Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина (1745—1792) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина (1745—1792)



Говорение как драматическое действие в комедии “Бригадир” — Каламбурное слово и природа художественной образности в комедии “Недоросль” — Жанровые традиции сатиры и оды в комедии “Недоросль” — Проблема жанрового своеобразия комедии “Недоросль” Если Сумароков писал свои трагедии главным образом для того, чтобы внушить монархам должные представления об их монаршем нравственном облике и общественной позиции, а комедиями пытался расправиться со своими литературными недругами и личными врагами; если Лукин обратил внимание на русские нравы и склонил на них западноевропейские комедийные сюжеты дабы искоренить порок из сердец сограждан, а также внушить им понятия о добродетели, то в комедии Д. И. Фонвизина “Бригадир” (1769), при всей сатирической остроте этого текста, все же не заметно никакой посторонней цели. Скорее, “Бригадир”, в любви его автора к выразительному и изобразительному слову, обнаруживает больше чисто эстетический интерес к национальному быту, нравам, характерам, образу мыслей, жизни и способам словесного выражения смыслов — тому, что современники Фонвизина называли “нашими нравами”, а мы, пожалуй, можем назвать ментальностью. В этом отношении “Бригадир” действительно поднимается над традицией, но отнюдь не вопреки, а благодаря этой традиции стал возможен подобный эффект. И то принципиальное новшество, которое заставляет интерпретаторов “Бригадира” отрывать эту комедию от творчества фонвизинских предшественников [1], — это сам способ организации эмпирического бытового и словесного материала жизни в концептуальную модель русского мира, который в драме вообще называется драматическим действием.

• Говорение как драматическое действие в комедии «Бригадир»

• Каламбурное слово и природа художественной образности в комедии «Недоросль»

• Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль»

• Проблема жанрового своеобразия комедии «Недоросль»

 

Творчество Г.Р.Державина.

Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 (14) июля 1743, село Сокуры (ныне Державино) Лаишевского уезда (ныне Лаишевского района) Казанской губернии (ныне Татарстан), Российская империя — 8 (20) июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния, Российская империя) — крупнейший русский поэт эпохи Просвещения. Его творчество представляет собой вершину русского классицизма.В различные годы занимал высшие государственные должности: правитель Олонецкого наместничества (1784—1785), губернатор Тамбовской губернии (1786—1788), кабинет-секретарь Екатерины II (1791—1793), президент Коммерц-коллегии (с 1794), министр юстиции (1802—1803). Член Российской академии с момента её основания. По семейному преданию, род Державиных происходил от одного из татарских мурз. Гавриил Романович родился в родовом имении в селе Кармачи под Казанью в 1743 году, там же провёл детство. Он рано лишился отца, майора Романа Николаевича. Мать — Фёкла Андреевна (урожденная Козлова).С 1762 года служит в Санкт-Петербурге, в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. В 1773−1774 годах участвует в подавлении восстания Пугачёва.Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II. Державина назначают наместником Олонецкой губернии, а с 1785 - губернатором Тамбовской. В обоих случаях попытки Державина навести порядок, борьба с коррупцией приводят к конфликтам с местной элитой, и в 1789 году он возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.Неоднократно Гавриил Романович посещал усадьбу Зубриловка, принадлежащую его другу Сергею Фёдоровичу Голицыну. Точно известно, что он посещал усадьбу осенью 1788 года[1].В 1803 году Державин уходит в отставку, поселяется в Санкт-Петербурге и в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни сосредотачивается на литературной деятельности. «Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин). Лицейский экзамен на картине РепинаГавриил Романович и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода (см. фото).Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки подверглись артиллерийскому обстрелу, а затем более 40 лет находились в руинах. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, сразу после окончания реставрации монастырского собора и в связи с 250-летием поэта, останки Гавриила и Дарьи Державиных были возвращены в прежние склепы.[править]Государственная служба.28 июня 1762 года — Вместе с полком участвовал в государственном перевороте, поставившем на престол Екатерину II.1762—1775 — Солдат гвардейского Преображенского полка;1786—1788 — Губернатор Тамбовской губернии;

1791—1793 — Кабинет-секретарь Екатерины II.с 1793 — Сенатор.с 1794 — Президент Коммерц-коллегии.1802—1803 — Министр юстиции.1809 — окончательно отстранен со всех государственных постов («уволен от всех дел»).[Творчество.Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.[2]Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова:Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало:Гавриил Романович Державин в истории русской поэзии. Этапы творчества, жанр, стиль. (1743-1816)

Исследователи творчества: Западов, Макогоненко. 1 опыты — сатирические стихи. 1 сборник — стихотворения, написанные под влиянием Ломоносова и Сумарокова. К концу 70-х осознал исчерпанность традиций Ломоносова. Он лишь повторяет его: «Хотел парить, но не мог». Не получалось, как у Ломоносова, выбирает свой путь. С 1779 года входит в литературу по-настоящему. Ода «На рождение в Севере порфирородного отрока».Ода «Ключ». Ода «На смерть Мещерского». Оды написаны 4-стопным ямбом. Меняется образ лирического героя. Если в поэзии классицизма поэт — поэт вообще, как голос нации, у Державина образ поэта приобретает личностные характеристики. Державин говорит от себя лично. «На рождение в Севере....» - нетрадиционный размер — хорей. Нет строфического деления. Концентрация идеи создавалась с помощью мифологии (в основном — античной). Державин обращается и к славянской мифологии- «седой Борей», напоминает Деда Мороза. В названии нет определения жанра — ода. Пейзаж — русский: русская зима. Традиционно здесь — пожелания будущему императору: «Будь на троне человек».

«На смерть Мещерского». Главные оппозиции стихотворения: жизнь и смерть, время и вечность. Рассуждая об отвлеченных понятиях Державин находит предметные образы для выражения философских выражений. Например, время, неумолимо приближающее человека к смерти, изображено в виде часов. Смерть — старуха с косой, тать (фольклорный образ), т. е. отход от риторики. Державин говорит о себе, используя личные местоимения, раньше этого не было. «Я в дверях вечности стою». Оппозиция жизнь-смерть разрешается в финале: «Жизнь есть небес мгновенный дар». У человека должна быть чистая душа. Только чистая душа снимает трагизм.1782 «Фелица» - Екатерина II, “счастье”. Имя из сказки, написанной Екатериной своему внуку. 4-стопный ямб. Новаторское стихотворение. Лирический герой — конкретный человек, Державин. Очень подробно описывается его повседневная жизнь. Адресата оды Державин изображает как живую, со своими привычками - «ходишь пешком», «никого не обидишь». Обычно в оде адресат приравнивался богу. Державин воссоздает образ реальной женщины: мудра, красива. Характеризует ее правление: разрешает говорить правду, выезжать за границу. По контрасту с адресатом лирический герой — обыкновенный человек (играет в дурачки с женой). Современники узнавали здесь привычки людей, близких Екатерине II — Потемкин, Орлов. Лирический герой обретает биографическую достоверность, простой человек — на его фоне достоинства Екатерины становятся ярче, то есть в рамках одного стихотворения соединяется высокое и низкое, чего не допускала поэтика классицизма. Есть разговорные слова. Державин пишет ряд стихотворений, посвященных знаменитым полководцам. «Водопад» - Потемкин. «Снегирь» - Суворов. Державин старается передать подлинные черты очень простого и непритязательного Суворова, но великого полководца. «Ездить на кляче, есть сухари». Духовная, философская тема — ода «Бог». Главные темы — Бог и человек, вечность и смерть. Вечен — Бог, смертен — человек. Бог как природа. Человек — часть мироздания. «Я царь — я раб — я червь — я бог!» Человек может занимать значительное место в мироздании. Высокая сатира: «Вельможа», «Властителям и судиям». «Вельможа» - обличает вельмож, которые забывают о своем доме. Образ вельможи сибарита создал Державин. Вельможи противостоят всем остальным. Любимая оппозиция Державина: внешнее проявление и суть. «Осел останется ослом, Хоть ты осыпь его звездами».«Властителям и судиям»: переложение псалма. Судьи («земные боги») подвержены многим страстям. Державин выражает свой гражданский идеал. «Ваш долг есть соблюдать законы». Поэт-оратор в этой стихии выдвигает свой личный опыт в качестве критерия оценки личности монарха. Поэт у Державина — служитель правды («Памятник»). Кристальная честность — главное начало поэта. 90-е годы — перелом в творчестве. Обращается к анакреонтической лирике. Анакреонт — певец любви, природы, красоты. Мир большой политики постепенно обесценивается у Державина. Утрачивает привлекательность государственная служба. Разочарование — невозможно создать разумные законы жизни. Державин перелагает Горация, Сафо, Анакреонта. Создает антологическую лирику. Анакреонт привлек Державина своей независимостью от чинов и богатства. Державин стремится найти в жизни такую область, где была бы почва для жизненной гармонии. Мотивы: радость любви, застолье, женское очарование, красота природы. «Сафо», «Купидон» На русском материале создает анакреонтические стихи: «Русские девушки», «Цыганская пляска», «Зима», «Соловей».

 

 

Поэтические открытия Державина:

1.Из риторической поэзия превращается в предметную.

2.Слово лишено семантической двуплановости. Создает иллюзию полного соответствия объекту изображения.

3.Поэзия должна создавать пластические картины, которые можно увидеть зрителю. Создание пейзажей.

4.Разрушает жанровые перегородки (из классицизма). Язык — синтез.

5.Лирический герой — биографически конкретен. Личность автора не подавляется строгими правилами классицисткой поэзии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.011 с.)