Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качественные методы в социологии: фокус-группа, экспертный опрос, кейс-стади, круглый стол, метод Дельфи, мозговой штурм.
Фокус-группа применяется: 1. Для методической обработки инструментария 2. для сбора информации в ходе последующих массовых опросов 3. для проверки ряда гипотез по ранее неизвестным для населения новым явлениям. Идея данного метода основана на гипотезе о том, что при помощи анкеты «снимается» идеализированный срез массового сознания, ориентированный на общественные штампы и стандарты. Для того чтобы получить оценки этого восприятия респондентами проблемы, а также получить многообразие возможных точек зрения на проблему, очищенную от штампов. Методика: 1. набирают группу 7-10 человек, незнакомых друг с другом, отбираются по наличию у них ряда общих характеристик. 2. набирают несколько групп для соблюдения правил квотной выборки 3. члены группы не должны быть информированы о теме исследования заранее. 4. дискуссия управляется модератором, который не должен оказывать влияние на респондентов 5. дискуссия должна быть достаточно интенсивной, чтобы у респондентов не было времени вспоминать о существующих стереотипах. 6. длительность фокус-групп 50-60 минут, максимум 1,5 часа. 7. основная идея – нет правильных и неправильных ответов, важна идея каждого. 8. дискуссия записывается на диктофон, чтобы анонимность перед ответом называют свое имя, но оно может быть вымышленным 9. возможно использование наглядных пособий и видеоматериалов КЕЙС-СТАДИ Углубленное изучение какого-либо явления, процесса. Выявление проблем на отдельно выбранном конкретном примере. Широко применяется в изучении девиантного поведения. Почему это случилось? На основе анализа даются рекомендации для корректировки ситуации.
Экспертный опрос – это опрос специалистов в конкретной области, которые владеют информацией о проблеме. Осн. ф-ция экспертной оценки – оценить состояние проблемы, возможно, выявить ее причины и, соответственно, дать прогноз развития ситуации. Такая информация необходима как для получения ответов на сложные вопросы, так и для сопоставления ее с данными опросов населения: граждане оценивают ситуацию на микроуровне и могут поделиться опытом, с какими трудностями они сталкиваются, например, на предприятии, в городе, в семье и т.п. Эксперты оценивают состояние проблемы в целом – в конкретной сфере, регионе, городе.
Метод Дельфи Этот метод относится к классу методов групповых экспертных оценок. Он был разработан в 1964 году. Он был разработан Хилмером и Гордоном. Сущность метода состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов различных областей науки и техники, и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанном на строгом логическом анализе и на интуитивном опыте. Разрабатывается специальная анкета для экспертов, их опрос проводится в несколько туров, после заполнения анкеты экспертов знакомят с общими результатами опросов всех экспертов, для того чтобы они имели возможность переосмыслить свою точку зрения. Опрос продолжается пока не выработается единое оптимальное и эффективное решение проблемы. Существует еще метод КРУГЛОГО СТОЛА – когда приглашают экспертов на обсуждение. Недостаток в том, что эксперты изначально в своих суждениях ориентированны на компромисс, что может привести к искажению прогноза. Мозговой штурм. Метод позволяет в условиях неопределенной -ситуации разработать максимальное количество возможных решений, концентрируя внимание участников на обсуждаемой проблеме. Биографический метод Центральным объектом исследования является индивидуальная жизнь человека, его непосредственное окружение, субъективные представления о своей жизни и окружающем мире. Источником для анализа является индивидуальная биография, рассмотренная в динамике: от детства к различным стадиям взрослого существования и в совокупности с различными аспектами его деятельности и в сопоставлении с историческим контекстом определенной эпохи. Биографический метод использовали для анализа причин выбора профессии социального работника: выбор был осознанный или вынужденный по причинам наличия соц.-экономического кризиса в стране. Контент-анализ Контент-анализ помогает оценить и обобщить большой объем информации. Социометрия. Социометрия – это: 1. общая теория социальных групп; 2. всякое измерение всех соц. отношений; 3. математическое изучение психологических свойств членов группы, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного признака.
Наблюдение Достоинства наблюдения: 1. Осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений и процессов – есть возможность анализировать и воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. 2. Для объективного изучения явления важно подготовить перечень всех значимых элементов ситуации для фиксации. 3. Широкий охват события. Недостатки наблюдения: - объективного характера: 1. ограниченность 2. частный характер каждой наблюдаемой ситуации – невозможность переносить выводы на обширную совокупность 3. невозможность повтора 4. трудоемкость, т.к. предполагает участие большого кол-ва квалифицированных специалистов. - субъективного характера: 1. различия интерпретации наблюдаемого, в результате различий соц.положения наблюдателя и наблюдаемых, а также различных культурных норм 2. наличие определенных ожиданий у наблюдателя и у наблюдаемого. Социальный эксперимент Эксперимент – это и разновидность углубленного аналитического исследования, и метод сбора информации о фактах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов в степени и результатах этого воздействия.
Политический менеджмент Медведев Д.А. Перед вами поставлена цель - повысить рейтинг президента РФ Медведева Д.А. 1.Выберите и опишите целевую группу. 2.Выберите методы сбора информации об отношении к политическому лидеру 3.Опаре способы продвижения президента РФ, аргументируйте свой выбор. 4.Предложите политические технологии. 5.Оценить его ресурсы (политический, административный, информационный, организационный, финансовый, материально-технический, личностный). Социологические методы сбора информации Метод опроса. Опрос, как метод познания социальных явлений имеет давнюю традицию. Он считается наиболее популярным методом сбора информации, но не является универсальным. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником первичной информации является человек – респондент, т.е. участник исследуемых процессов. 2 вида опроса: Анкетирование Интервьюирование. В их основе лежит сумма предлагаемых респондентом вопросов, ответы на которые образуют первичную социологическую информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств. 1. содержание анкет и интервью 2. качество работы анкетера и интервьюера 3. ситуация опроса, его условия 4. психологическое состояние опроса. «+»: 1). В максимально короткие сроки можно опросить большее количество людей и получить разнообразную информацию. 2). Широта охвата различных отраслей практики. «–»: - фиксирует как события преломляются в сознании респондентов, а отсюда следует необходимо учитывать возможные искажения информации. Анкетирование: Анкета – это набор вопросов с логической последовательностью, связанных с программами и задачами исследования и направленных на выявление качественно-кон-ных характеристик объекта и предмета анализа.
Анкета начинается с обращения. В обращении важно зафиксировать кто проводит исследование, с какой целью, какова научная ценность исследования и инструкции по заполнению анкеты. Обязательно указать что анкета анонимна и заранее поблагодарить.
ИНТЕРВЬЮ Интервью (от англ. – беседа, встреча) – обмен мнениями. Обычную беседу нельзя назвать интервью, т.к. она протекает стихийно, а интервью – целенаправленная беседа, сфокусированная на определенной проблеме. Минусы интервью: 6. высокая стоимость его проведения 7. большие затраты времени 8. неудобно для выявления «больных» вопросов 9. небезопасно для интервьюера 10. возможность влияния интервьюера на респондента. Интервью применяется в самом начале исследования для знакомства с ситуацией. Интервью – это поисковый инструмент. Затем разрабатывается анкета, когда возникает необходимость изучить проблему в масштабе. Является средством доказательства существующей проблемы. Используется глубинное интервью после анкетного опроса, если требуется уточнение скрытых причин существующей проблемы. Бывает интервью телефонное, но должно быть коротким, четко продуманным. Проводится с конкретной целью.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.018 с.) |