Воспитание как компонент социализации. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание как компонент социализации. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.



В науку о человеке термин "социализация" пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было "обобществление" земли, средств производства. Автором термина "социализация" применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г.Гиддингс, который в 1887 г. в книге "Теория социализации" употребил его в значении, близком к современному – "развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни".

Другое же определение социализации дает Ф.А. Мустаева ("Социальная педагогика"): это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром.

В различных словарях социализация определяется как:

1. процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

2. процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта;

3. сложный, многогранный процесс, включающий человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение им общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э.Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде эти этапы можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации. Вот одна из них. Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-75 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Эта периодизация не является общепризнанной, она весьма условна, но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации. А.В.Мудрик предлагает все условия или факторы социализации в обобщенном виде объединить в 4 группы. Первая – мегафакторы ("мега" – очень большой, всеобщий) – планета, мир, космос. Вторая – макрофакторы ("макро" – большой) – страна, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах, это влияние опосредовано других групп факторов. Третья – мезофакторы ("мезо" – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, село), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, кино, ТВ). Мезофакторы влияют на социализацию ребенка как прямо, так и опосредованно через факторы четвертой группы – микрофакторы. К ним относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные, религиозные организации.

Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические требования; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок и песен до скульптур); стиль и содержание наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализированных организациях; виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

В отечественной науке наибольший вклад внес в постановку и рассмотрение проблемы социализации И.С.Кон. С точки зрения Кона, "объем понятия "социализация" несколько шире, чем воспитание. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание, прежде всего, подразумевает систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества." С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация.

Особую роль в процессах социализации играют средства массовой коммуникации. Синонимами понятия "массовая коммуникация" являются понятия "массовые информационные процессы", "массовая информация" и др.

В настоящее время СМИ стали своеобразным зеркалом, отражающим различные отношения: политические, рыночные; с одной стороны дворцы и особняки, с другой – убогие жилища; культ хамства и уничтожение культуры и многое, что не всегда понятно взрослым, не говоря уж о подростках. Через СМИ человек узнает обо всем с разных точек зрения и это все подвергает анализу. СМИ не только развивают личность, но и разрушают ее, т.к. некоторые несформировавшиеся подростки могут измениться в худшую сторону.

У детей младшего школьного возраста наблюдают отставание в развитии, ухудшение памяти, низкую способность к концентрации и рассеянное внимание. Американские и немецкие ученые утверждают, что телевизор уже давно начал заменять детям общение со сверстниками. Согласно данным, немецкие дети смотрят телевизор 3 часа 40 минут в день. Российские дети в этом вопросе не отстают от своих европейских сверстников. Согласно мнению нейропсихолога Элизабет Соувел (Калифорнийский университет), просмотр телевизионных программ тормозит развитие мозга у детей младше 2 лет. Дело в том, что быстрое мелькание картинок на экране приводит к стимуляции особого рода, в результате которой страдает мозг малыша. Причем, изменения считаются необратимыми. Поэтому ребенка можно подпускать к телеэкрану лишь с 3 лет и то не более чем на полчаса в день, желательно лишь для просмотра образовательных программ.

По мнению российских психологов, зачастую именно сами родители виноваты в том, что ребенок превращается в телемана. Особенно это относится к вечно занятым или молодым мамам. Проще поставить ребенку смотреть мультики по видео, чем читать с ним книжки или собирать кубики. Дети, проводившие перед телевизором больше 2 часов в день страдают массой специфических отклонений. Самое серьезное – это нарушение концентрации внимания, которое сильно усложняет учебу ребенка в школе. Они попросту не могут сосредоточиться на чем-либо одном, т.к. привыкают щелкать пультом, перескакивать с канала на канал, с сюжета на сюжет. Этот синдром получил название заппингмания. Помимо того что дети хуже учатся, они также чаще страдают невротическими расстройствами, а кроме того, с трудом налаживают контакт со сверстниками. Повышенная заторможенность или расторможенность зачастую вызваны излишним пристрастием к телепрограммам. Прежде всего, теледетям грозят беспокойство, повышенная тревожность и излишняя импульсивность. Кроме того, юные телеманы страдают нарушением сна, в первую очередь, из-за повышенной возбудимости, которую вызывает телепросмотр. Особый вред здоровью ребенка наносит наличие телевизора в детской комнате. К сожалению, ничего гениального медики посоветовать не могут. Нет ничего эффективнее показательного примера. Поэтому задача каждого родителя – уже с рождения минимизировать телепросмотры для детей и больше уделять внимания их всестороннему развитию, чтобы не таскать ребенка по врачам.

Но и с точки зрения здравого смысла, массовая культура (в том числе и телевидение, и СМИ в целом) является неотъемлемой частью культуры, в современном мире – частью господствующей. Недооценка потенциальных возможностей школьника приводит к социальной инфантильности многих выпускников школ. В настоящее время эту проблему могут решить СМИ. Подготовить школьника к активной общественной жизни помогает обращение к публицистике, что объективно повышает степень перехода из детства во взрослость.

Старшеклассники могут уже в обществе сверстников "отрабатывать" модель своего поведения в будущем. На данном этапе развития личности именно СМИ (печать, ТВ, радио и др.) являются важнейшими носителями лексических и грамматических единиц разных уровней речи. Благодаря СМИ взрослые опосредованно воспитывают детей. То, что видят и слышат дети, зависит от установок, данных в семье, в группах сверстников и т.д. Используют в школе так называемые учебные телепередачи в качестве иллюстрации слов учителя. Основное назначение ТВ – быть источником учебной информации, причем передача обычно организует и весь процесс работы в классе.

Информационно-событийные жанры периодической печати, радио и ТВ поставляют богатейший материал, необходимый для изучения большинства тем предметов общественного цикла. Но необходимо тщательно отбирать информацию: из всего информационного многообразия должен выделяться только тот фрагмент, который полностью отвечает целям обучения и воспитания. Игнорировать СМИ – значит обеднять то, что называется повседневной жизнью детей.

Школа должна не только вооружать своих учеников суммой некоторых готовых знаний, но и давать им преимущества в обогащении социального опыта в практике общения со СМИ.

Уже сегодня мы живем в мире экранных образов в большей степени, чем в самой жизни, что касается и поступающей к нам информации, и эмоционального воздействия на психику миллионов людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.3.43 (0.014 с.)