Вопрос 1. Понятие, назначение и классификация государственного регистрационного режима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие, назначение и классификация государственного регистрационного режима.



ЛЕКЦИЯ

По теме № 5 «Регистрационные режимы»

для студентов внебюджетного факультета,

специальность – 030501.65 юриспруденция, специализация – гражданско-правовая

 

Время 4 часа.

(2+2 часа)

 

 

Подготовил:

начальник кафедры

административно-правовых дисциплин

к.ю.н., доцент

Дудаев А. Б.

 

Обсуждена и одобрена на

заседании кафедры

АПД

«20» июня 2011 года

Протокол № 6

 

 

Белгород – 2011

Цели лекции:

Учебная:

- дать студентам представление о понятии и назначении регистрационных режимов, функциях органов государственной власти по их осуществлению; задачах, правовом регулировании и организации деятельности органов государственной власти по исполнению законодательства в сфере регистрационных режимов.

- формирование правосознания юриста.

Воспитательная:

- воспитание студентов в духе строгого соблюдения законов и подзаконных актов.

Развивающая:

- совершенствование навыков работы с юридическими терминами,

Метод проведения занятия:

- устное изложение материала лекции.

 

Примерное распределение учебного времени:

План лекции № 1
Вступительная часть
1. Понятие, назначение и классификация государственного регистрационного режима
2. Основания и порядок регистрации недвижимого имущества
План лекции № 2
Учебные вопросы:
3. Регистрация и учет автотранспортных средств и прицепов к ним
4. Основания и порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Заключительная часть (подведение итогов)

Литература

 

Основная:

1. Федеральный закон от 08 автуста 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 19. 07. 2009г.).

2. Федеральный закон от 21 июля. 1997 г. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним (в ред. от 17. 07. 2009 г.

3. Указ Президента Российской Федерации от 12.05. 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти (в ред. от 24.05.2011)

4. Указ Президента Российской Федерации № 1315 от 13 октября 2004 г. «Вопросы Федеральной регистрационной службы» (в ред. от 21.05.2007 г.)

5. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 12.08.2004г.)

6. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 372 от 19 декабря 2006 г. «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц»

7. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 39 от 22 февраля 2007 г. «Об утверждении Порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений»

8. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 154 от 12 сентября 2006 г. «Об утверждении Регламента Федеральной регистрационной службы»

9. Приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» вместе с административным Регламентом МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

 

Дополнительная:

 

10. Административное право России: учебник / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. – 3-е изд. перераб и доп. - М., 2008.

11. Киндеева, Е. Новые правила регистрации недвижимости [Текст] / Е. Киндеева // ЭЖ-Юрист. – 2006. № 48.

12. Чуряев, А.В. Документы, необходимые для регистрации юридического лица: анализ законодательства [Текст] / А.В. Чуряев // Право и экономика. – 2006. № 11.

Введение

Одним из необходимых косвенных рычагов государственного регулирования ряда общественных отношений, где возникает необходимость в государственном контроле, является институт регистрации.

Сфера действия государственного регистрационного режима очень обширна. Поэтому в юридической литературе данный вопрос изучается обособленно, применительно к конкретным объектам, подлежащим регистрации. Независимо от таких объектов, ее режим является административно - правовым.

Исходя из анализа нормативной базы, а также тематических юридических источников, будет полезно в целях единообразного понимания сути административного института регистрации рассмотреть его понятие и произвести классификацию государственного регистрационного режима.

Заключение

 

Особенность рассмотренных выше отношений заключается в том, что в них участвует наделенный властными полномочиями государственный орган управления, осуществляющий властные полномочия. Имущественные отношения между самими субъектами предпринимательской деятельности (горизонтальные отношения) регулируются преимущественно диспозитивными нормами гражданского законодательства, тогда как субъекты гражданских правоотношений сталкиваются с организационными (управленческими) правоотношениями, связанными с имущественными отношениями, и их отношения регулируются уже исключительно нормами административного законодательства.

С учетом отмеченного, следует подчеркнуть, что регистрационное законодательство сегодня находится на стадии становления. Сегодня существует тенденция устранения излишних административных барьеров в системе регистрационного законодательства посредством перехода от разрешительного типа правового регулирования к уведомительному и усиления ответственности должностных лиц, в компетенцию которых входит регистрационная деятельность. Думается, наибольшего эффекта удастся добиться при наличии стройного регистрационного законодательства, исключающего внутренние противоречия в регулировании регистрационных вопросов, на уровне Федерации и ее субъектов.

 

ЛЕКЦИЯ

По теме № 5 «Регистрационные режимы»

для студентов внебюджетного факультета,

специальность – 030501.65 юриспруденция, специализация – гражданско-правовая

 

Время 4 часа.

(2+2 часа)

 

 

Подготовил:

начальник кафедры

административно-правовых дисциплин

к.ю.н., доцент

Дудаев А. Б.

 

Обсуждена и одобрена на

заседании кафедры

АПД

«20» июня 2011 года

Протокол № 6

 

 

Белгород – 2011

Цели лекции:

Учебная:

- дать студентам представление о понятии и назначении регистрационных режимов, функциях органов государственной власти по их осуществлению; задачах, правовом регулировании и организации деятельности органов государственной власти по исполнению законодательства в сфере регистрационных режимов.

- формирование правосознания юриста.

Воспитательная:

- воспитание студентов в духе строгого соблюдения законов и подзаконных актов.

Развивающая:

- совершенствование навыков работы с юридическими терминами,

Метод проведения занятия:

- устное изложение материала лекции.

 

Примерное распределение учебного времени:

План лекции № 1
Вступительная часть
1. Понятие, назначение и классификация государственного регистрационного режима
2. Основания и порядок регистрации недвижимого имущества
План лекции № 2
Учебные вопросы:
3. Регистрация и учет автотранспортных средств и прицепов к ним
4. Основания и порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Заключительная часть (подведение итогов)

Литература

 

Основная:

1. Федеральный закон от 08 автуста 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 19. 07. 2009г.).

2. Федеральный закон от 21 июля. 1997 г. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним (в ред. от 17. 07. 2009 г.

3. Указ Президента Российской Федерации от 12.05. 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти (в ред. от 24.05.2011)

4. Указ Президента Российской Федерации № 1315 от 13 октября 2004 г. «Вопросы Федеральной регистрационной службы» (в ред. от 21.05.2007 г.)

5. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 12.08.2004г.)

6. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 372 от 19 декабря 2006 г. «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц»

7. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 39 от 22 февраля 2007 г. «Об утверждении Порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений»

8. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 154 от 12 сентября 2006 г. «Об утверждении Регламента Федеральной регистрационной службы»

9. Приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» вместе с административным Регламентом МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

 

Дополнительная:

 

10. Административное право России: учебник / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. – 3-е изд. перераб и доп. - М., 2008.

11. Киндеева, Е. Новые правила регистрации недвижимости [Текст] / Е. Киндеева // ЭЖ-Юрист. – 2006. № 48.

12. Чуряев, А.В. Документы, необходимые для регистрации юридического лица: анализ законодательства [Текст] / А.В. Чуряев // Право и экономика. – 2006. № 11.

Введение

Одним из необходимых косвенных рычагов государственного регулирования ряда общественных отношений, где возникает необходимость в государственном контроле, является институт регистрации.

Сфера действия государственного регистрационного режима очень обширна. Поэтому в юридической литературе данный вопрос изучается обособленно, применительно к конкретным объектам, подлежащим регистрации. Независимо от таких объектов, ее режим является административно - правовым.

Исходя из анализа нормативной базы, а также тематических юридических источников, будет полезно в целях единообразного понимания сути административного института регистрации рассмотреть его понятие и произвести классификацию государственного регистрационного режима.

Вопрос 1. Понятие, назначение и классификация государственного регистрационного режима.

Одним из необходимых косвенных рычагов государственного регулирования ряда общественных отношений, где возникает необходимость в государственном контроле, является институт регистрации.

Регистрационный режим представляет собой совокупность правовых и организационных мер, устанавливающих и закрепляющих на законодательном уровне порядок регистрационного учета соответствующих объектов (субъектов), осуществляемый указанными в законодательстве уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Природа данного режима заключается в признании государством правоспособности субъектов, установлении законности их прав (как имеющихся, так и вновь приобретаемых) на совершение какого-либо действия на основе реализации функций государственного надзора, контроля, ведения учета, классификации, хранения и выдачи соответствующей информации.

Юридический акт государственной регистрации подтверждает появление нового субъекта права, удостоверяет законность его существования. Регистрационный режим имеет важное значение в обеспечении охраны общественного и государственного порядка, а также в реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Государственная регистрация состоит из процедуры внесения соответствующих сведений в единый регистрационный реестр (предметный) и выдачи свидетельства о государственной регистрации. В зависимости от характера регистрируемых объектов сведения, содержащиеся в реестре, могут быть открытыми или закрытыми (например, паспортные данные физических лиц). Датой государственной регистрации является день внесения соответствующих записей в единый государственный реестр.

Сфера действия государственного регистрационного режима очень обширна. Поэтому в юридической литературе данный вопрос изучается обособленно, применительно к конкретным объектам, подлежащим регистрации. Независимо от таких объектов, ее режим является административно - правовым.

Исходя из анализа нормативной базы, а также тематических юридических источников, было бы полезно в целях единообразного понимания сути административного института регистрации произвести классификацию государственного регистрационного режима.

Ее можно провести по различным основаниям: по объектам и субъектам, подлежащим регистрации, по регистрирующим органам, а также по характеру регистрации. Каждый из видов классификаций способствует определению целей существующего государственного регистрационного режима.

1. Классификация государственного регистрационного режима по субъектам, подлежащим регистрации:

К субъектам относятся: физические лица (регистрационный учет граждан по месту пребывания или месту жительства; учет миграционного процесса граждан; учет численности населения, проживающего на определенной территории; правовое положение иностранных граждан; военный учет граждан (военнообязанных); криминалистический учет граждан по описаниям признаков внешности, по фото-, видео-, компьютерным изображениям, по отпечаткам пальцев рук (дактилоскопическая регистрация), по судимости, способам совершения преступлений, по кодам генотипа, изотопному содержанию тканей организма и т.д.

Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица и индивидуальные предприниматели (правоспособность у обеих категорий возникает с момента государственной регистрации - п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 49, ст. 51 ГК РФ). У юридического лица правоспособность прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Правоспособность индивидуального предпринимателя прекращается, если он подает заявление об аннулировании регистрации и выданного ему свидетельства или с момента вынесения судом решения о его несостоятельности (банкротстве). И его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.

2. Классификация по объектам:

К объектам государственной регистрации относятся: специальные права (появляются у правообладателя после регистрационных отношений. Например, выдача лицензий на совершение конкретного вида деятельности); права собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество (ст. ст. 130, 131 ГК РФ). Требуется обязательная регистрация права на недвижимое имущество. Движимое имущество подлежит регистрации только в случае, предусмотренном законом и т.д.; акты гражданского состояния (рождение, смерть, заключение и расторжение брака, установление отцовства, усыновление и т.д.; исключительные права (патенты, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования); нормативно - правовые акты (с 15 мая 1992 года введена обязательная государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, в Министерстве юстиции РФ); опасные химические вещества (во исполнение требований ст. ст. 12 - 14 Закона РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и положений Закона РФ "Об охране окружающей среды" Государственным комитетом санитарно - эпидемиологического надзора была утверждена Инструкция о порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ от 25 мая 1993 года № 01-19/22-22; домашние животные (собаки, принадлежащие гражданам, предприятиям и учреждениям и организациям, подлежат обязательной регистрации и ежегодной перерегистрации). При регистрации владельцу животного выдается регистрационное свидетельство (п. 1.5 "Временных правил содержания собак и кошек", утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 8 февраля 1994 года № 101); радиоэлектронные средства связи (Федеральный закон "О связи" от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ и иные объекты.

Перечень объектов, подлежащих регистрации, велик. По своему характеру все эти объекты разноплановы, но единственное, что их объединяет, - цели государственной регистрации.

Во-первых, посредством регистрации и ведения унифицированного учета государство обеспечивает общественную и государственную безопасность, а, во-вторых, признает правоспособность субъектов в определенной сфере деятельности.

Рассмотрев большой перечень объектов и субъектов, подлежащих регистрации, можно привести классификацию по регистрирующим органам.

3. Классификация по органам, осуществляющим регистрацию. Данные органы можно классифицировать: 1) по вертикали - регистрирующие органы РФ и субъектов РФ; 2) по горизонтали - соответствующие отраслевые государственные органы (например, Роспатент, загс), регистрационные палаты при различных министерствах, правоохранительные органы (ОВД, ГИБДД и т.д.).

Следующее основание для классификации института регистрации - характер государственной регистрации.

4. Классификация по характеру государственной регистрации:

1) обязательная государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Правосубъектность субъектов различных общественных отношений возникает исключительно с момента государственной регистрации. При несоблюдении данного требования наступает ответственность в соответствии с законодательством;

2) добровольная государственная регистрация необходима преимущественно для полного и достоверного учета соответствующих объектов и подтверждения и признания правоспособности субъектов в определенных общественных отношениях.

Если говорить о типе правового регулирования, регистрационный режим может относиться как к уведомительному (учетному), так и к разрешительному типу правового регулирования, а иногда представлять синтез того и другого типа правового регулирования общественных отношений.

Тип правового регулирования зависит от того, что государство считает необходимым регулировать жесткими императивными методами. Так, регистрация и учет граждан по месту жительства или по месту пребывания, дактилоскопическая регистрация, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, актов гражданского состояния и т.д. носят учетный, уведомительный характер.

Регистрирующие органы удостоверяют лишь сам факт совершения какого-либо конкретного действия. В противовес уведомительному типу регулирования существует разрешительный тип, в рамках которого обязательное решение соответствующих уполномоченных государственных органов на совершение какого-либо действия может содержать как согласие, так и отказ. Например, ранее одним из основополагающих и неотъемлемых институтов паспортной системы являлся "институт прописки", возникший в СССР в 1932 году. Он носил исключительно разрешительный характер, так как государственные органы давали гражданину разрешение на прописку (разрешение на проживание) в определенном населенном пункте. Пропиской подтверждалось право на приобретение жилплощади. В свою очередь отсутствие прописки служило основанием для ограничения реализации гражданами своих прав и свобод, например, в части принятия на работу. Ныне существующий институт регистрационного учета в отличие от прописки носит исключительно уведомительный характер. Наличие или отсутствие регистрации не может служить основанием для ограничения прав и свобод граждан (см. ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года, устанавливающую, что "регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан..."). Более того, каждый свободен в выборе как места жительства, так и места своего пребывания на территории РФ. Сущность регистрационного учета состоит исключительно в фиксации факта нахождения гражданина в определенном месте. Регистрация представляет собой предусмотренный федеральным законом способ учета граждан, носящий уведомительный характер и отражающий лишь факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Таким образом, органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Но так как порядок регистрации граждан находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, то это способствует на местах ужесточению регистрационной системы, придавая ей разрешительный характер. Некоторые субъекты Федерации устанавливали не предусмотренные Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ограничения в регистрации граждан по месту жительства или по месту временного пребывания, что существенно нарушало и попирало конституционные права граждан на свободу передвижения.

Уведомительный характер предусмотрен и ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года № 122, закрепляющей исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, государство может отказать в регистрации, если с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, или если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, или в связи с отсутствием у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества и т.д.

Никакие решения государства о нецелесообразности регистрации недвижимого имущества не принимаются. Более того, в случае отказа в государственной регистрации прав либо уклонения соответствующего органа от государственной регистрации данные решения могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

Уведомительный режим присутствует и при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Их правоспособность возникает с момента регистрации. При этом регистрирующий орган проверяет, соответствуют ли учредительные документы, порядок образования лица закону, после чего обязан зарегистрировать лицо, внеся его в Единый государственный реестр. Отказ в регистрации возможен только в случае непредставления необходимых для этого документов, а также представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ГК РФ, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, вступивший в законную силу с 1 июля 2002 года).

В регистрационной системе достаточно часто происходит соединение уведомительного и разрешительного типа регулирования. Так, в сфере государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности могут объединиться оба типа правового регулирования. Например, при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) данные организации, помимо предоставления ими в регистрирующие органы соответствующих документов, представляют ходатайство о согласии на создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих организаций в федеральный антимонопольный орган в соответствии с нормами Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" от 22 марта 1991 года. Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить или удовлетворить ходатайство.

Таким образом, прежде чем зарегистрировать данные хозяйствующие субъекты, государство согласно законодательству решает, давать согласие или нет. Аналогичная, то есть разрешительная система регулирования в рамках регистрационной системы присутствует и при получении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензии на совершение отдельных видов деятельности. Лицензия выдается только при соблюдении регистрационного законодательства (Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ).

Регистрация иностранных граждан на границу РФ по месту пребывания, которая носит также уведомительный характер, в то же время тесно соприкасается с разрешительной системой регулирования данных отношений. Прежде чем пересечь границу РФ, иностранным гражданам необходимо от дипломатических органов РФ получить разрешение на въезд на территорию РФ (визу), разрешение ОВД или договор о туристической поездке.

При этом право на выезд может быть ограничено в случае наличия допуска к сведениям определенной степени секретности, в случае призыва на военную или альтернативную гражданскую службу и т.д. (ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ.

Выдача разрешения (лицензии) на приобретение и хранение определенного типа оружия тоже представляет собой яркую иллюстрацию разрешительной системы. Так, органы внутренних дел, прежде чем зарегистрировать в двухнедельный срок конкретный вид оружия после его приобретения и поставить его на учет (зарегистрировать), выносят решение, выдавать разрешение на его ношение или нет, на основании предусмотренных законом данных (достижение предусмотренного законом возраста, предоставление медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием; необходимость прохождения проверки знаний правил безопасного обращения с оружием, наличие или отсутствие судимости за совершение умышленного преступления и т.д.) (ст. 13 Федерального закона "Об оружии"). При этом есть отдельные виды оружия, при приобретении которых вообще отсутствует как выдача разрешения (лицензии), так и необходимость его регистрации (например, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно). В данном случае государство устанавливает такие лояльные меры исходя из отсутствия общественной опасности и возможности причинения существенного вреда здоровью граждан.

Таким образом, государство посредством жестких "двойных" методов правового регулирования (разрешительного и уведомительного) пытается, во-первых, обеспечить государственную и общественную безопасность, а, во-вторых, защитить права и законные интересы как самих граждан и хозяйствующих субъектов, так и неограниченного круга лиц, который может пострадать от их предпринимательской или иной деятельности.

Еще одной иллюстрацией двойной системы правового регулирования может явиться государственная регистрация актов гражданского состояния - регистрация брака. Так, нормы Семейного кодекса РФ распространяют свое действие только на зарегистрированные в органах загса браки. В свою очередь граждане не обязаны их регистрировать - это личное дело каждого (здесь возможен и добровольный характер регистрации). При этом процент имеющихся фактических (гражданских) браков очень велик. Но правовые последствия возникают только при их государственной регистрации. Граждане самостоятельно в добровольном порядке уведомляют государство о вступлении в семейные правоотношения. Но есть ряд обстоятельств, при которых государство, прежде чем зарегистрировать брак, дает свое согласие или отказ, - это наличие полной дееспособности, которая возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, 18-летнего возраста. Согласно нормам семейного законодательства данный возрастной ценз по уважительным причинам может быть снижен органами местного самоуправления до 16 лет, а при особо уважительных - до 14 лет (ст. 13 СК РФ).

Если говорить о характере государственной регистрации, то она чаще всего обязательна. Но бывают ситуации, когда государство предусматривает и необязательную (добровольную) ее форму.

Необязательная форма государственной регистрации необходима исключительно для полного и достоверного учета соответствующей информации. Например, на законодательном уровне, помимо обязательной дактилоскопии, предусмотрена и добровольная дактилоскопическая регистрация граждан (ст.ст. 7-8 Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ. Добровольное волеизъявление людей на проведение дактилоскопической регистрации способствует раскрываемости преступлений, более быстрому и эффективному розыску лиц, пропавших без вести, а также их идентификации. До сих пор на законодательном уровне невозможно закрепить обязательную для всех дактилоскопию (исчерпывающий перечень лиц, подлежащих дактилоскопии, закреплен в ст. 9 названного выше Федерального закона, так как совершенно закономерно предполагается, что расширение границ обязательной дактилоскопии умаляет основные права и свободы граждан).

Добровольный порядок государственной регистрации предусмотрен и п. 1 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно ему права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Таким образом, при вступлении в силу этого закона данные владельцы недвижимости освобождаются от обязательной регистрации своих прав на нее.

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 года № 5351-1 прямо указывает, что для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или иного соблюдения каких-либо официальных формальностей. Авторское право охраняет любые творческие произведения, находящиеся в объективной форме. Создание произведения как юридический акт само по себе влечет возникновение авторских прав. Это принципиальная позиция авторского права (п. 1 ст. 9). Оповещением о своих правах является использование знаков охраны авторского права. Если же автор хочет заранее обеспечить доказательства своего авторства, то в добровольном порядке может зарегистрировать свое произведение у нотариуса или в иных общественных и государственных организациях. Тогда как патентное законодательство (Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3517-1), напротив, требует обязательного соблюдения формальностей, которые и являются обязательным условием охраны объектов промышленной собственности. Роспатент проводит единую политику в области охраны промышленной собственности посредством выдачи патентов, проведения экспертизы и государственной регистрации объектов промышленной собственности. Одновременно с публикацией сведений о выдаче патента Роспатент вносит объекты промышленной собственности в Государственный реестр промышленных образцов РФ. Патент представляет собой единственную форму охраны прав в отношении изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Таким образом, обязательная государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Так, регистрация граждан по месту жительства или по месту пребывания обязательна. Правосубъектность субъектов предпринимательской деятельности как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, возникает исключительно с момента их регистрации. Только после данного юридического акта они имеют легальное право вхождения в хозяйственный оборот. При этом в компетенцию уполномоченных государственных органов входит только проверка соблюдения условий, необходимых для создания нового субъекта права.

Предусмотрена обязательная государственная регистрация и нормативных актов министерств и ведомств федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, а также любых межведомственных актов (Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативно - правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 года № 763 (в редакции от 13 августа 1998 года N 963), Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" от 13 августа 1997 года № 1009. Государственную регистрацию проводит Министерство юстиции РФ. Акты, прошедшие государственную регистрацию, в течение десяти дней подлежат официальному опубликованию, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Незарегистрированные акты, а также зарегистрированные, но неопубликованные не влекут за собой никаких правовых последствий. Следовательно, не могут служить законным основанием для регулирования конкретных правоотношений.

В свете изложенного интересной представляется проблема теоретического плана - к какой отрасли законодательства относится система регистрационного учета хозяйствующих субъектов, недвижимого имущества и сделок с ним, ряда видов движимого имущества, актов гражданского состояния и т.д.

Безусловно, данные правоотношения - предмет как гражданского, так и административного законодательства, сторонами которых являются хозяйствующие субъекты и соответствующие уполномоченные государственные органы управления. Поэтому неверно причислять данные отношения исключительно к ведению гражданского законодательства. Ведь установление и определение самого порядка регистрации, выдачи лицензий на совершение отдельных видов деятельности и т.п. является в чистом виде административным действием государственных органов управления.

Предмет гражданского законодательства - имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 1 ГК РФ). В свою очередь, правовое регулирование организационных отношений, связанных с имущественными отношениями (отношения по регистрации, ведению реестров, учета, определения порядка осуществления конкретных видов деятельности и т.д.), характеризуется наличием обязывающих предписаний соответствующих государственных органов управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.05 с.)