Понятие и основания пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основания пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам



Пересмотр решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам — самостоятельная стадия гражданского про-цесса, целью которой является проверка законности и обоснован-ности судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам имеет внешнее сходство со стадией пересмотра гражданских дел в порядке надзора, но осуществляется тем же самым судом, который ранее вынес соответствующее решение (определение). В этом смысле суд осуществляет самоконтроль.

Кроме того, в данной стадии процесса судебное постановле-ние подлежит проверке не с позиций его соответствия предъяв-ляемым законом требованиям к судебному решению как таково-му (законности, обоснованности и др.), а в связи с появлением вновь открывшихся обстоятельств.

Вновь открывшимся обстоятельством считается юридический факт, с которым закон связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений. При этом данный факт существо-вал на момент рассмотрения дела и вынесения решения или оп-ределения, но не был и не мог быть известен суду и участвующе-му в деле лицу. Причем речь идет о таком факте, который может повлиять на движение, перспективу и исход дела. Иными слова-ми, если бы суд знал о таком факте, обстоятельстве при рассмот-рении дела и исследовал его, то мог бы вынести совершенно иное решение по делу.

Таким образом, признаками вновь открывшегося обстоя-тельства являются:

1) существенное значение для дела (способно повлиять на вы-несенное судом решение);

2) наличие на момент рассмотрения дела и вынесения судом решения по нему;

3) полная неосведомленность суда об этом обстоятельстве.

Незаконность и необоснованность пересматриваемого судеб-ного постановления в данном случае является следствием вновь открывшихся обстоятельств, которые суд не мог учесть в момент вынесения постановления в силу их неизвестности. Для решения вопроса о пересмотре постановлений по вновь открывшимся об-стоятельствам не требуется проверять правильность применения судом закона, правильность совершения тех или иных процессу-альных действий, правильность исследования и оценки доказа-тельств по делу. Задача суда здесь иная — выяснить наличие или отсутствие самих вновь открывшихся обстоятельств и способ-ность их повлиять на правильность вынесенного судом постанов-ления. В части 2 ст. 392 ГПК РФ дан исчерпывающий перечень осно-ваний для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, вступивших в законную силу.

 

Основания пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложный неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие не-законного или необоснованного решения, определения суда, по-становления президиума суда надзорной инстанции и установ-ленные вступившим в законную силу приговором суда;

3) преступления сторон, других участвующих в деле лиц, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмот-рении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

4) отмена решения, приговора, определения суда или поста-новления государственного органа или органа местного само-управления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции;

5) признание Конституционным Судом РФ не соответствую-щим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, к которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ.

 

 

Дела, возникающие из публичных правоотношений - спе­цифическая категория гражданских дел, при рассмотрении которых суд контролирует законность действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государст­венных и муниципальных служащих

В ч 2 ст 15 Конституции РФ записано, что государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объе­динения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы А ст 46 Консти­туции гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, обществен­ных объединений, организаций, должностных лиц и государственных слу­жащих При этом под «действиями и решениями», подлежащими обжало­ванию в судебном порядке, понимаются как ненормативные, так и норма­тивные акты, затрагивающие права и свободы граждан

 

К делам, возникающим из публичных правоотношений, относят­ся категории дел:

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов,

— по заявлениям об оспаривании решений и действии (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, долж­ностных лиц, государственных и муниципальных служащих,

— по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ,

- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесен­ные федеральным законом к ведению суда

Предметом судебного разбира­тельства могут быть:

- конституционные (дела о признании недейст­вующими нормативных правовых актов полностью или в части; о защите избирательных прав или права на участие в референдуме; об оспаривании отказа в разрешении на выезд из РФ за границу или на въезд в РФ из-за границы),

- административно-правовые (заявления об оспаривании решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих),

- финансово-правовые отношения (оспаривание действий финансовых орга­нов).

Субъекты данных отн-ий связаны отн-ми власти и подчинения.

Нормы гл. 25 ГПК рассчитаны на рас­смотрение дел об оспаривании действий не только органов государствен­ной власти, но и органов государственного управления.

Специ­фическая функция суда при рассмотрении данной категории дел состоит вовсе не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществле­нии судебного контроля за законностью действий органов государства. Этим «определяется и способ возбуждения дел данной категории — оспарива­ние путем подачи заявления, а не предъявление иска»

По действующему законодательству дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судом по общим прави­лам искового производства с особенностями, установленными подразде­лом II раздела II ГПК и другими федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 246 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового произ­водства с особенностями, установленными гл. 23-26 ГПК и другими феде­ральными законами.

Одна из процессуальных особенностей дел, возникающих из публичных правоотношений (дела о призна­нии недействующими нормативных правовых актов; об оспаривании дей­ствия и решения, нарушающие права и свободы граждан) - специфическое распределение обязанностей по доказыванию. На органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, действия которых обжалуются в суд, в соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуе­мых действий (решений). Гражданин или юридическое лицо освобождают­ся от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (реше­ний), но обязаны доказать сам факт нарушения своих прав или свобод.

В числе лиц, участвующих в делах, возникающих из публичных правоотношений, закон называет заявителей и других заинтересованных лиц. Граждане и государственные органы (должностные лица), участвующие в рассмотрении названных дел, формально сторонами не именуются. Однако по существу это стороны спорного публичного (конституционного, административного либо финансового) правоотноше­ния со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В некоторых случаях по делам, возникающим из публично-правовых отношений, возможен частичный отказ от заявленных требований, уточне­ние размера или самого характера первоначально заявленных требований, уточнение юридических фактов, на которых основаны заявленные требова­ния, вполне возможно заключ мирового соглашения, полного\частичного признания ДЛ\органом правомерности требования гр-на.

Часть 3 ст. 247 ГПК предписывает оставлять заявление по делу, возникшему из публичных правоотношений, без движения, если выясня­ется, что имеет спор о праве, подведомственный судам

Обнару­жение наличия спора о праве гражданском далеко не всегда должно препятст­вовать рассмотрению заявления по делу, возникшему из публичных правоотно­шений. Такого рода препятствие возникает лишь в том случае, если этот спор затрагивает права и интересы не участвующих в деле лиц либо совместное рассмотрение дела об оспаривании акта государственного органа и иска явля­ется невозможным, исходя из смысла закона либо конкретных обстоятельств дела. Только в этих случаях возникновение спора о праве гражданском должно влечь за собой оставление заявления без движения либо без рассмотрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.007 с.)