Особенности информационных выступлений (информационно-повествовательных; информационно-объяснительных; информационно-описательных). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности информационных выступлений (информационно-повествовательных; информационно-объяснительных; информационно-описательных).



Цель информационной речи – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить любознательность слушателей. Желательный результат информационной речи – возглас слушателей: «Как интересно!».
Различают три подтипа информационных выступлений – повествование (рассказ о движении событий – экспедиция, экскурсия), описание (расчленение предмета речи и придание частям наглядности – «Дом римского гражданина») и объяснение (рассказ о том, каков предмет и его устройство «Как роятся пчелы», «Смысл буддизма» и др.).

Особенности информационного выступления:

в нем не должно быть ничего спорного, неразрешимого;

оно должно пробудить любознательность;

должно показать нерешенные вопросы;

должно удовлетворить запросы слушателей (дать исчерпывающую информацию);

должно быть актуально для слушателей;

должно содержать много конкретных фактов;

должно затрагивать общечеловеческие интересы, то есть должно быть связано с такими проблемами как жизнь и смерть, здоровье, материальное благосостояние, престиж, удовольствие, добро и зло;

должно содержать сопоставление старого и нового и вести слушателей к новому, отталкиваясь от старого («раньше лечили покоем, сейчас – движением»);

должно содержать элементы драматизма;

должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.

Цель и структура убеждающих выступлений.

Убеждающая речь предназначена для того, чтобы воздействовать на мысли аудитории. Среди них могут быть выделены речи, задача которых первоначальное формирование взглядов аудитории (характеристика, обвинительная речь), и речи, задача которых изменение существующих взглядов, переубеждение, т. е. в них очень силен элемент опровержения (критика, протест).

В отличие от жанров информационных и эпидейктических, каждый из которых имеет оригинальную структуру и специфические приемы построения, убеждающие и призывающие жанры строятся фактически по одной модели и различаются незначительными оттенками (ситуацией, спецификой аудитории, характером собрания и т. п.).

Убеждающая речь посвящена, как правило, обсуждению теоретического вопроса и не затрагивает непосредственно поступков аудитории (или затрагивает их косвенно). Предметом любой убеждающей речи является спорный вопрос, то, что вызывает разногласия. Чтобы речь оказалась успешной, необходимо для начала ясно представить себе, с чем именно мы будем бороться, о чем спорить. Поэтому речь должна начинаться с четкой формулировки проблемы. Если речь относится к собственно убеждающим, формулирование проблемы помогает точно уяснить предмет обсуждения.

Если речь относится к переубеждению (возражение) — необходимо сформулировать пункт разногласия.

Из формулировки проблемы вытекает задача речи. Так, если проблема в том, что у нас среди чиновников и депутатов много непрофессионалов, то задача — убедить в том, что выбирать в мэры нужно того, кто умеет руководить, знает эту работу.

Главное отличие убеждающей речи состоит в присутствии в ней заботы об интересах, вкусах и потребностях аудитории, стремлении объединиться со слушателями, высказать мысли, которые показались бы им полезными, важными, интересными, приятными.

Особенно важно начинать речь с мыслей, которые аудитория воспримет как абсолютно разумные и правильные. Если начинать с согласия, всегда можно достичь понимания; если же начинать с возражения, прийти к нему практически невозможно: аудитория чувствует себя уязвленной и не воспринимает доводы оратора. Это требование особенно актуально в ситуации переубеждения.

Однако и в последующем изложении необходимо использовать значимые для аудитории символы и понятия; хвалить лиц и мнения, авторитетные для собеседников, и осуждать то, что они осуждают; вспоминать то хорошее, что объединяет говорящего и слушателей, и не вспоминать плохое.

В больших аудиториях, перед многочисленными, разными по настроениям и взглядам слушателями, вдвойне важно начинать речь с предъявления своих ценностей. Ведь в такой ситуации оратор может объединиться со всеми слушателями только на основе самых общих, далеких от конкретной темы выступления топосов. Чаще всего оратор не ставит такой задачи, а стремится найти единомышленников именно для решения рассматриваемого вопроса. Ими не могут стать все участники собрания, и поэтому предъявление ценностей в начале речи помогает аудитории соотнести свою позицию с позицией оратора и определить, является ли он союзником или относится к стану идейных противников. При этом важно помнить о том, что используемые оратором топосы должны соответствовать теме выступления и ситуации. Это мысли, тесно связанные с тезисом.

Особенности поздравительных выступлений.

Речь-поздравление — один из наиболее затребованных жизнью эпидейктических жанров, т. к. в общественной жизни торжественные ситуации — явление не редкое:дни рождения,свадьбы,государственные праздники и т.д. Адресатом поздравления может быть конкретный человек, а также более или менее обширная группа людей.

Цель доставить удовольствие адресату реализуется в поздравлении, как и следует эпидейктической речи, в похвале его положительным качествам, славным делам и поступкам, значительным достижениям.

Отыскивая содержание для поздравления, необходимо отказаться от заезженных штампов и подумать над тем, что действительно является ценностью для человека, лично значимо для него и положительно им оценивается.

Специфической жанрообразующей чертой поздравительной речи является выдвижение на передний план всего лучшего в предмете речи, а не создание его объективного портрета. Именно поэтому здесь предполагается преувеличенное внимание к хорошим качествам виновника торжества, которые должны укрупняться и положительно оцениваться.

Официальная поздравительная речь обычно имеет сложную композицию. Вступление должно содержать обращение к адресату и присутствующим, указание на повод для произнесения речи (по какому случаю: день рождения, вручение награды и т. п.), сообщение задачи или тезиса (что в адресате будет подвергаться положительной оценке, за что его будут хвалить).

Основные недостатки поздравительной речи обычно сводятся к следующему:

Самый распространенный недостаток состоит в том, что совершенно отсутствует основная (похвальная) часть. Оратор произносит формулу поздравления и сразу же переходит к пожеланиям, которые чаще всего оказываются совершенно формальными, не связанными с личностью и ценностями адресата.

В речи отсутствует похвала имениннику и другие эпидейктические элементы, и следовательно, она не выполняет своего назначения.

Поздравительная речь становится лишь поводом для посторонних рассуждений, оратор забывает о цели своего выступления.

Пожелания не связаны с похвалой. Это очень распространенная ошибка: о чем бы ни говорил оратор в основной части (даже если он делает это совершенно правильно), переходя к пожеланиям, он считает себя обязанным непременно пожелать всего-всего и еще сверх того.

Вопрос №8. Требования к содержанию публичного выступления. Понятия содержательности и информативности выступления.

Речь человека вообще и его отдельные выступления перед слушающими можно охарактеризовать по содержанию, выразительности и форме.

Требования к речи:

1. Простота и ясность изложения (следует избегать уличных и слишком сложных выражений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов).

Последовательность и четкость объяснения.

Убедительность и логичность приводимых доводов.

Нацеленное выступление (выступающий должен заранее знать, что он хочет сказать и, соответственно, подбирать аргументы).


Требования к форме речи:

Отчетливое произношение.

Нормальный и средний темп.

Соразмерность силы голоса.

Смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами.

Богатый словарный запас речи. Отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.006 с.)