Действие нпа актов по кругу лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нпа актов по кругу лиц



нпа могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юр. лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

38 Источники и формы права: понятие, соотношение и классификация. до конца 20-го столетия - источник права -форма офиц-го документа, акта, к-я содержит правовую норму (позитивистская точка зрения). Форма и источник права совпадают при позитивистском подходе. В современном правопонимании- источник- фактический способ закрепления субъективных прав и юр.обязанностей в объективном праве. 5 способов – источников закрепления: правовой обычай; правовые принципы, к-е производны от юр.доктрин; юр.прецедент (правовой случай); нормативно-правовой акт; нормативно-правовой договор. форма права- закрепление и проявление содержания права в определенных актах гос.органов, решениях судов, дог-х, обычаях и иных источниках. ученые полагают- 2 формы права — внешняя (закрепленные в актах правила поведения) и внутренняя (формальная определенность, к-я четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме). еще 1подход-информационный-содержание правил поведения м.трактовать как перспективную (предписывающую) информацию, хранить её на различных носителях (бумажных, магнитных лентах, дискетах), т.е. форму права м. определить как общеобязательные правила поведения, зафиксированные на самых различных носителях. В учебных курсах-обозначение-«формы (источники) права»-В этом контексте говорится и о видах источников права-разновидность формы права (акты госорганов, прецедентные решения судов )."источник "-сила, создающая право-власть гос-ва, к-я реагирует на потребности общ-ва, развитие общ-х отн-й и принимает правовые решения. Наряду с этим источником права следует признать форму выражения гос.воли, форму, в к-й содержится правовое решение гос-ва-право обретает общеобязательность, общеизвестность. Нет прямого отождествления понятий источника и формы права, оно допускается в ранней советской юр.доктрине, когда под правом понимаются только те правила, к-е установлены и санкционированы гос-вом и обеспечиваются его авторитетом и принудительной силой. Формы права: правосознание; официальные док-ты (норм-прав договоры, акты, прецедент, правовой обычай); юр.практика. Правосознание- представление о праве – эмоционального и интеллектуального характера. Правовой обычай- закрепляется в официальном документе по своему названию. Обыча- правило, к-е вошло в привычку народа и соблюдение к-го обеспечивается гос. принуждением. признается источником права тогда, когда он закрепляет давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. Правовые принципы – основополагающие начала действия права, не требующие доказательств и обосновании (их отождествляют с правовыми аксиомами – принцип законности, справедливости; отраслевые принципы добровольности труда). Юр.прецедент – те судебные или административные решения по конкретным делам, к-е д.б. использованы в качестве норм права разрешения других дел в последующем (в Российском праве -рекомендательный характер).

39 Нормативный правовой акт (НПА): понятие, признаки и классификация. Закон: признаки и виды. Понятие законодательства (ПЗ). Нормативно-правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права нормативный характер

Признаки нпа

это правовой акт

является результатом правотворчества

общеобязательность

оформление в виде официального документа

определённый порядок группировки правовых норм

Классификация НПА:1)по предмету регулирования: общие, отраслевые, специальные. 2)по юр.силе (для разрешения противоречий между актами, содержащими нормы различного содержания): - законы: а) конституционные,б) обыкновенные. -подзаконные акты: а) указы, б) постановления, в) декрет, г) постановления прав-ва, д) акты министерств, ведомств.3) по субъектам принятия акта: центральные, региональные, местного самоуп-я, федеральные, субъектов федерации.

Классификация НПА:

Конституция РФ.

1. Законы:

Федеральные конституционные законы,

Федеральные законы.

2. Подзаконные правовые акты:

Указы Президента РФ,

Постановления Правительства РФ,

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Международные договоры и соглашения РФ (а также общепризнанные принципы и нормы международного права составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России и имеет бо́льшую юридическую силу чем законы[4], но не должны противоречить Конституции Российской Федерации).

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

в зависимости от содержания:

отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)

гражданско-правовые

уголовно-правовые

и т. д.

комплексные

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом гос. власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и гос. строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В РФ, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.

. Понятие законодательства - широкая трактовка- в закон-во включают акты закон-х органов,+подзаконные акты (акты органов управления и судов). При узкой-только акты закон-х органов (законы и постановления парламента).Путь к правовому гос-ву-возрастание роли закона. Для этого необходимо отнести к законодательству только те акты, к-е являются закон-ми по своей природе, т.е. были приняты единственным закон-м органом-парламентом. Подзаконные акты-решения органов управления и судов в состав закон-ва не входят. Но ПЗ не м.б. определено по принципу: узкое понимание – хорошо и правильно, а широкое – плохо и неверно. Все зависит от того, для каких целей используется ПЗ. Когда мы говорим о той или иной отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное), мы имеем в виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем отрасль закон-ва, то включаем в сферу изучения законодательные и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. В процессе нормотворчества, правоприменения м. и должно применяться только узкое ПЗ, опирающееся на разную природу и юр.силу законодательных и подзаконных актов. Для других целей (кодификация, изучение права) м. использоваться и широкое ПЗ, предполагающее четкое разделение законодательных и подзаконных актов.

40 Правовое отношение: понятие и классификация. Право регулирует общ-ые отношения, в резуль­тате чего они приобретают правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями. ПО-возникающая на основе норм права общественная связь, участники к-й имеют субъективные права и юр.обязанности, обеспе­ченные гос-м. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права. Признаки: 1. Стороны правоотношения всегда обладают субъектив­ными правами и несут обязанности. Содержание правоотно­шения формируется в результате волеизъявления его уча­стников, действия юр. норм, в соответ­ствии с решениями правоприменительных органов. Правоотношение-2хсторонняя связь-участвуют 2 стороны: управомоченная и обязанная. 2. Правовое отношение-в к-м осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью гос-го принуждения. Если в этом возникает необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный го­с.орган, к-й, рассмотрев юр.дело, выносит властное решение (акт применения права), где определяются субъективные права и обязаннос­ти сторон.3. Правоотношение выступает в виде конкретной обще­ственной связи. Минимально конкретизируются правоотношения, к-е возникают непосредственно из закона-все адресаты юр.нормы имеют оди­наковые права и свободы и несут равные обязанности-пример-кон­ституционные права и свободы. Правоотношения- общ-е отношения, к-е регулируются или охраняются нормами права, возникают на их основе, изменяются или прекращаются, при этом их участники наделены субъективными правами и юр.обязанностями, реализуют их как самостоятельно, так и с помощью власти. Правоотношения в обществе возникают вместе с легализацией государственной власти. Объект- материальные и нематериальные блага, поведение участников по поводу этих благ. Три точки зрения по поводу понятия объект: объект-материальные и нематериальные блага; объект-поведение участников по поводу этих благ; объект – это и блага и поведения участников по поводу этих благ. Поведение участников – важнейший фактор правоотношений, потому что позволяет реализовать субъективные права и юр.обязанности-основное содержания правоотношений. Классификация: 1) по характеру уч-в и содержанию их субъективных прав и обязанностей: абсолютные правоотношения, относительные, простые. 2) по отраслевому признаку: государственные, административные, уголовные, семейные, муниципальные. 3)по времени: постоянные, временные. Предпосылки возникновения правоотношений: наличие норм объективного права, предусматривающих в подобных субъектах, объектах их права и обязанности; правосубъектность участников; юр.факты-жизненные обстоятельства, с к-ми нормы права связывают возникновение, прекращение, изменение правоотношений. Классификация юр.фактов: 1) по связи с волей субъекта: события, действия: а)правомерные (юр.акты, направленные на совершение юр.значимых последствий), б)неправомерные (преступления и проступки). 2)по продолжительности: единовременные, длящиеся.

 

 

43 Юридический факт: понятие и классификация. Особенности юридического состава. ЮФ- определенные жизненные обстоя­тельства (условия, ситуации), с к-ми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Придание правового характера обстоятельствам зависит от воли законодателя, офици­альной власти, а не от самих уч-в жизненного процесса. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им статус юр-х в целях их регуляции и упорядочения общественной и гос-й жизни. ЮФ служат поводами, основаниями для появления и функционирования правоотношений. Классификация: По волевому признаку: События- обст-ва, к-е объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедст­вия-пожары, наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, причиняется вред их имущест­ву). Сами по себе указанные явления служат поводами, причинами для обязат-в. Действия- факты, к-е зависят от воли людей, т.к.совершаются ими: правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды право­нарушений). правовые со­стояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности). По характеру последствий: правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза — пре­кращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе — видоизменяет данное правоотношение). юридические составы или сложные, комплексные факты-д ля возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). Так, для того чтобы возникло пенсионное правоотношение: а) достижение возраста;б) наличие трудового стажа; в) представление положенных доку­ментов; г) принятие компетентным органом решения о назначе­нии пенсии. Для правоотношения типа «студент — вуз»: а) аттестат об окончании средней школы;б) сдача вступительных экзаменов; в) проходной балл по конкур­су; г) приказ ректора о зачислении. По продолжительности:единовременные,длящиеся.

 

 

41 Структура правового отношения. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения( юр-е и фактическое). Юридическое содержание правоотношения-воз­можность опред-х действий управомоченного, необходимость опред-х действий или необходимость воз­держания от запрещенных действий обязанного, факти­ческое - сами действия, в к-х реализуются права и обязанности. Содержание правоотношения- субъек­тивные юр.права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юр.связь управомоченной и обязанной сторон, м. состоять из одной или несколь­ких юр.связей (договор купли-продажи-2правовые связи: 1-право по­купателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; 2-право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него. 2 типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами пра­ва), и абсолютные-между субъектом права и обществом (всяким и каждым). Субъективное право (СП)- предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интере­сов мера возможного поведения, обеспеченная юр.обязанностями других лиц - Признаки -1. СП-мера возможного поведе­ния. 2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юр.фактами.3. Осуществление СП обеспечено обя­занностью другой стороны: воздержание от действий, нарушающих СП другой стороны или исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица. 4. СП предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсут­ствии последнего стимул для осуществления СП теряется. 5. Данное право состоит в юр. или фактическом поведении управомоченного лица. СП включающее в себя правомочия: а) право на собственные фактичес­кие действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юр.действия (соб­ственник вещи м. ее заложить, подарить, продать, за­вещать); в) право требоватъ от другой стороны испол­нения обязанности (заимода­вец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания- воз­можность привести в действие аппарат принуждения про­тив обязанного лица (взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе). Юр.обязанность- предписанная обязан­ному лицу и обеспеченная возможностью гос-го принуждения мера необходимого поведения, к-й оно д. следовать в интересах управомоченного лица - признаки: 1. мера необходимого поведения. 2. Она устанавливается на основе юр.фактов и требований правовых норм.3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны-отдельного лица или общества (государ­ства) в целом.4. фактическое поведение обязан­ного лица.5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение-пра­вонарушением-влечет меры гос-го принуж­дения. ЮО-3формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведе­ние); совершение конкретных действий (активное поведе­ние); претерпевание ограничений в правах личного, имуще­ственного или организационного характера. Субъект права- индивиды или организа­ции, к-е на основании юр.норм м.б. участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей. Правосубъектностъ -способность (возможность) быть участником пра­воотношений- из 2х элементов: Правоспособность- способность лица иметь субъективные права и юр обязанности; Дееспособность- спо­собность и юр.возможность лица своими действи­ями приобретать права и обязанности, осуществлять и ис­полнять их-Разновидности: сделкоспособность- способность (возможность) лично, свои­ми действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность- спо­собность нести юр.ответ-ть за совершен­ное правонарушение. Субъектами-индивиды (гр-не РФ, ино гр-не, лица без граж­данства, лица с двойным гражд-м), орган-и и со­циальные общности. Объект- то реальное благо, на использование или охрану к-го направлены субъек­тивные права и юр.обязанности. Объект правоотношения теснейшим образом связан с ин­тересом управомоченной стороны и является благом, нахо­дящимся в его распоряжении и охраняемым гос-м. Объектами м.б. предметы, представ­ляющие ценность для субъекта права (жи­лое помещение), предметы духов­ного творчества (объект авторского права-со­зданное автором произведение), различные нематериаль­ные блага (право на личную и семейную тайну, тайну пере­писки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).Одно и то же благо м.б. объектом разнообраз­ных правоотношений. Так, вещь м.б. объектом права собственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследования, страхования.

 

42 Субъект права и субъект правового отношения. Основные виды субъектов правового отношения. Правосубъектность и правовое положение. СПрава - индивиды или организации, к-е на основании юр. норм м.б.участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей. СПрава делятся на индивидов (граж-е, ино гр-не, лица без гражданства, лица с двойным гражданством), орг-ции (госуд-е - гос.органы, гос.учреждения и предприятия, гос-во) и негосуд- е-общ-е объединения, хоз-е организации, религиозные) и соц-е общности (н арод, нация, население региона, трудовой коллектив). Субъекты права отличаются от субъектов правоотношений тем, что субъекты права не взаимодействуют между собой, а когда они вступают в какие-то отношения между собой, тогда они становятся субъектами правоотношений. По общему понятию- правоотн-е- любое обществен. отн-е, рег-мое нормами права. Правоотн-е - возн-щая в общ-ве в соотв-и с з-ном или даже до з-на особая форма соц. взаимод-я, уч-ки кот. облад. взаимными правами и обяз-тями и реал-ют их в целях удовл-я своих потр-тей и интересов в особом порядке, не запрещенном гос-вом или гарант-нном и охраняемом им в лице опр. органов – состав -Необх. наличие S-тов правоотн-й. Правосубъектность - юр.категория, под к-й понимается способность физ. или юр. лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юр. права и обязанности, т.е. выступать субъектом правоотношений Для этого они д.б.: а)правоспособны, б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и обяз-ти). Возможна (для физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16 лет) или огранич. (в результате суда). Для юр. лиц деесп-ть м.б.: а)уставная (согласно своему уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич. з-ном). Объекты правоотн-й – все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и немат. блага. Правосубъектность м.б. общей (способность быть субъектом права вообще), отраслевой (способность быть субъектом права в определенных социально-правовых отношениях) и специальной (юридических лиц). Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, а также правовой статус субъекта права. Под правоспособностью- способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т. е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений. виды дееспособности: полную (с 18 лет); частичную (с 14 до 18 лет); В ст. 27 ГК РФ ("Эмансипация"): 1. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, м. б. объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, по контракту, или с согла­сия родителей, усыновителей или попечителя занимается пред­принимательской деятельностью-производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия-суд. 2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответ-ти по обязательствам эмансипированного несовершенно­летнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда". Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и наступают одновременно. дееспособность -способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юр обязанности. Правовой статус - признанная конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, полномочий гос-х органов и долж-х лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права. Правовой статус гражданина, иностранца или лица без гражданства непосредственно выражает его правосубъектность, к-ю по Всеобщей декларации прав человека ООН обязаны признавать все гос-ва. Правовой статус:об щий, специальный и индивиду­альный. Общий-статус лица как гр-на гос-ва, за­крепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.Спец.статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников вой­ны, бизнесменов, адвокатов), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

 

 

44 Соотношение правообразования и правотворчества. Виды и стадии правотворчества. Правотворчество- завершающий этап процесса правообразования. Право-во -форма гос.деят-ти по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных соц-х потребностей и интересов общества. принципы: объективность (необходимость и обусловленность потребностей населения регулировать или охранять данный вид отношений); демократизм (влияние на содержание правовых норм, волеизъявление народа, социальных групп и при этом предлагает проведение этого процесса в рамках демократической процедуры); гласность; законность; строгая дифференциация полномочий и ответ-ти правотворческих органов; планирование с учетом факторов правообразования (бывает перспективным и текущим (на год или полгода));профессионализм. Объект правот-ва- деят-ть органов,направленная на создание, изменение и отмену норм права, содержащихся в официальных источниках. Субъект: парламент (федеральное собрание из двух палат), президент, прав-во, министерства, ведомства, законодательное собрание (дума), главы субъектов, департаменты, управления, органы м.самоуправления. Главный субъект-народ, участвуя в референдуме, участвуя в выборах органов, к-м делигируются полномочия правот-ва. Правот-во не следует смешивать с закон-й деят-ю-вид правот-ва, начинается с процесса законодательной инициативы-Право принадлежит определенным субъектам (депутатам фед-го собрания, президенту, прав-ву, законод-м собраниям субъектов и высшим должностным лицам субъектов). Законодательный процесс - процедуры: первое чтение (рассматривается концепция и наименование закона) и выносится решение о необходимости его принятия или отказе, законодательный орган дает поручение разработать проект для рассмотрения во втором чтении; второе чтение (учитываются разработки, идет обсуждение по главам, статьям и в целом); третье чтение (предполагает принятие закона в окончательном виде с учетом поправок и замечаний). Это завершающая процедура в процессе законотворчества. 5 дней для его распечатки и передачи в Совет Федерации. В течение 14 дней Совет Федерации должен рассмотреть направленный ему Гос.Думой закон, и принять решение по этому вопросу. Если в течение 14 дней не рассмотрен, то закон считается принятым, и в течение 5 дней представитель Совета Федерации должен его подписать и передать президенту для подписания без права вето на конституционные законы. В случае отклонения президентом его вето м.б.преодолено 2\3 депутатов Гос.Думы. Для вступления в действие – опубликование в течение 10 дн.после принятия. Классификация правот-ва: - по видам: конституционное,законодательное, правотворчество испол-й власти, судебной власти, местное, меж/нар организаций. По сфере отношений: государственное, административное, гражданское, уголовное, семейное, процессуальное. по уровню власти: федеральное, центральное, местного самоуп-я, региональное (субъектов федерации). по компетенции: отраслевое, общее, ведомственное, специальное.

45 Законотворчество и законодательный процесс (ЗП). Закон-во-форма правотворческой деят-ти гос-ва, осуществляемой специально уполномоченными органами и долж-ми лицами. В литературе м.встретить понятие «процесс законотворчества», к-е не тождественно понятию «законодательный процесс», т.к. не сводится к регламентам и процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. ЗП- составляющяя законотворчества, отражает процессуальную сторону этого явления. С формальной точки зрения ЗП представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом к-х -создание закона. Совокупность процедур составляют стадии ЗП, т.е. относительно законченные этапы, содержание каждого из к-х регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу. 4 стадии ЗП:1) внесение законопроекта или законодательного предложения (законодательная инициатива);2) рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта);3) принятие закона;4) опубликование закона. Закон-я инициатива-право компетентных орга­нов, общественных организаций и лиц возбуждать перед закон-й инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона, поступление к-го влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом-в форме предложений или готового законопроекта, к-е высший законодательный орган обязан принять к своему произ­водству- правом обладают: Президент; Совет Федерации; члены Совета Феде­рации; депутаты Гос.Думы; Правительство; представительные органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд; Высший Арбит­ражный Суд-толь­ко по вопросам их ведения. З аконопроекты вносятся в Гос.Думу. Обсуждение-на заседании Гос.Думы-допускаются поправки, изме­нения, дополнения или исключения ненужных положений. ФЗ принимаются Гос.Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение 5дн.передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ-одобрен Советом Федера­ции, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение 14дн он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения ФЗ Советом Федера­ции палаты м.создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Гос.Думой. При несогласии Гос.Думы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2\3 от общего числа депутатов.Некоторые законы, принятые Гос.Думой, под­лежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации-законы, связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и сбо­ров; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и за­щиты Гос.границы РФ; войны и мира. Принятый фз в течение 5дн направля­ется Президенту для подписания и обна­родования. На эту процедуру ему отводится 14. если Президент в течение указанного срока с момента поступления ФЗотклонит его, то Гос.дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении -одобрен в ранее принятой редакции не менее чем 2/3голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос.Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7дн и обнародованию.

 

 

46 Правовое регулирование: понятие, механизм и типы. Соотношение нормативного и индивидуального правового регулирования. ПР-целенап­равленное воздействие на поведение людей и обществен­ные отношения с помощью правовых (юр-х) средств. Право не д. и не м. регулировать все об­щ-е отношения, все соц-е связи членов общества. В сферу ПР д.входить те отношения, к-е имеют признаки: отношения, в к-х находят отражение как ин­дивидуальные интересы членов общества и общесоциальные; реализу­ются взаимные интересы их уч-в, каждый из к-х идет на какое-то ущемление своих интересов ради удов­летворения интересов другого; отношения строятся на основе согласия выполнять определенные пра­вила, признания обязательности этих правил; отношения требуют соблюдения правил, обяз-ть к-х подкреплена достаточно действенной силой. 3 группы общ -х отношений:1.отнош-я людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными)-ПР имущественных отношений.2-по властному уп­равлению обществом. 3.по обеспечению правопорядка, к-е призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов уп­равления в обществе- предмет ПР. методы правово­го воздействия. Механизм ПР: выделяют 3 звеена: -нормы права, -правоотношение, -акты реализации суб прав и юр обязанностей, толкование норм права. Всем правовым средствам присущи: 1) они выражают собой юр.способы достижения целей права - справедливого обеспечения интересов суб;2) сочетаясь определенным образом, выступают осн "работающими частями" действия права, прав рег-ния, прав-х режимов;3) имеют юр-ю силу и поддерж-тся гос-вом. В качестве правовых средств:нормы и принципы права, правоотношения, правоприменительные акты, договоры, юр-е факты, субъективные права и юр обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания и др. Нормативное ПР -целенаправленное воздействие компетентного гос.органа на неопределенный круг лиц, осуществляемое с помощью правовых норм и обеспечивающее реализацию правовых предписаний путем установления субъективных прав, юр-х обязанностей и мер ответ-ти за неисполнение соответствующих правовых норм. В отличии от нормативного индивидуальное ПР представляет собой целенаправленное воздействие на конкретного субъекта права, осуществляемое с помощью индивидуального правового акта. Индивидуально-правовое регулирование-цель-решение конкретного юр.дела и согласно всем его обстоятельствам принятие индивидуально-правового решения, имеющего обязательное значение. Индивидуальное ПР-регулирование, к-е осуществляется индивидуальными правовыми средствами: договоры (гражданские, трудовые), акты применения права. В отличие от нормативного индивидуальное ПР не носит общего характера, т.к. связано с упорядочением конкретных, т.е. единичных общ-х отношений. В этой связи индивидуальное ПР иногда называют казуальным ПР(случай). Обычно индивидуальное ПР следует за нормативным и дополняет его, конкретизируя предписания правовых норм применительно к отдельным, единичным случаям. Искл: если конкретный случай, входящий в сферу ПР, не урегулирован нормами позитивного права, т.е. имеет место пробел в закон-ве, то этот случай м.б. урегулирован индив-ми правовыми средствами. Здесь при отсутствии прямого нормативного регулирования соответствующих общ-х отношений определяющую роль будет играть индивидуальное ПР. Индивидуальное ПР-разновидности: координационное и субординационное.

47 Соотношение системы права (СП) и законодательства (СЗ). СП и СЗ-тесно взаимо­связанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. СП как его содержание-это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общ-х отношений. СЗ-внешняя форма права, выражающая стро­ение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право. Элементы права: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, к-е в своей совокупности призваны максимально учитывать регулируемые общ-х отношений. Обновление системы права связано с развитием и совершенствованием общ-х процес­сов, актуальность к-х способствует появлению новых пра­вовых институтов и отраслей. СП и СЗ не тождест­венны. различия: 1.первичным элементом СП-норма, а СЗ выступает нормативно-правовой акт. 2. СЗ по объему представлен­ного в нем материала шире СП, т.к. включает в свое содержание положения, к-е в собственном смысле не м.б.отнесены к праву (различные программные положе­ния, указания на цели и мотивы издания актов). 3. в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Отрасли же законод-ва, регулируя определенные сферы гос.жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. предмет отрасли закон-ва включает в себя весьма различные от­ношения, в связи с чем, и отрасль закон-ва не является столь однородной, как отрасль права.4. внутренняя структура СП не совпа­дает с внутренней структурой СЗ. Верти­кальная структура СЗ строится в соответ­ствии с юр.силой нормативно-правовых актов, компе­тенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. А СЗ непосредственно отражает национально-гос. устройство РФ, в соответствии с к-м ведется федеральное и рес­публиканское законодательство.5. СП носит объективный характер, СЗ подвержена субъек­тивному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объ­ективность СП-она обусловлена различными видами общ-х отношений. Необходимость проведения различия вызывается, по­требностями систематизации закон-ва, т.е. деят-тью гос.органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему. Систематизация законодательства- деят-ть,направленная на упорядочение и усовершенствование правовых норм и актов. В результате систематизации, отмены, изменения, установления нормы, создаются новые нормы, отвечающие потребностям общего развития. В процессе систематизации нормы систематизируются по отдельным признакам, сводятся в кодексы. В результате систематизации закон-ва устраняется противоречие между правовыми нормами, отменяется редакция устаревших норм, включается в текст новые, более совершенные нормы, отвечающие потребностям гр-н и гос.органов. 4 вида систематизации: Учет -действующие акты распределяются по учетным позициям, в картотечном или компьютерном варианте; Инкорпорация- внешнюю обработку действующего закон-ва, связанную с исключением норм прекративших свое существование или заменой другими нормами: Официальная-создание нового акта или уточнение старого. Неофициальная-создание или уточнение акта различными организациями, физ.лицами. Консолидация- объединение нескольких нормативных актов, действующих в одной и той же сфере общ-х отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.021 с.)