Тема 9. Правовой режим резервных фондов. Правовой статус государственных внебюджетных фондов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Правовой режим резервных фондов. Правовой статус государственных внебюджетных фондов



Цель познакомить магистров с правовыми основами деятельности внебюджетных фондов, особенностями их правового статуса.

Организационная форма занятия- семинар

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Понятие и общая характеристика резервных фондов. Резервные фонды органов исполнительной власти.

2. Понятие и общие принципы деятельности государственных внебю­джетных фондов.

3. Правовое положение Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

4. Особенности процесса составления, пред­ставления и утверждения бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов.

Методические рекомендации

Важность изучения данной темы вытекает из потребности сохранности бюджетных средств, их целевого и эффективного использования, так как это неотъемлемые условия обеспечения экономической безопасности государства. Поэтому при подготовке к занятию студентам необходимо подробно изучить понятие и состав резервных фондов и государственных внебюджетных фондов; выявить особенности формирования и использования их бюджетов, а также контроль за этим процессом.

Следует четко представлять нормативно-правовую базу, определяющую правовой статус государственных внебюджетных фондов, задачи, решаемые с их помощью.

Особое внимание нужно уделить анализу и характеристике таких внебюджетных фондов как Пенсионный фонд, фонды Обязательного социального и медицинского страхования.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(ред. от 30.12.2008)//Российская газета. № 7. 21.01.2009.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 7 января. № 1 (часть 1). Ст. 1.

3. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

4. Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.

5. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (ред. от 19 июля 2002 г.).//САПП РФ. 1994. №8. Ст.599.

6. Устав Фонда ОМС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857.

 

Основная

1. Финансовое право/Под ред. Химичевой Н.И. М.: Норма, 2012.

2. Финансовое право/Под ред. Карасевой М.В. М.: КноРус, 2012.

3. Финансовое право/Под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2011.

 

Дополнительная

1. Агапцов С.А. Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации//Финансовое право. 2005. №3.

2. Забарчук С.Е. Актуальные вопросы административно-правового статуса Пенсионного фонда РФ// Административное право и процесс. 2006. №2.

3. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. – М.: Эксмо, 2005.

Тема 10. Правовые основы государственного и муниципального кредита

Цель проанализировать особенности правового регулирования государственного (муниципального) кредита и государственного (муниципального) долга, изучить порядок управления государственным долгом.

Организационная форма занятия- семинар

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Государственный и муниципальный кредит: понятие, особенности, формы.

2. Государственный и муниципальный долг: понятие, виды долгов, источники обеспечения.

3. Управление государственным долгом.

4. Правовое регулирование внутренних государственных займов.

Методические рекомендации

В процессе подготовки к семинарскому занятию студенту необходимо изучить основы правового регулирования государственного долга, кредитования и заимствований, также требуется обосновать потребность любого государства, как в кредитах, так и в заимствованиях. Поэтому следует начать с анализа государственного кредита, его объема, порядка предоставления и регулирования, а затем перейти к характеристике государственных займов и государственного долга.

При рассмотрении государственных займов нужно обратить внимание на виды заимствований, единство учета регистрации государственных займом, формы внутренних и внешних заимствований, уметь привести примеры. Отдельно требуется осветить проблему порядка предоставления государственных (муниципальных) гарантий.

Как известно в результате заимствований образуются государственные (муниципальные) долги, в основе возникновения которых лежат долговые обязательства, поэтому при подготовке ответа на этот вопрос следует освежить знания об обязательствах, приобретенные в рамках гражданского права. Далее необходимо получить знания о видах долгов, о предельном объеме государственного долга, об особенностях управлении государственным долгом.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(ред. от 30.12.2008)//Российская газета. № 7. 21.01.2009.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 7 января. № 1 (часть 1). Ст. 1.

3. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

4. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп.)//СЗ РФ. 2002. №28. Ст.2790.

5. Федеральный закон от 28 июля 1998 года №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»//СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3814.

6. Положение о Министерстве финансов РФ/Утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329//СЗ РФ. 2004. №31. Ст.3258.

 

Основная

1. Финансовое право/Под ред. Химичевой Н.И. М.: Норма, 2012.

2. Финансовое право/Под ред. Карасевой М.В. М.: КноРус, 2012.

3. Финансовое право/Под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2011.

 

Дополнительная

1. Лебедев В.А. Финансовое право: Учебник. М.: Статут, 2000. (Золотые страницы финансового права России; Т. 2).

2. Озеров И.Х. Финансовое право: Курс лекций, читанный в Московском университете. М.: Типо-Литография Г.И. Простакова, 1950.

3. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. – М.: Эксмо, 2005.

4. Покачалова М.В. Правовые проблемы в сфере государственного долга в условиях реформирования бюджетного процесса//Финансовое право. 2006. №5.

5. Правовое регулирование рынка государственных и муниципальных ценных бумаг / Под ред. А.А. Ялбуганова. М.: Готика, 2005.

6. Шевелева Н.А Бюджетная система России. Опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ. СПб., 2004.

 

Тема 11. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Цель рассмотреть основные виды бюджетных правонарушений и особенности финансово-правовой и административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Организационная форма занятия- семинар

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Бюджетное правонарушение как основание для привлечения к ответственности.

2. Виды бюджетно-правовых санкций.

3. Соотношение административной и бюджетной ответственности.

Методические рекомендации

При изучении данной темы студент на основе полученных ранее знаний о юридической ответственности должен в целом уяснить понятие и значение ответственности за нарушение бюджетного законодательства, ее основания (неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов и т.д.), виды, особенности состава. Бюджетная ответственность, в основном, предусматривается нормами БК РФ и законами о бюджетах.

Необходимо знать, что бюджетное правонарушение обладает всеми признаками правонарушения и оно имеет место тогда, когда на лицо все признаки его состава. Студенту требуется назвать виды бюджетных правонарушений и привести соответствующие примеры.

Система санкций, применяемых к бюджетным правонарушениям, образует финансовые санкции (штраф, изъятие бюджетных средств и т.д.), административные санкции. В процессе подготовки следует обратить внимание на полномочия органов государства по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(ред. от 30.12.2008)//Российская газета. № 7. 21.01.2009.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 7 января. № 1 (часть 1). Ст. 1.

3. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

4. Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5. Положение о Министерстве финансов РФ/Утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329//СЗ РФ. 2004. №31. Ст.3258.

6. Положение о Федеральном казначействе/Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703// СЗ РФ. 2004. №49. Ст.4908.

7. Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ/ Утверждена Приказом Министерства Финансов РФ от 26.04.2001г. №35-н в ред. ФЗ №148-ФЗ от 11.11.2003.

 

Основная

1. Финансовое право/Под ред. Химичевой Н.И. М.: Норма, 2012.

2. Финансовое право/Под ред. Карасевой М.В. М.: КноРус, 2012.

3. Финансовое право/Под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2011.

 

Дополнительная

1. Арсланбекова А.З. Характеристика санкций, применяемых за нарушение бюджетного законодательства// Юрист. – 2006. - №11.

2. Гейхман О.М. Бюджетно-правовая ответственность в системе юридической ответственности// Финансовое право. – 2004. - №5.

3. Другова Ю.В. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства// Журнал российского права. – 2004. - №3.

Тема 12. Налоговое право. Общие положения

Цель познакомить студентов с организационно-правовыми основами налоговой системы Российской Федерации, изучить особенности правового статуса субъектов налоговых правоотношений, проанализировать федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

Организационная форма занятия- Разработка и реализация проектов (мультимедийные презентации) и представление материалов, подготовленных в том числе в малых группах или индивидуально.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение

Занятие 1.

1.Налоги и сборы: экономико-правовое содержание и роль.

2.Основы налоговой системы РФ.

3. Понятие налогового права. Источники налогового права РФ.

Занятие 2.

4. Субъекты налогового права (правоотношения). Права и обязанности участников налоговых правоотношений.

5. Особенности налогового контроля.

6. Понятие и виды налоговых правонарушений. Виды санкций за нарушения налогового законодательства.

Занятие 3.

7. Общая характеристика федеральных налогов и сборов.

8. Налоги субъектов Российской Федерации.

9. Местные налоги: общая характеристика.

Методические рекомендации

 

При подготовке к семинарскому занятию необходимо определить, чем налоги отличаются от сборов, изучить известные классификации налогов по различным критериям: экономическим, административным и др. Следует рассмотреть нормы Конституции РФ, Ч.1 НК РФ, устанавливающие принципы функционирования налоговой системы РФ. Переходя к понятию налогового права как подотрасли финансового права, студенты должны знать систему налогового права, источники налогового права.

Рассматривая вопрос о налоговых правоотношениях, необходимо выяснить, в чем заключается специфика норм налогового права. Студенты должны уметь объяснить особенности налоговых правоотношений, знать их классификацию. Изучив Ч.1 НК РФ и другие нормативно-правовые акты, следует остановиться на участниках налоговых правоотношений: налогоплательщиках, налоговых агентах, представителях налогоплательщика, налоговых органах.

При подготовке к семинарскому занятию определите, какими нормативно-правовыми актами на современном этапе установлена система налогового контроля в РФ. Определите юридический характер основных форм налогового контроля – камеральных и выездных налоговых проверок: в чем сходство и в чем различие данных видов проверок.

Проанализируйте основные документы налогового контроля, порядок осуществления налоговых проверок.

Самым сложным вопросом является вопрос о налоговой ответственности. В данном вопросе студенты должны знать основные подходы в науке к решению проблем, связанных с налоговой ответственностью. Изучить работы Д.В. Винницкого: Винницкий Д. В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. М., 2002. Винницкий Д.В. Налоговое право Российской Федерации. – СПб., 2003.

В ходе семинарского занятия №3 предполагается подготовка мультимедийных презентаций по отдельным вопросам темы. Презентация должна содержать 8-10 слайдов, в которых необходимо отразить основную информацию по отдельным налогам налоговой системы Российской Федерации. Обязательно в конце привести список литературы и Инернет-ресурсов, которые использовал автор (авторы) презентации.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(ред. от 30.12.2008)//Российская газета. № 7. 21.01.2009.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 7 января. № 1 (часть 1). Ст. 1.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ с изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

4. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) – Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117 –ФЗ с изм. и доп. //СЗ РФ. 2000. №32. Ст.3340.

5. Положение о Федеральной налоговой службе/Утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506//СЗ РФ. 2004. №40. Ст. 2904.

6. Постановления Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»// Вестник ВАС РФ. 1999. № 8.

7. Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ»// Вестник ВАС РФ. 2001. № 7.

 

Основная

1. Финансовое право/Под ред. Химичевой Н.И. М.: Норма, 2012.

2. Финансовое право/Под ред. Карасевой М.В. М.: КноРус, 2012.

3. Финансовое право/Под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2011.

 

Дополнительная

1. Березин М.Ю. Виды актов законодательства о налогах и порядок их вступления в силу// Законодательство и экономика. 2006. № 2.

2. Винницкий Д. В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. М., 2002.

3. Винницкий Д.В. Налоговое право Российской Федерации. – СПб., 2003.

4. Высоцкий М.А. Об общих правилах применения законодательства о налогах и сборах// Налоговый вестник. 2007. №2.

5. Иванова В.Н. О системном подходе к пониманию правовых категорий «юридическая конструкция налога», «система налогообложения» и «налоговая система» // Законодательство и экономика. № 6. 2004.

6. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). – М.: Юристъ, 2005.

7. Кирилина В.Е. Некоторые проблемы взаимодействия части первой и части второй Налогового кодекса Российской Федерации // Финансовое право. № 8. 2005.

8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть 1(постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова, 2004.

9. Налоговое право/Под ред. Ю.Крохиной, М.: Юрайт, 2011.

10. Ялбуганов А.А. НК РФ (часть вторая) в системе источников российского налогового права//Финансовое право. 2006. №10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.059 с.)