердца и воспламеняет жизнь горячей и страстной любовью к Богу.

Чем больше мы узнаём и применяем истину Божью, тем яснее мы видим Его, тем более мы подчиняемся и поклоняемся Ему. Сознавая эту зависимость, Павел писал: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:16). Питаемая, Словом церковь будет церковью поклоняющейся.

УСИЛЕННАЯ МОЛИТВА

Те, кто «постоянно пребывали в учении апостолов», также были преданны молитве (Деян.2:42). Брюс объясняет: «Прежде всего, необходимо отметить, что речь идёт, скорее всего, о совместных молитвах христиан, хотя, как мы знаем, апостолы также участвовали в иудейских молитвенных служениях в храме (см. Деян.3:140. Таким образом, апостольское учение побуждало к молитве. Такова сила истинного учения. Чем больше верующие узнавали о Боге, тем более они в молитве признавали свою зависимость от Него.

Христос дал подробные указания о верном подходе, богоугодных целях и правильном отношении к молитве (Мф.6:1-14). Уча апостолов быть усердными в молитве, Иисус говорил: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам...» (7:7-11). Он учил их молиться подобно настойчивому другу (Лк.11:5-10), голодному сыну (11:11-13) и усердной вдове (18:1-8), принося свои прошения к Богу во имя Иисуса Христа (Ин.14:13-14). Несомненно, апостольское учение содержало наставления Христа о молитве, потому что оно возжигало в первых христианах желание ходатайствовать о неверующих (Деян.3:1; 4:24-31; 12г5, 12).

То же самое истинно и сегодня. Библейская проповедь должна всегда вести к дерзновенной молитве. Проповедь и молитва всегда идут рука об руку. Когда проповедуется Слово, возрастает желание молиться. Проповедующая церковь будет церковью молящейся.

 

40 J Bruce, The Book of Acts, с. 73.

САМООТВЕРЖЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ

Слушавшие апостольское учение «верующие были вместе и имели всё общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2:44-45). По поводу их любви друг ко другу Барретт заметил: «Иметь всё общим означало, что владельцы продавали своё имущество.... Лука описывает состояние, просуществовавшее в церкви некоторое время»41. Библейская проповедь породила в их сердцах заботу друг о друге, сострадание и преданность друг другу. Иисус учил Своих учеников делиться имуществом с нуждающимися (Мф.5:42). Он учил их, что они не могут одновременно служить Богу и богатству, ибо жизнь человека не зависит от его собственности (Мф.6:19-34). В притче о милосердном самарянине Иисус повелел им любить своих ближних, заботясь об их нуждах (Лк.10:30-37). Апостольская проповедь, несомненно, разъясняла слова Иисуса о любви и служении друг другу. И в результате этого истинная любовь незамедлительно изливалась из сердец верующих друг на друга. Истина призывала их к взаимной любви, которой они с радостью делились. Сегодня ничего не изменилось. Учащаяся церковь будет церковью любящей.

 

41 С. К. Barrett, A Critical and Exegetical Commentary on the Acts of the Apostles, International Critical Commentary (Edinburgh: Clark, 1998), c. 169.

СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ

Учение апостолов порождало атмосферу радости и ликования. «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2:46). Об их радостном общении Барретт написал: «Преломление хлеба здесь означает... не еженедельное воспоминание о воскресении Христовом, а просто совместный прием пищи»42. Апостольская проповедь, возвеличивавшая благодать Господа Иисуса Христа, возжигала необыкновенную радость, передававшуюся всем во время домашних собраний.

Принятое верой, Слово Божье всегда производит радость и наполняет сердца весельем. Иисус сказал: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11). Когда Слово Божье возвещается и принимается так, как должно, оно не только не бывает скучным, но и создает ощущение праздника. Наполненная Словом церковь будет наполнена и радостью.

 

42 С. К. Barrett, A Critical and Exegetical Commentary on the Acts of the Apostles, International Critical Commentary (Edinburgh: Clark, 1998), c. 170.

ВДОХНОВЕННОЕ БЛАГОВЕСТИЕ

Результатом апостольского учения было массовое обращение людей к Господу. По мере своего укрепления в вере христиане распространяли Евангелие. Они жили, «находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47). Наполнив сердца этих новообращённых, Божье Слово достигало и тех, кто был далёк от Христа, в результате чего ежедневно к Господу обращались всё новые души. Подобно неудержимому потоку воды апостольское учение проникало в сердца верующих и затем через них устремлялось к другим людям. Верующие преуспевали в свидетельстве, потому что были хорошо наставлены в Писании. Всё более и более уверенно они делились со своими ближними Благой Вестью. Объяснение Писания апостолами привело к вспышке благовестия. Церковь, сосредоточенная на Слове, будет церковью свидетельствующей.

КАК ЖЕ НАМ ПРОПОВЕДОВАТЬ?

 

Проповедуют ли сегодня евангельские верующие Божье Слово с такой же убеждённостью, чтобы можно было ожидать подобных результатов? В первой церкви такие неотъемлемые качества духовного здоровья, как общение, поклонение, молитва, служение, радость и благовестие, были порождены апостольским учением. Так должно быть и в наши дни. Божье Слово, провозглашённое в силе Святого Духа, по-прежнему способно приводить к столь же замечательным результатам.

Во второй главе Деяний (ст.42-47) утверждается первостепенная важность библейской проповеди. Апостольское учение оживило иерусалимскую церковь. То же самое возможно и сегодня, если только церковь отведёт объяснению Писания достойное место. Поставленное во главе списка разнообразных служений в первой общине апостольское учение явилось движущей силой этой церкви и катализатором её духовного роста.

Однажды Дуайта Пентекоста, заслуженного профессора библейской экспозиции в Далласской богословской семинарии, попросили произнести напутствие выпускникам, выходящим на пасторское служение. Его слова заслуживают самого пристального внимания не только начинающих служителей, но и опытных проповедников и учителей:

Ни в чём евангельский мир не нуждается так сильно, как в экспозиции Писания. Налицо отступление от этого принципа даже среди наших собственных выпускников, которые развлекают людей, угождают людским прихотям, тогда как их призвание – преподавать Слово. Это Слово есть сила Божья к спасению, это Слово даёт силу для христианской жизни, и я хотел бы, чтобы Слово Божье стало центром их служения. Быть может, это не популярно, быть может, это не приведёт к появлению огромных церквей, но это будет исполнением того, к чему их призвал Сам Бог43.

Современные церкви должны вернуться к тому, чтобы признать приоритет проповеди Божьего Слова. Да взрастит Бог новое поколение проповедников Писания, которые будут полностью преданы безукоризненному провозглашению апостольского учения. Сегодня слова, сказанные апостолом Павлом Тимофею, актуальны, как никогда раньше: проповедуй Слово!

«И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: "ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена!"

И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем".

И увидел Бог дела их, что они обратились от.икни пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел». Иона 3:1-10

«Мы не имеем права играть в проповедь. От нашей проповеди зависят судьбы людей».

Чарльз Хаддон Сперджен

 

43 Kelley M. Mathews, "An Interview with Dr. J. Dwight Pentecost", Dallas Connection, winter

НАСУЩНАЯ НУЖДА

ПОТЕНЦИАЛ БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ

 

 

В основной своей массе евангельские проповеди слабы и беспомощны, и, к сожалению, не многие это понимают. Подобно Самсону, который не заметил, как лишился Духа, многие пасторы, по-видимому, мало осведомлены о том, что Божья сила покинула их некогда «живую» кафедру. Вместо того чтобы проповедовать с новой силой, они заняты тем, что тратят энергию на дела второстепенные: гоняясь за новейшими программами церковного роста, внедряя новые стили прославления или пытаясь применить законы рыночной торговли в деле созидания Церкви. Хотя некоторые из этих действий могли бы иметь своё место в церкви, вопиющей нуждой современности является возвращение «божественной силы евангельским кафедрам».44

Корень этого кризиса – утрата уверенности в Божьей силе, действующей через провозглашение Его Слова. Хотя многие всё ещё придерживаются доктрины непогрешимости Писания, некоторые пасторы, похоже, усомнились в его достаточности для достижения богоугодных результатов посредством проповеди. Они утверждают, что библейская проповедь устарела и неуместна. В некоторых церквях спектакли, диалоги, показы фильмов и другие подобные мероприятия заняли место основательного разъяснения библейской истины. В лучшем случае эти альтернативные средства подчинены библейской проповеди, а в худшем – представляют для неё угрозу. Все эти второстепенные средства передачи библейской истины всегда должны занимать второе место после экспозиционной проповеди, которая и по сей день остаётся, по Божьему замыслу, важнейшим способом донесения Его Слова.

Пасторам было бы полезно заново взглянуть на служение Божьих слуг в Писании и внимательно присмотреться к тому, как они провозглашали Слово Божье. Один из таких людей, заслуживающих самого пристального внимания, - это пророк Иона.

 

44 На тему упадочного состояния проповеди в евангельской церкви см. Mark Dever, Nine Marks of a Healthy Church (Wheaton, III.: Crossway, 2000), c. 21-42; John H. Armstrong, ed., The Compromised Church (Wheaton, III.: Crossway, 1998); и Alistair Begg, Preaching for God's Glory (Wheaton, III.: Crossway, 1999).

ОДИН ЧЕЛОВЕК, ОДНА ВЕСТЬ, ОДИН МЕТОД

 

Выдающийся результат проповеди Ионы был исключительным в его дни, но манера его проповеди – нет. Иона пришёл в общество, в котором процветала языческая культура, где люди были мало знакомы или совсем не знакомы с библейской истиной, и завладел вниманием массы неверующих, что сегодня многим кажется недостижимым. Результатом его служения было пробуждение таких масштабов, о которых нигде больше в Библии не упоминается. Без зрелищных и развлекательных представлений, не имея бизнес-плана и не проводя рекламной кампании, Иона просто проповедовал. Божьей стратегией для покорения всего этого народа была проповедь Его служителя.

Книга Ионы – это замечательный пример того, как один человек (Иона), вооружённый одной вестью (Божьей) и посвященный одному методу воздействия на людей (проповеди) послужил инструментом для свершения великих духовных перемен. Сегодня ничего не изменилось. Чтобы обрести Божье благословение, Его дело должно исполняться Его же способом.

ПРИЗВАНИЕ К БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ

 

Во-первых, сила библейской проповеди зиждется на суверенном призвании Господом Его избранных служителей. Такое небесное призвание является основанием для могущественной проповеди. Все те, кого Бог призвал проповедовать Его Слово, должны знать, что на них пал божественный выбор в исполнении Его назначения. Иона был одним их таких людей. «Бог сказал Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (Иона 3:1-2).

ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

История начинается с призвания Господом определённого человека – Ионы. В первый раз пророк воспротивился Божьему призыву проповедовать в Ниневии (1:3), но по благодати Своей Бог повторил призыв. По сути, Иона был возвращён к тому же, с чего начинал45. Повторное поручение, данное Ионе, подчеркивает Божью решимость осуществить Свою волю, даже несмотря на ошибки Его служителя.

Призыв к делу проповеди всегда был обращен к конкретным людям, а не к общей аморфной массе. Из числа всего Израиля Бог избрал Моисея быть Его голосом к народу (Исх.3:1-8). Сходным образом, Бог сказал Иеремии, что тот был избран ещё до рождения для провозглашения Его Слова (Иер.1:5). Во время пребывания Иоанна Крестителя в материнской утробе Бог определил, что Иоанн будет Его представителем (Лк.1:15-17). Господь Иисус лично избрал двенадцать учеников, чтобы посылать их на проповедь (Мр.3:13-14). Апостол Павел был также избран Богом «от утробы матери», чтобы возвещать неисчерпаемые богатства Христовы (Гал.1:15).

То же самое происходит и в наши дни. Бог лично определяет, кто станет Его инструментом для проповеди, и даёт ему силу для этого. Каждый, кто проповедует Божью весть, должен знать, что он был избран и призван Христом, чтобы представлять Сына Божьего перед людьми. Поистине, глубокая уверенность в своём призвании будет сильной опорой, способной поддержать человека и в тяжёлые времена. Мысль о своём призвании должна подкреплять всех Божьих служителей.

ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО

Ионе было поручено Богом, проповедовать в определённом месте – в Ниневии. Расположенный на реке Тигр этот город был столицей могущественных ассирийцев46. Три раза Ниневия названа «великим городом» (1:2; 3:2; 4:11) и один раз - «городом великим у Бога» (3:3). Этот крупный город мог похвастаться населением, по крайней мере, в 120 тысяч человек (4:11). Для сравнения, население Самарии, столицы Северного Израильского царства, насчитывало только около 30 тысяч человек, а Иерусалима, столицы Южного царства, было и того меньше. Великий город Ниневия был окружен огромной внутренней стеной, шириной в 15 метров, высотой в 30 метров и около 11 километров в окружности. Вторая линия защиты, внешняя стена, была построена вокруг полей и малых пригородных селений47.

Будучи одним из самых нечестивых городов древнего мира, Ниневия наводила ужас той жестокостью, с которой её солдаты порабощали соседние народы. Ниневитяне имели дурную славу из-за того, что приносили собственных детей в жертву языческим божествам и не ценили человеческой жизни. Нет ничего удивительного в том, что этот город был известен как «город кровей» (Наум 3:1). Современная археология доподлинно установила факты ужасных зверств ассирийцев, особенно по отношению к военнопленным48. Этот ужасный город был не самым приятным местом для служения Богу. Призыв к служению в этом городе предъявлял к Ионе самые высокие требования.

Чтобы не возникло никакого недопонимания, скажу, что и сегодня не существует мест, где служение Богу давалось бы легко. Бог не посылает своих служителей проповедовать в «лёгких местах». Любому служению присущи свои трудности и требования, как и служению Ионы. Из-за того, что грех охватил всё человечество, везде, где есть люди, присутствует и человеческая развращенность. Более того, сатана удерживает всех неверующих в плену своей воли (2Тим.2:25-26). «...Весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Мир, плоть и дьявол препятствуют служению во всяком месте. Их силы зловещие, сверхчеловеческие; они противятся провозглашению Евангелия. Всюду, куда посланы Божьи слуги, их ожидает духовная битва.

 

45 К. Smith and Frank S. Page, Amos, Obadiah, Jonah, New American Commentary (Nashville: Broadman & Holman, 1995), c. 257.

46 Merrill Unger, Unger's Commentary on the Old Testament (Chicago: Moody, 1981), 2:1836.

47 John D. Hannah, "Jonah", в The Bible Knowledge Commentary, Old Testament, под ред. John F. Walvoord и Roy B. Zuck (Wheaton, III: Victor, 1995), c. 1468.

ОПРЕДЕЛЕННАЯ ЦЕЛЬ

Кроме того, Бог также призвал Иону с особенной целью – проповедовать. Ему было сказано: «...проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (3:2). В этих словах раскрывается как форма («проповедуй»), так и содержание («что Я сказал тебе»). Бог сказал ему, о чём и как говорить. Еврейское слово q\r\a, переведенное как «проповедуй», означает «призывать, умолять, вызывать, провозглашать или взывать к кому-либо» (по New International Dictionary of Old Testament Theology and Exegesis). Оно часто относится к особому воззванию в критической ситуации, направленному на принятие важного решения (Пс.33:7; 80:8)49. «В пророческой литературе глагол da служит техническим термином, выражающим провозглашение воли Яхве»50. Это – не просто совет или досужее мнение, но авторитетное провозглашение пророческой вести (3Цар.13:32; Быт.41:43; Исх.32:5; Суд.21:13; Есф.6:9). Итак, Иона должен был проповедовать с божественным авторитетом.

Что касается содержания проповеди, Бог сказал, чтобы Иона провозглашал то, что Господь повелел ему (Иона 3:2). Другими словами, содержание проповеди устанавливалось Самим Богом, а не пророком. Слово q\r\yah («проповедь») предполагает формальное воззвание официального вестника или посла и придает особую важность сообщаемой вести51. Хью Мартин, известный служитель Свободной Церкви Шотландии, живший в XVIII веке, писал: «Он должен быть послом в самом строгом смысле этого слова. Его задача – только возвестить волю Божью и Его Слово»52. Другими словами, Иона должен был верно, донести Божью весть, а не свои собственные вымыслы.

На этот раз Иона послушался Бога. Он принял решение провозглашать Божью весть. «И встал Иона и пошёл в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы» (3:3). Возможно, Иона стоял где-нибудь на берегу Средиземного моря, извергнутый на сушу большим китообразным (2:10). Ниневия находилась от него на расстоянии около 700 километров, преодолеть которые можно было примерно за месяц53. В первый раз Иона побежал на запад, теперь же, послушавшись Бога, он устремился на северо-восток. Город был около 100 км в окружности, так что требовалось около трёх дней для того, чтобы его обойти. Но даже внушительные размеры города уже не могли сдержать решимости Ионы проповедовать. Он больше не бежал от Бога, но стремился идти туда и делать то, что велел Бог.

 

48 Unger, Unger's Commentary on the Old Testament, 2:1838.

49 Leonard J. Coppes, "q\r\a," в Theological Wordbook of the Old Testament, под ред. R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr., Bruce K. Waltke (Chicago: Moody, 1980), 2:810.

50 Louis Jonker, "q\r\ya" в New International Dictionary of Old Testament Theology and Exegesis, под ред. Willem A. Van Gemeren (Grand Rapids: Zondervan, 1997), 3:971.

51 Smith H Page, Amos, Obadiah, Jonah, c. 258.

52 Hugh Martin, The Prophet Jonah (London: Banner of Truth, 1978), c. 253. 53 Smith H Page, Amos, Obadiah, Jonah, с. 259.

БОЖИЙ ЗАМЫСЕЛ ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ

 

Проповедь была Божьим средством для обращения Ниневии, она же остаётся основным Его орудием для преображения современных городов. Со святым рвением к проповеди Божьего Слова проповедники нашего времени должны повиноваться Божьему призванию и идти в предназначенное Им место, чтобы провозглашать Его спасающую истину. Такая абсолютная покорность Господу требуется от проповедников в любое время. Богом призванный человек, снаряжённый Божьей истиной, преданный определённому Богом методу служения – проповеди – вот что нужно для любой ситуации.

Одним из таких людей был Джон Нокс. Несмотря на то, что его по праву считают вождём протестантской Реформации в Шотландии, начинал он своё служение с большой неохотой. Он не мог легко относиться к такой огромной ответственности. Кафедра для будущего реформатора была священным местом, находиться за которой было подобно тому, что стоять на святой земле. Когда Джон Нокс приступал к пасторскому служению в своей первой общине в апреле 1547 г., он после первого же церковного собрания залился слезами и закрылся от посетителей, не решаясь принять Божий призыв. Он слишком хорошо понимал всю ответственность этого служения и своё несоответствие ему. Но его душа была пленена неопровержимой реальностью властного Божьего призвания.

После серьёзнейшей внутренней борьбы Джон Нокс понял, что обязан проповедовать. Где в наши дни люди, которые так же трепетали бы перед Богом? Где проповедники, сознающие своё призвание свыше? Может быть вы – один из них?

 

 

ОСОБЕННОСТИ БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ

 

С первого же дня как Иона ступил на землю Ниневии, он начал проповедовать. «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: "Ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена!"» (Иона 3:4).

Эта проповедь состоит всего из семи слов в Синодальном переводе, а на еврейском и того меньше – из пяти. Хотя совершенно понятно, что проповедь Ионы не ограничивалась этими словами, но этот стих предполагает, что Божья весть была краткой. Она включала предупреждение о надвигающемся Божьем суде и призыв принять Его спасительную благодать. Из описания проповеди Ионы можно вывести несколько наблюдений о том, что такое библейская проповедь.

БЕССТРАШИЕ

Во-первых, проповедь Ионы была бесстрашной. В своей проповеди он провозглашал Божью весть (ст.4), что объясняет его смелость. Он не проник в город украдкой и не бормотал свою проповедь робко, боясь кого-нибудь обидеть. Вместо этого пророк возвысил свой голос, чтобы перекрыть шум великого города. Он провозглашал Божье Слово, поэтому он должен был быть услышан.

Иона не заводил осторожные беседы на тему Божьего суда, как будто предвидя, что его весть может кому-то не понравиться. Наоборот, он угрожал своим слушателям Божьим гневом и вечным осуждением. Иона мог найти кучу отговорок: «Если я буду об этом говорить, то меня могут убить. Если я умру, смогу ли я быть полезным Богу?» Или: «Что если первый же, кто услышит мою проповедь, побьёт меня камнями? Как тогда я смогу обратить этот город?». Но вместо подобных рассуждений он бесстрашно провозглашал весть Господню в этой цитадели греха. С возрастающей храбростью, которая была дарована ему Богом, Иона говорил так, чтобы все его слышали.

Создаётся впечатление, что бесстрашные глашатаи Божьего Слова канули в лету. О крайней нужде сегодня в смелой проповеди Джон Стотт написал:

«В современном мире назрела безотлагательная нужда в бесстрашных проповедниках, которые, подобно апостолам в ранней церкви, были бы исполнены «Духа Святого и говорили слово Божье с дерзновением» (Деян.4:31, ср. ст.13). Ни человекоугодники, ни приспособленцы никогда не были хорошими проповедниками. Мы призваны к священному делу: нам вверено провозглашение того, что сказал Бог, а не того, что хотят услышать люди. Многие люди в современных церквах страдают «ушным зудом», что побуждает их избирать себе учителей, которые, утоляя зуд, говорили бы им только приятное (2Тим.4:3). Но нам не позволено льстить их слуху или угождать их прихотям»54.

К сожалению, большинство современных проповедей становятся слишком бесхребетными, как будто «один добродушный человек стоит перед другими добродушными людьми и уговаривает их быть более добродушными». Предупреждение Филипса Брукса, произнесённое им в Йельском университете в 1877 г. во время лекций по гомилетике, выглядит вполне своевременным:

«Если вы страшитесь людей и рабски зависите от их мнения, то займитесь чем-нибудь другим. Шейте обувь, которая будет им удобна. Рисуйте дурные картины, которые будут соответствовать их дурному вкусу. Но не тратьте вашу жизнь на то, чтобы проповедовать не то, что вам повелел Бог, а то, что они хотят от вас слышать. Будьте смелы»

54 John R. W. Stott, Between Two Worlds (Grand Rapids: Eerdmans, 1982), c. 299.

УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ

Во-вторых, проповедь Ионы была убедительной. Тот факт, что Иона «проповедовал», возвышая свой голос, говорит об эмоциональном порыве, с которым он провозглашал Божью весть. То же самое еврейское слово (q\r\a) было использовано ранее, когда говорилось о призвании пророка на служение (1:2). Иона говорил об очень серьезных вопросах жизни и смерти, спасения и осуждения, небес и ада. Александр МакЛарен, шотландский проповедник девятнадцатого века, так отзывался по поводу стиля проповеди Ионы:

«Взывать... предполагает стиль, приличествующий глашатаю Божьей вести. Он должен произносить свою проповедь громко, отчетливо, настойчиво, с подобающей серьёзностью и эмоциональностью. Вялый шепот не сможет разбудить спящих. Если вестник не будет серьёзен, его весть не дойдёт до сердец людей. Слово Божье должно звучать не слабенько, как будто проповедник его стыдится, не робко, как будто он сомневается, и не с прохладцей, как будто оно не актуально, но громогласно, подобно колоколу. Проповедник – это, прежде всего, глашатай»56.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.094 с.)